Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками icon

Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками



НазваниеВопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками
Дата17.10.2016
Размер
ТипВопросы к экзамену

Курс «Психология труда, инженерная психология, эргономика»

2012-2013 уч. год


Вопросы к экзамену:


  1. Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками.

  2. История зарубежной индустриальной психологии: эволюция школ научного управления трудом, производством и развитие прикладной психологии.

  3. История отечественной индустриальной психотехники (тематика исследований, теоретические основы, достижения, судьба лидеров, причины ликвидации).

  4. Методы психологии труда, их классификация, возможности и ограничения.

  5. Эргатическая система, эргатические функции, их типология. Эволюция эргатических функций в истории цивилизации.

  6. Тенденции развития труда в постиндустриальном обществе. Человеческие факторы в эргатических системах.

  7. Понятия: профессия, работа, трудовая деятельность, производственная операция, трудовая задача. Существенные признаки труда, отличие трудовой деятельности от игры, учения, общения.

  8. Трудовой пост в эргатической системе и его компоненты как продукт организационного проектирования, объект психологической оценки и рационализации; Условия труда (организационные, социально-экономические, санитарно-гигиенические).

  9. Объект, предмет и продукт труда. Типология видов продуктов труда, цели и методы их психологического изучения и оценки.

  10. Орудия (средства) труда, их классификация. Психологические аспекты проектирования, совершенствования, использования и оценки.

  11. Понятие субъекта труда, уровни и цели его изучения в психологии труда.

  12. Психические регуляторы труда, их разновидности, цели и методы изучения.

  13. Сознание, самосознание, опыт субъекта труда. Психологические признаки сознания субъекта труда, способы изучения, задачи диагностики, цели формирования.

  14. Трудовая мотивация субъекта труда, методы ее изучения. Концепции трудовой мотивации (содержательные и процессуальные), их значение для практики управления персоналом. Методы диагностики ценностно-мотивационных образований субъекта труда.

  15. Психологическое изучение профессиональной деятельности: целевая направленность, методы исследования.

  16. Профессиограмма и психограмма профессионала. Понятие профессионально-важных признаков (качеств), их виды, пути выявления.

  17. Классификации (типрологии) профессий в психологии труда: критерии, способы группировки, примеры. Многопризнаковая классификация профессий в целях профориентации, ее структура, способы применения.

  18. Особенности образа мира в сознании разнотипных профессионалов.

  19. Виды профессиональных действий, способы их выявления и психологического анализа.

  20. Стадии развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Этапы становления профессионала в цикле профессионализации (Е.А. Климов).

  21. Психологические проблемы профориентации и карьерного консультирования. Цели и методы.

  22. Теории профессионального развития, используемые в карьерном консультировании.

  23. Кризисы профессионального развития. Синдром эмоционального выгорания как форма профессиональной дезадаптации личности.

  24. Профессиональные деформации (деструкции) личностного развития.

  25. Профессиональные компетенции и компетентность работника; профессионализм, способы исследования, диагностики, формирования.

  26. Роль психологии труда в совершенствовании профессиональной подготовки. Методы профессионального обучения. Психологические критерии построения эффективного тренажера.

  27. Методы оценки профессиональной эффективности. Метод экспертизы в оценке профессиональной успешности: варианты построения экспертных шкал, источники ошибок экспертов.

  28. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Уровни исследования индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности и свойства интегральной индивидуальности.

  29. Эффективный индивидуальный стиль трудовой деятельности: структура, условия формирования, методы изучения и оценки.

  30. Профессиональная пригодность как системное понятие, степени пригодности. Объектные и субъектные компоненты профпригодности.

  31. Относительная и абсолютная профпригодность. Психологические средства обеспечения взаимосоответствия человека и профессии.

  32. Этапы разработки методов прогнозирования профессиональной пригодности. Критерии применимости тестов для прогноза профессиональной успешности, способы их количественной оценки.

  33. Этические требования и правовые ограничения в профотборе персонала.

34.Психологические вопросы расстановки, аттестации и выдвижения резерва кадров.

35.Психология профессиональной работоспособности. Понятие функционального состояния человека; динамика и виды функциональных состояний в труде.

36.Методы диагностики функциональных состояний человека в труде.

37.Направления и технологии оптимизации функциональных состояний человека в труде.

38.Работоспособность как один из критериев психического здоровья и нормального развития личности.

39.Психология труда как лечебного средства: трудотерапия при физических травмах и психических заболеваниях.















































































  1. Подходы и концепции в инженерной психологии.

  2. Методы инженерно-психологического анализа деятельности человека-оператора в эргатической системе.

  3. Ошибка субъекта труда: психологические концепции ошибки; ошибка и опыт; психологическая классификация ошибок.

  4. Практика расследования происшествий с участием психологов. Профилактика ошибок.

  5. Теоретический анализ профессиональных действий в инженерной психологии: информационная, процессуальная, имитационная, корреляционная модели. Когнитивный, исполнительный, эмоциональный и коммуникативный аспекты действия работника.

  6. Представления о функциональной структуре профессионального действия.

  7. Таксономия профессиональных задач оператора в виде набора глаголов. Простые и сложные задачи в труде оператора. Решение сложных задач. Особенности мышления оператора. 

  8. Определение задач операторов при проектировании эргатических систем.

  9. Принятие решения. Теория. Модели. Принятие решения в различных видах труда.

  10. Команда, экипаж и совместная деятельность. Понятия «группа» и «команда профессионалов» - общее и отличия; стадии образования команд.

  11. Психологическая характеристика группового профессионального действия (пространственная координация, синхронизация, единство смысла, динамика отношений). Модели деятельности операторских команд. Понятия: «совместимость», «сплоченность», «сработанность», «слетанность» (для летных экипажей).

  12. Опасные и экстремальные профессии. Виды риска и ответственности в труде. Склонность к риску и методы ее оценки; другие опасные личностные качества работника. Поведение оператора в опасной ситуации.

  13. Причины отказа работников от участия в сложных и опасных видах деятельности. Тревожность, страх, профессиональные неврозы.

  14. Профессиональные конфликты, их виды; способы изучения и урегулирования.

  15. Оперативный образ ситуации, информационная и концептуальная модель.

  16. Психологические аспекты безопасности труда.

  17. Временной анализ трудового процесса.

  18. Модификация, модернизация, перестройка эргатических систем. Компьютеризация в различных видах труда. Интеллектуальный интерфейс.

  19. Инженерная психология в проектировании эргатических систем: этапы, специфика работ на разных этапах.

  20. Распределение функций между человеком и машиной при проектировании эргатических систем. Преимущества и недостатки человека-оператора и машин-автоматов.

  21. Аттестация рабочих мест в эргатической системе. Классификация рабочих мест. Трудовой пост и рабочее место (общее и отличия понятий). Проектирование рабочего пространства.

  22. Пространственная организация, расчет параметров и планировка рабочего места. Антропометрические и функциональные характеристики. Базы отсчета при конструировании рабочих мест.

  23. Инженерно-психологическая оценка и рационализация вспомогательных средств труда; ручного инструмента; органов управления.

  24. Проектирование информационной среды деятельности оператора.

  25. Проектирование жизненного пространства эргатических систем: цех (интерьер), предприятие, окружающее пространство, территория.

  26. Эргономические аспекты планирования труда и отдыха персонала.  

  27. Эргономическая оценка эргатических систем. Методы оценки результатов труда и трудового процесса.

  28. Понятие «функциональный комфорт». Оценка удобства рабочего места, поста управления, инструмента и средств отображения информации.

  29. Оценка эффективности и надежности эргатической системы.

  30. Психологические аспекты оценки качества промышленной продукции, товаров и услуг.

  31. Эргономические аспекты стандартизации.




Похожие:

Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками iconЛекция №1. Организационная психология как научная
Ситуация изменилась в начале 20 века, когда психология была уже признанной наукой и начала активное внедрение научного психологического...
Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками iconУчебники и учебные пособия по психологии, грамотно структурировать конспект урока психологии. Задачи
Практическое занятие Психология как учебный предмет в школе. Психологическое образование и развитие личности
Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками iconКурс лекций «Обработка данных» для специальности П. 04. 05. 00. П «Практическая психология»
П. 04. 05. 00 «Практическая психология», рд рб 02100 100-98, высшее образование, специальность Г. 07. 01. 00 «Психология» для переподготовки,...
Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками iconЛекция 1 Предмет и содержание социологии труда
Источник: А. А. Дикарева, М. И. Мирская. Социология труда. М., Высшая Школа, 1989, Дряхлов и др Социология труда, мгу, 1996
Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками iconА. М. Руткевич «Понимающая психология» К. Ясперса
У дильтея основанием герменевтики становится психология: «первая и основополагающая единичная наука о духе; следовательно, ее истины...
Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками iconПсихология и педагогика Введение
Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX...
Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками iconОрганизация, производительность и оплата труда. Понятие и значение научной организации труда
Научная организация труда является составляющей цикла производственного менеджмента на оперативном уровне. Организация труда должна...
Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками iconЛекция 14. Экономика отрасли растениеводство
Растениеводство – сложная отрасль, базирующаяся на использовании земли как предмета труда, средства труда и человека как главного...
Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками icon4 охрана труда 1 Анализ опасных и вредных производственных факторов
Как известно полностью безопасных и безвредных производств не существует. Задача охраны труда свести к минимуму вероятность поражения...
Вопросы к экзамену : Психология труда, инженерная психология и эргономика как отрасли научного знания, предмет и задачи, связи психологии труда с другими непсихологическими научными дисциплинами и психологическими науками iconМаркетинг. Связь маркетинга с другими науками
Маркетинг нашел широкое применение и в сфере услуг, отдельных организаций, личностей и т д. Особенно в сфере услуг, т к это очень...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами