О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году icon

О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году



НазваниеО преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году
Дата17.10.2016
Размер
ТипМетодическое письмо


Составители:

Немцева Татьяна Васильевна, методист,

Желнин Юрий Юрьевич, к.б.н., доцент

кафедры естественно-математических дисциплин


Методическое письмо

о преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году

в общеобразовательных учреждениях Ярославской области


Школьный курс биологии  важный компонент естественнонаучного образования. Он вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.

Преподавание предмета «Биология» регламентируется нормативно-правовой базой Минобразования РФ и региональными документами Департамента образования Ярославской области (см. Приложение 1).

На современном этапе перед школой поставлена задача постепенного обновления структуры и содержания общего среднего образования, создания равных возможностей в получении качественного образования.

^ Пути дальнейшего совершенствования содержания биологического образования и процесса обучения биологии заключаются в следующих направлениях:

  • ориентация на стандарты нового поколения и отражение в курсе классических и современных достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру (открытия в области генетики, молекулярной биологии, расшифровка генома человека);

  • повышение внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем, связанных с познанием человеком «самого себя», значимых для самого ученика и востребованных в повседневной жизни, составляющих основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья;

  • расширение знаний по санитарии и гигиене как основы здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, распространения СПИД(а);

  • усиление прикладной направленности содержания за счет раскрытия связи теории с практикой, показ применения научных достижений в реальной жизни (защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия и др.);

  • разгрузка содержания биологического образования, сокращение описательного, второстепенного или сложного для усвоения материала, перенесение сложных теоретических понятий из основной школы в старшую.

На основе федеральных нормативных документов сформирован региональный учебный план общеобразовательных учреждений области (приказ Департамента Образования Администрации ЯО от 12.05.2006 г. №01-03/318).

В соответствии с региональным учебным планом на изучение курса «Природоведение» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, на изучение курса «Биология»: 6 класс – 1 час в неделю, 7-9 классы – по 2 часа в неделю, 10-11 классы – 1 час в неделю на базовом уровне и 3 часа в неделю на профильном уровне.

На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности рекомендуется добавить из школьного компонента в 6 классе – 1 час в неделю учебного предмета «Биология» модуль «Биологическое краеведение» (Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.-с.44).

В Приложении №3 дано тематическое планирование данного модуля к курсу «Биология» 6 класса к УМК Н.И.Сонина на 34 часа, к УМК В.В.Пасечника и И.Н.Пономаревой планирование приведено в методическом письме «О преподавании предмета биологии в 2007-2008 учебном году».

Реализуемая в настоящее время вариативность общего образования обеспечивается многообразием учебной литературы по биологии.

Минобразования РФ утвердило перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2008/09 учебный год (Приложение 4).

Из шести рекомендованных образовательным линий образовательные учреждения области работают по трем, которым соответствуют следующие программы:

1. В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова//Программы для образовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006.

2. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова // Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.

3. В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева // Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана - Граф, 2005.


Особенности введения федерального компонента государственного

стандарта общего образования в VII классах


В Федеральном базисном учебном плане на биологию отводится в основной школе 245 часов, из них в VII классе – 70 ч (2 ч в неделю).

Особое внимание при изучении курса биологии 7 класса необходимо уделить вопросам систематики животных, особенностям строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, связи строения со средой обитания животных. Именно по этим вопросам наблюдается наибольшее количество ошибок при проведении мониторинга знаний выпускников области ЦО и ККО («Оценка качества образовательных достижений выпускников основной школы». Биология. Химия., 2006г.) и итоговой аттестации учащихся XI классов по биологии в форме ЕГЭ по России (2001-2007гг.). Отработку навыков определения систематической принадлежности необходимо осуществлять через практико-ориентированную деятельность учащихся.

Учащиеся в процессе освоения курса биологии в VII классе должны приобретать умения, связанные с проведением простых биологических исследований (работа с микроскопом, проведение опытов, изучение процессов, распознавание объектов, определение систематической принадлежности, анализ и оценка) и формированием навыков информационной культуры (проводить самостоятельный поиск биологической информации).

^ Рекомендации по использованию УМК в основной и средней школе

В 2008/2009 учебном году могут использоваться учебно-методические комплекты по биологии, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ (Приказ № 349 от 13 декабря 2007 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год»). Ознакомиться с ним можно на сайте Министерства образования и науки: http://www.mon.gov.ru и в Вестнике образования №1 2008г., или в Приложении 4.

^ Обращаем внимание учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида на выпуск учебников по биологии для 7-9 классов (Приложение 4).

При реализации процесса обучения биологии в рамках отдельной ступени общего образования желательно не использовать учебники разных авторских линий, так как они имеют разную структуру школьного курса (линейную или концентрическую) и предполагают разные технологии преподавания предмета.

^ Обращаем внимание учителей на выбор УМК в основной школе! На данный момент только несколько линий, полностью или частично, соответствуют государственному стандарту 2004 г.:

  1. УМК программной линии Н.И.Сонина 5-11 классы

  2. УМК программной линии В.В. Пасечника 5, 6, 8, 10-11 классы

  3. УМК программной линии Л.Н. Сухоруковой 6,7 классы

  4. УМК программной линии «Школа 2100» 5-7 классы

  5. УМК программной линии Д.И. Трайтака 6-9 классы.

Используемые в области для преподавания биологии в основной школе линии В.В. Пасечника и И.Н.Пономаревой, не полностью переработанные на соответствие государственному стандарту общего образования 2004 года, необходимо перерабатывать, добавляя недостающие темы и практические работы в соответствии с примерными программами по биологии основного общего образования. Данные предметные линии начали дорабатываться авторами в соответствие с требованиями к уровню подготовки учащихся государственного стандарта общего образования.

В 2008 году подготовлены новые учебники для 6 класса (В.В.Пасечник. Биология 6 класс. М.: Дрофа, 2007), построенный по концентрическому принципу, и для 8 класса (А.С. Батуев. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2007).

^ Формы итоговой аттестации по биологии

выпускников основной и средней школы

Для обеспечения объективности оценки качества биологического образования в практике российских школ используются различные формы аттестации выпускников: устный и письменный экзамен, защита рефератов, проектов, компьютерное тестирование. В 2008/2009 учебном году для проведения итоговой аттестации выпускников основной школы могут использоваться экзаменационные билеты по биологии (М: Дрофа, 2006, 2007 гг.). При разработке билетов учтены два нормативных документа: Обязательный минимум 1998-1999 гг. и федеральный компонент государственных стандартов по биологии 2004 г. Они опубликованы в «Вестнике образования» (№ 5 за 2006 и 2007гг.).

Изучить нормативные документы по ЕГЭ на 2008 год можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru.

^ Обращаем особое внимание учителей, что для подготовки к единому государственному экзамену по биологии можно использовать публикации официальных материалов ЕГЭ издательств «Просвещение», «Интеллект-Центр», Центр тестирования МО РФ», «Компания 1С», «Дрофа» (Приложение 6).

В целях совершенствования обучения биологии при организации учебного процесса следует обратить особое внимание на:

      • использование эколого-эволюционного, системного, функционального подходов, которые способствуют систематизации знаний школьников, их обобщению и осмыслению на новом качественном уровне, а также позволяют акцентировать внимание на методах научного познания и современных достижениях науки;

  • раскрытие сущности обмена веществ, процессов жизнедеятельности, исторического развития видов и экосистем, что способствует повышению воспитательного и развивающего потенциала курса;

  • реализацию деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности (сравнение, распознавание, определение принадлежности, установление причинно-следственных связей, проведение наблюдений, постановка опытов, мысленное моделирование и проведение натуральных экспериментов и др.), выдвижения на первый план общебиологических знаний и умений применять их для анализа и интерпретации второстепенных, частных фактов;

  • повторение и обобщению наиболее значимых и наиболее сложных для школьников знаний (классификация органического мира, обмен веществ, уровни организации живой природы, движущие силы, результаты и направления эволюции, экологические закономерности и др.);

  • контроль знаний основных биологических теорий, законов, общебиологических понятий;

  • решение биологических задач при особом внимании на таковые по цитологии (включая аспекты биохимии), генетике, эволюционному учению и экологии;

  • формирование умений выпускников применять полученные знания в новой, непривычной ситуации, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать устанавливать иерархическую соподчиненность, выполнять практико-и-личностно - ориентированные задания (Методическое письмо «О преподавании биологии в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2007года» Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФИПИ).



^ Методическое сопровождение процесса обучения учащихся

В 2008/2009 учебном году перед учителями школ по-прежнему будет стоять проблема совершенствования методической системы преподавания предмета, в связи с сокращением часов на преподавание предмета в VI, X, XI классах и введением федерального компонента общего образования.

^ Учителю важно знать, что стандарт естественно - научного профиля ориентирует на качественное освоение достаточно обширного и сложного материала по общей биологии, а также на развитие знаний и умений, полученных учащимися в основной школе.

В связи с этим обновляется не только содержание и структура, но и методика преподавания предмета, на что необходимо обратить пристальное внимание.

Сейчас, главный акцент делается на развитие ученика. Важно научить школьников умению добывать информацию из различных источников, анализировать, критически осмысливать и умело использовать ее; осуществлять исследовательскую деятельность. Школьники должны уметь применять информационные технологии, использовать компьютерные программы, которые в наибольшей степени интересны для осознания собственного успеха или ликвидации недоработок. Именно информационные технологии призваны повысить уровень образования и, прежде всего, за счет увеличения времени, которое школьник тратит на самообразование.

Согласно Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002г №2783.) в рамках профильного обучения предусмотрены элективные курсы и учебно-исследовательские практики.

Воспользовавшись нижеуказанными источниками можно найти интересные элективные курсы по биологии для профильного обучения учащихся:

    1. Журналы «Биология в школе» за 2005 - 2007 гг.

    2. Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение/ авт.-сост. Г.А. Шипарев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

    3. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.

    4. Алексеев С.В. и др. Экологический практикум школьника: Элективный курс для 10-11 кл. – Самара : Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.

    5. http://www.profile.edu.ru (Элективные курсы)

    6. http://www.drofa.ru (Каталог издательства)

    7. http://ipkps.bsu.edu.ru/ (Виртуальный методический кабинет/Химия и биология)

    8. http://www.vgf.ru/ (Каталог издательства)

    9. http://www.prosv.ru (Каталог издательства)

При работе над исследовательскими проектами учащимся и учителю будут полезны следующие электронные ресурсы:

  1. http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»);

  2. http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);

  3. http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

  4. http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).

В условиях процесса информатизации естественнонаучного образования (внедрения новых информационных технологий и разработки методики интерактивного урока) учителю биологии следует активно использовать в учебном процессе электронные учебные издания и ресурсы Интернета (Приложение №4).

В рамках подготовки учащихся к районным и областным олимпиадам по биологии рекомендуем воспользоваться следующей учебно-методической литературой:

  1. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, М.В. Голубева и др. - М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.

  2. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.

  3. Всероссийская олимпиада школьников по биологии: Методическое пособие/Сост. Г.Г. Швецов; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005.

  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2003.

  5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2003.

  6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2003.

  7. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2003.

  8. Дольник В.Р. и др. Биология: позвоночные животные: пособие для учащихся/ В.Р. Дольник, М.А. Козлов. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Дольник В.Р. и др. Биология: безпозвоночные животные: пособие для учащихся/ В.Р. Дольник, М.А. Козлов. – М.: Просвещение, 2005.

  10. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.

  11. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни: пособие для учащихся/ Б.М. Медников. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2006.

  12. Олимпиадные задания по биологии.6-11 классы /авт.-сост. Л.М. Кудинова.- Волгоград: Учитель, 2007.

  13. Черепанов И.В. Биология: бактерии, грибы, лишайники, растения. / И.В. Черепанов. – М.: Просвещение, 2005.

Кафедра естественно-математических дисциплин ЯО ИРО продолжает работу по методическому обеспечению образовательного процесса:

  • сформирована нормативная база преподавания предмета «Биология» и требования к современному кабинету биологии (Приложение №5);

  • разрабатывается примерное тематическое планирование для преподавания предмета по разным авторским линиям (по программе В.В Пасечника ; Н.И.Сонина, И.Н. Пономаревой);

  • разрабатываются программы элективных учебных предметов по биологии и создается банк программ;

  • создан и постоянно пополняется банк разработок уроков для основной и средней школы по отдельным темам курса биологии с использованием современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии дебатов, проектно-исследовательской деятельности, урок-практикум, информационных технологий и т.д.), а также дидактических материалов по современным взглядам на отдельные темы курса общей биологии;

  • разработаны методические материалы для реализации краеведческого содержания курса биологии в 6 классе.



Приложение 1.

Нормативная база введения БУП-2004 и федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  1. Приказ Минобразования и науки РФ №1089 от 5.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004. №№ 12, 13, 14);

  2. Приказ Минобразования и науки РФ № 1312 от 9.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (//Вестник образования, 2004. №№ 13, 14);

  3. Методическое письмо федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 г. в преподавании биологии в средней школе» (сайт ФИПИ //www.fipi.ru);

  4. Приказ Минобразования и науки РФ № 349 от 13.12.2007 г. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-2009 учебный год» (//Вестник образования, № 1. 2008.; сайт Минобразования и науки РФ //www.mon.gov.ru);

  5. Приказ Департамента образования Ярославской области от 12.05.2006 г. № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана»;

  6. Письмо Департамента образования ЯО от 14.09.2006 г. № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004».

  7. Приказ Департамента образования Ярославской области от 12.05.2006 г. № 01-10/203 «О формировании учебных планов классов универсального (непрофильного) обучения в старшей школе».


Приложение 2.

Требования к кабинету биологии

Кабинет биологии (лаборатория, лаборантское помещение)

1. Санитарно-гигиенические требования к кабинету биологии.

1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение",

1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола

1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Не следует размещать на окнах крупные растения или полочки с растениями. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2х40,

ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122Ц25) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

1.6. Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.

1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола - 0,3-0, 5.

1.10. Лаборатория и лаборантское помещение должно быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.

1.11. Содержание вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.

1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

13. В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.

1.14. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

1.15. Демонстрационный стол учителя должен быть оснащен розеткой на 220В переменного тока. Подводка электрического тока к столу должна быть стационарной и скрытой.

^ 2. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

2.1. В кабинете используют специализированную мебель:

- для организации рабочих мест обучающихся и учителя;

- для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования;

- для размещения живых объектов (растений и животных), используемых в демонстрационном эксперименте, наблюдениях на уроках и во внеурочное время;

- приспособления для оформления интерьера кабинета;

- для размещения аппаратуры.

2.2. Мебель для организации рабочего места учителя:

- одна секция стола демонстрационного (ГОСТ 18607-93) и стол для учителя со стулом.

2.3. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные лабораторные ученические столы разных ростовых групп (N4,5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп (по ГОСТ 18314-93).

2.4. Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых можно компоновать варианты комбинированных лабораторных шкафов.

Шкаф комбинированный лабораторный размещается по задней стене лаборатории и состоит из следующих секций (по ГОСТ 18666-95).

  Наименование секций

Кол-во

Примечания

Секция остекленная

5

Верхняя, с полками

Секция с ящиками

1

С цоколем, используют в качестве нижней. Дверки глухие

Секция с глухими дверками

2

С цоколем, используют в качестве нижней

Секция с лотками

2

С цоколем, используют в качестве нижней. Дверки глухие

2.5. Мебель для размещения живых объектов располагается в лаборантском помещении - препараторский стол (или стеллажи).

2.6. В лаборантском помещении устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций:

- нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 2 шт.;

- нижняя (с цоколем) с лотками - 2 шт.;

- верхняя с глухими дверками - 8 шт.

^ 3. Требования к оснащению кабинета техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями

3.1. В кабинете должны быть постоянно размещены диапроектор, графопроектор, эпипроектор, телевизор (цветной, с размером экрана по диагонали не менее 61 см), видеомагнитофон, компьютер для работы учителя.

3.2. Для размещения аппаратуры в кабинете должны быть две передвижные подставки. На одной, расположенной у задней стены, размещают диапроектор и эпипроектор; на другой, расположенной у передней стены - телевизор, видеомагнитофон. Графопроектор должен быть установлен на специальной передвижной тележке, установленной на расстоянии не менее 1,8 м от доски (экрана).

3.3. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна – у классной доски, другая - на противоположной от доски стене лаборатории, третья - на стене противоположной окнам.

3.4. Для рационального размещения аппаратуры во время ее использования в учебном кабинете можно выделить три следующие зоны размещения проекционной аппаратуры:

а) в середине кабинета (диапроектор для демонстрации диапозитивов-слайдов (Если в школе имеются диафильмы), диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, эпипроектор);

б) в зоне рабочего места учителя (графопроектор и телевизор, видеомагнитофон). Экран должен быть подвешен наклонно, т.к. при работе с графопроектором на вертикальном экране возникают искажения. Экран может быть укреплен на кронштейнах над классной доской на расстоянии около 40 см от передней стены (допустим также способ подвески экрана к потолку на стержнях, тросиках или к панели над доской).

3.5. При демонстрации диапозитивов-слайдов (при ширине экранного изображения 1,2 - 1,4 м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2.7м, а от последних столов - 8,6 м.

3.6. При демонстрации видеофильмов необходимо обеспечить расстояние от экрана до обучающихся не менее - 3-4 м, высота подвески нижнего края экрана над подиумом - не менее 0,9 м.

3.7. Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума должна быть -1,2 - 1,3 м. Для уменьшения световых бликов на экране телевизор должен быть устанавлен так, чтобы верхний край был наклонен в сторону обучающихся на 10 - 15 градусов.

^ 4. Требования к помещениям кабинета

4.1. Для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и лаборантская - 15- 18 кв. м. Целесообразнее всего разместить кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг или восток.

4.2. Кабинет биологии может быть объединен с кабинетом для преподавания интегрированного курса естествознания. В малочисленных школах могут быть организованы объединенные кабинеты : биолого-химический, биолого-географический, кабинет естествознания с преподаванием биологии, химии, физики. В объединенном кабинете необходимы: одно помещение лаборатории и 1-2 лаборантских помещения.

4.3. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы должны быть установлены как правило в три ряда. Допускается двухрядная или однорядная установка столов.

Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски - 8,6 м.

4.4. По задней стене лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования и аппаратура (диапроектор, эпипроектор) на подставках.

4.5. На передней стене размещают доску и часть постоянной экспозиции.

4.6. На боковой стене, противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды для постоянной и временной экспозиции.

4.7. В лаборантском помещении размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с доской для сушки химической посуды.

^ 2.5. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием

5.1. Организация кабинета биологии предусматривает его оснащение полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими "Перечнями учебного оборудования по биологии для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

5.2. Учебное оборудование по биологии делится на группы:

- натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);

- приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;

- муляжи, модели, рельефные таблицы;

- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);

- экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты);

- проекционная аппаратура для предъявления информации, заложенной в ЭЗСО;

- средства новых информационных технологий (СНИТ): персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), пакеты прикладных программ; демонстрационное оборудование - комплект датчиков

и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом Физическом параметре или процессе:

- литература для учителя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).

^ 6. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

6.1. В состав рабочего места для учителя биологии входят: демонстрационный стол (одна секция), стол для учителя со стулом, классная доска, экран.

6.2. К секции демонстрационного стола должен быть подведен электрический ток напряжением 220В, вода.

6.3. Для кабинета, как правило, используют классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита 1500x1000 мм, откидных щитов - 750x1000 мм. Эти доски имеют магнитную поверхность для использования моделей-аппликаций. На верхней кромке классной доски должны быть размещены 6-7 держателей для таблиц эпизодического использования.

6.4. Рациональная организация рабочего места для обучающегося требует соблюдения следующих условий:

- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, проведения наблюдении и т. д.

- удобное размещение оборудования, используемого на уроке;

- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;

- необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

6.5. Для кабинета биологии необходимо использовать ученические лабораторные столы (размер крышки стола 600x1200 мм) с пластиковым покрытием. Для того, чтобы мебель соответствовала росту учащихся, в кабинете должны быть размещены столы следующих групп: 4 - 20%; 5 - 60%; 6 - 20%.

Размеры столов и стульев в кабинете биологии

Группа мебели

Группа роста (в мм)

Высота заднего края крышки стола (в мм)

Высота переднего края сиденья стула (в мм)

Цвет маркировки

4

1450-1600

640

380

Красный

5

1600-1750

700

420

Зеленый

6

От 1750

760

460

Голубой

6.6. Ученическая мебель должна быть промаркирована Снизу на крышке стола следует написать группу стола (в числителе) и рост учащихся (в знаменателе). Например, марка 4/140-160 означает, что мебель группы 4 предназначается для обучающихся ростом 140-160 см. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом.

^ 7. Требования к размещению и хранению оборудования

7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

- его сохранность

- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия, закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты) .

7.2. Учебное оборудование должно быть размещено так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований.

7.3. Для организации самостоятельных лабораторных работ следует использовать лоточную систему подачи раздаточного материала. В укладках хранят посуду, препаровальные инструменты, лоток для микропрепаратов и т.д.

7.4. Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) необходимо хранить в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранят в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках.

7.5. Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.

7.6. Микропрепараты хранят в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных лотках с 4-5 гнездами.

7.7. Влажные препараты должны храниться в шкафу с глухими дверками.

7.8. Муляжи, модели сохраняют в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги. Крупные анатомические модели - под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.

7.9. Таблицы хранят в рулонах или наклеивают (по выбору учителя) на картон или ткань и расставляют их по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.

7.10. Диафильмы, диапозитивы-слайды, видеофильмы хранят в фабричной упаковке - в коробках, альбомах. Их следует разложить по разделам курса биологии.

7.11. Для оптических приборов - микроскопов, препаровальных инструментов и ручных луп желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы должны храниться под чехлом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа. Ручные лупы в специальных укладках.

7.12. Препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) размещают также в укладках.

7.13. Размещение посуды в кабинете биологии зависит от частоты ее использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят приборы, используемые при изучении биологии. В нижнем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, корковые и резиновые пробки. На торцовой части укладок наклеивают этикетки с названием имеющегося оборудования.

7.14. К хранению реактивов в кабинете предъявляют общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).

7.15. Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую балку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Хранить вещества без этикеток в кабинете запрещается. Органические вещества (спирт, формалин) должны храниться в кабинете химии.

7.16. Для борьбы с вредителями на пришкольном участке, в уголке живой природы, для борьбы с музейными вредителями в кабинет биологии приобретают ядовитые вещества. Многие из них являются ядовитыми и для человека. На этикетке сосудов, где хранятся эти вещества, необходимо указать "яд". Ядовитые вещества необходимо хранить в запирающемся шкафу или сейфе.

7.17. Экскурсионное оборудование - папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала - складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской.

^ 8. Требования к оформлению интерьера кабинета

8.1. Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).

8.2. При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что весь этот материал предназначен для использования на уроках, а значит текст, рисунки должны быть видны обучающимся с любого рабочего места.

8.3. Для иллюстрации понятия развития органического мира целесообразно использовать печатную таблицу. Другим элементом постоянной экспозиции является стенд "Фенологические наблюдения", используемый при изучении всех разделов курса биологии. Для оформления боковой стены используют материалы серии "Уровни организации живой природы", портреты ученых-биологов.

8.4. Вдоль задней стены должны быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная), или витрины, в которых располагают представителей (в виде гербарного материала, чучел и т.п.) основных систематических групп растительного и животного мира, а также экспозиции "Типичные биоценозы".

Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, где учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биологическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по профориентации школьников, стенд с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т.п.

8.5. При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках.

Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону.





^

Приложение 3.

Учебно-тематический план модуля «Биологическое краеведение»

6 класс к УМК Н.И. Сонина (34 часа)


п/п

Наименование разделов, тем

Всего

часов

В том числе

Лекции

Практич. занятия

Экскурсии

^ Введение (2часа)

1.

Проблема сохранения биоразнообразия организмов. Стратегия и программ действий по сохранению биоразнообразия Ярославской области.

1

1

-

-

2.

История изучения природы Ярославской области

1

1

-

-

Тема 1. Жизненные формы и экологические группы растений (8 часов)

3.

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов и лишайников

1

1

-

-

4.

Основные виды деревьев и кустарников, произрастающих на территории Ярославской области

1

1

-

-

5.

^ Пр.р.№1. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке (изучаются особенности различных жизненных форм растений, распространение определенных жизненных форм и их жизненное состояние)

1

-

-

-

6.

Хвойные растения Ярославской и их экологические группы.

Пр.р.№2. Определение на месте проживания (или по гербарию) видов и экологических групп хвойных растений

1

-

1

-

7.

Лиственные деревья и кустарники Ярославской области.

Пр.р.№3. Определение на месте проживания (или по гербарию) видов и экологических групп лиственных растений

1

-

1

-

8.

Экскурсия « Деревья и кустарники парков и скверов»

1

-

-

1

9.

Экскурсия «Травянистые растения Ярославской области» (на месте проживания).

1

-

-

1

10.

Ядовитые грибы Ярославской области (на месте проживания).

1

1

-

-

Тема 2. Жизненные формы животных (10 часов)

2.1

Жизненные формы животных по способу добывания пищи

6

5

1

-

11.

Растительноядные животные Ярославской области (на примере местных видов).

1

1

-

-

12.

Жищные животные Ярославской области (на примере местных видов).

1

1

1

1

13.

Трупоеды. Симбионты (на примере местных видов).

1

1

-

-

14.

Всеядные и паразитические формы животных (на примере местных видов).

1

1

-

-

15.

Пр.р.№4. «Определение групп организмов по способу добывания пищи»

1

-

1

-

2.2.

Жизненные формы по способу передвижения

4

3

1

-

16.

Плавающие животные Ярославской области (на примере местных видов).

1

1

-

-

17.

Летающие животные Ярославской области (на примере местных видов).

1

1

-

-

18.

Сухопутные (стопоходящие, пальцеходящие, копытные) животные Ярославской области (на примере местных видов).

1

1

-

-

19.

Пр.р.№5. «Изучение особенностей строения конечностей животных с разным способом передвижения»

1

-

1

-

Тема 3. Природные сообщества (4 часа)

20.

Природные сообщества Ярославской области

1

1

-

-

21.

Экскурсия «Природные сообщества леса»

1

-

-

1

22.

Экскурсия «Природные сообщества луга»

1

-

-

1

23.

Экскурсия «Природные сообщества пресного водоема»

1

-

-

1

^ Тема 4. Редкие и охраняемые растения и животные Ярославской области ( часов)

24

Изменения в сообществах под воздействием деятельности человека.

Меры по охране природы.

1

1

-

-

25-26.

^ Проектная работа «Что мы знаем об экологических проблемах нашей области (района/города)»

2

-

2

-

27

^ Пр. р. №6. «Специфика влияния факторов городской среды на растения» (для городских школ)

Пр. р. №6. «Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на природные сообщества» (для сельских школ)

1

-

1

-

28.

Красная книга РСФСР. Красная книга Ярославской области. Основные категории охраняемых видов.

1

1

-

-

29.

Редкие и охраняемые растения и животные Ярославской области.


1

1

-

-


30.

Лаб.р. №7. «Описание редких и охраняемых растений, грибов и лишайников» (на месте проживания).

1

-

1

-

31.

Особоохраняемые территории Ярославской области.

1

1

-

-

32.

Памятники природы местного значения.

1

1

-

-

33.

Дарвинский заповедник

1

1

-

-

34.

^ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

(в форме дидактической игры или экскурсии в краеведческий музей)

1

-

-

1



Список литературы

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: справочное пособие. Самара: Корпорация «Федоров», «Учебная литература», 2005.

  2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. М.: Агропромиздат, 1989.

  3. Атлас Ярославской области. - М., 1964.

  4. Бабенко В.Г., Зайцев Е.Ю. и др. Биология: Материалы к урокам экскурсиям. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

  5. Баранов В.Н. и др. География Ярославской области. Учебное пособие для 6-8 классов средней школы. Ярославль, 1993.

  6. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/ Под ред. Н.М.Черновой. - М.: Вентана - Граф, 2002.

  7. Веселова Г.Н. Сохранение биоразнообразия России. Национальная стратегия// Биология в школе, 2004. № 8.

  8. Горская Н.А. Биология. Экология растений: 6 класс общеобразовательных учреждений: Рабочая тетрадь.- М.: Вентана - Граф, 2002.

  9. Дарвинский заповедник. Фотоальбом.- М., 1983.

  10. Ерстафьев В.А. Правовые основы и практические механизмы сохранения редких видов животных и растений.- М.: Има - Пресс, 2000.

  11. Ковалев И.А. Лесами, полями, лугами, озерами, морем и реками моей родной Земли. Маршруты путешествий по Ярославской области. - Ярославль, 1963.

  12. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Биология. Покрытосеменные растения.- М.: Дрофа, 2003.

  13. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Твой первый атлас-определитель. Растения луга.- М.: Дрофа, 2005.

  14. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Твой первый атлас-определитель. Растения леса. - М.: Дрофа, 2005.

  15. Колбовский Е.Ю., Рохмистров В.Л., Щенев В.А. и др. Экология Ярославской области. - Ярославль: Верхнее - Волжское книжное изд-во, 1996.

  16. Конвекция ООН по сохранению биоразнообразия. Рио-де-Жанейро, 1992.

  17. Красная книга РСФСР (растения) АН СССР/ Сост. А.Л. Тахтаджян.- М.: Росагропромиздат, 1988.

  18. Лисицин Л.И., Папченков В.Г., Артеменко В.И. Флора водоемов волжского бассейна. Определитель цветковых растений. СПб.: Гидрометеоиздат, 1993.

  19. Миркин Б.М., Наумова Г.Л. Биологическое разнообразие: состояние и перспективы// Биология в школе, 2004. № 8.

  20. Памятники природы земли Ярославской. - Ярославль, 1979.

  21. Природа Ярославской области и ее охрана. - Ярославль, 1990. Изд.2.

  22. Природопользование на пороге XXI века. Информационный бюллетень № 13. - Ярославль: ЯГПУ, 2000.

  23. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1991. 2-е изд.

  24. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа, 2005.

  25. Охрана окружающей среды от отходов производства и потребления: Сборник нормативно-методических документов. Вып.2 /Госкомэкология РФ. - Ярославль: Гос. ком. по охране окр. среды Ярославской области, 1999.

  26. Особо охраняемы территории Ярославской области. Ярославль: Комитет экологии и природных ресурсов Ярославской области, 1993.

  27. Черепанов И.В. Биология: Бактерии. Грибы. Лишайники. Растения. Атлас. - М.: Просвещение, 2005.

  28. Шорина Н.И. и до. Биология: Практикум по ботанике. 6-7 классы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003

Приложение 4.

УТВЕРЖДЕН

приказом Минобрнауки России

от 13 декабря 2007 г. № 349


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД


п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство




^ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ



Природоведение


 






Алексашина И.Ю., Лагутенко О.И., Орещенко Н.И. Естествознание

5

Просвещение






Никишов А.И. Естествознание

5

ВЛАДОС






Рыжаков М.В., Суравегина И.Т., Иванова Р.Г. и др. под ред. Суравегиной И.Т. Естествознание

5

Вита-Пресс






Суравегина И.Т., Иванова Р.Г., Моисеева О.П. и др. под ред. Рыжакова М.В., Суравегиной И.Т. Естествознание

5

Вита-Пресс






Бочкова О.А. Естествознание

6

Просвещение






Бочкова О.А. Естествознание

5

Просвещение






Андреева А.Е. под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. Природоведение

5

Мнемозина






Овчарова Е.Н. Природоведение

5

Ассоциация XXI век






Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природоведение

5

Дрофа






Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение

5

Дрофа






Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение

5

АСТ, Астрель






Сивоглазов В.И., Суматохин С.В. Природоведение

5

Дрофа






Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение

5

Учебная литература






Еськов К.Ю. и др. под ред. Вахрушева А.А. Природоведение

6

Баласс






Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение

5

Вентана-Граф






Сухова Т.С., Драгомилов А.Г. Природоведение

5

Вентана-Граф



 Биология







Викторов В.П., Никишов А.И. Биология

6

ВЛАДОС






Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология

7

ВЛАДОС






Любимова З.В., Маринова К.В. Биология

8

ВЛАДОС






Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология

9

ВЛАДОС






Пасечник В.В. Биология

6

Дрофа






Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология

7

Дрофа






Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология

8

Дрофа






Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология

9

Дрофа






Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология

6

Вентана-Граф






Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология

7

Вентана-Граф






Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология

8

Вентана-Граф






Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология

9

Вентана-Граф






Сонин Н.И. Биология

6

Дрофа






Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология

7

Дрофа






Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология

8

Дрофа






Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология

9

Дрофа






Хрыпова Р.Н. под ред. Андреевой Н.Д. Биология

6

Мнемозина






Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология

6

Мнемозина






Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология

7

Мнемозина






Рохлов В.С., Трофимов С.Б. под ред. Трайтака Д.И. Биология

8

Мнемозина






Ефимова Т.М., Шубин А.О., Сухорукова Л.Н. под ред. Андреевой Н.Д., Трайтака Д.И. Биология

9

Мнемозина




^ СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ










Естествознание

 



Ефимова Т.М., Шубин А.О., Сухорукова Л.Н. под ред. Андреевой Н.Д., Трайтака Д.И. Биология

9

Мнемозина

39

Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Дмитриев И.С. под ред. Алексашиной И.Ю. Естествознание (базовый уровень)

10

Просвещение




40

Алексашина И.Ю., Ляпцев А.В., Шаталов М.А. и др.; Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Орещенко Н.И. и др. под ред. Алексашиной И.Ю. Естествознание (базовый уровень)

11

Просвещение




 Биология




41

Андреева Н.Д. Биология (базовый уровень)

10-11

Мнемозина




42

Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н. и др. под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология (базовый уровень)

10-11

Просвещение




43

Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. и др. Биология (профильный уровень)

10-11

Просвещение




44

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология (профильный уровень)

10

Дрофа




45

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология (профильный уровень)

11

Дрофа




46

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология (базовый уровень)

10-11

Дрофа




47

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. под ред. Пономаревой И.Н. Биология (базовый уровень)

10

Вентана-Граф




48

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. под ред. Пономаревой И.Н. Биология (базовый уровень)

11

Вентана-Граф




49

Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Биология (базовый уровень)

10-11

Академия




50

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология (базовый уровень)

10-11

Дрофа




Экология




51

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (профильный уровень)

10(11)

Дрофа




52

Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология (профильный уровень)

10(11)

Дрофа






УТВЕРЖДЕН

приказом Минобрнауки России

от 13 декабря 2007 г. № 349


^ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

^ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

^ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Биология

1

Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. и др. Биология

8

Дрофа

2

Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология

6

Баласс

3

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология

7

Баласс

4

Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э. и др. Биология

8

Баласс

5

Еленевский А.Г., Гуленкова М.А. Биология

6

Дрофа

6

Корнилова О.А., Былинкина И.Н., Сидельникова Г.Д., Симонова Л.В. под ред. Корниловой О.А. Биология

6

Просвещение

7

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. под ред. Пасечника В.В. Биология

6

Просвещение

8

Сухова Т.С., Дмитриева Т.А. Биология

6

Вентана-Граф

9

Сухорукова Л.Н. и др. Биология

6

Просвещение

10

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология

7

Просвещение

^ СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Биология

11

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Черняковская Т.Ф. Биология (профильный уровень)

10

Просвещение


^ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,
ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,


^ НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД



N п/п

Авторы, название учебника

класс

Изд-во

Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

1.

Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы

7

Просвещение

2.

Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные

8

Просвещение

3.

Романов И.В., Агафонова И.Б. Биология. Человек

9

Дрофа



Приложение 5.

Перечень электронных ресурсов по биологии


Название

Разработчик, год выпуска

1С: Репетитор. Биология

ЗАО «1С» 2005

«Природоведение» 5 класс (мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И.Сонина)

ООО «Дрофа» и ООО «Физикон» 2005

Природоведение. 5 класс 9электронное учебное издание)

ООО «Дрофа» и ООО «Физикон» 2005

«Биология. Живой организм». 6 класс (мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина ).

ООО «Дрофа» и ООО «Физикон» 2005

CD-ROM «Биология. Общие закономерности». 9 класс (мультимедийное приложение к учебнику)

ООО «Дрофа» и ООО «Физикон» 2006

CD-ROM «Открытая биология» Версия 2.5

ООО «Физикон» 2005

CD-ROM «Лабораторный практикум БИОЛОГИЯ 6-11 классы»

ООО «Просвещение» 2005

CD-ROM «Биология» - 9 класс

ООО «Просвещение» 2006

CD-ROM «Биология. 6-9 классы. Электронные наглядные пособия»

ООО «Просвещение» 2006

Серия «Биология в школе»

ООО «Просвещение» 2006

CD-ROM "Экология" (версия 2.1 Win – 1C Репетитор)

ООО «Просвещение» 2005

CD-ROM «Экология»

Национальный фонд подготовки кадров МО РФ 2006

CD-ROM «Экология» (на двух дисках)

ООО «Дрофа» и ООО «Физикон» 2006

CD-ROM «Биология, химия, экология»

ООО «Дрофа» и ООО «Физикон» 2006

CD-ROM «Виртуальная лаборатория по общей биологии»

Национальный фонд подготовки кадров 2006

Подготовка к ЕГЭ по биологии

ООО «Дрофа» и ООО «Физикон» 2006

Единый государственный экзамен. Биология: 2006-2007.

ООО «Просвещение» 2006


Приложение 6.

Методические материалы для подготовки к ЭГЭ по биологии:


  1. Единый государственный экзамен. Биология. 2006. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. М.: Интеллект-Центр, 2006.

  2. Единый государственный экзамен. Биология: Типичные ошибки при выполнении заданий. М.: Просвещение, 2006.

  3. Единый государственный экзамен. Биология: Репетиционные контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение, 2006.

  4. Единый государственный экзамен. Биология: 2006-2007. Контрольно-измерительные материалы: М.: Просвещение, 2006.

  5. Единый государственный экзамен. Биология: 2006-2007: Электронное учебное пособие (CD-ROM). М.: Просвещение, 2006.

  6. Единый государственный экзамен. Биология. 2007. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. М.: Интеллект-Центр, 2007.

  7. Захаров В.Б., Цибулевский А.Ю., Сонин Н.И., Скворцова Я.В. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. М.: Дрофа, 2005.

  8. Легнер Г.И. Единый государственный экзамен. Биология: Методика подготовки. М.: Просвещение, 2006.

  9. Легнер Г.И. Единый государственный экзамен. Биология: Репетитор. М.: Просвещение, 2006.

  10. Калинова Г.С. Вопросы и ответы // Биология в школе, 2005. № 1.

  11. Калинова Г.С. Об итогах ЕГЭ по биологии 2006 г // Биология в школе, 2007. №1.

  12. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Биология. М.: Интеллект-Центр, 2005-2006 гг.

  13. Калинова Г.С. Единый государственный экзамен. Биология: Сборник заданий. М.: Просвещение, 2006.

  14. Оценка качества образовательных достижений выпускников основной школы». Биология. Химия. ГОУ ЯО «Центр оценки и контроля качества знаний». Ярославль, 2006.

  15. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание. М.: Физикон-Дрофа, 2005.

  16. Сдаем единый государственный экзамен. Биология/ авт.-сост. Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева.-20е изд., стериотип.- М.:Дрофа,2008.

  17. Шаулин В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Биология: Сборник нормативных документов. М.: Просвещение, 2006.

  18. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. М.: Дрофа, 2003.

  19. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология.Животные. М.: Дрофа, 2003.

  20. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология.Человек. М.: Дрофа, 2003.

  21. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. М.: Дрофа, 2003.

  22. Чередниченко И.П. Готовимся к Единому Государственному Экзамену. Биология. Рекомендации и комментарии к выполнению заданий повышенной сложности. Волгоград: Учитель, 2006.





Похожие:

О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году iconЦифровые образовательные ресурсы (цор), поступившие в школьную библиотеку моу «Браженская сош» в 2008 – 2009 учебном году Начальное общее образование Обучение грамоте
Цор к учебнику Бунеев Р. Н. и др. Русский язык (первые уроки) 1 кл. (3 и 4 четверть)
О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году iconАнализ работы кабинета информатики в 2009-2010 учебном год
Икт. Разрабатывались способы и методы внедрения средств информационно-коммуникационных технологий в преподавании общеобразовательных...
О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году iconУчебном году я работаю в 9Б классе. И, конечно, вопрос по подготовке к Государственной итоговой аттестации меня не может не волновать. Работа достаточно сложная и серьезная. И это ни для кого ни секрет
С каждым годом изменяются требования по подготовке к гиа. В этом учебном году произошли следующие изменения
О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году iconБ. Д. Грінченка Викладання трудового навчання у 2008-2009 навчальному році
Викладання предмета у 5-7 та 9-11 кл буде здійснюватись за тими ж навчальними планами та програмами, що і в минулому навчальному...
О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году iconИтоги работы системы образования г. Харькова в 2009-2010 учебном году
В г. Харькове 433 учреждения образования всех типов и форм собственности, в которых учится и воспитывается 142577 детей (405 учреждений...
О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году icon24 мая – праздник Последний звонок
В этом учебном году школы города заканчивают 7 963 выпускника 11-х классов (в прошлом году – 7 655 чел.)
О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году iconВ 2009-2010 учебном году предмет «Музыкальное искусство»
Цель художественно-эстетического воспитания в учебных заведениях состоит в личностном художественно-эстетическом развитии учащихся,...
О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году iconЗадача к билету №
...
О преподавании учебного предмета «Биология» в 2008-2009 учебном году icon2 (62) занятость и безработица
В республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8%...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами