Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год icon

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год



НазваниеВсероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку


Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год


Олимпиадные задания необходимо выполнять в строгом соответствии с предложенными к каждому из них вопросами.


9 класс


1. Какие звуки может обозначать буква Е? Подтвердите свой ответ примерами на каждый случай.


2. Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.


3. Как вы понимаете выражения?


Звёзд с неба не хватает, рожки да ножки, сказка про белого бычка, филькина грамота.


4. Продолжите лексический ряд слов: гамбургер, чис(з)бургер … Что есть общего в их значении и что различного? Каково происхождение этих слов?


5. Прочитайте текст. Определите морфемный состав выделенных слов.


Ты зрел его в кругу большого света –

То своенравно-весел, то угрюм,

Рассеян, дик иль полон тайных дум,

Таков поэт – и ты презрел поэта! ( Ф.И.Тютчев)


(^ Презрел – посчитал недостойным своего внимания)


6. Какого рода – мужского или женского - слово тюль? Можно ли род этого слова определить из словосочетаний: занавески из тюля, вышивка по тюлю?


7. В качестве междометий в современном русском языке мы часто произносим: «^ Боже!», «Господи!» К какой части речи эти слова относились в древнерусском языке? В чем заключается история данных форм?


8. Какой смысл передан во втором предложении благодаря слову тоже? К какой части речи оно относится и каков тип предложения, которое включает это слово?

^ В сумерках мы дошли до водораздела. Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. (В.Арсеньев)


9. Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения.


10. Какие черты диалектного произношения называются терминами оканье, цоканье?


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку


^ Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год


Олимпиадные задания необходимо выполнять в строгом соответствии с предложенными к каждому из них вопросами.


10 класс


1. Определите значение фразеологизма писать (выписывать, выделывать) мыслете. Объясните свое решение. Подберите к данному выражению синонимичные фразеологизмы.


2. Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.


3. В каждом из данных выражений угадайте по два фразеологизма. Воспроизведите их и объясните значение каждого восстановленного фразеологизма.

1) Ждать ветра в поле.

2) Надоел как банный лист.


4. Прочитайте слова. Что есть общего в их значении и что различного? Каково происхождение этих слов?

Имиджмейкер, клипмейкер, хитмейкер, ньюсмейкер


5. Прочитайте текст. Найдите корень в выделенном слове. Подберите 2-3 однокоренных слова. Отметьте исторические чередования в этом корне.

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора. (Ф.И.Тютчев)


6. Различаются ли с морфологической и синтаксической точек зрения выделенные слова в следующих предложениях? Объясните своё решение.

Здесь было ещё просторнее, ещё синее было небо над головой, ещё ярче блестело солнце (Л.Пантелеев).


7. В современном русском языке существуют прилагательное горячий и действительное причастие настоящего времени горящий. В чем заключается история данных слов с точки зрения их морфологической характеристики?


8. Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните своё решение.

1) Давай посмотрим. 2) Пойду посмотрю. 3) Буду смотреть во все глаза. 4) Смотрю не насмотрюсь.


9. Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия. Определите их роль в тексте.

(1) Гой ты, Русь, моя родная,

(2) Хаты – в ризах образа…

(3) Не видать конца и края –

(4) Только синь сосёт глаза.

( С.Есенин)


10. Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А.С.Пушкина: ^ В.В.Виноградов, Н.И.Греч, В.И.Даль, М.В.Ломоносов, А.А.Потебня, М.Г.Смотрицкий, Ф.Ф.Фортунатов, Л.В.Щерба?


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку


^ Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год


Олимпиадные задания необходимо выполнять в строгом соответствии с предложенными к каждому из них вопросами.


11 класс


1. До реформы 1918 года в русском алфавите было две буквы И ― «И восьмеричное» и «И десятеричное». Как объяснить эти названия?


2. Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.


3. Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А.П.Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С какой целью автор изменил его?

^ В приёмную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.


4. В каком значении и с какой целью использованы выделенные слова в следующем контексте:

«Перед нами сидел невзрачный человек, он медленно заклеивал конверты и также медленно наклеивал на них марки. «А это наш ведущий специалист по лизингу и маркетингу»,- представил мне его Сергей Иванович и засмеялся».

Насколько оправдано их стилистическое использование в тексте?


5.Определите морфемный состав выделенных словоформ. Назовите часть речи и установите начальную форму для каждой из выделенных словоформ в тексте. Определите их морфологические признаки.

^ Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами. (Ф.И.Тютчев)

6. В значении каких частей речи употребляется слово право в следующих предложениях. Обоснуйте свой ответ.

1) Дитя было право. 2) «Эх ты! – сказал Селифан.- …не знает, где право, где лево (Н.Гоголь). 3)Ямщик закричал, сам весь возбуждённый веселым летом: « Право держи, любезный!» ( А.Куприн)


7. ^ Христиане в праздник Пасхи приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Дайте характеристику глагольной формы в древнерусском языке по следующему плану: наклонение, время (если есть), род (если есть), число (если есть), лицо (если есть).


8. В указанном предложении найдите главные члены. Чем они выражены? Докажите своё решение.

Ловкая штучка - умишко человеческий. ( М.Горький)


9. Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия. Определите их роль в тексте.

1) Гой ты, Русь, моя родная,

(2) Хаты – в ризах образа…

(3) Не видать конца и края –

(4) Только синь сосёт глаза. (С.Есенин)

10. Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А.С.Пушкина: В.В.Виноградов, Н.И.Греч, В.И.Даль, М.В.Ломоносов, А.А.Потебня, М.Г.Смотрицкий, Ф.Ф.Фортунатов, Л.В.Щерба?



Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год iconВсероссийская олимпиада школьников по химии Муниципальный этап. 2009/2010 г. Десятый класс. Задача 10-1
В вашем распоряжении 1 м3 раствора (плотность 1,23 г/см3), содержащего 20,7% хлорида натрия и 4,3% хлорида магния
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год iconВсероссийская олимпиада школьников по истории. 2010/2011. 7 класс. Муниципальный этап
Последней в состав Российского централизованного государства была включена территория
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год iconВсероссийская олимпиада школьников по химии Муниципальный этап. 2009/2010 г. Девятый класс. Задача 9-1
Для полной нейтрализации 150 мл 4%-ной серной кислоты (плотность 1,03 г/мл) было израсходовано 75,8 г 4%-ного раствора гидроксида...
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год iconВсероссийская олимпиада школьников по химии Муниципальный этап. 2009/2010 г. Одиннадцатый класс. Задача 11-1
Дж теплоты. Рассчитайте тепловой эффект химической реакции горения сахарозы, если при растворении продуктов сгорания этого количества...
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год iconЗадача Бросание камешек
Всероссийская олимпиада школьников по физике. Региональный этап. Дистанционный тур
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год iconАнализ работы гбоу гимназии №1257 за 2010/2011 учебный год
В 2010-2011 учебном году наше учебное заведение получило статус гимназии. Принята новая Образовательная программа на 2011-2015 учебный...
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год iconТематическое планирование по русскому языку, 5 класс, 2011 2012 учебный год Программа государственная для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку
Учебник: авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. 36 издание....
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год iconАнализ аттестационной работы по русскому языку в 9 классе 2013 Результаты экзамена по русскому языку в 9-х классах (в новой форме) 2012-2013 учебный год
В сравнении с прошлым 2011-2012 учебным годом в работе произошли изменения: в части с не стало выбора сочинения, для экзамена оставлено...
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год iconРегиональная заочная олимпиада по информатике. 7-11 класс. 2011-2012 учебный год. Условия задач, входные и выходные данные, примеры тестов
Региональная заочная олимпиада по информатике. 7-11 класс. 2011-2012 учебный год
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Муниципальный этап 2009 /2010 учебный год icon6 класс календарный план по русскому языку на 2011 -2012 учебный год

Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами