Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж icon

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж



НазваниеПрименение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж
Дата17.10.2016
Размер
ТипЗадача

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ


Димиев А.К., преподаватель-организатор ОБЖ


Актуальная задача

Современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Соответственно, с каждым годом увеличивается количество учебного материала, который дол­жны освоить школьники. Растущий объем информации неиз­бежно встречает препятствие в виде ограниченного количества часов, отводимых на его изучение. Выход - интенсификация обучения. А это невозможно без использования современных компьютерных технологий. Их применение как раз и даст воз­можность освоить большее количество знаний за то же время. И вот тут свою миссию может и должен выполнить учитель.

Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят ус­тойчивого познавательного интереса к учению перед учителем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным и зани­мательным, т.е. урок должен содержать в себе элементы нео­бычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие инте­рес у школьников к учебному предмету и способствующие со­зданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию способностей учеников.

Применение компьютерной техники на уроках как раз и по­зволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насы­щенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнооб­разные приемы и методы в обучении. Пути конкретной реали­зации этого подхода могут быть любыми, что обусловливается и своеобразием изучаемых вопросов, и уровнем владения про­граммными средствами, и применением уроков разного типа.

Ценный опыт

Первые уроки с применением компьютерных технологий преподавателями ОБЖ в школах наше­го города сводились в основном к изучению ново­го материала. Урок строился как школьная лекция с использованием мультимедийного проектора, де­монстрировавшего в качестве наглядных пособий видеоряд из подобранных преподавателем диаг­рамм, схем, кино-, фоно- и фотодокументов. Даже эта форма работы (напоминающая некогда рас­пространенные киноуроки) показала, что исполь­зование компьютерных технологий имеет серь­езные преимущества перед традиционными фор­мами уроков потому, что обладает гораздо большими возможностями предъявления учени­кам наглядных, звуковых средств, документаль­ных и справочных материалов, позволяет соче­тать информационное воздействие с не менее важным образным и эмоциональным воздействи­ем на учащихся. Значительно повышается инте­рес у учеников, особенно слабоуспевающих, к предмету ОБЖ, улучшается качество усвоения нового материала. Урок становится насыщенным, более динамичным, интересным и, как следствие, помогает быстрее и глубже усвоить курс. Сни­мается проблема дефицита наглядных пособий, физического и морального их устаревания.

Используя лишь один мультимедийный ком­пьютер в классе, преподаватель, тем не менее, об­ладает очень широкими возможностями для реализации различных методических приемов. Это может быть и анализ схем, диаграмм, видеофрагментов, статистических данных, внутрилекционное тестирование, моделирование учебных ситуаций с помощью анимации, звука. Пользуясь возможностями компьютера, преподаватель может изменить порядок и структуру , исходя из уровня подготовленности класса, дополнить учебный материал событиями региона, непосредственно своей школы, оно и наглядно проиллюстрировать квали­фицированно отобранный дополнительный материал, в режиме реального времени получить ж с туп через Интернет к интересующей информации.

При этом вовсе не исключаются традицион­ные виды деятельности учеников на уроке. Это

может быть заполнение таблиц, схем, составле­ние рабочего конспекта лекции, ответы на во­просы итогового теста, распечатанного на бума­ге. Применение мультимедийного оборудования позволяет применить вариант, когда компьютер­ные задания (тесты, кроссворды) выводятся на экран. Учащиеся выполняют задания на листах через копирку. Один экземпляр сдают на провер­ку, затем на экране демонстрируются правиль­ные ответы. Такая оперативная информация по­могает учащимся объективно оценивать свою деятельность, внести в урок соревновательный момент.

Толчком для использования компьютерных технологий в школьном курсе ОБЖ для препо­давателей нашего города явились три обстоя­тельства.

Во-первых, оснащение школ, хотя и недоста­точное, современным компьютерным, в том чис­ле мультимедийным, оборудованием в рамках программы компьютеризации учреждений обра­зования.

Во-вторых, возможность повысить квалифи­кацию на курсах для учителей-предметников в Белгородском центре федерации интернет-образования.

В-третьих, появление мультимедийных учеб­ников по ОБЖ, в частности мультимедийного учебного пособия «Основы безопасности жизне­деятельности», подготовленного авторским кол­лективом под руководством М.А. Шахраманьяна, М.П. Фролова, а также мультимедийных по­собий по отдельным темам курса ОБЖ.

Повышение компьютерной грамотности пре­подавателей ОБЖ, обмен опытом по применению компьютерных технологий, совершенствование программного оснащения курса позволили ис­пользовать более сложные и разнообразные фор­мы проведения уроков.

Значительно изменилось понимание роли ком­пьютерных технологий в процессе преподавания. Первоначально большинство преподавателей были убеждены, что назначение мультимедийных средств - быть подручным материалом, который можно использовать на своем, тщательно вы­строенном и отрежиссированном уроке в каче­стве набора иллюстраций, дополнительного ма­териала, справочного пособия, теста и т.д. Этот прием вполне может использоваться, и достаточ­но эффективно, в практике школьного препода­вания, однако требует значительного напряжения сил в работе с не очень привычной технологией, особенно на этапе подготовки к уроку. Нынеш­нее же понимание нами роли компьютерных уроков исходит из того, что компьютер был со­здан для того, чтобы во многом облегчить труд человека и повысить его производительность. В этом плане преподаватель видит компьютер как:

• эффективного помощника, позволяющего автоматизировать наиболее трудоемкие элемен­ты учительского труда;

• еще один источник информации;

• еще одну возможность чередовать различ­ные формы уроков и приемы обучения.

При изучении возможностей применения ком­пьютерных технологий на уроках ОБЖ в рамках работы городского методического объединения мы столкнулись с разным уровнем подготовки преподавателей ОБЖ и пришли к выводу, что наибольший эффект даст использование уже го­товых мультимедийных учебников. Одним из на­правлений нашей работы стала выработка ме­тодических рекомендаций для учителей города по использованию мультимедийных учебников при проведении уроков по конкретным темам. Но такие учебники имеются лишь для старших классов школы. Кроме того, их использование предполагает следование на уроке логике изло­жения материала авторами видеолекций. Поэто­му другим направлением работы мы определили составление авторских презентаций оригиналь­ных уроков с использованием программы-редак­тора презентаций и их тиражирование для ис­пользования коллегами.

Методика использования компьютерных технологий

В процессе практической работы с использо­ванием мультимедийных учебников, применени­ем методических рекомендаций по их использо­ванию выявилось несколько вариантов орга­низации учебной работы на уроке. Каждый из них определяется содержанием учебного мате­риала, количеством компьютеров и учащихся в классе. Из всех опробованных и проработан­ных нами вариантов работы на уроке мы остановились и предложили своим коллегам для ис­пользования в учебном процессе следующие.

1. Уже описанный выше вариант, при котором преподаватель ОБЖ ведет урок изучения нового материала, используя видеоряд учебника в ка­честве наглядных пособий. Урок проходит в форме лекции с применением мультимедийно­го проектора или телевизора. Этот вариант ис­пользуется при наличии одного мультимедийно­го компьютера.

2. Каждый учащийся на уроке самостоятель­но за индивидуальным компьютером изучает новую тему, проходя ее в собственном темпе и зарабатывая итоговую оценку работы. Более сильные ученики получают дополнительные за­дания. Контроль осуществляется через состав­ление учеником плана-конспекта и внесения в него ответов на поставленные учителем воп­росы. Данный вариант предполагает наличие компьютеров, соответствующих количеству уча­щихся в классе.

3. Комбинированный урок, сочетающий рас­сказ преподавателя с групповой самостоятельной работой учеников в компьютерном классе над от­дельными вопросами урока или другими матери­алами мультимедийного учебника. Работа пред­полагает наличие нескольких компьютеров, что­бы за каждым могло разместиться 2-3 ученика.

4. «Диагональная схема» урока, предпола­гающая дифференцированное обучение в усло­виях, когда компьютеров меньше, чем учеников. Класс разбивается на три или более групп. Каж­дой из них преподаватель готовит задание на урок, предусматривающее 10-12-минутную са­мостоятельную работу с компьютером. Пока одна группа работает на компьютерах, остальные за­няты другими формами работы, в том числе и с использованием традиционных учебников.

5. Урок на основе групповой работы. Не­сколько групп изучают различный материал мультимедийного учебника по заранее подготов­ленным преподавателем инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам про­деланной работы, по возможности сопровождая его показом иллюстративного ряда.

6. Игровой урок (урок-конкурс, урок-сорев­нование) на основе групповой работы. В ходе игры класс делится на группы, которые проходят игровые этапы и выполняют определенные за­дания, пользуясь компьютером. Такие уроки могут использоваться при обобщении или повторении тем раздела курса. Как и в предыдущем случае, количе­ство компьютеров должно соответствовать количе­ству групп.

7. Лабораторно-практические занятия с ис­пользованием материалов мультимедийного учебника на основе самостоятельной работы каждого ученика или парной работы. Данная форма предполагает, что большую часть урока ученики работают с мультимедийным учебником, составляют схемы, таблицы, диаграммы (напри­мер, алгоритм действий при возникновении чрез­вычайной ситуации), выполняют подготовленные преподавателем задания и результаты работы оформляют, используя различные приложения М1СЮ8ОЙ ОШсе. Готовые результаты могут быть распечатаны. Количество компьютеров соответ­ствует количеству учеников, при парной работе -в два раза меньше.

8. Использование материалов мультиме­дийного учебника и сети Интернет для твор­ческой работы учащихся над рефератом или груп­повым проектом. Реферат может быть записан на дискету или распечатан. В дальнейшем подготов­ленный иллюстративный материал, совмещен­ный с рассказом учеников о полученных резуль­татах, предъявляется на презентации. Можно организовать работу с одним компьютером по очереди.

9. Использование материалов мультиме­дийного учебника для повторения содержа­ния курса и подготовки к итоговому конт­ролю знаний за год. С помощью тестирования выявляются пробелы в знаниях учащихся, ко­торые им предлагается восполнить самостоя­тельно: пользуясь мультимедийным учебником, отыскать правильные ответы на вопросы тес­тов. Желательно наличие нескольких компью­теров.

10. Организация коррекционной работы на дополнительных занятиях. На дополнительных занятиях отстающих учеников или пропустив­ших уроки по болезни можно посадить за ком­пьютеры, чтобы они изучили те видеолекции, по которым у них недостаточно знаний. Учителю не придется для них излагать материал еще раз.

В освободившееся время преподаватель может заниматься с другими детьми. Вариантом такой работы может стать самостоятельный просмотр учеником видеолекций мультимедийного учеб­ника дома.

Следует оговориться, что применение компь­ютерной техники на уроках ОБЖ вовсе не озна­чает переноса всех уроков в компьютерный класс или перепоручения изложения учебного матери­ала компьютеру. Сегодняшний уровень обеспе­ченности школ компьютерами даже просто тех­нически не позволит этого сделать. Невозможно это и по санитарно-гигиеническим нормативам, ограничивающим время работы учеников 10-11-х классов за компьютером 40 мин в неделю. В то же время нельзя противопоставлять работу с компьютерной программой традиционным фор­мам работы. Речь идет о том, что традиционные уроки, практические занятия преподаватель мо­жет чередовать с уроками на основе использова­ния компьютерных технологий. Такие уроки дол­жны проводиться, прежде всего, по ключевым темам курса. Практика проведения «компьютер­ных» уроков также показала их высокое эмоци­ональное воздействие на обучающихся при изу­чении тем, нацеленных на формирование патри­отизма и гордости за свое Отечество.

Некоторые проблемы и их решение

Типичным для большинства преподавателей ОБЖ препятствием для использования компь­ютерных технологий является то, что существу­ющий уровень финансирования школ не позво­ляет оснастить кабинет ОБЖ компьютерной тех­никой. Как правило, в школе имеется один или два компьютерных класса, но они настолько за­гружены уроками информатики, занятиями по профессиональному обучению, что далеко не всегда у преподавателя ОБЖ существует воз­можность туда попасть, чаще всего она вовсе отсутствует.

Хочется поделиться опытом нашей школы, ко­торый хоть и является вынужденной мерой, но от­крывает доступ к использованию компьютерных технологий на уроках ОБЖ. В нашей школе есть два компьютерных класса, однако их загружен­ность такова, что они на 100% в учебное время используются для проведения уроков учителями информатики и недоступны для других учителей-предметников. В поисках выхода из этого поло­жения администрация школы пошла по двум на­правлениям.

Во-первых, во многом благодаря спонсорской помощи, был создан конференц-зал, оснащен­ный телевизором, видеомагнитофоном, ком­пьютером, мультимедийным комплексом, состо­ящим из проектора, большого экрана и звуко­вых колонок, а также сканером и цветным принтером. Организовано интенсивное исполь­зование конференц-зала учителями-предметни­ками для проведения уроков по заранее подава­емым заявкам.

Во-вторых, налажено сотрудничество учителей-предметников, в первую очередь преподавателя ОБЖ, с учителями информатики. Без такого сотруд­ничества на нынешнем этапе внедрение компью­терных технологий в курс ОБЖ вряд ли возможно.

Совместная работа преподавателя-организато­ра ОБЖ и учителя информатики на практике от­крыла перед нами ряд возможностей, обогатив­ших преподавание обоих предметов: и ОБЖ, и информатики.

Одна из них - чисто организационная. Изу­чение ряда тем по информатике возможно без применения компьютерной техники. Такие уро­ки могут быть перенесены в кабинет ОБЖ, что позволяет внести изменения в расписание и про­вести урок ОБЖ в компьютерном классе.

Другая возможность связана с тем, что час­то при выполнении учащимися различных за­даний с использованием компьютера на уроках информатики не имеет принципиального значе­ния содержание обрабатываемой информации. В этом случае на уроке информатики ученикам может быть предложено задание, логически свя­занное с изучаемым материалом по ОБЖ. На­пример, при выполнении практической работы по теме «Составление таблицы» в 10-м классе можно предложить составить таблицу «Побед­ные дни России» или «Характеристика наиболее распространенных инфекционных болезней». Бе­зусловно, для этого учитель информатики дол­жен определить, какого рода информация может быть использована, а преподаватель ОБЖ дол­жен ее подобрать, исходя из предъявляемых тре­бований. Расширение такой формы работы привело нас к возможности увязывать изучение теоретического материала на уроке ОБЖ и вы­полнение на базе этого материала практических заданий на уроке информатики не по одной теме, а целому блоку уроков и даже разделу кур­са. Такое совмещение особенно уместно при изучении по информатике разделов «Обработ­ка текстовой информации», «Обработка графи­ческой информации», «Технология разработки мультимедийных проектов».

Еще одна возможность применения компью­терных технологий на уроках ОБЖ - проведение в компьютерном классе интегрированных уроков ОБЖ с информатикой. Варианты их проведения достаточно многообразны. Преподаватель ОБЖ и учитель информатики могут провести такой урок вместе, а может и кто-то один из них. Если такой урок проводит преподаватель ОБЖ, он дол­жен владеть навыками работы с компьютерны­ми программами. В качестве простого примера можно предложить вариант, близкий к описан­ной выше форме организации учебной работы. Это комбинированный урок, на котором изуча­ется новый материал по ОБЖ с использованием видеоряда мультимедийного учебника, и на ос­нове его содержания выполняется практическая работа по информатике. На уроке ученик полу­чает оценки и по ОБЖ, и по информатике.

В какой бы форме ни использовались компью­терные технологии на уроках ОБЖ, их примене­ние уже само по себе повысит производительность учебной работы. Преподаватели, кто их исполь­зует в практике, при обмене опытом признаются, что зачастую при проведении обычного урока ло­вят себя на мысли: им не хватает этого надежно­го помощника, который позволил бы применить и один, и другой, и третий методический прием, расширить рамки урока.

В заключение необходимо отметить, что при­менение компьютерных технологий способству­ет решению еще одной задачи - повышению об­щей информационной культуры учеников. А информационная культура в целом сейчас обо­снованно трактуется не только как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофес­сиональной деятельности, но и как одно из усло­вий социальной защищенности личности в инфор­мационном обществе.




Похожие:

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж iconДовженко Наталья Витальевна. 2009-2010 учебный год Использование информационно-коммуникационных технологий на урок
«Урок Информатики с использованием информационно-коммуникационных образовательных технологий». Это объясняется и тем, что, зарождаясь...
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж iconАнализ работы кабинета информатики в 2009-2010 учебном год
Икт. Разрабатывались способы и методы внедрения средств информационно-коммуникационных технологий в преподавании общеобразовательных...
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж iconПотапенко Галина Николаевна Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) и Интернет-ресурсов в учебном процессе
Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы...
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж iconВнедрение информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс как средство повышения познавательной активности учащихся

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж iconЗадача современной школы (Семёнов А. П.) Из опыта работы
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочное время»
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
Мбоу «Крутишинская средняя общеобразовательная школа» Шелаболихинского района Алтайского края
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж iconКомпьютерные технологии в преподавании курса обж
На начальном этапе, когда уровень компьютерной подготовки учителей еще не очень высок, разработка новых методик невозможна порой...
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж iconЛ. Н. Дудченко мку сош №1г Нижнеудинска использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке к егэ по русскому языку информационно-коммуникационные технологии становятся реальностью современного урок
Но, пожалуй, самое главное преимущество использования икт на уроках – активизация самостоятельной деятельности учащихся, развитие...
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж iconПрименение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка
Информационно-коммуникативные технологии (икт) с каждым днем все активнее внедряются и используются в работе учителей. Учителя, как...
Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании обж icon"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка"
Ию и обеспечивает активность учащихся на уроке, а также дает возможность для индивидуализации и дифференциации обучения. Использование...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами