Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике icon

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике



НазваниеПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Маркелова С. В.

МОУ «Гимназия»

Г. Черногорск

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки

учащихся 9 классов по математике

«Квадратный трехчлен. Секреты решения задач с параметром».


Пояснительная записка

Элективный курс является предметно-ориентированным и предназначен для учащихся 9 классов. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Он посвящен одной из самых сложных и актуальных тем курса алгебры – заданиям с параметрами, связанными с квадратным трехчленом. Такие задания в старшей школе становятся опорными для решения более сложных задач.

Данный элективный курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение задач с параметром различными «нестандартными» методами, а так же способствует лучшему усвоению базового курса математики. Познавательные задания данного курса могут использоваться учителем как на уроках математики в 9 классах, так и на занятиях кружков. Материал курса разбит на три основных блока, которые с одной стороны взаимосвязаны между собой и отличаются возрастающим уровнем трудности. С другой стороны основные блоки материала можно рассматривать независимо друг от друга и ребенок может остановиться на том уровне сложности заданий, который ему посилен. Программа курса дает возможность уменьшить количество задач по данной теме при установлении степени дости­жения результатов.

Познавательный материал курса не только способствует развитию по­знавательных интересов, мышления учащихся, но и предоставляет воз­можность подготовиться к сознательному выбору профиля обуче­ния и дальнейшей специализации.

^ Цели курса:

- создание целостного представления об основных понятиях выбранной темы через рассмотрение нестандартных приемов решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;

- оказание помощи в осознании степени своего интереса к предмету и оце­нки возможностей изучения математики на профильном уровне с дальнейшей ориентацией на профессию.

^ Задачи курса:

- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравне­нию с обязательным уровнем, сложности;

- овладеть рядом технических и интеллектуальных математи­ческих умений на уровне свободного их использования;

- формировать качества мышления, характерных для математи­ческой деятельности и необходимые человеку для жизни в совре­менном обществе;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения обра­зовательной перспективы.

Данный курс рассчитан на 12 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, само­стоятельную работу. Для поддержания интереса детей и развития творческой инициативы организация занятий должна отличаться от урочной. Необходимо широко использовать деятельностный подход к обучению, различные формы дифференцированного обучения. Так для изложения основных вопросов теории возможно привлечение мотивированных учеников, которые могут выступать в роли учителя. При решении задач необходимо использовать групповые формы организации обучения. Одной группе полезно дать возможность исследовать и

-1-

открыть самим различные случаи решения задачи. Другой группе учитель может сузить требования до рассмотрения одного из случаев или назначить консультанта, который будет отслеживать степень усвоения и понимания материала.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- исследовать квадратный трехчлен на количество корней в зависимости от параметра в простейших случаях; рассматривать случай, когда квадратный трехчлен вырождается в линейный двучлен;

- составлять аналитические условия для определения знаков корней квадратного трехчлена, используя теорему Виета или свойства графика квадратичной функции;

- решать типовые задачи с параметром, требующие исследова­ния расположения корней квадратного трехчлена относительно заданной точки и относительно заданного отрезка.

- уверенно выбирать рациональный способ исследования квадратного трехчлена в зависимости от вида дискриминанта;

- применять изученную теорию для решения нестандартных заданий с параметром.

Результатом изучения курса должно стать формирование собственной позиции относительно выбора профиля, а так же формирование умений применять различные методы для решения задач с квадратным трехчленом с параметром. Однако специальные математические умения по решению задач с параметром окажутся сформированными у детей на различном уровне. Поэтому форма отчетности и критерии оценивания результатов обучения должны быть различными.

По окончании курса каждому ребенку выдается удостоверение о том, что ему присваивается одна из квалификаций:

- «консультант по секретам решения задач с параметром»;

- «специалист по секретам решения задач с параметром»;

- «профессионал по секретам решения задач с параметром».

Первая квалификация присваивается в случае, если ребенок может самостоятельно исследовать квадратный трехчлен на количество корней в зависимости от параметра в простейших случаях (в зависимости от знака дискриминанта); может составить аналитические условия для определения знаков корней квадратного трехчлена, используя конспект; выполнил итоговое задание на базовом уровне.

Вторая квалификация присваивается, если ребенок владеет рассмотренными способами исследования квадратного трехчлена, способен выбрать рациональный способ решения, справился с итоговым заданием на повышенном уровне.

Самая высокая квалификация присваивается, если ребенок самостоятельно составил или подобрал систему упражнений по каждому из рассмотренных вопросов, рассмотрел решения, или приготовил презентацию слайдов одного из заданий.

^ Содержание программы:

Тема 1. Квадратный трехчлен. (3 ч)

Воспроизведение понятия квадратного трехчлена, значение квадратного трехчлена при различных значени­ях переменной, корни квадратного трехчлена, составление квад­ратного трехчлена по его корням, теорема Виета. Исследование количества корней квадратного трехчлена в зависимости от параметра. Вырождение квадратного трехчлена в линейный двучлен.

^ Тема 2. Исследование расположения корней квадратного трехчлена в зависимости от заданной точки (3 ч)

Теоремы о расположение корней квадратного трехчлена в зависимости от заданной точки. Аналитический и графический способы решения задач с параметром. Примеры приме­нения теоремы Виета и свойства графика квадратичной функции для определения знаков корней квадратного трехчлена.

^ Тема 3. Исследование расположения корней квадратного трехчлена в зависимости от заданного отрезка (4 ч)

-2-

Теоремы о расположение корней квадратного трехчлена в зависимости от заданного

отрезка. Аналитический и графический способы решения задач с параметром. Примеры приме­нения свойств графика квадратичной функции для исследования корней уравнений. Решение разнообразных задач, связанных с квадратным трехчленом.

^ Решение разнообразных задач (2 ч). Решение итоговой уровневой работы. Представление презентаций и банка заданий мотивированных учащихся.

Учебно-тематический план.

тема

Кол-во часов

Виды деят. уч-ся

Формы и методы обучения

Формы контроля

1. Общие сведения о квадратном трехчлене.

1

Конспект, самостоятельная работа

Групповая работа с консультантами по воспроизведе-нию основных понятий.

Тестовая самостоятельная работа (20 мин.)

2. Исследование количества корней квадратного трехчлена в зависимости от параметра.

2

Практическая дифференцированная работа.

Групповая разноуровневая работа: самостоятельная и под контролем учителя.

Самооценка своей работы по выставленным баллам.

3. Теоремы о распо- ложение корней квадратного трех- члена в зависимости от заданной точки.

1

Конспект,

Комментированное письмо.

Фронтальная работа учителя с классом, коммен- тированное ре- шение мотивиро- ванного ученика.

Самооценка своей работы по выставленным баллам.

4. Аналитический и графический способы решения задач с параметром.

1

Сообщения учеников, конспект остальных учащихся.

Фронтальная работа учащихся.

Самооценка своей работы по выставленным баллам.

5. Использование теоремы Виета и изученных теорем для выполнения заданий с параметром.

1

Самостоятельная работа с дозированной помощью учителя

Дифференцирован-ная работа с учащимися.

Самостоятельная работа.

6. Теоремы о распо- ложение корней квадратного трех- члена в зависимости от заданного отрезка.

1

Конспект,

Комментированное письмо.

Фронтальная работа учителя с классом, коммен- тированное ре- шение мотивиро- ванного ученика.

Самооценка своей работы по выставленным баллам.

7. Примеры приме­нения свойств графика квадратичной функции для исследования корней уравнений.

2

Самостоятельная разноуровневая работа.

Групповая работа по уровням.

Самооценка своей работы по выставленным баллам.

8. Решение разнооб- разных задач.

1

Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа.

Итоговая самостоятельная работа.

9. Презентации и проекты задач учеников.

2

Выступления учащихся. Составление конспектов.

Фронтальная работа учеников с классом.

Самооценка своей работы по выставленным баллам.

-3-

Литература для учащихся:

1. Аверьянов, Д. И., Алтынов, П. И., Баврин, Н. Н. Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - 2-е изд. -М.: Дрофа, 1999. - 864 с.

2. Виленкин, Н. Я., Виленкин, Л. Н., Сурвилло, Г. С. и др. Ал­гебра. 8 класс: учебн. пособие для учащихся школ и классов с уг­лубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 1995. - 256 с.

3. Виленкин, Н. Я., Сурвилло, Г. С., Симонов, А. С., Кудряв­цев, А. И. Алгебра. 9 класс: учебн. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 1996.-384 с.

4. Галицкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 клас­сов: учебн. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изу­чением математики. - 3-е изд. - М.: Просвещение 1995. - 217 с.

5. Шарыгии, Н. Ф. Учебное пособие для 10 кл. общеобразова­тельных учреждений. - М.; Просвещение, 1994. - 252 с.

Литература для учителя:

1. Астров, К. Квадратичная функция и ее применение. - М.: Педагогика, 1986. - 108 с.

2. Галицкий, М. Л., Гольдман, А. М., Звавич, Л. И. Планирова­ние учебного материала для 8 класса с углубленным изучением ма­тематики: методическое пособие. -М., 1988.-78 с.

3. Студенецкая В. Н., Сагателова Л. С. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. - Волгоград: Учитель, 2006.

4. Цыганов, Ш. Десять правил расположения корней квадратно­го трехчлена//Математика.-№ 18.-2002.-С. 19-23.

5. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры // Математи­ка.-№ 5. - 1999. -С.4-9.


-4-




Похожие:

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике iconПрограмма элективного курса Основы информационно-библиографической грамотности Для учащихся 9-х классов в системе предпрофильной подготовки
...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике iconПрограмма интегрированного элективного курса предпрофильной подготовки «Подготовка к гиа по иностранным языкам»
Ктику современной школы введена новая модель экзамена гиа для выпускников основной школы, учащихся 9-х классов. В россии ее проводят...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки». Автор составитель: Воронина Раиса Евгеньевна, моу гимназия 12 города Твери
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Юность экономической науки». Автор составитель: Воронина...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике iconПрограмма курса по выбору по географии «Экологическое краеведение» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике iconПрограмма элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике iconПрограмма предпрофильной подготовки по русскому языку для учащихся 9-х классов
С расширением функций русского языка всё актуальнее становится задача более глубокого овладения его словарными и грамматическими...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике iconПрограмма элективного курса для учащихся 11 классов
Наибольшую сложность представляют задания с модулем, с параметром, иррациональные неравенства и умение их решать во многом предопределяют...
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по математике iconПрограмма элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11 классов
Мгу, мфти, мвту им. Баумана, маи, мати и др вузов, требований к егэ. Элективный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами