2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] icon

2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы]



Название2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы]
Дата17.10.2016
Размер
ТипОтчет






2012




МОУ «СОШ №13 с УИОП»


Перова Инесса Николаевна





[Отчёт по использованию ИКТ в преподавании русского языка и литературы]

В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы. Отчёт представлен для анализа использования инновационных технологий в образовательном процессек МОУ «СОШ № 13 с УИОП»


Отчёт по использованию инновационных технологий (ИКТ в преподавании русского языка и литературы)

Учителя МОУ «СОШ №13 с УИОП» Перовой Инессы Николаевны

ИКТ даёт нам большие возможности для разнообразия уроков, позволяет вносить в урок элемент наглядности. Если раньше мы использовали на уроках магнитофон, кодоскоп, эпипроектор, проигрыватель, таблицы, репродукции картин, раздаточный материал, и всё это было громоздким, то сейчас все видео- аудио- файлы можно хранить в одном месте - в компьютере, при этом все материалы к урокам систематизированы, находятся в папках, и найти их не составляет труда.


ИКТ в преподавании литературы и русского языка – моя методическая тема, над которой я работала с 2008 по 2012 год. За четыре года кабинет русского языка и литературы №22 был укомплектован мультимедийными средствами обучения:

  • Была собрана фильмотека из 56 фильмов. Они используются на видео-уроках. Изучена и внедрена методика работы с фильмами и видеофрагментами.

  • Уроки русского языка получили мультимедийное сопровождение в виде CD-дисков ИД «1-С», которые содержат интерактивные плакаты, таблицы, интерактивные тесты и анимации для объяснения материала. Все эти диски были апробированы мною в работе во всех параллелях, виды работы с ними прописаны в рабочих программах и в календарно-тематическом планировании.

  • Для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе также используются CD-диски, которые содержат как теоретический, так и тестовый материал.

За отчётный период мной было создано мультимедийное сопровождение к урокам литературы для 5, 7-9 классов, представляющее собой презентации и видеофрагменты. Презентации содержат различный материал: информативный, тестовый, обобщающие таблицы, видео- и аудио-фрагменты, вопросы для беседы, задания опережающего характера. Работа с презентацией выстраивает работу на уроке как учителя, так и учащихся. Видеофрагменты отредактированы мною в программе MOVIE MAKER и включают вопросы для беседы. Мною отработана и внедрена методика работы с видеофрагментами. Использование видеофрагментов пробуждает интерес к урокам литературы, даёт возможность сравнить режиссёрскую интерпретацию с авторским текстом, помогает закрепить изученный материал.

Также я перевожу лекционный материал в формат видеофильмов. Так, мною был создан фильм по теме «Романтизм». Он содержит необходимый для учащихся видеоряд, важные теоретические моменты выделены в фильме титрами. Также в ходе фильма проецируются вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить после просмотра. Ребята просматривают этот фильм, а после просмотра заполняют карточку контроля, где предложены вопросы, на которые надо ответить. Так, например, из кинофильма «Гамлет» я выбрала ключевые фрагменты, продумала вопросы, вставила их в эпизоды, а потом провожу беседу, ориентируясь на эти вопросы. Тогда просмотр фрагмента не просто развлечение, но и размышление. Вот вопросы к урокам по «Гамлету»:

  • С какой целью авторы фильма включили фрагмент с королевой и королём?

  • Почему меняется тональность фрагмента, почему сцена становится более напряжённой?

  • Какую роль играют виды моря в данном фрагменте?

После просмотра этого сюжета можно организовать устный или письменный опрос, провести тест на внимательность восприятия информации.


Интересно может пройти и изучение биографии писателей. Можно представить её в виде презентации, заранее озвученной и настроенной по времени, а можно сделать документальный фильм. При этом можно использовать как голос учителя, записанный с помощью микрофона, так и видеосюжеты, взятые из документальных фильмов.

Такую работу можно предложить учащимся в качестве исследования или проекта. Посмотрите документальные фильмы по биографии Пушкина, Карамзина, Есенина.

http://peressa2009.narod2.ru/IKT_na_urokah/dokumentalnie_filmi/


Просмотр такой биографии может сопровождаться заданием: записать основные факты биографии писателя, или написать потом проверочную работу "Личность писателя", или провести игру по фактам биографии.


Создана большая копилка авторских фильмов по литературным местам России. Это виртуальные экскурсии в Тарханы, Мелехово, в музей станционного смотрителя, по пушкинским местам Москвы. Многие из них представляют собой не только слайд-шоу, но и видеофрагменты. Для того чтобы создать эти фильмы, я сама посетила эти места и сняла их на видеокамеру.

Также с помощью презентации можно организовать контроль усвоения материала, причём преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся также могут создавать такие тесты.

Вот пример теста по теме "Салтыков-Щедрин" в 7 классе.







Презентация содержит триггеры (то есть фигуры анимированы не по щелчку, а по клику на саму фигуру). Правильные ответы выделяются цветом, а неправильные – «улетают». К фигурам можно привязать звук: аплодисменты, слова учителя: «Подумай ещё».


Для подготовки к экзаменам по русскому языку я использую авторские презентации, которые составлены по всем заданиям как ГИА, так и ЕГЭ. На занятиях элективного курса ребята сначала изучают, повторяют и обобщают теоретический материал, затем коллективно работают с интерактивными тестами, а потом проходят контрольное тестирование.

Такая работа очень экономит время. Так, например, до использования мультимедийных презентаций на занятиях курса 30 заданий группы А мы изучали и закрепляли на 60 часах (по 2 часа на каждое задание), а сейчас это можно делать за 1 час. Кроме того, это экономит средства родителей. Теперь нам не приходится покупать пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ: весь необходимый материал проецируется с помощью ИД. Тестовая часть презентаций вносит в занятия элемент соревновательности, что разнообразит подчас скучноватые уроки русского языка. Выложенные на личном сайте, эти презентации привлекли внимание как ребят, так и практикующих учителей. Они облегчают подготовку к экзамену, содержат полный и в то же время ёмкий теоретический материал, дают возможность его закрепить.

Опрос учащихся показал, что использование ИД на уроке приветствуется 98% учащихся. Ребята отвечали, что им нравится смотреть видеофрагменты, работать с интерактивными тестами, материал представлен более наглядно, лучше запоминается.

Для занятий кружка «Школа юного филолога» также были разработаны презентации, которые не имеют себе аналогов нигде в Интернете. Это глубокий и сложный материал, представленный в игровой форме в виде анимаций, лингвистических сказок, интерактивных плакатов. В конце каждой презентации есть игра по пройденному материалу по типу «Соей игры». На занятиях, работая с такой презентацией, ребята соревнуются. Уроки проходит весело и интересно. Такие занятия прививают интерес к лингвистике, мотивируют ребят углублённо изучать предмет, участвовать в олимпиадах. Мои работы были с большим интересом приняты интернет-сообществом учителей: страны Балтии и Украина заинтересовались моей системой подготовки к олимпиадам и сделали ссылки на своих сайтах на мои разработки. См. ссылку http://around.russianforall.ru/learning/index.php?news=29961

В учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в ходе реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.

Хорошо усваиваются правила русского языка, как бы «пропущенные» через себя. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания в схемы, алгоритмы рассуждения, опорные конспекты, лингвистические сказки. Все эти УУД предусмотрены ФГОС второго поколения.

Повышают интерес к урокам кроссворды, игры, тесты. Они не только проверяют знания учащихся, но и помогают систематизировать изученное, когда ребята подключаются к созданию таких работ.

Без сомнения, современная жизнь предъявляет к человеку требования уметь грамотно представить результаты своей работы в виде презентации. Такие умения потребуются учащимся и в вузе, и в других учебных заведениях, и на работе. На занятиях по литературе часто учащиеся выступают с сообщениями о биографии того или иного писателя. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса. Кроме того, рассказ о биографии писателя может быть оформлен и в виде документального фильма.

Мы давно привыкли к письменной интерпретации лирического текста. Но насколько интереснее, более творчески проходит работа, когда интерпретация стихотворения создаётся в виде фильма или диафильма. С такими навыками работы также знакомит мой авторский курс кружка «Творческая мастерская».

Создание рекламного фильма - мечта любого руководителя фирмы. Создать анимационный фильм - презентацию довольно просто с помощью редактора презентаций Microsoft PowerPoint, а также Movie Maker. Во втором полугодии учащиеся овладеют навыками создания учебных и рекламных фильмов, телепередач о русском языке.

Ребята с удовольствием занимаются этим, ведь они не только осваивают работу с компьютером, но и творят и знают, что результат их труда будет использован на уроках русского языка и литературы.

Теперь поговорим о перспективе. Многое уже сделано, но многое ещё предстоит сделать. Мною ещё мало отработаны такие элементы работы с ИКТ, как работа с ИД, CD-дисками. В следующем учебном году я планирую пройти дистанционные курсы по вопросам работы с ИД, более системно включать в учебный процесс эти виды работ.

Также в перспективе я хочу овладеть работой в программе Adob Flach, чтобы создавать анимации и мультфильмы для объяснения материала и для игровых моментов на уроках.

Кроме того, в будущем учебном году я планирую создать интерактивные тесты по предметам.





Похожие:

2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] iconИспользование икт и медиаресурсов интернета в деятельности учителя русского языка и литературы Мыльникова Инна Витальевна Учитель русского языка и литературы моу «сош №2 р п. Сенной Вольского района»
Правления их деятельностью на уроке. Перед современной школой ставится главная задача — обеспечить развитие школьника, его потребностей...
2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] iconАнализ педагогической деятельности Я, Лопатина Татьяна Алексеевна, работаю в моу «Высокинская сош» учителем русского языка и литературы с 1983год
Я, Лопатина Татьяна Алексеевна, работаю в моу «Высокинская сош» учителем русского языка и литературы с 1983года. Имею первую квалификационную...
2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы мбоу сош №5 им. О. В. Гудкова за 2012-2013 учебный год
В состав мо учителей русского языка и литературы входят 5 учителей. Высшую квалификационную категорию имеют
2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] iconЕрошкина Е. Ю. Моу сош №5 г. Алзамай Использование икт на уроках русского языка и литературы
Что же подразумевают под собой икт? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных...
2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] iconМо учителей русского языка и литературы обеспечено педкадрами
Санжапова З. В.(1952г р.) пенсионерка, Отличник народного образования, имеет 1категорию, работает над проблемой «Современные технологии...
2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] iconКонкурс творческих работ, посвященный Году русского языка
...
2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] iconДифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы Нагорной Тамары Алексеевны, учителя русского языка и литературы мбоу «сош №27 с углубленным изучением английского...
2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] iconКонспект урока литературы по теме "Две жизненные правды в повести М. Горького "
...
2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] iconУрок литературы в 7 классе по программе В. Я. Коровиной «Край ты мой, родимый край». Стихотворения о родной природе
Глазина Елена Александровна, моу «сош «62» г. Барнаул, учитель русского языка и литературы
2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы] iconУрок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова»
Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1»
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами