Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста icon

Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста



НазваниеСочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста
Дата17.10.2016
Размер
ТипСочинение

Как создать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Часть 3 (С1) ЕГЭ по русскому языку представляет собой сочинение, которое включает информационную обработку текстов различных стилей и жанров. Учащимся предлагается написать сочинение по прочитанному тексту:

  1. сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста.

  2. прокомментировать сформулированную проблему.

  3. сформулировать позицию автора по выявленной проблеме.

  4. сформулировать и аргументировать свою позицию по выявленной проблеме.

Выпускник должен показать:

а) насколько полно и глубоко он понял смысл текста;

б) может ли судить о затронутых в тексте проблемах ;

в) может ли доказательно в корректной форме изложить свою позицию;

г) умеет ли грамотно излагать свои мысли, без нарушений норм литературного языка.

д) выразительность своей речи.

По критериям К1-К3 проверяются умения ученика анализировать текст: определять тему текста, формулировать проблему; комментировать проблему; выявлять позицию автора. К4 проверяет умение ученика создавать свой собственный текст.

При работе над сочинением можно выделить несколько этапов работы.

Учащиеся должны знать, что тема – 1. предмет повествования, круг жизненных явлений, осмысляемых автором; 2. круг событий, служащий для постановки философских, этических , идеологических проблем. От темы переходим к формулировке проблемы.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Определяя проблему, учащийся должен увидеть, как через конкретную ситуацию, частный случай, факт чьей-то биографии автором рассматривается какая-либо абстрактная идея, то есть проблема должна охватывать многие подобные случаи.

Так, например, К. Паустовский рассказывает о нескольких случаях из жизни Аркадия Петровича Гайдара, когда писатель бескорыстно помогал людям. Прочитав такой текст, ученики задумываются о том, что очень важно уметь оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Значит, в данном тексте ставится проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия.

Проблема может быть национальной, социальной, международной, сложной, трудной, серьёзной, главной, актуальной, злободневной, философской, политической.

Проблему можно поставить, изучить, исследовать, обсудить, рассмотреть, изложить, разрешить.

Проблемы можно коснуться.

Какая-либо проблема заслуживает внимания, представляет интерес, поднимается автором.

Можно выделить несколько способов формулировки проблемы:

  1. в виде названия темы;

  2. в виде вопроса и ответа;

  3. в виде предложения-тезиса, требующего пояснения;

  4. с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, однородных членов предложения, синонимов, антонимов, градации и т.д.;

  5. в виде предложения – цитаты, отражающего основную мысль текста.

Следующий этап – это комментарий проблемы.

Комментировать – значит пояснять, толковать, делать примечания. Прокомментировать проблему можно такими способами:

1.Аналитический пересказ текста «вслед за автором».

2.Комментарий, основанный на ассоциациях читателя («свободный» комментарий).

В этой части работы нужно напомнить учащимся, что не следует пересказывать весь текст, комментировать несформулированную проблему, цитировать текст нужно умеренно.

Далее ученик должен выявить авторскую позицию. Позиция автора – это его точка зрения, ответ на вопрос, поставленный в тексте. При выявлении авторской позиции нужно постараться ответить на вопросы: что хотел сказать читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? При этом нужно обратить внимание на авторское отношение (сочувствие, восхищение, сарказм, иронию, осуждение и т.д.), на положительную или отрицательную оценку описываемым фактам.

Далее от анализа текста переходим к аргументации своей позиции. Эта часть работы представляет собой сочинение – рассуждение. Следовательно, в этой части работы ученик должен строго следовать правилам построения текста – рассуждения, цель которого – убедить читателя в чём-либо, укрепить или изменить его мнение.

Сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Тезис (положение, которое требует доказательства).

  2. Аргументы (доказательства).

  3. Вывод (общий итог).

Тезис – главное утверждение, которое нужно обосновать, доказать. В данном случае тезис – это главная мысль автора текста, которую нужно обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Аргументом могут быть примеры из литературных произведений, фильмов, спектаклей, истории, смежных дисциплин, научных открытий, пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа, факты, события, а также примеры из личной жизни и жизни окружающих.

При аргументации собственного мнения учащиеся могут сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, учёного, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, обращаясь к народной мудрости.

Кроме того, ученики должны:

- соблюдать фактологическую точность в приводимых примерах;

- указывать правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц;

- приводить верные факты биографии, не искажать исторические и культурные реалии;

- не допускать этических ошибок;

- не проявлять речевую агрессию, не выказывать свою недоброжелательность, негативные эмоции: насмешку, грубость, употребление сниженной лексики и т.д.

Все части сочинения должны быть взаимосвязаны. Перечитывая сочинение, учащимся необходимо проверить, насколько логика сочинения соотносится с рассуждениями автора.




Похожие:

Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста iconСочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока
Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному...
Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста iconТема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями»)
Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту Д. С. Лихачева «Про зависть»
Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста iconКак написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту. I. Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена. II. Часть 3 (С) это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение)
С) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе...
Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста iconСочинение по данному тексту (задание уровня «С») Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста)
...
Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста iconРазработка урока «Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста»
Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста?
Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста iconСочинение на лингвистическую тему или сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста. Первая часть работы
Гиа по русскому языку в официальных документах (содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена)
Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста iconПлан сочинения
Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего...
Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста iconПодготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции

Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста iconСочинение-рассуждение по тексту Ю. Яковлева "Багульник" (задание С2)
Возьмите любую цитату из 36 предложенных (автор Цыбулько) и напишите несколько сочинений. Или проговорите, обсудите, как вы напишите...
Сочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста iconСочинение на одну из тем: (10 б) Волшебный мир кино. Компьютерные игры: плюсы и минусы. По одежке встречают, по уму провожают
Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами