Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» icon

Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников»



НазваниеСорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Сорокина М.А., учитель русского языка и литературы

(Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников»)


Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников.

Когда людей станут учить не тому, что они должны
думать, а тому, как они должны думать, то тогда
исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг


Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. как Нынешний век – это век информационный и умение обрабатывать информацию является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении главной цели образования.

^ Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

  • развивать у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;

  • усилить мотивацию учения;

  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

  • дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;

  • качественно изменить контроль деятельности учащихся;

  • формировать ключевые и предметные компетенции учащихся.

Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы способствует выработке таких ключевых компетенций, как: компетенция личностного самосовершенствования - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

нформационная – готовность к работе с информацией; кооперативная – готовность с сотрудничеству с другими людьми; проблемная – готовность к решению проблем.

Образовательными компетенциями являются:

языковая - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка;

лингвистическая - более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры, умение анализировать и классифицировать языковые явления;

коммуникативная - способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения.

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:




^ Дидактические материалы



Чтение художественной литературы в электронном виде









^ Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы



Создание проектов


Ресурсы Интернета






Электронные обучающие программы и тренажеры


Презентации, видеоролики


  1. На уроках чаще всего использую следующие образовательные программы:

1 С: Русский язык, 1С: Репетитор. Тесты по орфографии, 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации, 1С. Сдаем ЕГЭ по русскому языку, электронное учебное издание "Просвещение-Медиа":  Готовимся к ЕГЭ. Русский язык, "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия" для 5 – 9-х классов, «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для 5 – 11-х классов, «Фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому языку»


В данных программах особое место занимают интерактивные  обучающие тесты-упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.

Справочные материалы программ могут быть использованы на любом этапе урочной деятельности, а также при выполнении учащимися   исследовательских и проектных видов работ.

Новый дидактический принцип, положенный в основу цифровых ресурсов, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала могут развивать  познавательный интерес и проблемно-поисковую активность учащихся.

Использование учебных программ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

^ Мультимедийный ресурс «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» позволяет вести работу по подготовке к ЕГЭ, используя крупноблочный метод закрепления знаний. Каждый раздел ЭУИ  содержит интерактивные  тренировочные упражнения (тренинги) и зачетные задания в виде тестов.

Использование данного ЭУИ в процессе подготовки к ЕГЭ позволит учащимся адаптироваться  к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку. Учащийся имеет возможность наблюдать объективные результаты своего труда и самостоятельно выявлять пробелы в знаниях. Программа комментирует действия ученика, выдает подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа.

Выполнение тестовой работы по русскому языку позволяет выработать следующие умения:

  • оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, точности и уместности их употребления;

  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции осуществляется путем систематической работы с тестами.


«Фраза» является на сегодняшний день одним из самых удобных компьютерных тренажеров по русскому языку, поскольку обеспечивает хорошую тренировку для ученика с любым  уровнем грамотности и мотивации к учению. Использовать учебную программу «Фраза» можно на этапе первичного закрепления учебного материала, при повторении, для индивидуальной работы, во время итогового повторения, при работе над ошибками.

ЭУИ предусматривает возможность интерактивной реакции на допущенные учеником ошибки, в случае затруднения выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями. С помощью программы ученик может   сразу исправить свои ошибки; в конце работы  получить оценку. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем: повысить интерес учащихся к предмету;

  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся:

  • сэкономить время на опрос учащихся;

  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

Одним из наиболее важных компонентов обучающих программ являются интерактивные таблицы по русскому языку. Данные таблицы могут иметь  текстовые, звуковые и анимационные вложения, что является неоспоримым преимуществом перед таблицами на бумажной основе. Исходя из дидактической цели, их можно сделать настолько многоуровневыми, насколько требует порционной подачи материала изучаемая тема, подкрепить теорию содержащимися внутри таблицы примерами или, наоборот, «спрятать» формулировку правила в одно из открывающихся окон. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Многоуровневый характер таблиц позволяет создать на уроке проблемную ситуацию.

Например, при изучении темы «Прямая и косвенная речь», можно задать следующие вопросы:

1.Рассмотрите таблицу. С каким понятием вы уже знакомы? (Прямая речь)

2. Попробуйте преобразовать предложения с прямой речью в косвенную речь. Проверьте правильность своего варианта путём открытия вложения. (По ходу ответов учащихся открываются вложения.)

3. Какие знаки препинания ставятся при косвенной речи?

4. Предположите, от чего зависит выбор союза или союзного слова.

5. Пользуясь таблицей, расскажите об  особенностях косвенной речи.

6. Найдите сходство и отличие при передаче чужой речи: прямой и косвенной речи

К таблице «Качественные прилагательные» постановка проблемных задач на основе информации второго уровня (подсветка строк) интерактивной таблицы («Как вы это понимаете?»; «С помощью каких рисунков, примеров вы это проиллюстрируете?»). 

Докажите с помощью таблицы, что данное прилагательное качественное/некачественное»; «Исключите лишнее из данного ряда и аргументируйте свой выбор с помощью этой таблицы»;

Такие таблицы особенно полезны для развития речи, логического мышления, формирования учебно-познавательной компетенции, так как во время работы осуществляется интерактивность (оперативная обратная связь обучающегося и средства обучения).

^ В программных продуктах по литературе, таких как : «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», «Электронная библиотека» важной составляющей являются медиаиллюстрации, видео и аудиофрагменты озвученных текстов художественной литературы, экранизаций произведений и иного иллюстративного материала.

Так, на уроках по комедии «Горе от ума» представлен яркий видеоряд театральной постановки на сцене Малого театра, аудиофрагмент из спектакля. При знакомстве с литературными персонажами поэмы «Мертвые души» учащиеся имеют возможность просмотреть отрывок художественного фильма, где Юрий Богатырев играет роль Манилова, Александр Калягин – роль Чичикова; при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» учащиеся с удовольствием слушают фрагменты из оперы «Евгений Онегин».

Такие материалы не только позволят сопоставить свое, читательское, представление о литературном герое (героях) с представлением режиссера или актера, театрального или кинематографического художника, композитора, но и помогут формированию эстетического вкуса, выработке эстетических норм при оценке художественных произведений. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность, развивать общекультурные компетентности. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.

Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».

II. Значительное место на уроках литературы занимает фонохрестоматия (Музыкальные произведения, чтение мастеров художественного слова). Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актёра. Фонохрестоматии незаменимы при изучении драматических произведений: профессиональное актерское исполнение позволит усовершенствовать традиционное чтение по ролям. К современным учебникам по литературе прилагается фонохрестоматия. В Интернете я нашла ресурс «Золотой стихофон. Аудиокниги русской поэзии», где представлено как актерское исполнение стихов, так и авторское. Широко использую на уроках литературы материалы сайта «Русский классический романс», где можно найти романсы на любые стихи русских поэтов в исполнении различных певцов. Романсы и стихи могут стать звуковым сопровождением видеороликов, которые создаются учащимися в программе Windows Movie Maker. Отсюда новый вид деятельности на уроке – защита видеоролика. Ученик объясняет, почему он выбрал тот или иной видеоряд для иллюстрации стихотворения. Такой вид работы развивает и информационные компетенции, и эстетический вкус, и творческое воображение, и коммуникативные способности.

На уроках также использую в качестве иллюстративного материала готовые видеоролики, содержащие сведении о жизни русских поэтов 19 века и романсы на их стихи. Автор роликов - Александр Гами. Эта видеотека также ресурс Интернета. Ролик длится в среднем 5 минут, и показ его на завершающем этапе изучения биографии поэта очень эффективен.

III. Пожалуй, одним из самых распространенных и популярных средств ИТ в школе является продукт программы Power Point — презентация. Использование презентаций на уроках позволяет максимально заинтересовать учащихся темой. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией.

При этом презентация может использоваться в различных ситуациях.

Презентации могут представлять самый разнообразный материал: заочные экскурсии по литературным местам, галерею портретов, рисунки к изучаемому произведению, материал для анализа художественных произведений, хрестоматия фрагментов критических статей. Это могут быть обзорные презентации по творчеству и биографии изучаемого автора. Презентации могут быть составлены как учителем, так и детьми. Характерной особенностью этих работ является то, что они помогают развивать навыки, которые необходимы не только при изучении гуманитарных предметов.

Это такие, как:

  • навык отбора материалов по теме

  • навык сравнительно-сопоставительного анализа

  • навык группировки материала

  • навык презентации материала

Презентация как фрагмент урока очень эффективна на уроках развития речи. Так, на уроке в 8 классе «Описание архитектурного памятника» (дети должны были описать храм Покрова на Нерли) помимо презентации с фотографиями этого храма, был показан видеоролик, музыкальным сопровождением которого является песня «Храм Покрова на Нерли». Эти приемы оказали большое эмоциональное воздействие на учащихся, они открыто делились впечатлениями об увиденном и услышанном. Логично было прочитать в их сочинениях следующие слова: «Чистота и скромность храма рождает возвышенные мысли о душе и Боге. Увидев эту церковь, человек испытывает чувства духовного спокойствия и умиротворения. По своей лиричности храм подобен песне. Его устремленность ввысь символизирует победу духовного над материальным».

Такие уроки обогащают духовный мир личности.

^ Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия. На таких уроках часто осуществляется интеграция различных дисциплин: литература и история, литература и живопись, при этом вырабатываются общекультурные компетенции учащихся Учащиеся могут обсудить различные точки зрения литературоведов на ту или иную проблему.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:
• концентрация внимания;
• включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
• повышение интереса к изучению предмета;
• возрастание мотивации к учёбе.

В деятельности любого учителя словесности широко используется метод проектов. При создании проектов ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений. Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания. Умело организованная работа способствуют формированию речевых умений обучающихся, активизируют их познавательную деятельность, способствуют повышению качества образования школьников.


IV. Каждый учитель имеет свою копилку дидактических материалов в электронной версии, куда входят тесты, таблицы, карточки, алгоритмы.

Представляет интерес работа со схемами. При подготовке к уроку дома я составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые ученики заполняют на уроке с помощью интерактивной доски. Причем одну и ту же презентацию можно использовать несколько раз: при объяснении нового материала (заполняет сам учитель или учащиеся с помощью учебника), при закреплении (для опроса фронтального или индивидуального) и для контроля знаний.
Очень удобно с помощью таких презентаций проверять словарный диктант, проверочный диктант или списывание. Для этого на одном слайде появляется текст с пропущенными буквами или с допущенными ошибками. После написания работы учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга по следующему слайду, где другим цветом выделены вставленные или исправленные орфограммы. Учащиеся сразу выставляют отметки по критериям. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценку за свои знания.
Для формирования речевых компетентностей использую такой вид работы: некоторые фрагменты ученических работ демонстрируются на доске и анализируется их содержание, речевое и грамматическое оформление. Такой вид работы повышает внимание учащихся к работе над словом.

Но самой продуктивной, на мой взгляд, является работа с дидактическими материалами, подготовленными самими учащимися. При изучении орфографии и пунктуации даю индивидуальные задания подобрать практический материал к уроку. После изучения какой-нибудь большой темы такие задания можно дать всему классу. Так, на завершающих уроках по теме «Наречие» учащиеся получили задание в группах. Одна группа создавала презентацию о наречии как части речи, 2-я – презентацию-викторину, 3-я – алгоритмы к орфографическим правилам, 4-я – карточки, 5-я – таблицы, демонстрирующие грамматические показатели. Весь материал был подкорректирован и использован на обобщающем уроке. Конечно, такая работа занимает много времени, но дает положительные результаты.


Итак, применение информационных технологий на уроках русской словесности и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, позволяет сделать урок наглядным, способствует повышению качества образования школьников. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий. Кроме того использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика.

Но нельзя забывать и о живом слове учителя, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано.

 




Похожие:

Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» iconИспользование икт – технологий на уроках русского языка и литературы Беседина В. А., учитель русского языка
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего...
Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Использование инновационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся
Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» iconИспользование телекоммуникационных технологий на уроках литературы зырянова Н. А. заместитель директора по учебно-методической работе, учитель русского языка и литературы средняя школа №13 Аннотация
Все это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русской литературы
Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» icon2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы]
В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы....
Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» iconИспользование Интернет-ресурсов в практической деятельности учителя-предметника Учитель русского языка и литературы моу «оош с. Малая Быковка» Балаковского района
Учитель русского языка и литературы моу «оош с. Малая Быковка» Балаковского района
Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» iconРабота по теме самообразования: «Создание и использование мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства»
Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий
Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» iconУрок русского языка и литературы в 6 классе (с использованием здоровьесберегающих технологий) Морфологический разбор глагола при изучении темы: «Человек в окружающем мире» (по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Интегрированный (спаренный) урок русского языка и литературы в 6 классе (с использованием здоровьесберегающих технологий)
Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» iconИспользование икт и медиаресурсов интернета в деятельности учителя русского языка и литературы Мыльникова Инна Витальевна Учитель русского языка и литературы моу «сош №2 р п. Сенной Вольского района»
Правления их деятельностью на уроке. Перед современной школой ставится главная задача — обеспечить развитие школьника, его потребностей...
Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» iconИнтегрированные уроки русского языка, литературы и риторики как средство развития лингвистической, литературоведческой и коммуникативно-речевой компетентностей
Учитель русского языка и литературы высшей категории тотл смирнова Марианна Викторовна
Сорокина М. А., учитель русского языка и литературы Материал городского семинара «Использование мультимедийных технологий в выработке основных компетенций школьников» iconУрок русского языка в 5 классе. Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1». Тема: «Суффикс-значимая часть слова»
Автор: Лавриненко А. П., учитель русского языка и литературы, нрмоу «Салымская сош №1»
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами