Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока icon

Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока



НазваниеСочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока
Дата17.10.2016
Размер
ТипСочинение


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Алдиаровская средняя общеобразовательная школа»

Янтиковского района Чувашской Республики


Урок – практикум в 11 классе


Где кроется сердцевина счастья?


Подготовка к выполнению задания С ЕГЭ по русскому языку


Автор:

учитель русского языка и

литературы

МОУ «Алдиаровская СОШ»

Янтиковского района

Чувашской Республики

Ашмаева Надежда Николаевна


Алдиарово 2010


Тема урока: Где кроется сердцевина счастья?

Подготовка к выполнению задания С ЕГЭ по русскому языку


^ Вид урока: урок – практикум.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ


Формы работы слово учителя, приём мозговой атаки

анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая работа, написание чернового варианта сочинения, рефлексивный анализ

Сочинение по прочитанному тексту

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.


^ Цель урока:

  1. Создание условий для закрепления знаний учащихся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту (часть С заданий ЕГЭ).

  2. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.

  3. Воспитание личности в условиях партнерства, интереса учащихся к обсуждаемым вопросам.)

текста.

^ Задачи урока: - организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем;


Актуализируют: знания шаблона написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; умения правильно определять тему, идею текста, а через них проблему текста; понимание учащимися необходимости целенаправленной творческой подготовки к сдаче ЕГЭ.


Приобретут: умение выполнять различные элементы комплексного анализа, создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту


Закрепят: навыки работы с экзаменационным текстом;


Мотивация учащихся: Мотивация при выполнении заданий по написанию сочинения-рассуждения нацелена на успешное применение полученных знаний в творческой работе ЕГЭ.


^ Предполагаемый результат - повышение качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку, написание сочинения в задании С в полном соответствии с критериями оценки, подготовка творческих работ


Оборудование.

  1. Оформление доски. Запись темы урока.

  2. Запись эпиграфа.

  3. Компьютерная презентация.

  4. Мультимедийный проектор.

  5. Карточки с ученическими сочинениями.

  6. Карточки с критериями оценивания сочинения ЕГЭ.

  7. Справочные тетради

9 Текст В. Розова

10 Карточки – информаторы для групповой работы с тексом.


Содержание этапов урока:

1. Оргмомент

2. Мотивация деятельности

3. Активизация знаний и постановка целей

4. Деятельность учащихся по теме урока

5. Итоги урока

6. Домашнее задание


Ход урока


1. Оргмомент.


2 Мотивация деятельности.(слайды 1-2)


Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент. А Сократу - первому из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции – принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более, что речь бывает как устной, так и письменной. И мне очень хотелось бы, проверяющий вас увидел, и увидел, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

3 Объяснение цели урока

  • ^ ЗНАТЬ:

- основные этапы работы с текстом.

  • УМЕТЬ:

- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;

- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.


Предстоит работа в группах по схеме.

. 1 этап ^ ВЫЗОВ Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Фронтальный опрос

1).Что такое Часть С?


Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом на основе анализа исходного текста – проверяет реальное состояние практических речевых умений. Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:


• зрелость суждений при интерпретации текста;

• умение оформлять собственные высказывания;

• умение использовать средства выразительности;

• соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

2). Что значит работать с исходным текстом? ( слайд 5 и прокомментировать его может один из учеников).





- Что такое проблема?


Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Проблема имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.


Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»);

2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.


- Что значит «прокомментировать» проблему?


Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:


1) от частных фактов к формулировке проблемы.

2) от формулировки проблемы к комментарию.


-. Как выявить позицию автора?


Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»).


- Критерий 4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме). напрямую связано с пониманием проблемы исходного текста и позиции автора – именно в этом случае ученик получает возможность для рассуждения, изложения собственного мнения, возможность вступления с автором в диалог. Однако собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами. • Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать – т.е. приводить доказательства, аргументы.


- Как аргументировать свою позицию?


В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. (Слайд, прокомментировать который тоже может ученик, так как этот материал детям уже хорошо знаком).


Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

• тезис (положение, которое надо доказать);

• аргументация (доказательства, доводы);

• вывод (общий итог).


От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе — по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.


3. Делаем вывод. Итак, сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-x аспектах:


1) проблема, поставленная в исходном тексте;

2) комментирование проблемы исходного текста;

3) авторская позиция;

4) собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.


II этап. СМЫСЛЕНИЕ. Деятельность учащихся по теме урока Переходим к работе с текстом ^ Чтение текста. В.С.Розова ( слайд 6)

А)Постановка цели: подготовиться к написанию сочинения по прочитанному тексту.

Перед нами текст известного русского драматурга В.С.Розова. Человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости",

"Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли". Прослушайте текст, озаглавьте его. Запишите название текста в тетрадь. Чем глубже мы сможем погрузиться в текст, тем удачнее будет работа по написанию сочинения.


Б) Читаем текст.

(1)Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: <<Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай>>. (11)Обратите внимание на начало фразы: <<Если хочешь быть оптимистом…>> (12)И еще – << вникай сам>>.

(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.

(14)Сестры спрашивали: <<Розов, что ты такой веселый?>> (15)А я отвечал:<<А что? Это нога болит, а я-то здоровый>>. (16)Дух мой был здоров.

(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: <<Царствие Божие внутри нас>>. (18)Гармоническое устройство этого <<царства>> во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за <<честного малого>> в себе, иначе – беда.

(В. Розов)

^ III. Этап обобщения и систематизации.


а)На следующем этапе задаются вопросы к тексту:

Итак, как вы озаглавили текст? Почему?(Учащиеся читают варианты заголовков)

б)Работа в группах На доске открываются высказывания известных людей.(слайд

Прочитайте. Какое из высказываний перекликается с текстом. Какое бы высказывание вы выбрали эпиграфом к своему сочинению.

«В чём счастье, как не в силе и терпении». (Публий Сир.)

«Хронического счастья нет, как нетающего льда». (А. Герцен.)

« Счастье даётся тому, кто умеет и осмеливается жить своим умом». (Д. Писарев.)

« Кто сам себя считает несчастным, тот становится несчастным». (Гельвеций.)

«Если хочешь быть счастливым, будь им»! (Козьма Прутков.)

«Самые счастливые моменты нашей жизни – это те, когда мы совершенно забываем о себе». (С. Вивекананда.)

«Злые всегда несчастны». (Вольтер.)

«Большая половина счастья – в семье». (В. Розанов.)

«Счастье – есть радость». (Н. Рерих.)

«Счастливым может быть только короткий промежуток времени». (Д. Лихачёв.)


в) Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению (часть С) вы будете проводить в трех творческих исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания

( Учащиеся знакомятся с заданием №1).(Презентация слайда № 8).


^ Задание №1.

Первая группа

Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа.

В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?

Рассуждение. Смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую – то тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:

- тезис - мысль, нуждающуюся в доказательстве;

- аргументы - факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;

- вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.


^ Вторая группа

Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.

Публицистический Почему?


Третья группа

Составить графический проект-защиту данного текста по принципу «планета и ее спутники». Какова позиция автора? Соответствует ли она вашему представлению о счастье? (Слайд № 9)

На выполнение задания №1 предусмотрено 3 минуты (Каждая группа выдвигает для ответа одного – двух представителей, возможен ответ всей группы. Во время ответов учитель предлагает другим учащимся делать рабочие записи в тетрадях).


^ Задание №2(Слайд № 10)


1 группа. Определите значение слов «Гармония», «оптимизм» по словарю.

2 группа. Найдите стилистические фигуры речи и определите их роль в тексте.

3 группа. Укажите тропы и определите их роль в тексте

(Чтобы создать атмосферу непринужденности, воздействовать на чувства читателя, привлечь внимание к проблеме).


(Вопросно-ответная форма изложения (2,4,7 предложения); (Ряды однородных членов (3,4предложения); (Разговорные синтаксические конструкции (3,5,8,22 предложения);

(Разговорная лексика ("И да, и нет"); (Риторические вопросы (2,4,7предложения);

(Метафоры "Кроется сердцевина счастья", «Вступить в битву” (22предложение), "Дух был здоров").

Учитель: внимание на богатство и выразительность речи драматурга:

Столько красоты в небольшой статье! Это настоящая экспрессия – от разговорной лексики до высоких слов! Это сближает автора и читателя. Розов цитирует и Горького, и Чехова, обращается к Библии. Вот он весь Розов-мастер! Призываю вас творчески отнестись к своим работам.


^ Задание №3 Рецензирование предложенной работы с комментированием. (Слайд № 11)

Народная мудрость советует учиться на чужих ошибках. Я предлагаю вам работу ученика N. Оцените работу согласно критериям ЕГЭ, постарайтесь избежать выявленных недочётов и ошибок в своей работе.

. Затем учащимся предлагается работа ученика ^ N, который выполнил задание С1 к данному тексту (всем раздаем работу ученика N) На первом этапе урока учащиеся повторили последовательность работы над сочинением, которая совпадает с таблицей пошагового оценивания. На столах у каждого ребенка лежит эта таблица и текст В.Розова.


Таблица пошагового оценивания сочинения.

Содержание сочинения

К-1

Формулировка проблем исходного текста.

0-1

К-2

Комментарии, сформулированные в проблеме.

0-2

К-3

Отражение позиции автора (хорошо частичное цитирование).


0-1

К-4

Изложение собственного мнения.(2 аргумента).

0-2

Речевое оформление

К-5

Речевое оформление (последовательность изложения, логическая связанность).

0-2

К-6

Точность и выразительность речи (разнообразие грамматических

форм).

0-2

Грамотность

К-7

Грамотность (орфографические ошибки).

0-2

К-8

Пунктуационные нормы.

0-2

К-9

Языковые нормы.

0-2

К-10

Речевые ошибки.

0-2

К-11

Соблюдение этических норм.

0-1

К-12

Соблюдение фактологической точности.

0-1



Ответ С.

В этом тексте В.Розов поднимает проблему счастья. Человек счастлив, когда его любят и ценят, когда всё вокруг хорошо: дом, работа, успех. «Счастье кроется именно в гармонии личности. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебя счастливым». Автор статьи призывает нас быть оптимистами, быть здоровыми, и тогда счастье не обойдет нас стороной. Я с автором полностью согласен.

^ Двойкин Вася


Дети читают сочинение ученика, приступают к устному рецензированию и оценивают по критериям ЕГЭ.

-Что вы можете сказать по поводу данной работы? (Смотрим в таблицы, учащиеся оценивают каждый критерий)

-К1 – Проблему N сформулировал, но нарушил речевые нормы. Некрасиво начинать предложение с местоименной фразы (0-1 балл).

-К2 – В качестве комментариев цитируется большой фрагмент текста. (0 баллов).

-К3 – Позиция автора сформулирована неточно: словосочетание "быть здоровым" –многозначное слово, надо конкретизировать его значение ("Счастье – в гармонии личности") (1балл).

-К4 – Мнение ученика формально заявлено, аргументы не приведены. (0 баллов).

Ребята приходят к выводу, что содержание сочинения не соответствует требованиям.

Обращаем внимание на речевое оформление.

-К5 – Речевая последовательность нарушена, нарушено и абзацное членение.

(0 баллов)

-К6 – Выразительные средства сочинения не используются, много однотипных синтаксических конструкций, бедный словарный запас(0 баллов).

Итак, ребята приходят к выводу, что речевое оформление у N тоже неудачное.

С миссией экспертов справились неплохо. Работа была трудная, связанная с напряжением глаз. «Здоровье – мудрых гонорар…» -отмечал Беранже.


^ Физкультминутка. Упражнения для глаз


Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1-4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. Перевести взгляд на 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы посмотреть «вправо - вверх - влево -вниз», а затем на счет 1-6 сделать то же, но «влево - вверх - вправо - вниз» и снова посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз


На следующем этапе урока ребята приступают к написанию сочинения:


^ Композиция сочинения

При обдумывании построения сочинения необходимо стре­миться к тому, чтобы его композиция была стройной и завер­шенной.

В соответствии с заданием в экзаменационной работе целе­сообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов. Назовите их.

  1. Общая характеристика темы и проблематики текста.

  2. Комментарий к одной из проблем.

  1. Характеристика позиции автора исходного текста по вы­бранной проблеме.

  1. Выражение собственной позиции, ее аргументация.


Части должны быть соразмерны друг другу, т.е. вступление и заключение должны составлять не более 1/3 всего объема работы. Следовательно, самая большая часть – основная. (Слайд № 13)


Задание № 4 Составление композиционных частей сочинения. ^ Презентация слайда 12

Выполнение задания №4 – составление композиционных частей сочинения. (Презентация слайда № 14).(На выполнение задания №4 предусмотрено 5 – 6 минут.)


^ Первая групп

Написать начало сочинения. Отметить проблему и прокомментировать.

Вторая группа

Сформулировать позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме.

^ Третья группа

Аргументировать собственное мнение по проблеме.


Для выполнения задания №4 учащимся даны карточки – информаторы.


Карточка – информатор для группы №1.

(Презентация слайда № 15, 16).


Начало сочинения

Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.

Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и пробле­матики исходного текста.

В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:

а) собственно определение темы текста;

б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;

в) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;

г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (... Так за­вершается статья ... очерк ... рассказ).


Типовые конструкции:

1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания…(кого?)….. актуальная проблема…….(чего?).

2. Предложенный текст посвящен проблеме…..

3. В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема….

4. В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме….


Текстуальный комментарий --- объяснение текста, «следование за автором» в раскрытии проблемы


  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  • • На чем заостряет внимание? Почему?

  • • Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

  • • Какие эмоции автора выражены в тексте?

  • • Как выражено отношение автора к изображаемому?

  • • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

  • К какому типу принадлежит эта проблема?

Концепционый комментарии - интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу


• Актуальна ли эта проблема в наши дни?

• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?


• Почему эта проблема привлекла внимание автора?


• Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?


• К каким выводам автор подводит читателя?

Опорные слова

  • Освещать проблему,

  • поиск ответа на вопрос

  • понимать по-разному

  • сойтись в едином мнении, определенный этап жизни

  • древняя как мир



Карточка – информатор для группы №2.

(Презентация слайда № 17, 18).


Для передачи позиции автора исходного текста уместны­ми могут быть фразы:

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит)
мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...

По мнению автора,...

Публицист убежден в том, что...

Автор заставляет задуматься о...

Автор текста доказывает свою точку зрения...


Карточка – информатор для группы №3.

(Презентация слайдов № 15 - 16).

^ ФОРМУЛИРУЕМ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ

Это ответы на вопросы:

  • Что хотел сказать автор?

  • Какова была цель его высказывания?

  • Ради чего он это всё написал?

  • Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными?

  • Как он сам относится к поставленной проблеме?

  • Чему учит текст?..



Ответы 1 гр.

1) С лирического отступления о счастье

2) С формулировки проблемы, которую поднимает автор.

3) С цитаты о счастье.

4) С собственной позиции.

Обращаю внимание детей на ключевые слова, которые можно использовать при составлении вступления.


На экране появляются:

Освещать проблему, поиск ответа на вопрос, понимать по-разному, сойтись в едином мнении, определенный этап жизни, древняя как мир…

^ Вот несколько вариантов работ:


1-вариант. (Сочинение начинается с лирического отступления о счастье).


Счастье.... Весь мир занят поиском ответа на вопрос: " в чем заключается счастье?". Но, увы, люди не могут сойтись на едином мнении, так как каждый человек на определенном этапе жизни понимает счастье по-разному...


2-вариант. (Сочинение начинается с формулировки проблемы).


Проблема, которую освещает автор в этом тексте, древня как мир, но каждый раз открывается с новой силой: где же его искать это счастье? Счастье для меня заключается в здоровье и благополучии моей семьи. Гармония внутри семьи, любовь, взаимопонимание. Что еще нужно для полного счастья?


3-вариант. (Сочинение начинается с цитаты о счастье).

«Тот счастлив, кто счастлив у себя дома» - писал Л.Н.Толстой. Что может сравниться со счастьем в доме?


4-вариант. (Сочинение начинается с собственной позиции).

Кроме самого тебя, никто не сделает твою жизнь счастливой. Ты – творец своего счастья и своей жизни. Чтобы стать счастливым, нужно «вникнуть в самого себя», найти гармонию в себе. Думаю, это и хотел сказать автор.


. Для выражению авторской позиции даем цепочку возможных синтаксических конструкции на экране:

Автор анализирует, подчеркивает, излагает, обращает наше внимание. В тексте содержится, излагается, ставится проблема. Для меня интересным, полезным, неожиданным... было. Не могу не согласиться с автором. С одной стороны..., с другой...


2 гр.

^ Автор подчеркивает, что именно духовное здоровье, внутренняя гармония, оптимизм и вера в себя делают человека счастливым.

Автор считает, чтобы стать счастливым, нужно найти гармонию в самом себе, найти свое призвание в жизни..

3 гр.устно аргументируют собственное мнение. Наиболее удачные ответы зачитываются:

Для аргументации собственного мнения

На экране появляются опорные синтаксические конструкции).

Авторская позиция мне (близка, вполне понятна); я полагаю (разделю, не сомневаюсь, утверждаю, каждому понятно, очевидно); ответ прост и сложен, прост, потому что…, сложен, потому что…; в заключении хотелось бы отметить…


1 аргумент (логическое суждение):


Жизнь – это целый путь, целое испытание на пути к счастью. Он сложен и тернист, его дорога полна хитрых ловушек и обманов, что заставляет путника падать, сбиваться с пути, но тот, кто истинно стремится к этой цели, непременно найдет свое счастье, потому что «люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность».


2 аргумент (с опорой на художественное произведение):


Пьер Безухов ощутил счастье лишь тогда, когда «вступил в битву «за честного малого» в самом себе», когда, отказавшись от праздной и бездуховной жизни, обрел внутреннюю гармонию в любви к Наташе.

3 аргумент *Известный публицист В.Леви писал, что «люди с талантом быть счастливыми — солнечные люди. Возле них всегда светло, свободно дышится».

4 аргумент *И.А.Бунин в стихотворении «Вечер» писал:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно...

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.


^ Завершение сочинения

(Слайд № 20)

Заключительная часть работы, подводящая итог всему ска­занному, может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впе­чатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:

1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего со­чинения),

2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставлен­ный в начале сочинения),

3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения),


В заключение вопрос:

- Как бы вы закончили сочинение?

Человечество всегда будет интересоваться вопросом, что же такое счастье.

- … «Битва «за честного малого» в себе, иначе – беда». Может быть, этот текст и конкретно данная фраза заставит посмотреть многих из нас на себя с другой стороны и направит на верный, ведущий к счастью путь…

^ IY . Домашнее задание. Презентация слайда 21.

Напишите сочинение по данному тексту.

Y Этап рефлексии(Слайд № 20


-Давайте вспомним, какие цели, задачи мы ставили перед собой в начале урока исходя из темы.

(Слайды №2,3)


Знать:

- этапы работы с текстом для написания сочинения.

Уметь:

- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;

- создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.


-Что получилось? -Над чем еще необходимо поработать? (Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)

-О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями)

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о …


Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.


Учитель объявляет о завершении урока.


^ YI Заключение. Итоги урока. Послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой. (Слайд № 22)

В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком ответил: ________________________


Как думаете, что ответил мудрец? (Ребята могут ответить на этот вопрос).

«Все в твоих руках», - ответил мудрец. И все, что касается ЕГЭ (будь даже у вас учитель семи пядей во лбу), тоже в ваших руках. Успехов вам в работе над сочинением!..


^ Использованные источники:

  1. А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ: планирование работы, организация уроков, методика их проведения. (Лекция №8) Москва, Педагогический университет «Первое сентября»

  2. Материалы сайта «Сеть творческих учителей»



Приложения:


1. Карточки-информаторы №№1-6.

2. Текст

3. Компьютерная презентация.

^ КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №1

Функциональные типы речи.


  1. Описание. Смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого – либо предмета или явления.

По объекту описания выделяют описание места. Описание состояния, описание предмета.



  1. Повествование. Смысловой тип речи, в котором

Рассказывается о событиях, разворачивающихся во времени.

С точки зрения композиции в повествовании выделяют:

1. экспозицию;

2. завязку;

3. развитие действия;

4. развязку.


  1. Рассуждение. Смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую – то тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.

В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:

- тезис - мысль, нуждающуюся в доказательстве;

- аргументы - факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;

- вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.


Рассуждение бывает трёх типов: доказательство, объяснение, размышление.


^ КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №2


Найдите ключевые слова и понятия, которые помогут вам понять смысл исходного текста, прокомментировать позицию автора.


Ключевые слова – слова, повторяющиеся в тексте. Это могут быть контекстуальные синонимы.


^ КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №3

Аргументация собственной позиции по выдвинутой автором проблеме.


Аргументация – приведение доказательств, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед читателями.

Аргументы могут быть «за» и «против».


1.Ссылка на общезначимый опыт.

2. Свидетельства автора сочинения.

3. Ссылка на авторитет

4. Пословицы и поговорки

5.Примеры из художественной литературы.


^ КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №4

НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ:

- Определение темы текста.

- Формулировка основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста.

Проблема – это сложный вопрос, практический или теоретический, требующий решения, исследования.


Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие другие подобные случаи.


Два способа формулировки проблемы:

  1. Проблема текста какая: автор размышляет над проблемой…, в тексте поднимается проблема…, текст автора заставил меня задуматься над…

  2. Формулировка в виде вопроса: Каким должно быть…?


- Лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

- Вступительная часть сочинения может быть связана с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала»: (…Так завершается статья…очерк…текст…)


^ КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №5

ПОЗИЦИЯ АВТОРА ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ

( КАК ПЕРЕДАТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА?)


Позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Способы формулировки позиции автора могут быть такими:

  1. Позиция автора такова…

  2. Автор считает, что…

  3. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

  4. Автор убеждает нас в том, что…


Чтобы избежать повтора слова АВТОР или фамилии автора, можно использовать конструкции типа:

- В тексте доказывается мысль о том, что…

- Основная мысль текста заключается в том, что…


^ КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №6

ЗАВЕРШЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ


Заключительная часть сочинения – рассуждения может быть оформлена как:


1. Концовка – вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

2. Концовка – ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);

3. Концовка - цитата ( яркая цитата из текста или дополнительного материала, содержащая в себе суть идеи сочинения.


^ КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №1

Функциональные типы речи.


  1. Описание. Смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки, свойства какого – либо предмета или явления.

По объекту описания выделяют описание места. Описание состояния, описание предмета.



  1. Повествование. Смысловой тип речи, в котором

Рассказывается о событиях, разворачивающихся во времени.

С точки зрения композиции в повествовании выделяют:

1. экспозицию;

2. завязку;

3. развитие действия;

4. развязку.


  1. Рассуждение. Смысловой тип речи, в котором последовательно излагается ряд мыслей на какую – то тему, приводятся суждения, разъяснения, доказательства.

В типичном рассуждении обычно выделяются следующие части:

- тезис - мысль, нуждающуюся в доказательстве;

- аргументы - факты, примеры, высказывания, доказывающие или опровергающие тезис;

- вывод – общий итог, заключение по поводу тезиса.


Рассуждение бывает трёх типов: доказательство, объяснение, размышление.


^ КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №2


Найдите ключевые слова и понятия, которые помогут вам понять смысл исходного текста, прокомментировать позицию автора.


Ключевые слова – слова, повторяющиеся в тексте. Это могут быть контекстуальные синонимы.


^ КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №3

Аргументация собственной позиции по выдвинутой автором проблеме.


Аргументация – приведение доказательств, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед читателями.

Аргументы могут быть «за» и «против».


1.Ссылка на общезначимый опыт.

2. Свидетельства автора сочинения.

3. Ссылка на авторитет

4. Пословицы и поговорки

5.Примеры из художественной литературы.


^ КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №4

НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ:

- Определение темы текста.

- Формулировка основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста.

Проблема – это сложный вопрос, практический или теоретический, требующий решения, исследования.


Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие другие подобные случаи.


Два способа формулировки проблемы:

  1. Проблема текста какая: автор размышляет над проблемой…, в тексте поднимается проблема…, текст автора заставил меня задуматься над…

  2. Формулировка в виде вопроса: Каким должно быть…?


- Лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

- Вступительная часть сочинения может быть связана с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала»: (…Так завершается статья…очерк…текст…)


^ КАРТОЧКА - ИНФОРМАТОР №5

ПОЗИЦИЯ АВТОРА ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ

( КАК ПЕРЕДАТЬ ПОЗИЦИЮ АВТОРА?)


Позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Способы формулировки позиции автора могут быть такими:

  1. Позиция автора такова…

  2. Автор считает, что…

  3. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

  4. Автор убеждает нас в том, что…


Чтобы избежать повтора слова АВТОР или фамилии автора, можно использовать конструкции типа:

- В тексте доказывается мысль о том, что…

- Основная мысль текста заключается в том, что…


КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №6

ЗАВЕРШЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ


Заключительная часть сочинения – рассуждения может быть оформлена как:


1. Концовка – вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

2. Концовка – ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);

3. Концовка - цитата ( яркая цитата из текста или дополнительного материала, содержащая в себе суть идеи сочинения.





Похожие:

Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока iconЦели и задачи
Пояснительная записка. Проведение занятия построено на применении методических приемов тркмчп (технологии развития критического мышления...
Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока iconЛекция Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Базовая модель технологии

Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока iconУрок развития речи в 10 классе
Развитие критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) – одна из эффективных технологий развивающего обучения. Основа технологии...
Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока iconУрок дан в режиме технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо
Познавательный аспект тцу систематизация знаний о дискуссии, формирование навыков ее организации
Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока iconСочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста
С1 егэ по русскому языку представляет собой сочинение, которое включает информационную обработку текстов различных стилей и жанров....
Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока iconГосударственное учреждение образования “Выверский учебно-педагогический комплекс детский сад
Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока iconУрок по теме: "Алюминий и его соединения" (с использованием стратегии "Знаю хочу узнать узнал") Цель
Первая стадия технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно...
Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока iconТема : «Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с егэ в соответствии с отдельными критериями»)
Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту Д. С. Лихачева «Про зависть»
Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока iconКонспект урока-исследования «Моделирование биоритмов человека»
Развивающие: развитие критического мышления, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности
Сочинение по прочитанному тексту Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Цель урока iconТехнология критического мышления
Амитоз». Этот урок является первым уроком по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Материал этого урока требует...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами