Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» icon

Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке»



НазваниеУрок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Открытый урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А.М.

Тема: «Времена года в музыке».

Цель: показать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни, способность музыки описать, нарисовать, выразить и передать состояние человека.

Задачи:

* познакомить учащихся с музыкальным альбомом П.И. Чайковского «Времена года»;

* развивать речь, образное мышление, воображение учащихся;

* формировать гордость за свой народ;

* воспитывать слушателя, художественно – эстетический вкус, прививать любовь к прекрасному, к русской музыке.

Оборудование:

- портрет П.И.Чайковского;

- автофильм (зимний пейзаж + музыка);

- карточки: «пьеса», «ямщик»;

- DVD – диск «Художественный фильм – сказка «Морозко» (кадр фильма: на тройке);

- карточки: Чайковский «Времена года»

Ноябрь композитор

альбом Тройка

- CD – диск « П.И. Чайковский. Времена года». Ноябрь. На тройке».

- слайд «репродукция – на тройке»;

- ноутбук;

- проектор;

- экран;

- рисунки колокольчиков (для детей).

^ Ход урока.

1. Организационный этап.

А) Вступительное слово учителя – выразительное чтение стихотворения, фильм: зимний пейзаж + музыка.

Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой –
Это музыка торопит,
И ведет нас за собой.

2. Целепологание.
А) Сообщение темы и задачи урока.

- Сегодня мы окунёмся в мир волшебной музыки, познакомимся с музыкальным альбомом П. И. Чайковского. Любите прогулки по зимнему лесу? А поедем на …. тройке лошадей.

- Что такое тройка? (Ответы детей).
-Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием.

- Уселись поудобнее в сани – позиция слушателей (показать).

- Готовы?

- Поехали!

^ Б) Просмотр отрывка - кадр из фильма – сказки «Морозко». (Тройка)

- Полетит, как птица, тройка.

Колокольчик зазвенит.

И раскинется пред вами

Бесконечный леса вид.


- Прокатились на тройке и вернулись снова в классную комнату.

-Понравилось?

- Ах, как лихо проехались на русской тройке!

^ 3. Изучение нового материала.

А) Беседа.

(портрет П.И.Чайковского) + презентация «П.И. Чайковский» - 1-ый слайд).

- Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни, настроения, радости и праздника. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен, стихов и музыкальных произведений. Доказательством этого служит пьеса Чайковского «Ноябрь. На тройке».

- Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. С раннего детства мальчика тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свои свободные минуты. Семи лет Ч. записывал уже свои детские впечатления. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме часто проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. С детства он проникся красотой русской народной музыки. Это позднее нашло отражение в его творчестве.

- Альбом П.И.Чайковского «Времена года» был создан в 1876 году в Петербурге. Это было 135 лет тому назад.

- Музыкальный альбом составлен из 12 пьес.

- А знаете, что такое пьеса?

^ Пьеса – небольшое музыкальное произведение (читает ребёнок).

- А почему 12 пьес? (Сколько месяцев в году? – по числу месяцев).

- Мы открываем одну из страничек музыкального календаря природы. Пьеса, посвященная одиннадцатому месяцу года.

- Какой это месяц?(Ноябрь)

- Пьеса называется «Ноябрь», но у неё есть и другое название – «На тройке». Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстаёт в своём полном обличье.

- Сейчас прослушаем пьесу и продолжим прогулку по зимнему лесу на тройке. Сели поудобнее в сани – позиция слушателей.

- Закройте глаза и вслушайтесь в звучание пьесы и попробуйте представить, какую зиму рисует в своей музыке композитор, какие чувства выражает в музыке.

^ Б) Слушание пьесы «Ноябрь. На тройке».

В) Анализ музыкального произведения.

- Откройте глаза. Мы снова вернулись в класс.

- Какую зиму рисует в своей музыке композитор?

- Какие чувства выражает в музыке композитор?

- Если бы вы были художниками, какую картину нарисовали, слушая эту музыку?

- Заметили, как меняется характер музыки?

-Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика.

- Кто такой ямщик?

- ^ Ямщик – человек, профессия которого поездки, перевозка людей и грузов на лошадях.

-Песнь ямщика аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

- Замёрзли, давайте согреемся.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Г) 2 –ой слайд: репродукция к пьесе «Ноябрь. На тройке». Повторное звучание пьесы.

- Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Может быть, именно после прослушивания этой пьесы у художника Николая Сверчкова родилось это произведение.



- Как хорошо в морозном лесу! На ветвях лежит пушистый снег, огромные сугробы мягким покрывалом застелили все тропинки. И только широкая дорога ведет куда-то вдаль. С веселым перезвоном мчатся по ней сани, запряженные тройкой лошадей.

^ Е) Обобщение (звучит ещё пьеса).

- Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.

(Музыка звучит вся).

- В Москве установлен памятник русскому композитору. (3 – ий СЛАЙД - памятник).

- В этом году 7 мая весь мир культуры и искусства отмечает 170-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 135-летие музыкального альбома «Времена года».


4.Закрепление.

- Вот и подошла к концу наша прогулка по зимнему лесу.

- Понравилось? А чем?

- Составьте подходящие пары:

Чайковский «Времена года»

«Ноябрь» композитор

Альбом «Тройка»

^ 5. Итог урока.

А) Вопросы:

- Что такое пьеса?

- Какую пьесу слушали?

- Чему учились?

Б) Словесное оценивание.

- За прекрасную работу на уроке, на память я вручаю вам колокольчики, как символ лихой русской тройки.

На доске:

1 февраля.

Времена года в музыке. П. И. Чайковский. «Времена год». «Ноябрь. На тройке».



- Пьеса небольшое музыкальное произведение.

- Ямщик – человек, профессия которого – поездки на ямских лошадях, перевозка людей и грузов на любых лошадях.


Чайковский Альбом

Ноябрь композитор

«Времена года» Тройка






















Похожие:

Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» iconУрок музыки, 3 класс Тема
Музыкальный материал: П. И. Чайковский, «Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года»; «Весеннее приветствие» (музыка Е. Попляновой,...
Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» iconТема: Картины природы в лирической прозе М. Пришвина «Времена года»
Цели: на основе миниатюрных зарисовок «Времена года» М. Пришвина учить детей видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны;...
Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» iconУрок литературы в 6 классе Карвацкая Г. А. Тема: Времена года
Эпиграф: …как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без
Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» iconУрок русского чтения и музыки ( с элементами природоведения)
Музыка не знает границ. Отражение смены времен года в музыке П. И. Чайковского и А. Вивальди
Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» icon«Могут ли иссякнуть мелодии?» (Х. П. И. Мир – это радуга звуков!). Воронина Л. А., учитель музыки высшей категории моу «сош №3» г. Исилькуля Ход урока
«Использование краеведческого материала как способ воспитания любви к малой Родине на уроках музыки и внеурочной деятельности» (руководитель...
Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» iconМирзоева Лариса Викторовна, учитель музыки и самопознания, педагог-психолог гимназии №38, г. Караганда урок музыки в 4 классе Тема урок
Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши, выявить характерные особенности польской музыки
Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» iconУрок музыки 1 класс Автор Максименко Ирина Михайловна учитель музыки, моу «Гимназия №6»
Из всех выразительных средств музыки лишь звуковысотность и ритм находят непосредственное отражение в записи. Все знания, связанные...
Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» iconУрок по музыке в 5 классе. Тема
Тема: Выразительные и изобразительные возможности музыки (по «Картинкам с выставки» М. П. Мусоргского)
Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» iconВишневская Светлана Олеговна, учитель музыки гоу сош №138, г. Санкт-Петербург. Стаж моей работы учителем музыки в средней общеобразовательной школе 23 года. Размышляя о современном урок
Стаж моей работы учителем музыки в средней общеобразовательной школе 23 года
Урок музыки, 1 класс. Учитель: Дошаева А. М. Тема : «Времена года в музыке» iconТема: Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» П. И. Чайковский «Времена года»
Цель урока: Создание условий для ознакомления и первичного анализа произведений Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и П. И....
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами