Московский детский эколого-биологический центр icon

Московский детский эколого-биологический центр



НазваниеМосковский детский эколого-биологический центр
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

_________________________________


Программа и расписание

теоретических занятий по подготовке участников

к муниципальному и региональному этапам

Всероссийской олимпиады школьников по экологии

На базе Московского детского эколого-биологического центра


Модуль «Общая экология (биоэкология)»


8.10.2012, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Тема 1. История экологии.

Становление современного предмета экологии. «Дотеоретический» этап развития эколого-биологического знания. Зачатки экологических исследований в Античности (Эмпедокл, Аристотель, Теофраст, Плиний Старший). Господство схоластического метода при объяснении явлений живой природы в Средние века. Леонардо из Пизы (13 в.). Зарождение опытного естествознания в Позднем Возрождении и в Новое Время. Механистическая трактовка природы (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Р. Бойль (1670 г.): зарождение экспериментального метода в экологии. Шведская школа ботаников в 18 в. Ван Левенгук и изучение трофических цепей. Вклад К. Линнея в экологию. Возникновение моделей экологических отношений и изучение экологических факторов в теории эволюции в 19 в. Вклад К. Ф. Рулье в формирование экологических представлений. Экологические представления в концепции Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Принцип единства организма и внешней среды Рулье-Сеченова. Э. Геккель и становление классической экологии. Мебиус К. и биоценология. Дифференциация экологического знания в 20 в. Становление популяционной экологии. Шелфорд В., Келлер Б. А., Алехин В. В. Труды В. И. Вернадского. Формирование экологии человека как отдельной дисциплины. Экосистемное мышление в классической экологии середины 20 в. Возникновение ландшафтной экологии (Тролль К.). Возникновение проблемы биологического разнообразия и развитие количественных методов в экологии. Осмысление глобально-экологической и природоохранной проблематики в 20 в. Основание «Римского клуба». Работа Ю. Одума «Основы экологии» и ее значение в становлении содержательных проблем экологии 20 в. Н. Ф. Реймерс и его трактовка экологии. I Международный конгресс экологов 1974 г. Становление урбоэкологии и агроэкологии. Развитие нормативно-правовой базы природопользования и охраны окружающей среды. Мониторинговые исследования как ведущая методология экологического познания в конце 20 в. Конференция ООН по окружающей среде (1992 г.). Экология как «наука будущего».


^ Тема 2. Основные разделы современной экологии и их методология.

Классическая (общая) экология, или биоэкология. Предмет классической экологии, его многоуровневая организация. Социальная экология и экология человека. Социоэкосистемы. Промышленная экология. Глобальная экология. Урбоэкология (экология городской среды). Агроэкология. Геоэкология и ландшафтная экология.


12.10.2012, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Тема 3. Системный подход в экологии.

Системный подход в науке и его основные понятия (система, структура, элементы, компонента). Биологические системы и уровни организации живого (ген, клетка, ткань, организм, популяция, вид, экосистема, биосфера). Замкнутые и незамкнутые системы. Обмен энергией и информацией системы с Основные характеристики «живых» систем: структурность, целостность, многоуровневость, иерархичность. Биологическое время как специфическая характеристика «живых» систем (биологические ритмы, эволюционная хронология и др.). Понятие фенологии. Фенологические наблюдения в природе.


^ Тема 4. Концепции окружающей среды.

Понятие окружающей среды. Я. Юкскюль и его трактовка окружающей среды. Экология среды. Среда обитания. Водная, наземная, воздушная среды, почва. Живой организм как среда обитания. Местообитание. Элементы среды. Природная среда и техногенная среда.


^ Тема 5. Адаптация как экологическая характеристика и эволюционный механизм.

Понятие адаптации. Приспособленность к различным условиям обитания (в разных средах) животных и растений. Понятие жизненных форм (биоморф). Адаптивные свойства организмов в разных условиях существования. Классификация гидробионтов, геобионтов. Значение адаптации в эволюционном учении Ч. Дарвина.


^ Тема 6. Экологические факторы.

Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Другие варианты классификации экологических факторов. Периодические и непериодические факторы. Важнейшие абиотические факторы. Закон экологического оптимума.


^ Тема 7. Аутэкология (экология организмов).

Понятие организма. Влияние абиотических факторов на онтогенез (индивидуальное развитие организма). Экологическая валентность (пластичность). Стенобионты, эврибионты. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда.


^ Тема 8. Демэкология (экология популяций).

Понятие популяции. Популяционные уровень организации живого. Соотношение понятий популяции и вида.


Тема 9. Основные характеристики популяций и методы их изучения.

Численность популяции и шкалы ее оценки. Динамика численности популяций, ее возможные причины и ее оценка. Колебания численности. Плотность популяции, ее оценка. Соотношение численности и плотности. Прогнозирование численности и устойчивости популяций. Стратегии регулирования численности популяций. Понятие лимитирующих факторов. Рождаемость, смертность, прирост популяции. Половая и возрастная структура популяции. Пространственное распределение популяции и их причины. Проблема колониальных организмов.


^ Тема 10. Особенности развития популяций.

Понятие «емкости среды». Противоречия между численностью популяций и емкостью среды (ограниченность ресурсов и условий). Биотические взаимоотношения в развитии популяций. Принцип Гаузе (теорема Гаузе). Экологическое взаимодействие (модель хищник — жертва, конкуренция, мутуализм (симбиоз), комменсализм, аменсализм, паразитизм). Проблема нейтрализма.


^ Тема 11. Эйдэкология (экология видов).

Понятие вида. Экологический критерий вида и его значение в систематике. Современная концепция вида в биологии. Эволюционная экология в трактовке экологической уникальности вида.


19.10.2012, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Тема 12. Синэкология (экология сообществ).

Понятие сообщества, биогеоценоза, экосистемы, биоты, биотопа, их соотношение. Биогеоценотический уровень организации живого и его характеристики.


^ Тема 13. Концепция экосистемы.

Экосистема и ее основные характеристики. Взгляды В. Н. Сукачева, А. Д. Тенсли, К. Мебиуса. Естественные и искусственные экосистемы. Гомеостаз и динамика экосистемы. Сукцессии. Законы сукцессионного замедления. Проблема стабильности экосистемы. Границы экосистемы. Энергетический и информационный обмен экосистемы. Продуктивность экосистемы. Биомасса. Понятие экологической ниши. Экологическое развитие: смена видов и изменение продуктивности. Ограниченность экологических ниш и рост продукции. Устойчивость экосистемы и необходимость разнообразия видов.


^ Тема 14. Трофические (пищевые) цепи в экосистеме и потоки энергии.

Трофическая структура экосистемы. Пищевые цепи и трофические уровни. Понятие автотрофов и гетеротрофов. Понятие продуцентов, консументов, редуцентов. Трофическая структура разных типов экосистем (водной, воздушной, наземной). Потоки энергии в экосистеме. Детрит, детритофаги. Монофаги, полифаги, олигофаги..


^ Тема 15. Биосферный уровень организации живого.

Понятие биосферы. Биосфера как глобальная экосистема. Земля и становление биосферы. Основные концепции происхождения жизни (биогенез и абиогенез, концепция Опарина — Холдейна, биохимические концепции и др.). Основные эволюционные концепции. Эволюционно-экологическая необратимость. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенные элементы, космические, общепланетарные факторы. Функции живого вещества. Биосфера и геосфера. Зональность. Труды В. И. Вернадского и его учение о биосфере и ноосфере. Труды П. Тейяр-де-Шардена. Взгляды А. Л. Чижевского на целостность живого. Устойчивость биосферы.


Тема 16. Круговорот веществ в биосфере.

Геологический и биологический круговороты. Круговорот азота, углерода, серы и др.


Модуль 2. Охрана природы (энвайронментология).


Тема 1. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Понятие охраны природы. «Законы» Б. Коммонера. Антропогенное воздействие и его формы. Прямое и косвенное антропогенное воздействие. Загрязнения разных сред. Природные и техногенные катастрофы. Экологические последствия антропогенного воздействия.


^ Тема 2. Организационно-правовые аспекты природоохранной деятельности.

Понятие управления природопользованием. Понятие менеджмента и маркетинга. Экологический менеджмент и маркетинг и их методы. Экономические механизмы природопользования. Экологическое законодательство. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Нормирование качества окружающей среды. Экологическая сертификация.


^ Тема 3. Концепция экологической безопасности.

Экологическая опасность и безопасность. Система экологической безопасности. Политика экологической безопасности и ее правовое регулирование. Экономические механизмы обеспечения экологической безопасности. Непрерывное экологическое образование как один из пунктов концепции безопасности России. Территории России с напряженной экологической обстановкой. Зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций.


^ Тема 4. Биологическое разнообразие как объект охраны.

Различные трактовки биологического разнообразия. Качественный и коричневый аспекты биологического разнообразия. Биологическое разнообразие и методы его исчисления (подходы Мэгаррана, Уиттекера, Чернова). Видовое богатство как аспект биологического разнообразия. Генетический, видовой, экосистемный аспекты биологического разнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.). Антропогенные причины сокращения биологического разнообразия. Условия сохранения биологического разнообразия.


^ Тема 5. Красная книга. Охраняемые виды животных и растений (категории).

Понятие Красной книги. Красные книги МСОП и России. Категории охраняемых видов животных и растений. Некоторые охраняемые представители фауны и флоры России, особенности их биологии, распространение, лимитирующие численность факторы.


^ Тема 6. Охраняемые природные территории и объекты.

Понятие особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Заповедники, биосферные заповедники. Меры и режим охраны естественных сообществ в заповедниках. Заказники и режим охраны в заказниках. Национальные парки. Резерваты. Памятники природы. Заповедно-охотничьи хозяйства. Дендрологические парки и ботанические сады. Зоологические сады. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. История заповедного дела в России. География ООПТ в России.


^ Тема 7. Экологический мониторинг и его значение в природоохранной работе.

Цели и задачи экологического мониторинга. Выбор и характеристика объектов мониторинга. Мониторинг биоты, сообщества, популяции, среды (воздушной среды, почв, водных объектов). Экологическая оценка природных сред и объектов по программе мониторинга. Биоиндикационные методы (лихеноиндикация чистоты воздуха, альгоиндикация водной среды, индекс Николаева, Гуднайта и Вудивисса при определении сапробности водоемов). Физико-химические методы мониторинга водной среды и почвы.


26.10.2012, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Модуль 3. «Социальная экология и концепция устойчивого развития»


Тема 1. Глобальная экология.

Понятие экологической проблемы, кризиса, катастрофы. Фундаментальность и системность экологических проблем. Глобальные антропогенные кризисы. Экологический кризис и его характеристики. Проблем разрушения озонового слоя. Проблема «парникового эффекта». Проблема кислотных дождей. Демографические проблемы. Алармизм.


^ Тема 2. Социоэкосистемы и антропоэкосистемы.

Основные концепции антропосоциогенеза (религиозная, трудовая, эволюционная и др.). Человек как биосоциальное существо. Диалектика биологических и социальных факторов в эволюции человека. Потребности и ресурсы человеческой жизнедеятельности. Понятие экологии человека в работах В. П. Казначеева и А. Л. Яншина. Антропоэкосистемы как результат коэволюции природы и общества. Основные этапы взаимодействия общества и природы. Пространственно-временные характеристики социоэкосистемы. Локальные, региональные, глобальные социоэкосистемы. Агро-, урбо-, техноэкосистемы. Демографические кризисы и экологические проблемы.


^ Тема 4. Экологические взаимодействия в социоэкосистемах.

Вещественно-энергетический и информационный обмен между обществом и природой. Проблемы роста народонаселения и ограниченности ресурсов. Экологические противоречия в экосистемах. Развитие социоэкосистем как условие их динамического равновесия и устойчивости. Необходимость взаимосвязи социально-экономического и экологического развития.


^ Тема 5. Экология и социальные подсистемы.

Политическая экология. Экологическое право. Экологическая информатика. Экологизация экономики. Методы экологической экспертизы. Инженерная (промышленная) экология. Взаимодействие в системе «производство — окружающая среда». Экологическое нормирование качества окружающей среды. Биотехнология. Освоение космоса и проблемы экологии. Безотходное и экологическое производство.


^ Тема 6. Концепция устойчивого развития.

Социально-экономические предпосылки концепции устойчивого развития. Международные документы и встречи в области проблем устойчивого развития. Образование для устойчивого развития.


2.11.2012, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Модуль 5. «Экология Московского региона»


Тема 1. Особенности экологии города.

Понятие «урбанизация». Антропоценозы. Урбосистемы, урбоценозы. Шумовое загрязнение, плевое загрязнение, смог. Проблема отходов. Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду.


^ Тема 2. Животные и растения в условиях города.

Парки, лесопарки, национальные парки, ландшафтные и другие заказники в городе. Особенности адаптации древесно-кустарниковой растительности к условиям города. Значение озеленения города. Понятие интродукции. Орнитофауна города. Понятие «антропофил», «синантропофил».


^ Тема 3. Мониторинг городской среды.

Планирование объектов мониторинга. Определение запыленности воздуха. Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки. Мониторинг шумового загрязнения. Физико-химические методы мониторинга водоемов.


^ Тема 4. Экология Московского региона.

Геологическое строение Москвы. Природные особенности городской среды. Характеристика геоморфологических процессов (оседание земной поверхности, формирование поверхностного и подземного стока, провалы, оползни, эрозия, карстово-суффозионные процессы).

Природные и антропогенные ландшафты.

Почвы и грунты города. Твёрдые бытовые отходы в городе. Проблема утилизации ТБО в Москве и мире.

Климат и погода Московского мегаполиса. Влияние города на климат, состояние атмосферы и атмосферные явления (температура, осадки, влажность, давление, ветровой режим города, солнечная радиация, кислотные дожди).

Основные источники загрязнения атмосферы: автотранспорт, топливно-энергетический комплекс, промышленные и коммунально-бытовые предприятия. Способы уменьшения содержания загрязняющих веществ.

Гидрографическая сеть Москвы: реки, озёра, пруды, водохранилища. Значение рек в развитии города. Основные виды загрязняющих веществ ( минеральные вещества, нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества и др.).

Экологический каркас города. Понятие особо охраняемых природных территорий (Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское), и биокоридоров, их размещение и функции. История развития растительного покрова Москвы. Основные растительные сообщества города: сосновые, еловые, липовые, осиновые, берёзовые леса, а также фрагменты суходольных пойменных лугов и болота. Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесённые растения). Растительность городских пустырей.

Озеленение улиц, кварталов, домов. Экологические, санитарно-оздоровительные, эстетические функции зелёных насаждений в городе. Растительность как индикатор качества городской среды. Влияние рекреационных процессов на состояние городских зелёных насаждений.

Состав фауны города Москвы. История становления фауны города. Городские представители (виды-синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоёмов. Роль биокоридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в городе. Охрана видового разнообразия и помощь животным в городе.

Функциональная и планировочная структура города: селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская зоны, рекреационная, лесозащитные полосы. Роль исторического центра в формировании планировочной структуры города.

Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе.


8.11.2012, 17.00-18.45.

Режим занятия: 17.00 – 17.45 – интерактивная лекция-презентация. 17.45 – 18.00 – перерыв. 18.00 – 18.15 – семинар. 18.15 – 18.45 – выполнение тестовых заданий.


Тема 4. Экология Московского региона (продолжение).

Экологический каркас города. Понятие особо охраняемых природных территорий (Лосиный остров, Битцевский, Измайловский лес, Серебряный Бор, лесопарк Кузьминки, Сетунь, Петровско-Разумовское), и биокоридоров, их размещение и функции. История развития растительного покрова Москвы. Основные растительные сообщества города: сосновые, еловые, липовые, осиновые, берёзовые леса, а также фрагменты суходольных пойменных лугов и болота. Состав городской флоры (местные, интродуцированные, занесённые растения). Растительность городских пустырей.

Озеленение улиц, кварталов, домов. Экологические, санитарно-оздоровительные, эстетические функции зелёных насаждений в городе. Растительность как индикатор качества городской среды. Влияние рекреационных процессов на состояние городских зелёных насаждений.

Состав фауны города Москвы. История становления фауны города. Городские представители (виды-синантропы). Обитатели лесопарковых зон. Животные городских водоёмов. Роль биокоридоров в расселении животных. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в городе. Охрана видового разнообразия и помощь животным в городе.

Функциональная и планировочная структура города: селитебная, промышленная, транспортная, коммунально-складская зоны, рекреационная, лесозащитные полосы. Роль исторического центра в формировании планировочной структуры города.

Демографические особенности современной Москвы. Экономическая база города. Занятость населения. Ресурсный цикл в городе.


Обобщение основных тем курса. Итоговый контроль.


Расписание практических занятий по подготовке проектно-исследовательской работы:


По индивидуальным графикам, согласованным научным руководителем работы (тьютором) и учащимися, с 10.10.2012 по 15.01.2013. Режим занятий – очно-дистанционные, не менее 2 часов в неделю.


Преп. – Моргун Д.В., к.б.н., к.ф.н., доцент МИОО, зам. дир. МДЭБЦ (495) 318 00 03, доб. 121




Похожие:

Московский детский эколого-биологический центр iconОпыт сотрудничества заповедника с юными натуралистами
Опубликовано в сб. Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках. Сборник методических материалов,...
Московский детский эколого-биологический центр iconВзаимодействие педагогов, детей и родителей в мадоу «Центр развития ребенка – детский сад №387» Московского района г. Казани

Московский детский эколого-биологический центр iconКонспект родительского собрания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №35 «Дельфин»
Московский детский эколого-биологический центр iconСценарий праздника
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский центр г. Зуевка Кировской области»
Московский детский эколого-биологический центр iconКонспект нод в подготовительной к школе группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Солнышко»
Московский детский эколого-биологический центр iconКонспект занятия по математике для подготовительной группы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №40 «Журавлик»
Московский детский эколого-биологический центр iconВолшебный сундучок
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «детский сад», гбоу сош «Центр образования»...
Московский детский эколого-биологический центр iconДетский сад «Колокольчик». План-конспект
Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» с. Борское муниципального района Борский Самарской...
Московский детский эколого-биологический центр icon«Айболит на новый лад»
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «детский сад», гбоу сош «Центр образования»...
Московский детский эколого-биологический центр iconСказка для формирования лексико-грамматических категорий. Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст
Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Центр развития...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами