|
Программа элективного курса по русскому языку « Русская словесность» ( 9 класс) Пояснительная записка Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, риторики... Словесность- искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке и литературе. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Программа элективного курса « Русская словесность: от слова к словесности» разработана на основе программы « Русская словесность: от слова к словесности» Альбетковой Р.И. ( Москва: Дрофа, 2010 год), учебника для 9 класса « Русская словесность: от слова к словесности» Альбетковой Р.И. ( Москва: Дрофа, 2008 год), рассчитана на 68 аудиторных часов ( 2 часа в неделю) и является дополнением к программе по русскому языку в 9 классе, способствует подготовке выпускников 9-х классов к государственной ( итоговой) аттестации. Цели программы элективного курса: -помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества; - расширить представления школьников об искусстве правильно , красиво и убедительно говорить; - научить правильно составлять высказывания и убедительно доказывать своё мнение; - дополнить знания учащихся по русской словесности (о тропах и фигурах художественной речи) ; - научить учащихся образовывать свои метафоры и другие тропы и фигуры речи, а также умело их использовать для преобразования своей речи. У этого нового предмета есть собственные задачи: -изучить законы употребления языка, его лексические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов; -овладеть умениями самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань; -уметь использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей, чувств. Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. При разработке программы учитывались те знания , которые учащиеся получили в курсе русского языка и литературы в 5-9 классах школы. Содержание программы направлено на передачу знаний , необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области , а также зрелости в выборе профиля обучения в дальнейшем. В связи с этим программа предполагает применение активных методов обучения. Для повышения уровня знаний , для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала , а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается практические работы: - составление тестов по изучаемым темам; - написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств; - творческие работы ( рассказ по собственным впечатлениям, эссе, описание иллюстрации к произведению);
^ результативность данного элективного курса будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ, уровнем развития связной речи школьников. Оценивание знаний обучающихся предполагается осуществлять по балльной системе: «5», «4», «3» по учебным четвертям. После изучения следующих разделов программы обучающиеся должны знать и уметь: ^ -пониматьидейно-художественное значение средств художественной изобразительности; -уметь выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности; -уметь испрользовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. ^ -понимать поэтическое значение словесного выражения; -уметь определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову; -уметь сопоставлять документальные сведения о рельных событиях и лицах с их выражением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова; -уметь сопоставлять избражение реального факта в произведениях разных народов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; -уметь воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; -уметь создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях. ^ -уметь читать произведения древнерусской литературы и произведения литературы 18, 19 вв.; -уметь видеть достоинства произведенийпрошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений; -уметь писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. -уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности. ^ -уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности; -уметь создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям. ^ -уметь понимать художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения; -уметь понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени; -уметь при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. ^ -уметь понимать эстетическую природу искусства слова; -уметь выявлять личностный смысл произведения словесности, уметь передавать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем; -уметь использовать «вечные» образы, жанры и стили произведенгий прошлого в собственном тво ^ В результате изучения элективного курса ученик должен знать/понимать • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • изученные теоретико-литературные понятия; уметь • воспринимать и анализировать художественный текст; • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; • определять род и жанр литературного произведения; • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; • выявлять авторскую позицию; • выражать свое отношение к прочитанному; • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; • владеть различными видами пересказа; • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения . использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни для: • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). ^ Средства художественной изобразительности ( 23 ч.) 1.Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности. 2.Эпитет. 3.Сравнение и способы его словесного выражения.. 4.Параллелизм. 5.Развернутое сравнение. 6.Олицетворение. 7.Аллегория. 8.Символ. 9.Гипербола. 10.Фантастика. 11.Парадокс. 12.Алогизм. 13.Гротеск. 14.Бурлеск. 15. «Макаронический» стиль. 16.Этимологизация. Внутренняя форма слова. 17.Этимологизация в произведении словесности. 18.Народная этимология. 19.Игра слов. 20.Ассоциативность языковых средств. 21.Ассоциативность сюжетов, образов, тем. 22.Квипрокво. 23.Практическая работа № 1. «Сочиним рассказ по собственнным впечатлениям» Жизненный факт и поэтическое слово ( 9 ч.) 1. Прямое и поэтическое значение слова. 2. Объект и предмет изображения. 3. Идея произведения. 4. Претворение жизненных впечатлений в явление искусств слова. 5. Прототип и литературный герой. 6. Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении. 7. Выражение точки зрения писателя в лирике.
Историческая жизнь поэтического слова ( 13 ч.) 1. Принципы изображения действительности и поэтическое слово. 2. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. 3. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности. 4. Этикет и канон. 5. Повести петровского времени. 6. Система жанров и особенности языка произведений классицизма. 7. Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова. 8.Новаторство Г.Р.Державина. 9.Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма. 10.Изображение жизни и слово в искусстве романтизма. 11.Поэтические открытия В.А.Жуковского. 12.Романтический стиль А.С.Пушкина. 13.Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма. 14.Полифония. 15.Авторская индивидуальность. 16.Практическая работа №3. «Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин». Произведение словесности ( 1 ч.) 1. Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения. ( 6 ч.) 1. Художественный образ. 2. Художественная действительность. 3. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. 4. Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка. 5. Хронотоп в сказке. 6. Хронотоп в эпическом произведении. 7. Хронотоп в лирическом произведении. 8. Хронотоп в драматическом произведении. 9. Идеализация и реальность в изображении человека. 10.Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания. 11.Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания. 12.Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания. 13.Практическая работа № 4. «Выполним анализ любимого стихотворения» Произведение словесности в истории культуры (5 ч. )
3. «Вечные» образы. 4. Значение художественной словесности в развитии языка. 5. Практическая работа № 5.«Сочиним произведение любого жанра». Календарно-тематическое планирование к программе элективного курса по русскому языку « Русская словесность» ( 9 класс)
Организация контроля за знаниями, умениями и навыками обучающихся
«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».
«Выполним анализ любимого стихотворения».
Используемая литература Учебные пособия: 1.Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс». М., Дрофа, 2008 г. 2. Горшков А.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 класс». М., Дрофа, 2000 г. 4. Михальская А.К. «Основы риторики. Мысль и слово». М., 1996 г. 5. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. «Риторика». Ростов-на-Дону, 2006 г. |
![]() | Программа элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах... | ![]() | Программа для 8 класса «Русская словесность». 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Альбетковой Р. И. ( Москва: Дрофа, 2009год), учебника для 8 класса «Русская словесность: от слова к словесности» Альбетковой Р. И.... |
![]() | Программа элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы... | ![]() | Программа элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров» Идея же передает авторское понимание темы. Значит, у разных авторов одна и та же тема может решаться по-разному, это зависит от авторской... |
![]() | Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения, Государственного образовательного... | ![]() | Тематическое планирование по русскому языку, 5 класс, 2011 2012 учебный год Программа государственная для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку Учебник: авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. 36 издание.... |
![]() | Программа элективного курса по истории Казахстана. 10 класс «Национально-освободительная борьба казахов на пути к независимости». Подготовила: учитель истории сош №6 Надёжкина | ![]() | Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Снова о мягком знаке» Разработка данного урока по русскому языку для 3 класса, ориентирована на работу по учебнику автора Соловейчик М. С.«Русский язык... |
![]() | Программа курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» Автор программы: Васильева Вера Николаевна Обучение русскому языку играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся, ибо язык – это национальное достояние | ![]() | Программа элективного курса «Программирование на языке Turbo Pascal» 9 класс Предлагаемый элективный профильный курс предназначен для тех, кто хочет освоить программирование в среде Turbo Pascal. Курс предполагает... |