Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) icon

Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс)



НазваниеПрограмма элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс)
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Программа элективного курса по русскому языку

« Русская словесность» ( 9 класс)

Пояснительная записка


Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, риторики...

Словесность- искусство слова, словесное творчество; совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями; наука о языке и литературе.

Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности.

Программа элективного курса « Русская словесность: от слова к словесности» разработана на основе программы « Русская словесность: от слова к словесности» Альбетковой Р.И. ( Москва: Дрофа, 2010 год), учебника для 9 класса « Русская словесность: от слова к словесности» Альбетковой Р.И. ( Москва: Дрофа, 2008 год), рассчитана на 68 аудиторных часов ( 2 часа в неделю) и является дополнением к программе по русскому языку в 9 классе, способствует подготовке выпускников 9-х классов к государственной ( итоговой) аттестации.


Цели программы элективного курса:

-помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества;

- расширить представления школьников об искусстве правильно , красиво и убедительно говорить;

- научить правильно составлять высказывания и убедительно доказывать своё мнение;

- дополнить знания учащихся по русской словесности (о тропах и фигурах художественной речи) ;

- научить учащихся образовывать свои метафоры и другие тропы и фигуры речи, а также умело их использовать для преобразования своей речи.

У этого нового предмета есть собственные задачи:

-изучить законы употребления языка, его лексические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов;

-овладеть умениями самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань;

-уметь использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей, чувств.

Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. При разработке программы учитывались те знания , которые учащиеся получили в курсе русского языка и литературы в 5-9 классах школы. Содержание программы направлено на передачу знаний , необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области , а также зрелости в выборе профиля обучения в дальнейшем. В связи с этим программа предполагает применение активных методов обучения.

Для повышения уровня знаний , для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала , а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается практические работы:

- составление тестов по изучаемым темам;

- написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;

- творческие работы ( рассказ по собственным впечатлениям, эссе, описание иллюстрации к произведению);

  • проведение практикумов.


^ Ожидаемый результат:

результативность данного элективного курса будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ, уровнем развития связной речи школьников.

Оценивание знаний обучающихся предполагается осуществлять по балльной системе: «5», «4», «3» по учебным четвертям.


После изучения следующих разделов программы обучающиеся должны знать и уметь:


^ Средства художественной изобразительности

-пониматьидейно-художественное значение средств художественной изобразительности;

-уметь выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности;

-уметь испрользовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.


^ Жизненный факт и поэтическое слово

-понимать поэтическое значение словесного выражения;

-уметь определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;

-уметь сопоставлять документальные сведения о рельных событиях и лицах с их выражением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;

-уметь сопоставлять избражение реального факта в произведениях разных народов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;

-уметь воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере;

-уметь создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.


^ Историческая жизнь поэтического слова


-уметь читать произведения древнерусской литературы и произведения литературы 18, 19 вв.;

-уметь видеть достоинства произведенийпрошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений;

-уметь писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений.

-уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.


^ Произведение словесности


-уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности;

-уметь создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям.


^ Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения.


-уметь понимать художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;

-уметь понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;

-уметь при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении.


^ Произведение словесности в истории культуры


-уметь понимать эстетическую природу искусства слова;

-уметь выявлять личностный смысл произведения словесности, уметь передавать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем;

-уметь использовать «вечные» образы, жанры и стили произведенгий прошлого в собственном тво


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

^ Cодержание элективного курса «Русская словесность»


Средства художественной изобразительности ( 23 ч.)


1.Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности.

2.Эпитет.

3.Сравнение и способы его словесного выражения..

4.Параллелизм.

5.Развернутое сравнение.

6.Олицетворение.

7.Аллегория.

8.Символ.

9.Гипербола.

10.Фантастика.

11.Парадокс.

12.Алогизм.

13.Гротеск.

14.Бурлеск.

15. «Макаронический» стиль.

16.Этимологизация. Внутренняя форма слова.

17.Этимологизация в произведении словесности.

18.Народная этимология.

19.Игра слов.

20.Ассоциативность языковых средств.

21.Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

22.Квипрокво.

23.Практическая работа № 1.
«Сочиним рассказ по собственнным впечатлениям»


Жизненный факт и поэтическое слово ( 9 ч.)


1. Прямое и поэтическое значение слова.

2. Объект и предмет изображения.

3. Идея произведения.

4. Претворение жизненных впечатлений в явление искусств слова.

5. Прототип и литературный герой.

6. Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении.

7. Выражение точки зрения писателя в лирике.

  1. Правдопоподобное и условное изображение.

  2. Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».


Историческая жизнь поэтического слова ( 13 ч.)


1. Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

2. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.

3. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.

4. Этикет и канон.

5. Повести петровского времени.

6. Система жанров и особенности языка произведений классицизма.

7. Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.

8.Новаторство Г.Р.Державина.

9.Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

10.Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.

11.Поэтические открытия В.А.Жуковского.

12.Романтический стиль А.С.Пушкина.

13.Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма.

14.Полифония.

15.Авторская индивидуальность.

16.Практическая работа №3.

«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».


Произведение словесности ( 1 ч.)


1. Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.


Произведение искусства слова как единого художественного содержания и его словесного выражения. ( 6 ч.)


1. Художественный образ.

2. Художественная действительность.

3. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала.

4. Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

5. Хронотоп в сказке.

6. Хронотоп в эпическом произведении.

7. Хронотоп в лирическом произведении.

8. Хронотоп в драматическом произведении.

9. Идеализация и реальность в изображении человека.

10.Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.

11.Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.

12.Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.

13.Практическая работа № 4.

«Выполним анализ любимого стихотворения»


Произведение словесности в истории культуры (5 ч. )


  1. Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика.

  2. Традиции и новаторство. Смена старого новым.

3. «Вечные» образы.

4. Значение художественной словесности в развитии языка.

5. Практическая работа № 5.«Сочиним произведение любого жанра».

Календарно-тематическое планирование

к программе элективного курса по русскому языку

« Русская словесность» ( 9 класс)


Дата

занятия

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов




1.

Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной выразительности.

Дать понятие слову как предмету словесности.

1





2.

Эпитет.

Дать понятие эпитета.

1




3.

Сравнение и способы его словесного выражения.

Познакомить с разновидностями словесного выражения сравнения.

1




4.

Параллелизм.

Уметь находить параллелизм в художественном произведении

1




5.

Развернутое сравнение.

Дать понятия развернутого сравнения.

1




6.

Олицетворение.

Дать понятие олицетворения.

1




7.

Аллегория.

Уметь выделять признаки аллегории.

1




8.

Символ.

Знать понятие символ.

1




9.

Гипербола.

Познакомить с особенностями гиперболы.

1




10.

Фантастика.

Уметь находить фантастическое в текстах художественной литературы

1




11.

Парадокс.

Познакомить с формами словесного выражения парадокса.

1




12.

Алогизм.

Знать понятия диалог и монолог в нехудожественной словесности

1




13.

Гротеск.

Знать понятие гротеск.

1




14.

Бурлеск.

Знать понятие бурлеск.

1




15.

«Макаронический стиль».

Познакомить с «макароническим стилем».

1




16.

Этимологизация. Внутренняя форма слова.

Уметь определять этимологию слова.

1




17.

Этимологизация в произведении словесности.

Уметь определять этимологию слова.

1




18.

Народная этимология.

Знать понятие народная этимология..

1




19.

Игра слов.

Познакомить со стилистическими возможностями существительных, прилагательных, глаголов.

1




20.

Ассоциативность языковых средств.

Познакомить с возможностями языковых средств.

1




21.

Ассоциативность сюжетов, образов, тем.

Научить различать ассоциативность сюжетов, образов, тем.

1




22.

Квипрокво.

Знать понятие квипрокво.

1




23.

Практическая работа № 1.
«Сочиним рассказ по собственнным впечатлениям»

Уметь использовать средства художественной выразительности

1




24.

Прямое и поэтическое значение слова.

Уметь различать прямое и поэтическое значение слова.

1




25.

Объект и предмет изображения.

Уметь различать объект и предмет изображения.

1




26.

Идея произведения.

Уметь определять идею произведения.

1




27.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусств слова.

Уметь выделять в произведениях словесности жизненные впечатления.

1




28.

Прототип и литературный герой.

Познакомить с прототипами литературных героев.

1




29.

Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении.

Уметь определять точку зрения писателя в произведениях словесности.

1




30.

Выражение точки зрения писателя в лирике.

Уметь определять точку зрения писателя в произведениях словесности.

1




31.

Правдопоподобное и условное изображение. Художественная правда.

Научиться различать правдопоподобное и условное изображение в произведениях словесности.

1




32.

Практическая работа №2.

«Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».

Развивать творческие способность обучающихся.

1




33.

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Знать принципы изображения действительности.

1




34.

Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.

Познакомить со старославянским, древнерусским и церковнославянским языками.

1




35.

Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности.

Познакомить со средствами художественной изобразительности языка древнерусской словесности.


1




36.

Этикет и канон.

Знать понятия: этикет и канон.

1




37.

Повести петровского времени.

Познакомить с повестями петровского времени.

1




38.

Система жанров и особенности языка произведений классицизма.

Знать систему жанров и особенности языка произведений классицизма

1




39.

Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка М.В.Ломоносова.

Знать теорию трех штилей М.В.Ломоносова.

1




40.

Новаторство Г.Р.Державина.

Знать особенности языка Г.Р.Державина.

1




41.

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма.

Знать особенности языка писателей-сентиметалистов.

1




42.

Изображение жизни и слово в искусстве романтизма.

Знать особенности языка писателей-романтиков

1




43.

Поэтические открытия В.А.Жуковского.

Знать особенности языка В.А.Жуковского.

1




44.

Романтический стиль А.С.Пушкина.

Знать особенности языка А.С.Пушкина.

1




45.

Слово в реалистическом произведении. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма.

Знать особенности языка писателей-реалистов.


1




46.

Порлифония.

Познакомить с понятием «полифония».

1




47.

Авторская индивидуальность.

Познакомить с авторской индивидуальностью.

1




48.

Практическая работа №3.

«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».

Развивать творческие способность обучающихся.

1




49.

Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.

Уметь определять произведение словесности как явление искусства.

1




50.

Художественный образ.

Познакомиться с особенностями художественных образов в произведениях словесности.

1




51.

Художественная действительность.

Уметь анализировать произведение

1




52.

«Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала.

Познакомить с особенностями отбора и организации словесного материала.

1




53.

Образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Познакомить с эстетической функцией языка.

1




54.

Время и пространство как художественные образы. Хронотоп.

Знать понятие «хронотоп».

1




55.

Хронотоп в сказке.

Уметь определять хронотоп в сказке.

1




56.

Хронотоп в эпическом произведении.

Уметь определять хронотоп в эпическом произведении.

1




57.

Хронотоп в лирическом произведении.

Уметь определять хронотоп в лирическом произведении.

1




58.

Хронотоп в драматическом произведении.

Уметь определять хронотоп в драматическом произведении.

1




59.

Идеализация и реальность в изображении человека.

Знать понятие идеализация и реальность в изображении человека.

1




60.

Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания.

Уметь анализировать поступки героя в эпическом произведении.

1




61.

Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания.

Уметь анализировать поступки героя в лирическом произведении.

1




62.

Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.

Уметь анализировать поступки героя в драматическом произведении.

1




63.

Практическая работа № 4.

«Выполним анализ любимого стихотворения»

Развивать творческие способность обучающихся.

1




64.

Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Познакомить с особенностями перевода.

1




65.

Традиции и новаторство. Смена старого новым.

Знать о традициях и новаторстве в произведениях словесности.

1




66.

«Вечные» образы.

Знать о «вечных» образах произведений словесности

1




67.

Значение художественной словесности в развитии языка.

Знать о значении художественной словесности в развитии языка.

1




68.

Практическая работа № 5.

«Сочиним произведение любого жанра»

Развивать творческие способность обучающихся.

1

Организация контроля за знаниями, умениями и навыками обучающихся


  1. Практическая работа № 1.
    «Сочиним рассказ по собственнным впечатлениям».

  2. Практическая работа №2. «Напишем эссе «Проза жизни и поэзия».

  3. Практическая работа №3.

«Сравним иллюстрацию и эпизод в романе «Евгений Онегин».

  1. Практическая работа № 4.

«Выполним анализ любимого стихотворения».

  1. Практическая работа № 5.«Сочиним произведение любого жанра».



Используемая литература

Учебные пособия:

1.Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс».

М., Дрофа, 2008 г.

2. Горшков А.И.

«Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 класс». М., Дрофа, 2000 г.

4. Михальская А.К. «Основы риторики. Мысль и слово». М., 1996 г.

5. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. «Риторика». Ростов-на-Дону, 2006 г.



Похожие:

Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) iconПрограмма для 8 класса «Русская словесность». 2013-2014 учебный год Пояснительная записка
Альбетковой Р. И. ( Москва: Дрофа, 2009год), учебника для 8 класса «Русская словесность: от слова к словесности» Альбетковой Р. И....
Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) iconПрограмма элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) iconПрограмма элективного курса по русскому языку «обучение сочинениям разных жанров»
Идея же передает авторское понимание темы. Значит, у разных авторов одна и та же тема может решаться по-разному, это зависит от авторской...
Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 11 классе
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения, Государственного образовательного...
Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) iconТематическое планирование по русскому языку, 5 класс, 2011 2012 учебный год Программа государственная для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку
Учебник: авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. 36 издание....
Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) iconПрограмма элективного курса по истории Казахстана. 10 класс «Национально-освободительная борьба казахов на пути к независимости». Подготовила: учитель истории сош №6 Надёжкина

Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) iconРазработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Снова о мягком знаке»
Разработка данного урока по русскому языку для 3 класса, ориентирована на работу по учебнику автора Соловейчик М. С.«Русский язык...
Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) iconПрограмма курса по выбору «Наш дар бессмертный речь» Автор программы: Васильева Вера Николаевна
Обучение русскому языку играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании учащихся, ибо язык – это национальное достояние
Программа элективного курса по русскому языку «Русская словесность» ( 9 класс) iconПрограмма элективного курса «Программирование на языке Turbo Pascal» 9 класс
Предлагаемый элективный профильный курс предназначен для тех, кто хочет освоить программирование в среде Turbo Pascal. Курс предполагает...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами