Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» icon

Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош»



НазваниеУрок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ УРМАРСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧУБАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО БИОЛОГИИ

тема: «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Автор: учитель химии

и биологии МОУ «Чубаевская ООШ»

Михайлова Вера Михайловна

ЧУБАЕВО 2009




Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 классов общеобразовательной школы. Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Повторение и закрепление материала осуществляется за счёт многократной и вариативной переработки.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ учебной деятельности: урок повторения, систематизации и обобщения изученного материала, выявления прочности полученных знаний по изученной теме.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ: проблемный, беседа, репродуктивный, интерактивные методы.

ПРИЁМЫ деятельности учителя: постановка проблемы, организация повторения, выступлений учащихся с сообщениями, тестирования.

ОРГАНИЗАЦИЯ деятельности учащихся: слушают сообщения, демонстрируют полученные знания и умения, выполняют творческие задания и тесты, делают выводы.

ФОРМА РАБОТЫ: групповая, индивидуальная, в парах.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: материал по теме «Простейшие» будет использоваться на уроке биологии с целью изучения общих характерных признаков систематических групп подцарства Одноклеточные. Так же материал можно использовать при подготовке к экзаменам и олимпиадам.

ТЕМА: «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ или ПРОСТЕЙШИЕ»

ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщение и систематизация полученных знаний о простейших.

ЗАДАЧИ:

-Знать особенности строения и жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека;

-Уметь классифицировать простейших животных;

-Развивать навыки работы с компьютером, умение составлять схемы.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Может ли существовать самостоятельно одноклеточный организм?

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, видеосюжет, электронный микроскоп.

ХОД УРОКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ (приветствие, подготовка к работе)

Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха себе и своим друзьям.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ПРОСТЕЙШИХ

Более 300 лет назад, в1675 году, голландский натуралист Антони ван Левенгук при помощи микроскопа рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущие организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейших. В настоящее время известно около 70 тыс. видов простейших, большинство которых являются одноклеточными организмами.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Учитель!: Ребята! Как вы думаете

1.Почему простейших называют одноклеточными?

2.Почему называют простейшими?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.ЗАДАНИЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСТЕЙШИХ»

Учитель! Работа выполняется в группах. Каждой группе даны карточки с заданиями. Желающие (1 ученик) с каждой группы идут к доске, а остальные записывают в рабочей тетради (Приложение №1)

2.ЗАДАНИЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРОСТЕЙШИХ ЖИВОТНЫХ»

Учитель! Мир простейших удивителен и разнообразен. Послушаем интересные сообщения о них.

Ученики по слайдам рассказывают о многообразии простейших: корненожках, жгутиконосцах, споровиках (слайд 7,8,9)

ДОПОЛНЕНИЕ: Учитель! Египетские пирамиды, дворцы в белокаменной Москве и Севастополе, старые здания в Париже, Риме, Вене и других городах построены из известняков, образовавшихся из раковинок простейших. Они образовали мел, который залегает мощными пластами в некоторых районах нашей страны. Например, город Белгород получил своё название потому, что возле него по обрывистым берегам повсюду выступают белые залежи мела.

3.ЗАДАНИЕ «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ»

Учитель! Работа выполняется индивидуально. По желанию один ученик делает это задание на компьютере.

Какие части тела обозначены цифрами: 1. у амебы обыкновенной; 2. у эвглены зеленой; 3. у инфузории-туфельки (слайд 11,12,13)

ДОПОЛНЕНИЕ: Учитель! Цитоплазма состоит из эктоплазмы – наружного и эндоплазмы - внутреннего слоя.

При помощи стигмы эвглена различает изменения освещенности.

У инфузории – туфельки малое ядро отвечает за размножение и его называют генеративным, а большое – за процессы жизнедеятельности - это

вегетативное ядро. У инфузорий ненужные вещества удаляются через особое образование – порошицу.

ВЫВОД: Из этих представителей более сложное строение имеет инфузория-туфелька (слайд 14)

4.ЗАДАНИЕ «Узнай простейшее»

Учитель! Перед вами на экране неизвестное простейшее, обнаруженное при помощи электронного микроскопа. Охарактеризуйте его.

ВЫВОД: Это простейшее – эвглена зелёная.

5.ЗАДАНИЕ «Здоровье сберегающий компонент»

1)наклоны туловища

2)упражнение для глаз

3)упражнение для рук


6.ЗАДАНИЕ «Процессы жизнедеятельности»

Учитель! Ребята! Ответьте на вопросы:

1.Как осуществляется дыхание у простейших?

2.Каких простейших называют автотрофами, гетеротрофами?

3.Как идёт выделение?

4.Назовите способы размножения?

5.Как переносят неблагоприятные условия?

ДОПОЛНЕНИЕ. Учитель! Фагоцитоз – захват пищи при помощи ложноножек и образование пищеварительных вакуолей (видеосюжет).

7.ЗАДАНИЕ «Жизнедеятельность простейших»

МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ

Ответить на поставленные вопросы и занести их в квадратики так, чтобы сумма квадратиков по вертикали и горизонтали была равна 15.

(Приложение №2)


8.ЗАДАНИЕ «Значение простейших в природе и в жизни человека»

Учитель! Простейших не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека. А теперь пользуясь учебниками, заполните схему о значении простейших.

(слайд 17,18)

ДОПОЛНЕНИЕ: Без простейших не могут существовать растительноядные животные. Они сами не могут переваривать клетчатку – основу растительных тканей. В кишечнике травоядных есть складки для размещения сожителей. Хозяин усваивает результат их пищеварения, а заодно самих простейших.

ВЫВОДЫ: Среди простейших есть как свободноживущие, так и паразитические. Одни из них приносят пользу, а другие – вред.

Правила профилактики:

1.Мойте руки перед едой!

2.Не употребляйте сырую воду из загрязненных водоемов!

3.Не ешьте немытые овощи и фрукты!

ТЕСТ: « ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Учитель! Ребята, отвечая на вопросы дифференцированного теста, вы выбираете оценку. (Приложение №3)

ВЫВОДЫ

1.Одноклеточные состоят из одной клетки, являющейся целым организмом.

2.Клетка простейших выполняет все процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, размножение.

3.Клетка одноклеточных имеет органоиды специального назначения: ложноножки, жгутики, реснички, сократительную вакуоль, светочувствительный глазок, клеточную воронку, клеточный рот, глотку, порошицу.

4.Обладает важной особенностью – инцестированием.

5.Размножаются бесполым и половым путём.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: Одноклеточный организм имеет все возможности для самостоятельной жизнедеятельности.

РЕФЛЕКСИЯ

Предлагаю оценить урок с помощью карточек: красной, синей.

Понравился - красная, не понравился – синяя.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Оценить работу учеников.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Составить кроссворд: «Простейшие»

УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Классификация простейших

Подцарство простейшие

ТИП ТИП ТИП

Саркодовые и Инфузории Споровики

Жгутиконосцы

Из перечисленных ниже представителей выберите и распределите по типам: инфузория-туфелька, амеба дизентерийная, малярийный плазмодий, эвглена зеленая, амеба обыкновенная.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 ВОПРОСЫ:

7.ЗАДАНИЕ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТЕЙШИХ

МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ

Ответить на поставленные вопросы и занести их в квадратики так, чтобы сумма квадратиков по вертикали и горизонтали была равна 15.

 А

Б 

В 

Г 

Д 

Е 

Ж 

З 

И 

ВОПРОСЫ:

А – Как называются организмы, тело которых состоит из одной клетки;

Б – Покоящееся состояние простейшего в неблагоприятных условиях среды;

В – Половой процесс у инфузорий, при котором идет слияние ядер;

Г – Назовите простейшего имеющего 2 сократительные вакуоли;

Д – Захват пищи при помощи ложноножек и образование пищеварительных вакуолей;

Е – Какой газ поглощают простейшие при дыхании?

Ж – Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды;

З – Простейшие, которые могут питаться как животные и как растения;

И – Среда обитания простейших;

ОТВЕТЫ:

1.Эвглена зеленая 6.Водоем

2. Коньюгация 7.Кислород

3.Инфузория-туфелька 8.Раздражимость

4.Одноклеточные 9.Циста

5.Фагоцитоз


ПРИЛОЖЕНИЕ №3 ТЕСТ

ТЕМА: ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ


ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА.



1. Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не

имеющий постоянной формы тела:
а) инфузория - туфелька б) амеба обыкновенная в) эвглена зеленая


^ 2. Способ передвижения инфузории — туфельки:

а) ложноножки б) реснички в) жгутики


3. Где у одноклеточных происходит переваривание пищи?

а) в цитоплазме б) пищеварительной вакуоли в) в ядре


^ 4. Образование клетки, которое участвует в регуляции водно-солевого обмена:

а) сократительная вакуоль б) пищеварительная вакуоль в) ядро г) цитоплазма


^ 5. Через что одноклеточные получают кислород?

а) легкие б) клеточный рот в) жабры г) через мембрану

6. Для перенесения неблагоприятных условий среды простейшие образуют:

а) цисту б) гамету в) зиготу г) порошицу


^ 7. Что нового появляется у инфузории в отличие от амебы и эвглены?

а) ядро б) сократительная вакуоль в) порошица г) пищеварительная вакуоль


8. Органоид клетки с помощью которого эвглена улавливает свет:

а) стигма б) сократительная вакуоль в) ядро г) клеточный рот


^ 9. Выберите одноклеточный организм, который не является паразитом:

а) малярийный плазмодий б) лейшмания в) дизентерийная амеба г) эвглена зеленая


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1.В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко « БИОЛОГИЯ» Животные:

Учебник для учащихся 7 класса образовательных учреждений.Вентана-Граф. 2007

2.О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии.В помощь школьному учителю. 7-8 класс. «Вако», М.2004

3 «Биология» репетитор для абитуриентов, старшеклассников и учителей

4.БИОЛОГИЯ. Интерактивные творческие задания. 7-9кл.

5.Т.В.Зарудняя «Биология. Животные. 7 класс. Поурочные планы»2008

6 «Уроки биологии КиМ. Животные 7 класс

7.Интернет-ресурсы




Похожие:

Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» iconКонспект урока биологии. Учитель: Красникова Лариса Владимировна Место работы: мбоу псош №2 г. Павловска Воронежской области Должность : учитель биологии Предмет : биология
Базовый учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова: Основы общей биологии
Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» iconУрок по географии и биологии (учитель географии Левина Л. В., учитель биологии Бойко Л. В.)
Тема: Биосфера – живая оболочка планеты. Последствие хозяйственной деятельности человека на биосферные процессы в (Краснодарском...
Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» iconУрок информатика биология в 6 классе учитель информатики Н. А. Медведкова, учитель биологии Т. В. Шпарбер
Образовательная: познакомить учащихся с основными логическими приемами формирования понятий (на примерах из курса биологии, раздел...
Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» iconВерхозина Мария Павловна, учитель химии, биологии, географии Тема урок
Муниципальное образовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Болотнинского района Новосибирской области
Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» iconПлан конспект урока биологии по теме «Общая характеристика биосферы. Живое вещество биосферы». 11 класс Шраменко Наталия Ивановна, учитель биологии, учитель высшей категории, учитель методист. 2010 год

Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» iconКонспект урока по биологии 6 класс тема: разнообразие, распространение, значение растений. Подготовила: учитель биологии сахипгараева г. С
Царства растений, местами их обитания, значением растений в природе и жизни человека
Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» iconУрок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины» (учитель биологии и географии Шептала А. Д.)
Открытый урок по биологии в 7 классе по теме «Класс птицы. Внешнее строение. Отряд пингвины» (учитель биологии и географии Шептала...
Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» iconКонспект урока биологии для 6 класса по теме «Классификация растений»
Сергей Александрович Шевченко, учитель биологии мбоу северная сош №13 Зимовниковского района Ростовской области
Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» iconПлан-конспект урока по биологии в 9 классе
Разработал учитель биологии 1-й квалификационной категории государственного учреждения образования «Кривчанская базовая школа» Романюк...
Урок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» iconКонспект урока по биологии для 9 класса «Строение клетки»
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами