Программа курса тематический план icon

Программа курса тематический план



НазваниеПрограмма курса тематический план
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма курса

Александр Кудрявцев


СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

И ТИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИСКУССТВЕ


Программа курса

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№№ лекции

Тема

Количество

часов

Введение

Социальная критика искусства

1

1

Эстетическая коммуникация в искусстве. Автокоммуникация и ее исторические формы

2

2

Двучленная эстетическая коммуникация: автор слушатели

2

3

Трехчленная эстетическая коммуникация нового времени: автор текст слушатели (читатели)

2

4

Новоевропейская автономная музыка и социальная критика искусства

2

Заключение

Эстетическая коммуникация «после модерна»

1




Итого


10 часов


^ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение:

Социальная критика искусства



«Историческая критика» и «социальная критика»: к вопросу о смысловом наполнении терминов. Историческая критика и ее роль в становлении историографии нового времени; социальная критика и искусствознание XIX — XX вв. Социальная критика и социология искусства. «Социологизм» в гуманитарных дисциплинах XIX —XX вв. Теории социологии искусства в гуманитарных дисциплинах XIX—XX вв. Социология/социологии искусства и теория культуры; социология искусства конца XIX — первой четверти XX в. (И. Тэн, М. Вебер).

Социальная критика музыкального искусства: предмет/предметы социологии музыки; социология музыки и искусствознание конца XIX — первой четверти XX в. Социология искусства и искусствознание: к вопросу о дисциплинарных границах. Музыка и общество в исследованиях второй половины XX в. (краткий обзор основных тенденций).

Тема 1.

Эстетическая коммуникация в искусстве. Автокоммуникация и ее исторические формы



Типы эстетической коммуникации. «Эволюция» средств выразительности в искусстве и «исторические» типы эстетической коммуникации. Взаимосвязь типа коммуникации и средств фиксации образцов художественного творчества. «Эволюция» форм эстетической коммуникации в литературоведении и музыкознании первой половины XX в.— применение стадиально-типологического метода к изучению музыки и поэзии и выдвижение концепции о последовательной смене трех этапов трех этапов в трансляции образцов временных искусств: устного фольклорного — авторского устнопрофессионального — письменного авторского (отечественная гуманитарная традиция — М.Г. Харлап), устного — письменного — литературного (Oral — Written — Literate) — англоязычное литературоведение (Х.Чейтер [H.J.Chaytor], Дж.Гуди [J.R.Goody]) и музыкознание — Л.Трейтле ([L.Treitler]).

Условность применения термина «эволюция»: к критике эволюционизма исторических поэтик.


(1) Автокоммуникация. Фольклор и его исторические типы: «первичный» и «вторичный». Автокоммуникация — неотчлененность адресанта от адресата и импровизационная природа первичного фольклора. Синкретическая неотделенность «творца» (адресанта) и «аудитории» (адресата), импровизационность и невозможность авторского творчества в системе автокоммуникации. Синкретизм как исторический и надысторический феномен.

Автокоммуникация в нефольклорных формах словесно-музыкального творчества (псалмодия). Условность применения термина «исторический тип» в отношении разновидностей эстетической коммуникации. Интерактивность как явление, типологически родственное автокоммуникации; синкретический характер мультимедиа.


Тема 2.

Эстетическая коммуникация в искусстве. Двучленная эстетическая коммуникация: автор слушатели




(2) Автор/певец слушатели. Проблема «текста» в автокоммуникации. Мнемонические формулы (метры и лады) и развитие музыкального искусства. Значимость ритмических моделей (метров) как средства фиксации авторского текста. Квантитативность метра и феномен разделенного времени (качество времяизмерительности). Прилагательное [букв. «мусическое» — относящееся к музам, от словосочетания — греч. искусство муз] и его смысловое наполнение в качестве существительного — в средневековье (лат. musica) и новое время (англ. music, нем. Musik, фр. musique). Разделение музыкально-поэтического целого на технический — озвучивающий (от греч. — искусство) и собственно творческий — словесно-поэтический (греч. ίς, от έ — делаю, создаю, творю) компоненты. «Триединая хорея» мусических искусств Древней Греции как синкретическое единство музыки, слова и танца. Отличия «триединой хореи» от первобытного синкретизма временных искусств.

«Мусические искусства» и устный профессионализм. Письменность и ее функции в условиях устного профессионализма; «устная литература» и феномен «постписания» в музыкально-поэтических традициях античности и средневековья. Менестрельная «мусикия» (в частности, рыцарская и бюргерская песня средневековья) и вторичный фольклор. Синкретизм бытовой песни и популярная музыка XX в. «Разделенное время» и облик «массовых музыкальных жанров» XX в.


Тема 3.

Трехчленная эстетическая коммуникация нового времени: автор текст слушатели (читатели)




(3) Автор текст слушатели (читатели). Культура «предписания» и культура постписания. Особенности эстетической коммуникации и понятие «текст» в новоевропейской культуре. Качество «непрерывности» «новой музыки» («nuovo musiche» — Дж. Каччини), позволяющее музыкальному построению развиваться по внутримузыкальным законам.

Квалитативность как основополагающее свойство организации времени в музыке и поэзии нового времени. «Представления скорости» и «представления длительности» (В. Вундт). Изживание форм организации музыкального и поэтического творчества, базирующихся на представлениях длительности («разделенного времени» — квантитативности), и окончательное разрушение синкретического единства музыки, поэзии, танца.

Письменность и устность в искусстве второй половины XVIII — XIX вв. «Литература для писателей» и «музыка для музыкантов». Композитор как «писатель музыки» и слушатель как ее «читатель». Новоевропейская автономная («художественная») музыка как социально-исторический феномен.


Тема 4.

Новоевропейская автономная музыка и социальная критика искусства



«Непрерывность» новоевропейской музыки и формирование музыкальных жанров, свободных от выполнения прикладных функций. Зарождение феномена публичного концерта и формы потребления образцов музыкального искусства. Публика концертного зала и «идеальный слушатель» (Т. Адорно) второй половины XVIII — XIX вв.

Музыкальное искусство и «национальные культуры» XIX в. Проблема «национального в искусстве» и «художественная» музыка нового времени. Романтическая музыкальная историография и ее преломление в социологии искусства XX в. (советское искусствознание, социология искусства Франкфуртской школы).

Бытование образцов музыкального искусства в эпоху «зрелого модерна» — концертная жизнь мегаполиса. Социология музыки М. Вебера как описание истории музыки сквозь призму новоевропейских представлений о музыкальном искусстве.

Эстетическая коммуникация и художественные практики «зрелого модерна», модернизм как стилевое направление; теоретическое осмысление модернистско-авангардистской художественной практики в Европе и США в первой половине XX. Социология искусства Франкфуртской школы и социология музыки Адорно. Абсолютизация новоевропейской формы эстетической коммуникации в социальной критике искусства Франкфуртской школы.

Заключение:

Эстетическая коммуникация «после модерна»



Новоевропейская эстетическая коммуникация и развитие средств коммуникации в эпоху зрелого модерна. Концепции массового искусства и популярная культура. Музыка «художественная» и «прикладная» в эпоху массовой коммуникации.

«Представления длительности» и популярная музыка XX в.: возрождение квантитативности как господствующей формы организации времени в музыке и поэзии. Рецепция доновоевропейских воззрений на прикладную природу явлений искусства. Неосинкретизм мультимедиа. Автокоммуникация и формы шоу-индустрии.


ЛИТЕРАТУРА


ТЕМА 1.

^ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ИСКУССТВЕ. АВТОКОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ


Лорд А. Сказитель. М., 1994.1

Памятники книжного эпоса: Стиль и типологические особенности. М., 1978.

Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986.

Chaytor H.J. From Script to Print: an Introduction to Medieval Vernacular Literature, Heffer, 1945.

Goody J.R. Literacy in Traditional Societies. Cambridge University Press, 1968.

Ong W.J. Orality and Literacy: The Technologizing of the Word. London and New York, 1995 (reprinted).

Parry M. The Making of Homeric Verse // The Collected Papers of Milman Parry, Oxford, 1971.

Treitler L. Homer and Gregory: The transmission of epic poetry and plainchant // The Musical Quarterly, 1974. Vol. 60, pp 333 – 372

Исторические поэтики и стадиально-типологический подход

Белинский В.Г. Общее значение слова литература // Собр. соч. В 3 т. М., 1948. Т.2. С.84 — 117.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. статья и примеч. В. М. Жирмунского. Л., 1940.

Конрад, 1978 — Конрад Н.И. Избранные труды. — М., 1978


ТЕМА 2

^ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ИСКУССТВЕ. ДВУЧЛЕННАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: АВТОР СЛУШАТЕЛИ


Устность и профессионализм

Белинский В.Г. Общее значение слова литература…

Лорд А. Сказитель…

Сапонов М.А. Устная культура как материал медиевистики // Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время/ Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Л.:, 1989. С. 58 — 72. (Проблемы музыкознания. Вып. 3).

Сапонов М.А. Менестрели: Очерки музыкальной культуры западного Средневековья. М., 1996.

Харлап М.Г. Квалитативное стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1966. — Т. 3. С.465 — 467.

Харлап М.Г. Квантитативное стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1966. — Т. 3.— С. 467 — 470.

Харлап М.Г. Метр // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1967. — Т. 4. — С.807 — 809.

Харлап М.Г. Метрика // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1967. — Т. 4. — С.809 — 810.

Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система…

Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции…

Van der Werf H. Chansons of Troubadours and Trouveres. Utrecht, 1973.

Представления «длительности» и представления «скорости» в восприятии времени

Вундт В. Введение в психологию. СПб., 2002.

Вундт В. Основы физиологической психологии. Вып.3 СПб., 1914

Харлап М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики// Проблемы музыкального ритма. — М., 1978. С. 48—104.


ТЕМА 3

^ ТРЕХЧЛЕННАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: АВТОР ТЕКСТ СЛУШАТЕЛИ (ЧИТАТЕЛИ


Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки…

Катунян М.И. Гомофония // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. С. 143 — 144.

Катунян М.И. «Basso continuo» — путь к новой музыке // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII — XVII вв.) / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 65. М., 1983. — С. 96 — 113.

Климовицкий А.И. О творческом процессе Бетховена. Л., 1979.

Конен В.Дж. Театр и симфония (Роль оперы в формировании классической симфонии). — М., 1968.

Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции…

Сапонов М.А. Устная культура как материал медиевистики

^ Харлап М.Г. Квалитативное стихосложение…

Харлап М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики…

Яловец Г. Юношеские произведения Бетховена и их мелодическая связь с Моцартом, Гайдном и Ф.Э. Бахом // Проблемы бетховенского стиля. — М., 1932. С. 5 — 60.


ТЕМА 4

^ НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ МУЗЫКА И СОЦИАЛЬНАЯ КРИТИКА ИСКУССТВА


Европейская автономная музыка и зарождение феномена публичного концерта

Адорно Т.В. Избранное. Социология музыки / Пер. с нем. А.В. Михайлова. М.:СПб, 1999.

Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки…

Гайденко П.П. Идея рациональности в социологии музыки М. Вебера // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. М., 1976. С. 7 — 48.

Давыдов Ю.Н. Искусство как социальный феномен. М., 1968.

Капустин Ю. Музыкант-исполнитель и публика (социологические проблемы современной концертной музыки). / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Л:, 1985.

Харлап М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики…

Модернистско-авангардистская художественная практика в Европе и США

Адорно Т.В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. М., 2001.

Давыдов Ю.Н. Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. М., 1976. С. 49 — 105.

Михайлов А.В. Музыкальная социология: Адорно и после Адорно // Адорно Т.В. Избранное. Социология музыки… С. 371 — 407.

Greenberg C. Avant-Garde and Kitsch // Greenberg C. The Collected Essays and Criticism. Chicago and London, 1986. Vol. I, pp. 5 – 22.

Greenberg C. Towards a Newer Laocoon // Ibid., pp. 23 – 38.


^ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ «ПОСЛЕ МОДЕРНА

(ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

Синкретизм/неосинкретизм и популярная музыка XX в.


Конен В.Д. Рождение джаза. М., 1984.

Giles-Davis J., Shepherd J. Music, Text and Subjectivity // Shepherd J. Music as Social Text. Cambridge : Polity Press , 1991, pp. 174 – 185.

Hennion A. The Production of Success: An Antimusicology of the Pop Songs // Frith S., Goodwin A. (eds.) On Record: Rock, Pop, and the Written Word, Routledge, 1990, pp. 185 – 206 (Translated from French by Sinclair M. and Smith M.).

Hirschkop K. The Classical and the Popular: Musical Form and Social Context // Music and the Politics of Culture, London, Lawrence & Wishart Limited, 1989, pp. 283–304.

Kealy E.R. From Craft to Art: The Case of Sound Mixers and Popular Music // Ibid. 207 – 220.

Lash S. Sociology of Postmodernism. — Routledge, 1990.

Wolff J. The Ideology of Autonomous Art // Leppert R., McClary S. (eds.) Music and Society: The politics of Composition, Performance and Reception. Cambridge University Press, Cambridge, 1987, pp. 1 – 12.


1 Запоздалый перевод знаменитого труда американского этномузыколога Альберта Лорда «The Singer of Tales», получившей известность в русскоязычном литературоведении и фольклористике под различными наименованиями, например: «Сказитель эпоса». См.: Lord A.B. The Singer of Tales, Cambridge (Mass.), 1960. О теории М. Парри — А. Лорда см.: Памятники книжного эпоса…




Похожие:

Программа курса тематический план iconТематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года
Календарно-тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года
Программа курса тематический план iconТематический план курса
Разложение на множители способом группировки и с помощью формул сокращенного умножения
Программа курса тематический план iconУчебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 9 класса ориентирован на вторую ступень школьного образовательного...
Программа курса тематический план iconУчебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Программа курса тематический план iconТематический план изучения курса алгебры и начал анализа в 11 классе
Тематическое планирование уроков алгебры и начал анализа составлено в соответствии с текстом учебника Колмогорова А. Н. и др
Программа курса тематический план icon1 Тематический план аудиторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Тематический план аудиторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Программа курса тематический план iconТематический план. I-вый год обучения. № п./п. Тема. Кол-во часов в том числе теоретических практических всего 1

Программа курса тематический план iconПрограмма элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа курса тематический план iconУчебно-тематический план № п\п
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Программа курса тематический план iconТематический план по обучению грамоте
Календарные праздники и календарь. Животные и растения вокруг нас. Слова – названия
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами