Программа курса тематический план icon

Программа курса тематический план



НазваниеПрограмма курса тематический план
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма курса

Александр Кудрявцев


СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ

И ТИПЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИСКУССТВЕ


Программа курса

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№№ лекции

Тема

Количество

часов

Введение

Социальная критика искусства

1

1

Эстетическая коммуникация в искусстве. Автокоммуникация и ее исторические формы

2

2

Двучленная эстетическая коммуникация: автор слушатели

2

3

Трехчленная эстетическая коммуникация нового времени: автор текст слушатели (читатели)

2

4

Новоевропейская автономная музыка и социальная критика искусства

2

Заключение

Эстетическая коммуникация «после модерна»

1




Итого


10 часов


^ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение:

Социальная критика искусства



«Историческая критика» и «социальная критика»: к вопросу о смысловом наполнении терминов. Историческая критика и ее роль в становлении историографии нового времени; социальная критика и искусствознание XIX — XX вв. Социальная критика и социология искусства. «Социологизм» в гуманитарных дисциплинах XIX —XX вв. Теории социологии искусства в гуманитарных дисциплинах XIX—XX вв. Социология/социологии искусства и теория культуры; социология искусства конца XIX — первой четверти XX в. (И. Тэн, М. Вебер).

Социальная критика музыкального искусства: предмет/предметы социологии музыки; социология музыки и искусствознание конца XIX — первой четверти XX в. Социология искусства и искусствознание: к вопросу о дисциплинарных границах. Музыка и общество в исследованиях второй половины XX в. (краткий обзор основных тенденций).

Тема 1.

Эстетическая коммуникация в искусстве. Автокоммуникация и ее исторические формы



Типы эстетической коммуникации. «Эволюция» средств выразительности в искусстве и «исторические» типы эстетической коммуникации. Взаимосвязь типа коммуникации и средств фиксации образцов художественного творчества. «Эволюция» форм эстетической коммуникации в литературоведении и музыкознании первой половины XX в.— применение стадиально-типологического метода к изучению музыки и поэзии и выдвижение концепции о последовательной смене трех этапов трех этапов в трансляции образцов временных искусств: устного фольклорного — авторского устнопрофессионального — письменного авторского (отечественная гуманитарная традиция — М.Г. Харлап), устного — письменного — литературного (Oral — Written — Literate) — англоязычное литературоведение (Х.Чейтер [H.J.Chaytor], Дж.Гуди [J.R.Goody]) и музыкознание — Л.Трейтле ([L.Treitler]).

Условность применения термина «эволюция»: к критике эволюционизма исторических поэтик.


(1) Автокоммуникация. Фольклор и его исторические типы: «первичный» и «вторичный». Автокоммуникация — неотчлененность адресанта от адресата и импровизационная природа первичного фольклора. Синкретическая неотделенность «творца» (адресанта) и «аудитории» (адресата), импровизационность и невозможность авторского творчества в системе автокоммуникации. Синкретизм как исторический и надысторический феномен.

Автокоммуникация в нефольклорных формах словесно-музыкального творчества (псалмодия). Условность применения термина «исторический тип» в отношении разновидностей эстетической коммуникации. Интерактивность как явление, типологически родственное автокоммуникации; синкретический характер мультимедиа.


Тема 2.

Эстетическая коммуникация в искусстве. Двучленная эстетическая коммуникация: автор слушатели




(2) Автор/певец слушатели. Проблема «текста» в автокоммуникации. Мнемонические формулы (метры и лады) и развитие музыкального искусства. Значимость ритмических моделей (метров) как средства фиксации авторского текста. Квантитативность метра и феномен разделенного времени (качество времяизмерительности). Прилагательное [букв. «мусическое» — относящееся к музам, от словосочетания — греч. искусство муз] и его смысловое наполнение в качестве существительного — в средневековье (лат. musica) и новое время (англ. music, нем. Musik, фр. musique). Разделение музыкально-поэтического целого на технический — озвучивающий (от греч. — искусство) и собственно творческий — словесно-поэтический (греч. ίς, от έ — делаю, создаю, творю) компоненты. «Триединая хорея» мусических искусств Древней Греции как синкретическое единство музыки, слова и танца. Отличия «триединой хореи» от первобытного синкретизма временных искусств.

«Мусические искусства» и устный профессионализм. Письменность и ее функции в условиях устного профессионализма; «устная литература» и феномен «постписания» в музыкально-поэтических традициях античности и средневековья. Менестрельная «мусикия» (в частности, рыцарская и бюргерская песня средневековья) и вторичный фольклор. Синкретизм бытовой песни и популярная музыка XX в. «Разделенное время» и облик «массовых музыкальных жанров» XX в.


Тема 3.

Трехчленная эстетическая коммуникация нового времени: автор текст слушатели (читатели)




(3) Автор текст слушатели (читатели). Культура «предписания» и культура постписания. Особенности эстетической коммуникации и понятие «текст» в новоевропейской культуре. Качество «непрерывности» «новой музыки» («nuovo musiche» — Дж. Каччини), позволяющее музыкальному построению развиваться по внутримузыкальным законам.

Квалитативность как основополагающее свойство организации времени в музыке и поэзии нового времени. «Представления скорости» и «представления длительности» (В. Вундт). Изживание форм организации музыкального и поэтического творчества, базирующихся на представлениях длительности («разделенного времени» — квантитативности), и окончательное разрушение синкретического единства музыки, поэзии, танца.

Письменность и устность в искусстве второй половины XVIII — XIX вв. «Литература для писателей» и «музыка для музыкантов». Композитор как «писатель музыки» и слушатель как ее «читатель». Новоевропейская автономная («художественная») музыка как социально-исторический феномен.


Тема 4.

Новоевропейская автономная музыка и социальная критика искусства



«Непрерывность» новоевропейской музыки и формирование музыкальных жанров, свободных от выполнения прикладных функций. Зарождение феномена публичного концерта и формы потребления образцов музыкального искусства. Публика концертного зала и «идеальный слушатель» (Т. Адорно) второй половины XVIII — XIX вв.

Музыкальное искусство и «национальные культуры» XIX в. Проблема «национального в искусстве» и «художественная» музыка нового времени. Романтическая музыкальная историография и ее преломление в социологии искусства XX в. (советское искусствознание, социология искусства Франкфуртской школы).

Бытование образцов музыкального искусства в эпоху «зрелого модерна» — концертная жизнь мегаполиса. Социология музыки М. Вебера как описание истории музыки сквозь призму новоевропейских представлений о музыкальном искусстве.

Эстетическая коммуникация и художественные практики «зрелого модерна», модернизм как стилевое направление; теоретическое осмысление модернистско-авангардистской художественной практики в Европе и США в первой половине XX. Социология искусства Франкфуртской школы и социология музыки Адорно. Абсолютизация новоевропейской формы эстетической коммуникации в социальной критике искусства Франкфуртской школы.

Заключение:

Эстетическая коммуникация «после модерна»



Новоевропейская эстетическая коммуникация и развитие средств коммуникации в эпоху зрелого модерна. Концепции массового искусства и популярная культура. Музыка «художественная» и «прикладная» в эпоху массовой коммуникации.

«Представления длительности» и популярная музыка XX в.: возрождение квантитативности как господствующей формы организации времени в музыке и поэзии. Рецепция доновоевропейских воззрений на прикладную природу явлений искусства. Неосинкретизм мультимедиа. Автокоммуникация и формы шоу-индустрии.


ЛИТЕРАТУРА


ТЕМА 1.

^ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ИСКУССТВЕ. АВТОКОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ


Лорд А. Сказитель. М., 1994.1

Памятники книжного эпоса: Стиль и типологические особенности. М., 1978.

Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986.

Chaytor H.J. From Script to Print: an Introduction to Medieval Vernacular Literature, Heffer, 1945.

Goody J.R. Literacy in Traditional Societies. Cambridge University Press, 1968.

Ong W.J. Orality and Literacy: The Technologizing of the Word. London and New York, 1995 (reprinted).

Parry M. The Making of Homeric Verse // The Collected Papers of Milman Parry, Oxford, 1971.

Treitler L. Homer and Gregory: The transmission of epic poetry and plainchant // The Musical Quarterly, 1974. Vol. 60, pp 333 – 372

Исторические поэтики и стадиально-типологический подход

Белинский В.Г. Общее значение слова литература // Собр. соч. В 3 т. М., 1948. Т.2. С.84 — 117.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. статья и примеч. В. М. Жирмунского. Л., 1940.

Конрад, 1978 — Конрад Н.И. Избранные труды. — М., 1978


ТЕМА 2

^ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ИСКУССТВЕ. ДВУЧЛЕННАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: АВТОР СЛУШАТЕЛИ


Устность и профессионализм

Белинский В.Г. Общее значение слова литература…

Лорд А. Сказитель…

Сапонов М.А. Устная культура как материал медиевистики // Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время/ Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Л.:, 1989. С. 58 — 72. (Проблемы музыкознания. Вып. 3).

Сапонов М.А. Менестрели: Очерки музыкальной культуры западного Средневековья. М., 1996.

Харлап М.Г. Квалитативное стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1966. — Т. 3. С.465 — 467.

Харлап М.Г. Квантитативное стихосложение // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1966. — Т. 3.— С. 467 — 470.

Харлап М.Г. Метр // Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1967. — Т. 4. — С.807 — 809.

Харлап М.Г. Метрика // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов. энцикл., 1967. — Т. 4. — С.809 — 810.

Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система…

Харлап М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции…

Van der Werf H. Chansons of Troubadours and Trouveres. Utrecht, 1973.

Представления «длительности» и представления «скорости» в восприятии времени

Вундт В. Введение в психологию. СПб., 2002.

Вундт В. Основы физиологической психологии. Вып.3 СПб., 1914

Харлап М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики// Проблемы музыкального ритма. — М., 1978. С. 48—104.


ТЕМА 3

^ ТРЕХЧЛЕННАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: АВТОР ТЕКСТ СЛУШАТЕЛИ (ЧИТАТЕЛИ


Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки…

Катунян М.И. Гомофония // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. С. 143 — 144.

Катунян М.И. «Basso continuo» — путь к новой музыке // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII — XVII вв.) / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 65. М., 1983. — С. 96 — 113.

Климовицкий А.И. О творческом процессе Бетховена. Л., 1979.

Конен В.Дж. Театр и симфония (Роль оперы в формировании классической симфонии). — М., 1968.

Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции…

Сапонов М.А. Устная культура как материал медиевистики

^ Харлап М.Г. Квалитативное стихосложение…

Харлап М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики…

Яловец Г. Юношеские произведения Бетховена и их мелодическая связь с Моцартом, Гайдном и Ф.Э. Бахом // Проблемы бетховенского стиля. — М., 1932. С. 5 — 60.


ТЕМА 4

^ НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ МУЗЫКА И СОЦИАЛЬНАЯ КРИТИКА ИСКУССТВА


Европейская автономная музыка и зарождение феномена публичного концерта

Адорно Т.В. Избранное. Социология музыки / Пер. с нем. А.В. Михайлова. М.:СПб, 1999.

Вебер М. Рациональные и социологические основания музыки…

Гайденко П.П. Идея рациональности в социологии музыки М. Вебера // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. М., 1976. С. 7 — 48.

Давыдов Ю.Н. Искусство как социальный феномен. М., 1968.

Капустин Ю. Музыкант-исполнитель и публика (социологические проблемы современной концертной музыки). / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Л:, 1985.

Харлап М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики…

Модернистско-авангардистская художественная практика в Европе и США

Адорно Т.В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. М., 2001.

Давыдов Ю.Н. Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. М., 1976. С. 49 — 105.

Михайлов А.В. Музыкальная социология: Адорно и после Адорно // Адорно Т.В. Избранное. Социология музыки… С. 371 — 407.

Greenberg C. Avant-Garde and Kitsch // Greenberg C. The Collected Essays and Criticism. Chicago and London, 1986. Vol. I, pp. 5 – 22.

Greenberg C. Towards a Newer Laocoon // Ibid., pp. 23 – 38.


^ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ «ПОСЛЕ МОДЕРНА

(ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

Синкретизм/неосинкретизм и популярная музыка XX в.


Конен В.Д. Рождение джаза. М., 1984.

Giles-Davis J., Shepherd J. Music, Text and Subjectivity // Shepherd J. Music as Social Text. Cambridge : Polity Press , 1991, pp. 174 – 185.

Hennion A. The Production of Success: An Antimusicology of the Pop Songs // Frith S., Goodwin A. (eds.) On Record: Rock, Pop, and the Written Word, Routledge, 1990, pp. 185 – 206 (Translated from French by Sinclair M. and Smith M.).

Hirschkop K. The Classical and the Popular: Musical Form and Social Context // Music and the Politics of Culture, London, Lawrence & Wishart Limited, 1989, pp. 283–304.

Kealy E.R. From Craft to Art: The Case of Sound Mixers and Popular Music // Ibid. 207 – 220.

Lash S. Sociology of Postmodernism. — Routledge, 1990.

Wolff J. The Ideology of Autonomous Art // Leppert R., McClary S. (eds.) Music and Society: The politics of Composition, Performance and Reception. Cambridge University Press, Cambridge, 1987, pp. 1 – 12.


1 Запоздалый перевод знаменитого труда американского этномузыколога Альберта Лорда «The Singer of Tales», получившей известность в русскоязычном литературоведении и фольклористике под различными наименованиями, например: «Сказитель эпоса». См.: Lord A.B. The Singer of Tales, Cambridge (Mass.), 1960. О теории М. Парри — А. Лорда см.: Памятники книжного эпоса…




Похожие:

Программа курса тематический план iconТематический план курса
Разложение на множители способом группировки и с помощью формул сокращенного умножения
Программа курса тематический план iconТематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года
Календарно-тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года
Программа курса тематический план iconТематический план изучения курса алгебры и начал анализа в 11 классе
Тематическое планирование уроков алгебры и начал анализа составлено в соответствии с текстом учебника Колмогорова А. Н. и др
Программа курса тематический план iconУчебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Программа курса тематический план iconУчебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 9 класса ориентирован на вторую ступень школьного образовательного...
Программа курса тематический план icon1 Тематический план аудиторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Тематический план аудиторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Программа курса тематический план iconПрограмма элективного курса, 68 часов в год (2 ч/нед.). 10-й класс
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
Программа курса тематический план iconУчебно-тематический план № п\п
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Программа курса тематический план iconТематический план по обучению грамоте
Календарные праздники и календарь. Животные и растения вокруг нас. Слова – названия
Программа курса тематический план iconТематический план. I-вый год обучения. № п./п. Тема. Кол-во часов в том числе теоретических практических всего 1

Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами