Компьютерные технологии в преподавании курса обж icon

Компьютерные технологии в преподавании курса обж



НазваниеКомпьютерные технологии в преподавании курса обж
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Компьютерные технологии в преподавании курса ОБЖ.

Информатизация (компьютеризация) учебного процесса является одной из приоритетных задач современного российского образования. Компьютеры за последние пять-шесть лет стали более доступными для образовательных учреждений. Использование информационных технологий требует развития методов и организационных форм обучения. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях и т.д. Учитель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикой обучения и развития учащихся. Однако, масса учителей не готова к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. На начальном этапе, когда уровень компьютерной подготовки учителей еще не очень высок, разработка новых методик невозможна порой без совместной работы учителя информатики и учителя ОБЖ.

Компьютерные технологии на уроках ОБЖ используются пока весьма редко по причине слабой обеспеченности общеобразовательных школ хорошими компьютерами и явно недостаточного количества соответствующих компьютерных программ по курсу ОБЖ. Изданное по заказу МЧС в 2002 г. мультимедийное пособие для 10-го класса - первый шаг к компьютеризации обучения ОБЖ.

Преподаватели ОБЖ часто используют компьютер как вспомогательное средство для иллюстрации учебного материала. В помощь преподавателям в 2003 г. А.А. Афанасьев, А.В. Наследухов, С.К. Миронов издали библиотеку электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» (БЭНП «ОБЖ. 5-11 классы»). Однако появляются и обучающие программы. Например, в учебно-методическом пособии для учителей при обучении правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций предлагаются следующие компьютерные программы:

  • Программа автоматизированных расчетов задач по ГО «Арго»;

  • Комплексная оценка обстановки при ЧС (две части);

  • Программа прогнозирования масштабов поражения АХОВ при авариях на опасных химических объектах и транспорте;

  • Войска спецназа (спасательные средства). Новейшая энциклопедия вооружения. Атлас мира (экология). Правила дорожного движения. Правила медицинской помощи. Атом на службе человеку;

  • Уроки ОБЖ в формате презентаций PowerPoint

Ресурсы Интернета:

  • МЧС (http://www.emercom.gov.ru/),

  • Министерство обороны (http://www.mil.ru/),

  • Министерство образования и науки (http://www.ed.gov.ru/),

  • Комитет по образованию правительства С.-Петербурга (http://www.educom.spb.ru/).

В 2005 г. по заказу МЧС России вышел в свет учебно-методический комплект по ОБЖ, который, по замыслу МЧС, предполагает непрерывное образование по ОБЖ с детского сада.

Электронные издания, входящие в комплект, - «Электронные издания по обучению детей в диалоговом режиме для 5—11 классов» (по сути, банк тестовых заданий) и «Электронные издания по курсу ОБЖ для 8,9 и 11 классов» (разработки уроков). «Электронные издания по курсу ОБЖ для 8, 9 и 11 классов» предназначены для подготовки и проведения учителем уроков по основным темам ОБЖ, предусмотренным Федеральным компонентом государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования и обязательным минимумом содержания образования 1998 г. и примерными программами предмета ОБЖ.

Эти мультимедийные издания содержат в себе «скелет» изучаемой темы - поурочно распределенные основные понятия, положения и правила, таблицы, схемы и диаграммы, иллюстративный материал в виде рисунков, фотографий, видео-и анимационных фрагментов, интерактивных схем и таблиц. Электронное пособие имеет тесты для контроля усвоения знаний, перечень наиболее сложных изучаемых терминов, их определение и пояснение. Звуковое сопровождение способствует развитию таких важных качеств, как интуиция и образное мышление. Хорошо, если бы каждая тема содержала набор практических заданий различной степени сложности, а также список учебных пособий и периодических изданий по данной теме.

Структура включает следующие разделы: «Уроки», «Журнал успеваемости», «Медиатека», «Конструктор уроков», «Энциклопедия», «Помощь». При необходимости учитель изменяет предложенное содержание в зависимости от используемой программы, отведенных часов и других условий. Пособия могут быть использованы учащимися при самостоятельном изучении ОБЖ, при подготовке к контрольно-проверочным занятиям и экзаменам по этому предмету.

Поурочные разработки можно использовать в ОУ, где на преподавание ОБЖ отводятся часы регионального компонента, в 8-м и 9-м классах (если школа работает по БУПу-1998) и в 9-, 10-, 11-х классах, если школа работает по БУПу-2004.

Можно также порекомендовать для проведения уроков по пожарной безопасности входящую в комплект компьютерную игру «Действия при угрозе и возникновении пожаров» - дидактическое средство обучения учащихся 5-7-х классов (возраст 12-14 лет), которое представляет собой набор ситуативных заданий по профилактике пожароопасных ситуаций и поведению в случае возгорания и задымления. Игра состоит из нескольких не связанных единым сюжетом уровней: «Квартира», «Школа», «Улица», «Природа», каждый из которых представлен в двух вариантах - «профилактика» и «возгорание». Приблизительное игровое время на каждом уровне варьируется от 2 до 6 мин. Используя эту игру, можно совместить игру и обучение.

^ Мультимедийный учебник имеет дидактические преимущества по сравнению с традиционным. Они состоят в следующем:

  • в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации;

  • осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

  • предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

  • осуществляется обратная связь через систему тестов, что позволяет корректировать процесс изучения материала.

В основе подготовки преподавателя к использованию компьютерных технологий в учебном процессе лежат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения.

^ Главными задачами для преподавателя должны стать следующие:

  • создание условий для активного усвоения знаний и способов деятельности всеми участниками образовательного процесса;

  • обеспечение контроля;

  • расширение информационного пространства по обучению ОБЖ, обучение пользованию информационными ресурсами;

  • обеспечение интегрированного подхода в преподавании ОБЖ

Компьютерные технологии можно использовать на всех типах уроков при:

  • получении новых знаний и формировании умений;

  • практическом применении знаний, умений;

  • обобщении и систематизации изученного;

  • контроле и коррекции знаний, умений.

Планируя урок с применением компьютерных технологий, учитель соблюдает дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определяет педагогическую цель применения компьютерных технологий в учебном процессе;

  • уточняет, где и когда он использует компьютерные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала;

  • согласовывает выбранное средство компьютерной технологии с другими техническими средствами обучения;

  • учитывает специфику учебного материала и особенности класса (компьютерную грамотность учащихся);

  • анализирует и обсуждает с классом принципиальные вопросы изучаемого материала.

Компьютерные технологии можно использовать на нестандартных уроках: деловые игры, пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, КВН, конкурсы, театрализованные фантазии, концерты, аукционы, диалоги.


^ Роль преподавателя на уроках с использованием компьютеров

При проведении урока с применением компьютерных технологий меняется роль педагога. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся организационных форм учебной работы, что ведет к переходу от объяснительно-иллюстративного метода обучения к самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся, увеличению объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

В курсе ОБЖ можно чаще использовать проектно-исследовательскую форму учебной деятельности. Проект может выполняться как в группах, так и индивидуально и предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной межпредметной многоуровневой задачи. Для этого большую часть необходимой информации школьники собирают и анализируют сами, используя литературу, CD-энциклопедии, а также информационные ресурсы Интернета. Телекоммуникации способствуют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями и объективно оценить результаты. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту.

К сожалению, эффективное применение компьютерных технологий в процессе обучения ОБЖ остается по-прежнему проблемным. Работая с конкретной программой, преподаватель достаточно быстро начинает понимать, что без посторонней помощи он работать не сможет, так как его ограниченные знания ПК не позволяют чувствовать себя на уроке уверенно. Другая проблема - техническая. Необходимы кабинеты ОБЖ, оснащенные современным оборудованием, при помощи которого учитель смог бы не периодически, а постоянно использовать ком­пьютерные технологии, накапливая опыт проведения таких уроков.

В большинстве случаев на уроках ОБЖ при использовании компьютерных технологий применяется программа Microsoft PowerPoint из пакета MS Office. Это популярная программа подготовки презентаций, которая широко используется преподавателями для проведения уроков ОБЖ и учениками в проектно-исследовательской деятельности, при подготовке рефератов, докладов и т.п.

Сегодня компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения, тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка и ведет к изменению деятельности и учителя, и ученика.




Похожие:

Компьютерные технологии в преподавании курса обж iconУрок по теме: " Компьютерные сети. Классификация, основные характеристики и принципы использования компьютерных сетей. "
Для учащихся 10 классов элективного курса «Компьютерные технологии и программирование»
Компьютерные технологии в преподавании курса обж iconУрок обобщения знаний по теме. Тема : «Преобразование рациональных выражений». Класс : Технологии : Технология уровневой дифференциации обучения, компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Технологии: Технология уровневой дифференциации обучения, компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Компьютерные технологии в преподавании курса обж icon2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы]
В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы....
Компьютерные технологии в преподавании курса обж iconУчебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 9 класса ориентирован на вторую ступень школьного образовательного...
Компьютерные технологии в преподавании курса обж iconУчебное пособие для средней школы/Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 5 класса ориентирован на первую ступень школьного образовательного...
Компьютерные технологии в преподавании курса обж iconКонспект урока «сказочное путешествие в страну звуков и букв»
Используемые технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие, игрового моделирования, обучения в сотрудничестве, компьютерные...
Компьютерные технологии в преподавании курса обж iconКонспект урока «сказочное путешествие в страну звуков и букв»
Используемые технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие, игрового моделирования, обучения в сотрудничестве, компьютерные...
Компьютерные технологии в преподавании курса обж iconИнформационные технологии в образовании: проблемы и задачи Атанов С. К., к т. н., доцент кафедры «Компьютерные системы»
Атанов С. К., к т н., доцент кафедры «Компьютерные системы», Казату им. С. Сейфуллина
Компьютерные технологии в преподавании курса обж iconПубликации 2007-2008: Аксенова А. А. «Преподавание элективного курса «Делопроизводство и офисные технологии»
Аксенова А. А. «Преподавание элективного курса «Делопроизводство и офисные технологии» в классах социально-гуманитарного профиля»...
Компьютерные технологии в преподавании курса обж iconМетодика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса информатики
При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами