Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года icon

Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года



НазваниеТематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года
Дата17.10.2016
Размер
ТипТематический план

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ

по физиологии

для студентов второго курса 2010/2011 учебного года,

специальность – лечебное дело



тема

дата

лектор

1

Вводная лекция-семинар. Регуляция физиологических функций организма

02.09.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

2

Электрогенез клетки. Мембранный потенциал. Потенциал действия

03.09.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

3

Молекулярные механизмы, обеспечивающие электрогенез живых клеток.

09.09.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

4

Синаптическая передача. Пресинаптические процессы.

10.09.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

5

Постсинаптические процессы. Организация нервных сетей.

16.09.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

6

Мышцы. Функциональные особенности мышц.

17.09.10

Чл.-корр. РАН Л.Г. Магазаник

7

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: «Физиология возбудимых тканей»

23.09.10

Проф. Н.П. Ерофеев

доценты:

Е.Н. Парийская

Л.Б. Захарова

8

Общие принципы организации ЦНС. Координация рефлекторной деятельности. Рефлексы

24.09.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник


9

Регуляция мышечного тонуса и движений

30.09.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

10

Вегетативная нервная система.

01.10.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

11

Регуляция работы внутренних органов (вегетативная нервная система)

07.10.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

12

Гипоталамус. Лимбическая система.

08.10.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

13

Гематоэнцефалический барьер. Функции глии.

14.10.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

14

Этапы и механизмы развития нервной системы. Методы исследования функции мозга.

15.10.10

Чл.-корр. РАН Л.Г. Магазаник

16

Общие представления об органах чувств. Зрительный анализатор.

21.10.10

Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

17

Слуховой и вестибулярный анализаторы. Тактильный и температурный анализаторы.

22.10.10


Чл.-корр. РАН

Л.Г. Магазаник

18

Семинар. Физиология обоняния и вкуса.

28.10.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

19

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: «Физиология центральной нервной системы»

29.10.10

Проф. Н.П. Ерофеев

доценты:

Е.Н. Парийская

Л.Б. Захарова

20

Семинар. Физиология боли.

04.11.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

21

Семинар. Эндокринная система. Регуляция продукции гормонов.

05.11.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

22

Семинар. Функции гипофиза. Регуляция роста и развития.

11.11.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

23

Семинар. Функции надпочечников, щитовидной и паращитовидной желез. Регуляция минерального обмена.

12.11.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

24

Семинар. Эндокринные функции поджелудочной железы. Регуляция углеводного обмена.

18.11.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

25

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: «Физиология сенсорных систем»

19.11.10

Проф. Н.П. Ерофеев

доценты:

Е.Н. Парийская

Л.Б. Захарова

26

Семинар. Физиологические основы психической деятельности. Физиологические основы познавательного процесса.

25.11.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

27

Семинар. Индивидуальное поведение. Эмоции и поведение. Темпераменты.

26.11.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

28

Семинар. Сон и бодрствование. Экспериментальные неврозы.

02.12.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

29

Система крови человека. Лимфа.

03.12.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

30

Механизмы гемостаза. Актуальность изучения механизмов гемостаза. Регуляция кроветворения.

09.12.10

Профессор

Н.П. Ерофеев

31

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: «Физиология эндокринной системы»

10.12.10

Проф. Н.П. Ерофеев

доценты:

Е.Н. Парийская

Л.Б. Захарова

32-33

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: «Физиология высшей нервной деятельности»

23.12-24.12.10

Проф. Н.П. Ерофеев

доценты:

Е.Н. Парийская

Л.Б. Захарова

34

Итоговый семинар

30.12.10

Проф. Н.П. Ерофеев

доценты:

Е.Н. Парийская

Л.Б. Захарова



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

По физиологии для студентов 2 курса по специальности «Лечебное дело»

в осеннем семестре 2010-2011 учебного года


занятия

Дата


Тема занятия

Литература

^ Общая физиология возбудимых тканей.

1

06.09-10.09

Регуляция физиологических функций организма. Возбудимые ткани. Мембранный потенциал. Потенциал действия.

  1. Клетка, ткань, орган, система органов, организм – сущность понятий, функциональная структура.

  2. Функциональная роль клеточных мембран.

  3. Виды соединений между клетками.

  4. Уровни регуляции функций организма.

  5. Внутренняя среда, гомеостаз.

  6. Главные водные компартменты организма, роль воды в организме человека.Какие ткани относятся к возбудимым.

  7. Понятия возбудимость и возбуждение.

  8. Порог раздражения как один из критериев оценки возбудимости.

  9. Соотношение между силой раздражителя и временем его действия на ткань.

  10. Изменение возбудимости тканей при раздражении. Рефрактерность.

  11. История открытия электрических явлений в живых тканях.

  12. Мембранный потенциал и представление о его происхождении.

  13. Процесс возбуждения как процесс деполяризации мембраны.

  14. Критический уровень деполяризации.

  15. Потенциал действия (ПД) и его фазы.

  16. Натрий-калиевый насос.


Лабораторная работа:

  1. Определение пороговой силы раздражителя при

прямом и непрямом раздражении мышцы одиночными стимулами и серией стимулов.

Уч. под ред.

Р. Шмидта и

Г. Тевса, т. 1 стр.9-40


Уч.

В.М. Покровского,

т. 1 стр.7-51


Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 7-78

2

13.09-17.09

Физиология нервов и нервно-мышечных синапсов.

  1. Особенности строения и проведения по нервным волокнам разных типов (А, В, С)

  2. Строение нервно-мышечного синапса.

  3. Механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу.

  4. Роль ацетилхолина и ацетилхолинэстеразы.


Лабораторные работы.

  1. Изолированное проведение возбуждения по нерву.

  2. Двустороннее проведение по нерву.

  3. Нарушение физиологической проводимости нерва.

  4. Нарушение передачи в нервно-мышечном

синапсе.

Уч. под ред.

Р. Шмидта и


Г. Тевса, т. 1 стр.51-52, 69-75


Уч. В.М. Покровского, т. 1 стр. 27-71


Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 79-93

3

20.09-24.09

Скелетные мышцы и их свойства. Гладкие мышцы и их свойства.

  1. Физиологические свойства скелетной мышцы, нейромоторная единица.

  2. Одиночные и тетанические сокращения.

  3. Механизм мышечного сокращения и расслабления.

  4. Особенности структуры и свойств гладкомышечной клетки. Роль в организме.

  5. Механизмы активации гладких мышц.

Самостоятельная работа

Составить таблицу: «Сравнительная характеристика физиологических свойств скелетных и гладких мышц»

Лабораторные работы.

  1. Одиночные и тетанические сокращения скелетной мышцы.

  2. Влияние силы раздражения на высоту одиночного сокращения

Уч. под ред.

Р. Шмидта и Г. Тевса, т. 1 стр. 69-87


Уч. В.М. Покровского, т. 1 стр. 72-94


Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр.94-116

4

27.09-01.10

Контрольная работа по теме: «Физиология возбудимых тканей».




Общая и частная физиология ЦНС.

5

04.10-08.10

Процессы возбуждения в ЦНС.

  1. Структура и свойства нейрона.

  2. Рефлекс и его параметры. Дуга соматического рефлекса.

  3. Виды синапсов в ЦНС. Механизмы передачи возбуждения в цепях нейронов. Медиаторы.

  4. Понятия конвергенции, дивергенции, реверберации в ЦНС.

  5. Нервный центр и его свойства.

Лабораторные работы.

  1. Рецептивное поле рефлекса.

  2. Определение времени рефлекса по Тюрку.

  3. Торможение спинномозговых рефлексов (опыт И.М. Сеченова).

  4. Взаимное торможение спинномозговых рефлексов.

  5. Влияние стрихнина на рефлекторную деятельность.

  6. Спинальный шок.

  7. Иррадиация возбуждения в спинном мозге

Уч. под ред.

Р. Шмидта и

Г. Тевса, т. 1 стр.51-68


Уч.

В.М. Покровского, т. 1 стр. 51-123


Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 117-128

6



11.10-15.10



Процессы торможения в ЦНС.

  1. Торможение в ЦНС. Тормозные медиаторы.

  2. Постсинаптическое торможение, его механизм и физиологическое значение.

  3. Пресинаптическое торможение, его механизм и физиологическое значение.

  4. Торможение не связанное с функцией тормозных нейронов, его виды, механизмы и физиологическое значение.

  5. Общие принципы координационной деятельности ЦНС (реципроктность, обратная связь, доминанта, общий конечный путь и др.)

Лабораторные работы.

  1. Торможение спинномозговых рефлексов (опыт И.М. Сеченова).

  2. Взаимное торможение спинномозговых рефлексов.

  3. Влияние стрихнина на рефлекторную деятельность.

  4. Спинальный шок.




Уч. под ред.

Р. Шмидта и

Г. Тевса, т. 1 стр.51-68


Уч.

В.М. Покровского, т. 1 стр. 51-123


Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 117-128

7

18.10-22.10
^

Роль ЦНС в регуляции тонуса и движений. ЭЭГ.


  1. Спинальные механизмы регуляции тонуса и

  2. движений.

  3. Роль проприорецепторов скелетных мышц в обеспечении координации рефлекторных актов.

  4. Функции g-петли в поддержании тонуса скелетных мышц.

  5. Спинальные двигательные рефлексы, их классификация, характеристика, методы оценки. Двигательные рефлексы спинного мозга в условиях их нарушения связи с головным мозгом.

  6. Роль продолговатого мозга в регуляции фазных движений и мышечного тонуса. Статические и стато-кинетические рефлексы

  7. Рефлекторная деятельность среднего мозга. Ориентировочные рефлексы. Децеребрационная регидность и механизм ее возникновения.

  8. Физиология мозжечка. Афферентные и эфферентные связи. Проявление их повреждений у человека. Контроль моторных функций сегментов спинного мозга.

  9. Базальные ядра, их роль в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов. Основные проявления при их поражении.

  10. Роль коры больших полушарий в управлении движениями. Моторные зоны коры. Регуляция двигательных функций.

  11. ЭЭГ. История открытия. Способы регистрации, механизмы возникновения. Стандартные отведения ЭЭГ. Характеристика основных ритмов. Оценка функционального состояния мозга человека с помощью ЭЭГ (бодрствование, сон, наркоз и др.). Диагностическое значение ЭЭГ


Лабораторные работы.

  1. Анализ рефлекторной дуги.

  2. Рефлексы человека, имеющие клиническое значение

  3. Регистрация ЭЭГ у человека

Уч. под ред.

Р. Шмидта и

Г. Тевса, т. 1 стр.88-127, 206-207


Уч.

В.М. Покровского, т. 1 стр. 134-206

Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 194-218

8

25.10-29.10

Роль ЦНС в регуляции внутренних органов. Физиология вегетативной нервной системы.

  1. Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервных систем. Дуга вегетативного рефлекса.

  2. Характеристика симпатического отдела вегетативной нервной системы, его роль в организме. Адренорецепторы.

  3. Понятие о симпато-адреналовой системе. Структуры, входящие в симпато-адреналовую систему. Механизмы координации ее деятельности.

  4. Характеристика парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, его роль в организме. Холинорецепторы.

  5. Синергизм и антагонизм влияний симпатического и парасимпатического отделов на функции организма.

  6. Надсегментарные уровни регуляции вегетативных функций (гипоталамус, лимбическая система, кора больших полушарий)

Уч. под ред.

Р. Шмидта и

Г. Тевса, т.1 стр.342-382


Уч.

В.М. Покровского, т. 1 стр. 109-241


Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 219-244

9

01.11-05.11

Контрольная работа по теме: «Физиология ЦНС».




Физиология сенсорных систем.

10

08.11-12.11

Зрительный анализатор.

  1. Периферический, проводниковый и центральный отдел зрительного анализатора.

  2. Адекватные и неадекватные раздражители зрительной системы.

  3. Строение сетчатки. Распределение палочек и колбочек по сетчатке. Рецептивные поля сетчатки. Слепое и желтое пятно.

  4. Изменения чувствительности рецепторов. Адаптация и ее механизм. Движения глаз и их роль.

  5. Фотохимический процесс в рецепторах сетчатки при действии света.

  6. Электрические явления в сетчатке и зрительном нерве.

  7. Оптическая система глаза.

  8. Аккомодация и ее физиологический механизм.

  9. Зрачковый рефлекс.

  10. Пространственное монокулярное и бинокулярное зрение.

  11. Теории цветового зрения. Цветовая слепота.

Лабораторные работы.

  1. Сферическая аберрация.

  2. Реакция зрачка на свет.

  3. Изменение размера зрачка при рассматривании предметов на близком и дальнем расстоянии.

  4. Определение остроты зрения.

  5. Определение размеров слепого пятна.

  6. Определение размеров желтого пятна.

  7. Определение цветоощущения.

  8. Борьба полей зрения.

  9. Определение бинокулярного зрения.

Уч. под ред.

Р. Шмидта и

Г. Тевса, т. 1 стр.236-275

Уч.

В.М. Покровского, т. 2 стр. 210-230


Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 147-166

11

15.11-19.11

Слуховой анализатор.

  1. Строение слухового анализатора. Его отделы.

  2. Рецепторный аппарат внутреннего уха и его строение.

  3. Механизмы возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках.

  4. Электрические явления в улитке.

  5. Кодирование слуховой информации

  6. Диапазон частот, воспринимаемых органом слуха человека. Бинауралный слух и его особенности.

  7. Теории восприятия высоты и интенсивности звуков.

  8. Методы исследования анализатора. Аудиография и ее роль в оценке слуха человека.

Вестибулярный аппарат.

  1. Строение и отделы органа равновесия.

  2. Рецепторы и адекватные стимулы вестибулярной системы.

  3. Вестибулярные рефлексы, имеющие клиническое значение.

Вкусовой анализатор.

Рецепторы, нейроны и вкусовая чувствительность человека.

Обоняние.

Рецепторы, их чувствительность, обработка обонятельной информации. Типы запахов.

Ощущения, обеспечиваемые кожей.

  1. осязание (тактильная рецепция);

  2. терморецепция;

  3. ноцицепция (боль).


Лабораторные работы.

  1. Тест для оценки состояния вестибулярного аппарата.

  2. определение направления звука.

  3. особенности бинаурального слуха.

  4. определение веса предмета

  5. опыт Аристотеля

  6. определение порогов тактильной чувствительности

  7. определение пункта прикосновения.

  8. определение положения конечности в пространстве.

  9. точность работы двигательного анализатора.

Уч. под ред.

Р. Шмидта и

Г. Тевса, т. 1 стр.197-234, 277-311

Уч.

В.М. Покровского, т. 2 стр. 201-259


Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 167-182

12

22.11-26.11

^ Контрольная работа по теме: «Физиология анализаторов».




Эндокринная система.

Внимание !!! на занятия по эндокринологии необходимо придти, выполнив самостоятельную работу.

Самостоятельная работа.

  1. Составить таблицу-конспект по плану: а)-название гормона; б)-место синтеза; в)-регуляция секреции гормона; г)-механизм действия и эффект гормона; д)-клинические проявления недостатка и избытка гормона.

  2. Составить таблицу «Отличие нервной и гуморальной регуляции»

13

29.11-03.12

Общие понятия о гормонах и гормональной регуляции, классификация гормонов. Механизм действия гормонов.

Принципы регуляции гормональной секреции (положительная и отрицательная обратная связь, влияние вегетативной нервной системы)

Методы исследования функциональной активности эндокринных желез и способы ее оценки: клинические и экспериментальные

^ Гипоталамо-гипофизарная система:

система гипоталамус-нейрогипофиз (аксонный транспорт и секреция гормонов)

а) окситоцин;

б) антидиуретический гормон (АДГ).

система гипоталамус-аденогипофиз (понятие о релизинг-факторах);

эндокринные железы, контролируемые гипофизом (вырабатываемые гормоны, механизм их действия, регуляция деятельности железы, гипо- и гиперфункции железы или отдельных гормонов):

а) щитовидная (тироксин, трииодтиронин);

б) кора надпочечников (глюкокортикоиды, минералкортикоиды, андрогены, эстрогены).

в) гормон роста;

г) пролактин;

д) лютеинизирующий и фолликулостимулирующий

гормоны (ЛГ и ФСГ)

Уч. под ред. Р.Шмидта и Г. Тевса, т. 2, стр. 384-405

Уч. Под ред В.М. Покровского т 1, стр. 242-274


Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 256-308


14

06.12-10.12

^ Поджелудочная железа. Глюкагон. Инсулин. Регуляция уровня глюкозы. Сахарный диабет.

Гомеостаз кальция и фосфора в организме.

Гормоны мозгового слоя надпочечников.

^ Симпато-адреналовая система и ее роль в неспецифических адаптивных реакциях организма, нервная регуляция секреторной функции хромаффинной ткани надпочечников;

^ Эпифиз.

Тканевые гормоны.

Уч. под ред. Р.Шмидта и

Г. Тевса, т. 2, стр. 405-412

Уч. Под ред

В.М. Покровского т 1, стр. 242-274

Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 256-361

16

13.12-17.12

^ Контрольная работа по теме: «Физиология эндокринной системы.




Высшая нервная (психическая) деятельность.

17

20.12-24.12

Физиологические основы познавательной деятельности. Условные рефлексы. Условное торможение. Внимание. Память. Эмоции. Основы психической деятельности человека. Типы ВНД.

  1. Условные и безусловные рефлексы, их роль. Классификация условных рефлексов.

  2. Методика выработки условных рефлексов.

  3. Механизм образования временной связи.

  4. Торможение условных рефлексов:

а) безусловное (внешнее), его механизм;

б)условное (внутреннее): угасание, дифференцировка, условный тормоз, запаздывание.

  1. Комплексные условные рефлексы, динамический стереотип. Ломка стереотипа.

Лабораторные работы.

1.Выработка условного рефлекса, дифференцировочного и угасательного торможения у человека при словесном подкреплении.

2.Оценка устойчивости и распределения внимания методом корректурной пробы.

3.Определение индивидуального профиля функциональной асимметрии.

4.Исследование кратковременной памяти. Метод знакового кодирования.

5.Оценка личностной тревожности анкетным методом.

6.Расчет вероятной продолжительности жизни человека по Р. Шульцу.

7.Определение типа ВНД (темперамента) человека методом психологического тестирования.

Уч. В.М. Покровского, т. 1 стр. 260-268


Уч. Р.С. Орлова,

А.Д. Ноздрачева,

стр. 244-255

18

27.12-31.12

Зачет.







Похожие:

Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года iconРасписание лекций по внутренним болезням для студентов медико-профилактического факультета на VII семестр 2010/2011 учебного года
Лекция Введение в специальность. Медицинская деонтология. Болезни органов дыхания. Симптоматология, диагностика, принципы печения...
Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года icon9 июня на заседании коллегии районной администрации рассмотрен вопрос «Об итогах 2010-2011 учебного года и о задачах по подготовке к 2011-2012 учебному году»
С 1 сентября 2010 г после комплексного капитального ремонта начала функционировать оснащенная современным оборудованием начальная...
Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года iconЦель и задачи практики летняя практика по зоологии для студентов 1-го курса по специальности «Зоотехния»
Летняя практика по зоологии для студентов 1-го курса по специальности «Зоотехния» является составной частью предмета, читаемого в...
Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года iconТематический план курса
Разложение на множители способом группировки и с помощью формул сокращенного умножения
Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года iconУчебно-тематический план № п\п
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года iconРасписание занятий студентов 4 курса специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» 1 сессия 2012-2013 учебного года
Проектирование логистических процессов на предприятиях торговли (Лекция) доц. Чижова З. М
Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года iconПрограмма курса тематический план
Трехчленная эстетическая коммуникация нового времени: автор текст слушатели (читатели)
Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года iconПрограмма учебного курса "Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов"
Программа учебного курса "Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов" для магистров и студентов 4-5 курса социологического...
Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года iconРасписание занятий студентов 3 курса специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» 1 сессия 2012-2013 учебного года
«Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» 1 сессия 2012-2013 учебного года
Тематический план лекций и семинаров по физиологии для студентов второго курса 2010/2011 учебного года iconМетодический пакет учебного курса «Статистическая физика»
Целью данного курса является ознакомление студентов с основными понятиями и принципами статистической физики и термодинамики
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами