Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год icon

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год



НазваниеАнализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год
Дата17.10.2016
Размер
ТипЗадача


АНАЛИЗ

результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 году

по истории


Работа по созданию в регионах Российской Федерации общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) проводится с 2006 года. В целях совершенствования оценки качества основного общего образования в 2009/2010 учебном году в Челябинской области государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений проводилась с участием территориальной экзаменационной комиссии.

Задача отработки новой модели экзаменов особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующего объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профили классы (группы).

В 2010 году государственную итоговую аттестацию по истории проходили 498 выпускников IX классов общеобразовательных учреждений из 47 территорий Челябинской области, что на 56 человек больше, чем в предыдущем году и составляет 2,03 % от общего числа сдававших экзамены. И все же, это по-прежнему наименьшее количество сдававших экзамен по выбору среди остальных предметов.

Опыт проведения и анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области позволяют говорить о валидности разработанных контрольно-измерительных материалов и объективности оценки уровня подготовленности испытуемых, о чём свидетельствуют публикуемые в настоящем сборнике статистические данные и материалы.


^ I. Характеристика контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников IX классов по истории 2010 года


1. Спецификация

экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной

(итоговой) аттестации (в новой форме) по истории обучающихся,

освоивших основные общеобразовательные программы основного

общего образования

^ 1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по истории с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

^ 2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

^ 3. Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ. Государственный образовательный стандарт позволяет обеспечить преемственность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе. Преемственность с ЕГЭ по истории прослеживается как в формах заданий и структуре экзаменационной работы в целом, так и в подходах к отбору проверяемых содержательных элементов и познавательных умений. Вместе с тем, учитываются возрастные познавательные возможности учеников и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям.

^ 4. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Работа охватывает содержание курса истории с древности до современности. Содержание предмета «история» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе по объему учебного материала, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания в основном ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политике России, по истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

Общее число заданий – 31. Работа состоит из 3 частей. Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки выпускников – знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников. За выполнение каждого задания этой части выставляется 1 балл. Часть 2 состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв или цифр. За выполнение заданий этой части выставляется 1 или 2 балла. Часть 3 включает 4 задания высокого уровня сложности. Задания этой части требуют развернутых ответов. Они проверяют умение анализировать исторические источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.

Таблица 1

^ Распределение заданий по частям экзаменационной работы


Части

работы

Количество

заданий

Максимальный

первичный балл

Уровень

сложности

Тип заданий

Часть 1

20

20

Б

С выбором ответа

Часть 2

7

11

П

С кратким ответом

Часть 3

4

7

В

С развернутым ответом

Итого:

31

38







Б – базовый уровень; П – повышенный уровень; В – высокий уровень.

^ 5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Содержание материалов представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) с древности по XVIII в., 2) XIX в., 3) 1900-1945 гг., 4) 1945 г. – 2009 г. При этом рассматриваются разные аспекты истории – экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры. Число и характер заданий по отдельным разделам курса истории определены с учетом того, что ранние периоды отечественной истории изучаются в основной школе в 6-7 классах, т.е. за 2-3 года до экзамена. Соответственно, по этим периодам проверяются опорные, базисные знания. Более 50% заданий относятся к изучаемой в 9 классе истории XX – начала XXI в.

Таблица 2

Разделы

Число заданий

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Древность – XVIII в.

5

2




XIX в.

5

1




1900-1945 гг.

5

2




1945 г. – 2009 г.

5

2




Комплекс заданий, предусматривающих анализ

источника (относится к разным разделам курса)







2

Задания с развернутым ответом

(относятся к разным разделам курса)







2

Итого

20

7

4

В соответствии с названными выше нормативными документами в экзаменационной работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения. Проверяются следующие элементы подготовки по истории учащихся основной школы:

1. Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией.

2. Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с фактами.

3. Работа с источниками:

3.1 Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь).

3.2 Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории).

4. Описание исторических событий.

5. Объяснение, анализ исторических событий:

5.1. Объяснение исторических понятий, терминов.

5.2. Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий.

5.3. Указание характерных, существенных признаков событий, явлений.

5.4. Объяснение причин и следствий событий.

5.5. Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку.

5.6 Изложение и объяснение оценок исторических событий, явлений, личностей.

^ Таблица 3

Распределение заданий демонстрационного варианта


по умениям и видам познавательной деятельности


^ Элементы подготовки

Число заданий

Часть 1

Часть 2

Часть 3

1. Знание дат, работа с хронологией

4

1




2. Знание фактов, работа с фактами

4







3.1 Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь)

3

2




3.2 Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории)







2

5.1 Объяснение исторических понятий, терминов

3







5.2 Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий

1







5.3 Указание характерных существенных признаков событий, явлений

1







5.4 Объяснение причин и следствий событий

4







5.5 Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку




4

2

Итого:

20

7

4


^ 6. Время выполнения работы. На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа (150 минут).

7. Дополнительные материалы и оборудование на экзамене не используются.

^ 8. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам). На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области гуманитарных дисциплин. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории. Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники.

^ 9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. За верное выполнение заданий А1-А20 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным. Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр. За верный ответ на каждое из заданий В1, B4, B6 выставляется 1 балл. За полный правильный ответ на каждое из заданий В2, В3, В5 и В7 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены 2 и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.

Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий С1-С2 ставится от 0 до 2 баллов. За задание С3 ставится от 0 до 2 баллов, задание С4 оценивается от 0 до 1 балла.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 38.

^ 10. Рекомендации по подготовке к экзамену. К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».

^ 11. План экзаменационной работы. Содержание экзаменационной работы 2010 года по истории отражено в плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении.

Приложение

^ План демонстрационного варианта экзаменационной работы


Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа. В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал % выполнения 60%-90%), П – повышенный (40%-60%), В – высокий (менее 40%).



^ Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание (раздел курс)

Проверяемые

виды

деятельности

Коды

проверяемых умений

Уровень сложности задания

^ Примерное время

выполнения задания (мин.)

1

А1

древность – XVIII в.

Знание дат

1.0

Б

1-2

2

А2

древность – XVIII в.

Знание фактов

2.0

Б

1-2

3

A3

древность – XVIII в.

Знание понятий, терминов

3.0

Б

1-2

4

А4

древность – XVIII в.

Знание причин и следствий

4.0

Б

1-2

5

А5

древность – XVIII в.

Поиск информации в источнике

6.1

Б

1-2

6

А6

XIX в.

Знание дат

1.0

Б

1-2

7

А7

XIX в.

Знание фактов

2.0

Б

1-2

8

А8

XIX в.

Знание понятий, терминов

3.0

Б

1-2

9

А9

XIX в.

Знание причин и следствий

4.0

Б

1-2

10

А10

XIX в.

Поиск информации в источнике

6.1

Б

1-2

11

АН

1900-1945 гг.

Знание дат

1.0

Б

1-2

12

А12

1900-1945 гг.

Знание фактов

2.0

Б

1-2

13

А13

1900-1945 гг.

Знание понятий, терминов

3.0

Б

1-2

14

А14

1900-1945 гг.

Знание причин и следствий

4.0

Б

1-2

15

А15

1900-1945 гг.

Поиск информации в источнике

6.1

Б

1-2

16

А16

1945-2009 гг.

Знание дат

1.0

Б

1-2

17

А17

1945-2009 гг.

Знание фактов

2.0

Б

1-2

18

А18

1945-2009 гг.

Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

5.2

Б

1-2

19

А19

1945-2009 гг.

Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

5.2

Б

1-2

20

А20

1945-2009 гг.

Знание причин и следствий

4.0

Б

1-2

21

В1

VIII-XVIII вв.

Установление

последовательности

событий

5.1

П

2-3

22

В2

VIII-XVIII вв.

Систематизация фактов, понятий

5.4

П

2-3

23

ВЗ

XIX в.

Группировка фактов

5.3

П

2-3

24

В4

XIX в.

Поиск информации в источнике

6.1

П

2-3

25

В5

1900-1945 гг.

Группировка фактов

5.3

П

2-3

26

В6

1945-2009 гг.

Поиск информации в источнике

6.1

П

2-3

27

В7

1945-2009 гг.

Систематизация фактов, понятий

5.4

П

2-3

28

С1

VIII-XXI вв.

Анализ источника

6.1-6.2

В

4-5

29

С2

VIII-XXI вв.

Анализ источника

6.1-6.2

В

4-5

30

С3

VIII-XXI вв.

Обобщенная характеристика, систематизация фактов

5.1, 5.4, 5.5

В

5-7

31

С4

VIII-XXI вв.

Обобщенная характеристика, систематизация фактов

5.1, 5.4, 5.5

В

5-7

Всего заданий - 31, из них по типу заданий: А – 20, В – 7, С – 4; по уровню сложности: Б – 20, П – 7, В – 4. Общее время выполнения работы – 150 минут

2. Кодификатор

элементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню

подготовки выпускников для проведения в 2010 году государственной

(итоговой) аттестации (в новой форме) по истории обучающихся,

освоивших основные общеобразовательные программы

основного общего образования


^ 1. Элементы содержания, проверяемые на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по истории. Кодификатор составлен на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Значком « * » элементы содержания, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы.

^ Код

раздела,

темы

Код

контролируемого

элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

I




Древность и средневековье




1.1*

Народы и государства на территории нашей страны в древности.




1.1.1

Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э.




1.1.2

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.




1.2

Русь в IX – начале XII вв.




1.2.1

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности.




1.2.2

Образование Древнерусского государстве




1.2.3

Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси.




1.2.4.

Ярослав Мудрый. «Русская Правда».




1.2.5.

Княжеские усобицы. Владимир Мономах.




1.2.6*

Международные связи Древней Руси.




1.3

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.




1.3.1

Политическая раздробленность Руси. Крупнейший центр удельной Руси.




1.3.3*

Борьба против внешней агрессии в XIII в.




1.3.4*

Монгольское завоевание.




1.3.5*

Экспансия с Запада. Александр Невский.




1.3.6

Начало объединения русских земель. Иван Калита.




1.3.7

Формы землевладения и хозяйства.




1.3.8

Куликовская битва. Дмитрий Донской.




1.3.9

Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.




1.4

Российское государство во второй половине XV – XVII вв.




1.4.1*

Свержение золотоордынского ига. Иван III.




1.4.2

Завершение объединения русских земель.




1.4.3

Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г.




1.4.4

Иван IV Грозный. Установление царской власти.




1.4.5

Реформы середины XVI в. Земские соборы.




1.4.6*

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири).




1.4.7

Опричнина.




1.4.8*

Смута в начале XVII в.




1.4.9*

Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.




1.4.10

Россия при первых Романовых.




1.4.11

Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.




1.4.12

Церковный раскол. Никон и Аввакум.




1.4.13*

Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России.




1.5

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.




1.5.1*

Формирование древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество.




1.5.2

Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров.

2




Новое время




2.1

Россия в XVIII - середине XIX вв.




2.1.1

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I.




2.1.2*

Создание регулярной армии и флота. Северная война.




2.1.3

Абсолютизм.




2.1.4

Дворцовые перевороты.




2.1.5

Расширение прав и привилегий дворянства.




2.1.6

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя.




2.1.7

Социальные движения. Е.И. Пугачёв.




2.1.8*

Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков.




2.1.9

Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский.




2.1.10*

Отечественная война 1812 г.




2.1.11

Движение декабристов.




2.1.12

Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы.




2.1.13

Начало промышленного переворота.




2.1.14*

Присоединение Кавказа. Крымская война.




2.2

Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв.




2.2.1

Великие реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права.




2.2.2

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества.




2.2.3

Контрреформы 1880-х гг.




2.2.4

Общественные движения второй половины XIX в.




2.2.5*

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в военно-политических блоках.




2.2.6

Промышленный подъем. Формирование монополий.




2.2.7

Обострение социальных противоречий в условиях модернизации.




2.2.8

Революция 1905-1907 гг. Государственная Дума.




2.2.9

П.А. Столыпин. Аграрная реформа.




2.2.10*

Россия в Первой мировой войне.




2.2.11

Революция в России в 1917 г. Падение монархии.




2.2.12

Временное правительство и Советы.




2.3

Российская культура в XVIII - начале ХХ вв.




2.3.1

Наука и образование.




2.3.2

Литература и искусство.




2.3.3*

Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.




2.3.4

Светский, рациональный характер культуры.

3




Новейшая история




3.1

Советская Россия-СССР в 1917-1991 гг.




3.1.1

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин.




3.1.2

Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры.




3.1.3

Распад Российской империи.




3.1.4*

Гражданская война. Белое движение. «Военный коммунизм».




3.1.5

Новая экономическая политика.




3.1.6

Образование СССР.




3.1.7

Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.




3.1.8

Коренные изменения в духовной жизни.




3.1.9

Формирование централизованной (командной) экономики.




3.1.10

Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии.




3.1.11*

СССР в системе международных отношений в 1920-х-1930-х гг.




3.1.12*

СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение.




3.1.13

Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе в войны.




3.1.14

Советский тыл в годы войны.




3.1.15

Партизанское движение.




3.1.16*

СССР в антигитлеровской коалиции.




3.1.17

Советские полководцы. Г.К. Жуков.




3.1.18

Итоги Великой Отечественной войны.




3.1.19

Послевоенное восстановление хозяйства.




3.1.20

«Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущёв.




3.1.21

«Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы.




3.1.22

Внешняя политика СССР в 1945-1980-е гг. Холодная война. Разрядка.




3.1.23

Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения».




3.1.24

Демократизация политической жизни. М.С. Горбачёв.




3.1.25

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.




3.1.26

Культура советского общества. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники.




3.2

Современная Россия.




3.2.1

Образование Российской Федерации как суверенного государства.




3.2.2

Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике.




3.2.3

Принятие Конституции Российской Федерации.




3.2.4

Российская Федерация в 2000-2009 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В.Путин. ДА. Медведев.




3.2.5*

Российская Федерация в системе современных международных отношений.




3.2.6*

Мировое сообщество в начале ХХI в.


2. Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2010 году (в новой форме) по истории


^ Код

требований

Описание требований к уровню подготовки, освоение которых проверяется в ходе экзамена

1




Знание дат и периодизации отечественной истории




1.1

Указывать даты на основе предложенного заданием критерия.




1.2

Указывать название периода на основе предложенного заданием критерия.




1.3

Соотносить дату с историческим событием (явлением, процессом) на основе предложенного заданием критерия.




1.4

Называть даты (хронологические рамки) исторических событий, явлений, процессов, периодов.

2




Знание и понимание основных фактов, ключевых событий, явлений истории России с древности до наших дней




2.1

Указывать исторические факты на основе предложенного заданием критерия.




2.2

Называть основные исторические факты (события, персоналии, место, обстоятельства).




2.3

Указывать исторические явления на основе предложенного заданием критерия.




2.4

Называть исторические явления на основе указанных характеристик, группы фактов.




2.5

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты.

3




Знание и понимание основных исторических терминов, понятий




3.1

Объяснять смысл изученных исторических понятий, терминов.




3.2

Указывать исторические понятия на основе предложенного заданием критерия.




3.3

Называть, определять историческое понятие на основе указанных признаков.




3.4

Определять взаимосвязь понятий с фактами, явлениями, процессами.

4




Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов




4.1

Определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

4.2

Выявлять итоги, результаты, последствия, значение исторических событий и явлений.




4.3

Использовать приобретенные знания и умения для понимания исторического значения событий и явлений современной жизни.

5




Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений




5.1

Соотносить ряд дат с фактами, явлениями, процессами.




5.2

Указывать хронологические рамки исторических событий, явлений, процессов на основе предложенного заданием критерия.




5.3

Определять хронологическую последовательность исто­рических фактов, явлений, процессов.

6




Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов




6.1

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты.




6.2

Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий.




6.3

Указывать факты, раскрывающие характерные черты исторических событий.




6.4

Определять принадлежность единичного факта к истори­ческим явлениям и процессам.




6.5

Определять взаимосвязь исторических фактов с явлениями, процессами, периодами истории.

7




Группировка исторической информации




7.1

Группировать исторические явления и события по заданному признаку.




7.2

Группировать характерные черты исторического процесса и явления.

8




Систематизация исторического материала на основе представления об общих тенденциях исторического процесса




8.1

Систематизировать, обобщать материал на основе знаний, понимания исторического процесса.




8.2

Определять взаимосвязь событий, явлений, процессов.

9




Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов




9.1

Выявлять общность и различие сравниваемых исторических событий и явлений.




9.2

Сопоставлять различные оценки событий и явлений.

10




Умение извлекать информацию из источника

10.1

Находить ответ по нескольким признакам (упоминаемым датам, именам, событиям и др.) в историческом документе на основе предложенного заданием критерия.




10.2

Знать/понимать изученные виды исторических источников.




10.3

Формулировать ответ на основе нескольких признаков, выявленных в результате анализа исторического документа.




10.4

Характеризовать авторство, время и обстоятельства создания источника.




10.5

Выявлять сущность описанной в источнике проблемы в историческом контексте.




10.6

Определять позицию автора по отношению к описываемым в источнике событиям, процессам, историческим деятелям.


^ II. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области по истории 2010 года


В 2010 году государственную (итоговую) аттестацию по истории проходили выпускники IX классов общеобразовательных учреждений 47 территорий Челябинской области, а также общеобразовательных учреждений, подведомственных Управлению по делам образования г.Челябинска. Вместе с тем, государственную (итоговую) аттестацию по истории не проходили выпускники IX классов общеобразовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, Верхнеуральского и Еманжелинского муниципального района. При этом достигнут значительный рост по охвату территорий по сравнению с 2005 годом, когда в апробации письменных контрольно-измерительных материалов принимали участие 36 муниципальных и субмуниципальных образований Челябинской области. Таким образом, практически вся областная образовательная система была подвергнута единой независимой оценке качества общего исторического образования в основной школе.

Историю России в качестве одного из экзаменов по выбору сдавали 498 выпускников IX классов, что составило 2,03 % от общего числа проходивших итоговую аттестацию за курс основной школы. По сравнению с 2007 годом количество выпускников, выбравших экзамен по истории, сократилось почти в 2 раза. Наибольшее количество выпускников выбрало экзамен по истории в Брединском муниципальном районе (стабильно высокое количество), Аргаяшском муниципальном районе, Златоустовском городском округе, Кизильском муниципальном районе, Каслинском муниципальном районе, Уйском муниципальном районе, Карталинском муниципальном районе. Наименьшее количество (1 – 2 чел.) сдававших историю в Еткульском муниципальном районе, Кыштымском городском округе, Кусинском муниципальном районе, Тракторозаводском районе Челябинского городского округа (постоянно минимальное количество), Локомотивном городском округе.

^ Абсолютная успеваемость выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области составила 97,39 %. По сравнению с 2009 г. абсолютная успеваемость понизилась на 2,36 %. Стопроцентная абсолютная успеваемость почти во всех территориях области. Низкий показатель абсолютной успеваемости отмечен только в пяти территориях – Кусинском и Кизильском муниципальных районах, Миасском, Чебаркульском и Копейском городских округах. Тринадцать выпускников IX классов получили за экзамен по истории «2».

Таблица 1

^ Абсолютная успеваемость по результатам Г(И)А 2010 г. по истории




п/п

Наименование территории

Кол-во,

чел.

Абсолютная

успеваемость

кол-во,

чел.

%



Брединский муниципальный район

32

32

100,00



Аргаяшский муниципальный район

25

25

100,00



Златоустовский городской округ

23

23

100,00



Каслинский муниципальный район

22

22

100,00



Уйский муниципальный район

21

21

100,00



Карталинский муниципальный район

20

20

100,00



Южноуральский городской округ

18

18

100,00



Нагайбакский муниципальный район

17

17

100,00



Карабашский городской округ

16

16

100,00



Центральный район Челябинского городского округа

15

15

100,00



Ленинский район Челябинского городского округа

14

14

100,00



Саткинский муниципальный район

14

14

100,00



Магнитогорский городской округ

11

11

100,00



Металлургический район Челябинского городского округа

11

11

100,00



Троицкий муниципальный район

11

11

100,00



Чесменский муниципальный район

11

11

100,00



Калининский район Челябинского городского округа

10

10

100,00



Увельский муниципальный район

10

10

100,00



Управление по делам образования Администрации г.Челябинска

10

10

100,00



Ашинский муниципальный район

9

9

100,00



Нязепетровский муниципальный район

9

9

100,00



Сосновский муниципальный район

9

9

100,00



Троицкий городской округ

9

9

100,00



Коркинский муниципальный район

7

7

100,00



Кунашакский муниципальный район

7

7

100,00



Варненский муниципальный район

6

6

100,00



Озерский городской округ

6

6

100,00



Пластовский муниципальный район

6

6

100,00



Советский район Челябинского городского округа

6

6

100,00



Трехгорный городской округ

6

6

100,00



Верхнеуфалейский городской округ

5

5

100,00



Красноармейский муниципальный район

5

5

100,00



Усть-Катавский городской округ

5

5

100,00



Чебаркульский муниципальный район

5

5

100,00



Агаповский муниципальный район

4

4

100,00



Катав-Ивановский муниципальный район

4

4

100,00



Октябрьский муниципальный район

4

4

100,00



Курчатовский район Челябинского городского округа

3

3

100,00



Снежинский городской округ

3

3

100,00



Еткульский муниципальный район

2

2

100,00



Кыштымский городской округ

2

2

100,00



Локомотивный городской округ

1

1

100,00



Тракторозаводский район Челябинского городского округа

1

1

100,00



Копейский городской округ

16

14

87,50



Кизильский муниципальный район

23

19

82,61



Чебаркульский городской округ

9

7

77,78



Миасский городской округ

12

8

66,67



Кусинский муниципальный район

2

1

50,00




Челябинская область

498

485

97,39


Баллы, полученные за все правильные ответы на выполненные задания, суммировались. Итоговая оценка за экзаменационную работу выставлялась в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

^ Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в школьную отметку по пятибалльной шкале


^ Суммарный балл

за выполнение работы

%

выполнения

Оценка

по 5-балльной шкале

0-11

0-29

«2»

12-21

31-55

«3»

22-31

58-82

«4»

32-38

84-100

«5»


Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составляет 38 баллов (в 2009 г. – 39 баллов).

Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» являлась ориентиром для территориальных предметных комиссий и могла быть снижена, но не ниже, чем до 10 баллов.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы рекомендовался показатель, нижняя граница которого соответствует 28 баллам.

^ Средний тестовый балл в целом по Челябинской области составил 22,7 из 38 возможных и снизился по сравнению с 2009 г. (24,47 из 39 максимально возможных). Средний балл стабильно выше областного при значительном числе сдававших экзамен в общеобразовательных учреждениях Управления по делам образования Администрации г.Челябинска, Уйском, Нагайбакском, Каслинском, Кизильском и Карталинском муниципальном районах. Как и в прошлом 2009 г., средний балл ниже областного при значительном числе сдававших экзамен в Металлургическом районе Челябинского городского округа, Копейском городском округе, Чесменском муниципальном районе. При этом можно отметить, что средний балл по результатам государственной итоговой аттестации не зависит от количества выпускников, сдававших экзамен, как показано в таблице 3 на примере выборки образовательных учреждений. Качественные результаты государственной итоговой аттестации выпускников IX классов представлены в таблице 4.

Таблица 3

^ Список образовательных учреждений Челябинской области

с наибольшим средним баллом экзаменационной работы по предмету

и количеством выпускников, сдававших экзамен по истории, не менее 8




п/п

Наименование территории

Наименование ОУ

Средний тестовый балл

Кол-во

сдававших



Центральный район Челябинского городского округа

МОУ СОШ №153

18,50

8



Нагайбакский муниципальный район

МОУ Фершампенуазская СОШ

26,25

8



Кизильский муниципальный район

МОУ Кизильская СОШ №2

16,10

10



Южноуральский городской округ

МОУ СОШ №6

21,60

10



Управление по делам образования Администрации г.Челябинска

МОУ лицей №11

31,80

10



Каслинский муниципальный район

МОУ Шабуровская СОШ

24,50

14



Карабашский городской округ

МОУ СОШ № 1 г. Карабаша

14,88

16



Уйский муниципальный район

МОУ Уйская СОШ

31,06

17


^ Качественная успеваемость выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области составила 57,43 %. По сравнению с 2009 г. качественная успеваемость понизилась на 12,48 %. Стопроцентная качественная успеваемость отмечена в Тракторозаводском районе Челябинского городского округа, Снежинском городском округе, Красноармейском и Еткульский муниципальном районах, при значительном числе сдававших экзамен – в общеобразовательных учреждениях Управления по делам образования Администрации г.Челябинска и Уйском муниципальном районе.

Качественная успеваемость ниже областной при значительном числе сдававших экзамен в Металлургическом, Ленинском и Центральном районах Челябинского городского округа, Карабашском, Миасском и Копейском городских округах, Аргаяшском, Увельском и Троицком муниципальных районах. Кроме того, качественная успеваемость ниже областной при незначительном числе сдававших в Чебаркульском и Локомотивном городских округах, Варненском, Агаповском, Октябрьском, Пластовском, Катав-Ивановском муниципальных районах.

Таблица 4

^ Средний балл и качественная успеваемость по результатам Г(И)А 2010 г. по истории России



п/п
^
Наименование территории

Ср.тест.

балл

Качественная

успеваемость

кол-во,

чел.

%

1

Снежинский городской округ

35,00

3

100,00

2

Управление по делам образования Администрации г.Челябинска

31,80

10

100,00

3

Уйский муниципальный район

30,52

21

100,00

4

Тракторозаводский район Челябинского городского округа

28,00

1

100,00

5

Красноармейский муниципальный район

25,80

5

100,00

6

Еткульский муниципальный район

25,00

2

100,00

7

Нагайбакский муниципальный район

27,00

16

94,12

8

Нязепетровский муниципальный район

28,44

8

88,89

9

Сосновский муниципальный район

27,89

8

88,89

10

Советский район Челябинского городского округа

26,83

5

83,33

11

Усть-Катавский городской округ

23,20

4

80,00

12

Верхнеуфалейский городской округ

23,60

4

80,00

13

Каслинский муниципальный район

26,23

17

77,27

14

Карталинский муниципальный район

25,20

15

75,00

15

Чесменский муниципальный район

22,18

8

72,73

16

Магнитогорский городской округ

24,36

8

72,73

17

Троицкий городской округ

25,44

6

66,67

18

Курчатовский район Челябинского городского округа

22,00

2

66,67

19

Кизильский муниципальный район

26,00

15

65,22

20

Брединский муниципальный район

24,53

20

62,50

21

Чебаркульский муниципальный район

19,80

3

60,00

22

Калининский район Челябинского городского округа

23,40

6

60,00

23

Кунашакский муниципальный район

19,57

4

57,14

24

Саткинский муниципальный район

19,29

8

57,14

25

Коркинский муниципальный район

22,43

4

57,14

26

Южноуральский городской округ

22,72

10

55,56

27

Ашинский муниципальный район

23,89

5

55,56

28

Златоустовский городской округ

23,83

12

52,17

29

Трехгорный городской округ

21,17

3

50,00

30

Кыштымский городской округ

19,50

1

50,00

31

Кусинский муниципальный район

20,50

1

50,00

32

Озерский городской округ

18,67

3

50,00

33

Металлургический район Челябинского городского округа

20,73

5

45,45

34

Копейский городской округ

19,00

7

43,75

35

Ленинский район Челябинского городского округа

21,79

6

42,86

36

Троицкий муниципальный район

17,36

4

36,36

37

Центральный район Челябинского городского округа

19,13

5

33,33

38

Варненский муниципальный район

20,17

2

33,33

39

Увельский муниципальный район

17,60

3

30,00

40

Аргаяшский муниципальный район

18,12

7

28,00

41

Агаповский муниципальный район

21,50

1

25,00

42

Миасский городской округ

17,42

3

25,00

43

Октябрьский муниципальный район

22,00

1

25,00

44

Карабашский городской округ

14,88

3

18,75

45

Чебаркульский городской округ

14,11

0

0,00

46

Локомотивный городской округ

18,00

0

0,00

47

Катав-Ивановский муниципальный район

18,25

0

0,00

48

Пластовский муниципальный район

14,17

0

0,00




Челябинская область

22,70

286

57,43


^ Распределение отметок «2», «3», «4» и «5» и подтверждение годовых отметок по результатам Г(И)А представлено на диаграмме и в таблице 5.

Диаграмма

Распределение отметок Г(И)А 2010 г. по истории (%)





Похожие:

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 2 частей
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год iconМетодическое письмо Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования
Основная задача единого государственного экзамена по физике — оценить подготовку по физике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных...
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год iconЗаседание педагогического совета школы со следующей повесткой дня: Организация работы в школе по успешной сдаче выпускниками 9,11 классов государственной (итоговой) аттестации
По данному вопросу выступили учителя-предметники, которые ведут подготовительную работу с выпускниками по предметам, сдаваемым на...
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год iconАнализ результатов прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего (полного) общего образования
Государственную (итоговую) аттестацию сдавали 41 выпускник средней (полной) общей школы
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, Мнемозина. 2010 г. Мордкович А. Г. и др. Алгебра. 8класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва, Мнемозина. 2010 г
Автор урока: Ригун Надежда Михайловна, учитель математики гбоу сош №9 г. Кинеля г о. Кинель Самарской области
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год iconРасписание государственной (итоговой) аттестации

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год iconМаренина Ирина Вениаминовна, учитель английского языка мкоу сош с уиоп им. В. И. Десяткова г. Белая Холуница Кировской области Программно-методическое обеспечение урок
Афанасьева О. В., Михеева И. В., Языкова Н. В. Английский язык. 2-11 класс. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы:...
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год iconПодготовка учащихся 9 класса к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему в форме государственной (итоговой) аттестации. Из опыта работы учителя русского языка и литературы моу «оош с. Андреевка Воскресенского района Саратовской области»
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в письменной речи
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год iconПояснительная записка
Икт. При разработке программы использовался кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных...
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской области с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2010 год iconКомплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в IX классе
Т. М. Пахнова отмечает и те трудности, с которыми сталкиваются учителя и учащиеся при подготовке к итоговой аттестации в IX классе....
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами