Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» icon

Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.»



НазваниеУрок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок



Урок по русскому языку по теме:

«Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.»

Цель урока:

Разбор заданий теста ЕГЭ-2006 (А1-А4), ЕГЭ-2007 (А13-А16); повторение сложных вопросов различных разделов языкознания.

Задания демонстрационных вариантов

ЕГЭ-2006 (А1-А4)

A. Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели
свои нынешние очертания.

Б. И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверно, не узнали её.

B. Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли.

Г. 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1)А, Б, Г, В;

  1. В, А, Б, Г;

  2. В, Г, Б, А;

  3. Г, А, Б, В.

А2. Какое сочетание слов служит грамматической основой в одном из предложений?

  1. приобрели очертания;

  2. космонавты могли;

  3. катастрофы изменяли;

  4. очертания имели.

A3. Какая характеристика соответствует предложению Б?

  1. сложносочинённое предложение;

  2. сложноподчинённое предложение;

  3. сложное предложение с сочинением и подчинением;

  4. простое предложение с однородными сказуемыми.

А4. Какой частью речи является слово ЧЕМ в предложении Г?

  1. местоимением;

  2. союзом;
    3)наречием;
    4) частицей.

ЕГЭ-2007 (А13-А16)

A. Кремлёвские стены с двух сторон были окружены водами Москва-
реки и Неглинки, а с третьей - рвом глубиной в несколько метров.

Б. Ворота нуждались в дополнительной защите, поэтому перед ними coopyдили подъёмные мосты.

B. Шесть башен Кремля были проездными, с воротами, к которым вели
деревянные настилы.

Г. С помощью рычагов ближайшую к башне часть моста поднимали на цепях вверх, закрывая ею ворота.

А13. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1)Г,А,Б,В;

  1. В, Б, Г, А;

  2. А, В, Г, Б;

  3. А, В, Б, Г.

А14. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

  1. нуждались;

  2. соорудили мосты;

  3. шесть башен были;
    4}поднимали.

А15. Укажите сложноподчинённое предложение.

1)А; 2) Б; 3)В; 4) Г.

А16. В каком предложении есть причастие?

1)А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

Ход урока

I. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразова­нию, лексике, морфологии, синтаксису.

II. Словарный диктант

Аккомпанировать скрипачу, произвести эффект, привезти бе­тон на комбинат, идеологические противники, прервать трансля­цию, пессимистическое мировоззрение, превысить рекорд, при­гласить в гостиную, привести к общему знаменателю, коммента­рий специалиста, воинский эшелон, привилегированное общест­во, прогрессивные взгляды, колоссальный успех, неутомимый труженик, аккомпанемент, оптимизм.

^ III. Разбор нескольких заданий демонстрационного варианта теста ЕГЭ-2006 (А1-А4), ЕГЭ-2007 (А13-А16)

Примечание. Желательно, чтобы на уроке у каждого ученика (или хотя бы на каждой парте) была ксерокопия демонстрацион­ных вариантов тестов ЕГЭ-2006, ЕГЭ-2007 без ответов. Если в классе есть книги «Единый Государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы», в которых со­держатся и задания, и ответы, по ним можно работать дома, так как главное в работе над тестами не ответ, а подробный разбор заданий.

Ученики дают развернутые ответы на задания, выполненные дома, другие ученики и учитель комментируют эти ответы. Обращаем­ся сначала к тесту ЕГЭ-2006, затем к тесту ЕГЭ-2007. Далее комме Г. С помощью рычагов ближайшую к башне часть моста поднимали на цепях вверх, закрывая ею ворота.

А13. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1)Г,А,Б,В;

  1. В, Б, Г, А;

  2. А, В, Г, Б;

  3. А, В, Б, Г.

А14. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

  1. нуждались;

  2. соорудили мосты;

  3. шесть башен были;
    4}поднимали.

А15. Укажите сложноподчинённое предложение.

1)А; 2) Б; 3)В; 4) Г.

А16. В каком предложении есть причастие?

1)А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

Ход урока

^ I. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразова­нию, лексике, морфологии, синтаксису.

II. Словарный диктант

Аккомпанировать скрипачу, произвести эффект, привезти бе­тон на комбинат, идеологические противники, прервать трансля­цию, пессимистическое мировоззрение, превысить рекорд, при­гласить в гостиную, привести к общему знаменателю, коммента­рий специалиста, воинский эшелон, привилегированное общест­во, прогрессивные взгляды, колоссальный успех, неутомимый труженик, аккомпанемент, оптимизм.

^ III. Разбор нескольких заданий демонстрационного варианта
теста ЕГЭ-2003 (А1-А4), ЕГЭ-2004 (А13-А16)


Примечание. Желательно, чтобы на уроке у каждого ученика (или хотя бы на каждой парте) была ксерокопия демонстрацион­ных вариантов тестов ЕГЭ-2003, ЕГЭ-2004 без ответов. Если в классе есть книги «Единый Государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы», в которых со­держатся и задания, и ответы, по ним можно работать дома, так как главное в работе над тестами не ответ, а подробный разбор заданий.

Ученики дают развернутые ответы на задания, выполненные дома, другие ученики и учитель комментируют эти ответы. Обращаемся сначала к тесту ЕГЭ-2003, затем к тесту ЕГЭ-2004. Далее комментарии будут следовать в таком же порядке.

Первый блок ЕГЭ-2003 включает задания А1-А4, связанные ме­жду собой.

[А1]-2006, [А13]-2007. Даны четыре предложения, которые надо поставить в правильном порядке, чтобы получился текст.

Ученики выбирают вариант и аргументируют свой выбор.

^ Комментарии учителя

Вовсе не обязательно рассматривать эти четыре варианта. Проще попробовать составить данные предложения в текст, а потом найти свой вариант среди четырех предложенных. Логика подсказывает следующий вариант, соответствующий в ЕГЭ-2006 цифре 3 (В, Г, Б, А): (В) Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли. (Г) 100-150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни. (Б) И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, на­верное, не узнали ее. (А) Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания.

В ЕГЭ-7правильный ответ под цифрой 4 (А, В, Б, Г):

(А) Кремлевские стены с двух сторон были окружены водами Москва-реки и Неглинки, а с третьей - рвом глубиной в несколько метров. (В) Шесть башен Кремля были проездными, с воротами, к которым вели деревянные настилы. (Б) Ворота нуждались в дополнительной защите, поэтому перед ними соорудили подъемные мосты. (Г) С помощью рычагов ближайшую к башне часть моста поднимали на цепях вверх, закрывая ею ворота. Мы видим, что каждое последующее предложение уточняет предыдущее, расширяет информацию. Связаны предложения по цепоч­ке (цепная связь): ЕГЭ-2003:

Изменяли - 100-150 миллионов лет назад... иные очертания -тогда... не узнали (бы) - нынешние очертания. Здесь связь осуществляют контекстуальные синонимы: лик Земли - моря и конти­ненты - на нашу планету - континенты.

ЕГЭ-2007

Кремлевские стены - башни Кремля... с воротами - ворота.--мосты - часть моста.

Обратите внимание, что в ответе надо писать не буквы, обозначающие правильный порядок предложений в тексте, а только цифру, под которой эти буквы обозначены.

[А2]-2006, [А14]-2007. В этом задании необходимо найти грамматическую основу в одном из предложений.

Ученики выбирают вариант и аргументируют свой выбор, выде­ляют грамматические основы в каждом предложении.

^ Комментарии учителя

Трудность этого задания в том, что вне контекста каждый из приведенных вариантов может служить грамматической основой предложения.

2006: В предложении А грамматической основой являются слова континенты приобрели, а слово очертания стоит в винительном падеже, это прямое дополнение. В предложении Б слово могли - лишь часть составного глагольного сказуемого. Это предложение сложное, грамматические основы - космонавты могли (бы) взглянуть и они не узнали (бы). В предложении В грамматическая основа катастрофы изменяли, это и есть правильный ответ. Ему соответствует цифра 3. В предложении Г ситуация сходна с предложением А: слово очертания является прямым дополнением, а грамматическая основа - моря и континенты имели.

Для А14-2007: Правильный ответ под цифрой 4. Из предложения А не взято в варианты ответа ни слова, можно его не рассматривать. Отметим основу: были окружены. Предложение Б сложносочиненное. В первом предложении основа Ворота нуждались, а в ответе есть только сказуемое. Во втором предложении основа - соорудили (неопределенно-личное); соорудили мосты - неправильный ответ, потому что мосты - прямое дополнение (формы И. п. и В. п. совпадают). В сложноподчиненном предложении В первая основа Шесть башен были проездными, а в ответе опущена часть составного имен­ного сказуемого; вторая основа - вели настилы. В предложении Г основа поднимали (неопределенно-личное предложение) - правильный ответ найден.

(A3)-2006, (A15)2007. В первом случае надо определить вид предложения Б, во втором - проделать обратную работу: выбрать предложение с данной характеристикой (сложноподчиненное).

Ученики выбирают варианты и аргументмруют свой выбор, дают характеристику каждому предложению.

^ Комментарии учителя

Для АЗ-2006: Предложение Б мы уже рассматривали при выпол­нении предыдущего задания. Правильный ответ под цифрой 2 (сложноподчиненное предложение). Уточним: предложение слож­ноподчиненное, с придаточным условным.

Для А15—2007: Нас просят найти среди тех же четырех предложений сложноподчиненное. Мы его уже нашли при выполнении предыдущего задания, когда определяли основы. Это предложение В: Шесть башен Кремля были проездными, с воротами, к которым вели деревянные настилы. Правильный ответ под цифрой 3.

Обратим внимание, что предложение Б походит на сложноподчи­ненное с придаточным следствия: ^ Ворота нуждались в дополнительной защите, поэтому перед ними соорудили подъемные мосты. Но придаточные следствия присоединяются к главному только сочетанием так что, а наречие поэтому является обстоятельством. Вывод: это предложение сложносочиненное.

[А4]-[А16]. И в этом случае мы наблюдаем зеркальное отражение заданий. В первом задании надо определить, какой частью речи является слово чем в предложении Г; с причастием.

Ученики выбирают вариант и аргументируют свой выбор.

^ Комментарии учителя

Для АЗ-2003: Слово чем не является членом предложения, это служебная часть речи, присоединяем сравнительный оборот, следо­вательно, это союз. Правильный ответ под цифрой 2 {чем - союз).

Для А16-2007: Правильный ответ под цифрой 1 (предложение А). Обычно приходят в голову caмыеe очевидные вещи, в данном случае глаза ищут полное причастие, а окружены - краткое причастие; в этом заключается некоторая сложность задания.

Следующие задания ЕГЭ-2006 не связаны с первым блоком: А5 и А6 относятся к фонетике и графике, А7-А16 - к традиционному тесту по орфографии, А17 - к морфемике и словообразованию. Задания А18-А23 содержат вопросы, связанные с языковыми нормами, А24-АЗО - задания на пунктуацию. Последние три задания в блоке А опираются на текст публицистического содержания.

Примерно так же дело обстоит и с заданиями ЕГЭ-2007: А1 посвящено фонетике, А2 - составу слова, A3 - лексическому значению слов, А4 - падежным и родовым окончаниям, А5-А12 - различным вопросам орфографии, А17 - орфоэпии, А18 - морфологии, А19 и А20 - синтаксическим нормам, А21 - лексическим нормам, А22-А28 - синтаксису и пунктуации, А29-А32 касаются комплексного анализа текста.

Основные характеристики теста ЕГЭ-2007 соответствуют характеристикам теста ЕГЭ-2007. Домашнее задание

Выполнить задания из ЕГЭ-2003 (Д5-А10); ЕГЭ-2004 (Al, A4-A7).

По группам: составить задания, аналогичные вопросам демонстрационного теста, по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису. Из Р-1: упр. 244,245 (устно).нтарии будут следовать в таком же поряд




Похожие:

Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» iconУрок по русскому языку в 9 классе на тему «Комплексный анализ текста»
Образовательные: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания;...
Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» iconУрок по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи. Повторение пройденного в 5 классе»
«Большеменегерская средняя общеобразовательная школа» муниципального района Республики Татарстан
Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» iconПрактикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»
Использование технологии группового обучения для выполнения задания в и с на егэ по русскому языку
Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» iconСправочник. Гиа по русскому языку, 2013 г
«Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста»
Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» iconУрок русского языка в 5 классе Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
В ходе творческой, самостоятельной, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания учащихся по теме:...
Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» iconУрок «Повторение и обобщение по теме «Углеводороды»
Обобщение предполагает повышение теоретического уровня ранее изученного материала. Повторение основ изученного материала предусматривает...
Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» iconПлан-конспект урока по русскому языку учителя русского языка и литературы моу«Лицей №2 г. Буинска рт» Алиулловой Резеды Рамилевны на тему: «Комплексный анализ текста» (подготовка к гиа). 9 класс
Образовательные: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания;...
Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» iconУрок по русскому языку тема: «Синтаксис и пунктуация. Обобщение.»
Здравствуйте, ребята, причём долго и счастливо. Как хорошо, что я вас встретила, вы мне нужны, без вас не справлюсь!
Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» iconПлан-конспект урока по русскому языку с применением информационных технологий в 4-м классе по теме: «Повторение изученного материала о простом предложении» подготовила учитель первой категории Ахрамович Светлана Владимировна
Сегодня мы проведем словарную работу за компьютерами. Вам нужно будет вставить в тексте в словарных словах пропущенные буквы. После...
Урок по русскому языку по теме: «Повторение пройденного. Морфология. Синтаксис. Анализ текста.» iconУрок в 7 классе по истории россии и краеведению, с использованием программы по дополнительному образованию «духовное краеведение тамбовщины»
Повторение, обобщение и закрепление пройденного материала по теме: «Россия в XVII веке»
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами