Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» icon

Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе»



НазваниеЭлективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе»
Дата17.10.2016
Размер
ТипЭлективный курс

Элективный курс

«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они прежде всего должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. М.Шагинян справедливо замечала: «…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась, – и всегда искусство. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 11 классе говорится, что последнее задание теста – небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Причем эссе является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.


Цели:

– гуманитарное развитие школьников;

– развитие творческих способностей личности;

– овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);

– подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.


Задачи:

– формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

– овладение нормами русского литературного языка;

– обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– обучение работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения


^ Прогнозируемый результат

К концу изучения курса учащиеся должны:

• уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения

• узнавать эссе, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);

• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;

• уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения


Программа элективного курса

«Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения и на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»


^ Учебно-тематический план

№ № п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

I. Введение

11

Основные требования к сочинению в формате ЕГЭ

1

 

^ II. Вы пишете сочинени

22

Тема сочинения, организация материала при помощи плана, цитирование в сочинении

1

 

33

Работа над сочинением и его редактирование

1

 

^ III. Эссе как вид творческой работ

44

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения

1

 

55

Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе)

1

 

66-7

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческое задание

2

 

88-9

Практическая работа. Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами, их анализ

2

 

110-11

Творческая работа в форме Эссе; анализ работы

2




^ IV. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы


112-13

План и основные части сочинения в формате ЕГЭ. Сочинение-рассуждение .

2

 

114-15

Проблема текста. Выявление проблем в тексте. Виды проблем

2




116

Практическая работа с текстами

1




!17-18

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции

2




119

Практическая работа с текстами

1




220-21

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

2




122

Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений

1




123-25

Выполнение задания части С - написание сочинения на морально-этические темы

3




126-28

Практическая работа. Сочинение на экологические темы

3




229-30

Выполнение заданий части «С» различных вариантов ЕГЭ

2




131-34

Итоговая работа. Пробный экзамен по русскому языку

3







Итого

34






^ 1.Содержание программы

Вводное занятие

Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.


^ Вы пишете сочинение

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.


^ Эссе как вид творческой работы

Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.

Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.

Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе. Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.


^ Сочинение-рассуждение как вид творческой работы

Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.

Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.

Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.


^ Список использованной литературы


1.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон.текст дан. - Москва: ФИПИ, 2012.

2.Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2007.

3.Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2011.

4.Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение части 3(часть С). М.: «Астрель», 2009.

5.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2011.








Похожие:

Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» iconВаша Лариса Александровна. Эссе Аргументированное эссе сочинение
Эссе Аргументированное эссе – сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Эссе защищает некий тезис, относительно...
Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» iconТематическое планирование по курсу «егэ по русскому языку: Как писать сочинение-рассуждение» (34 часа в год, 1 ч в неделю)
ПР. №1: «Подбор текстов различных стилей, нахождение особенностей каждого стиля»
Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» iconСочинение на лингвистическую тему или сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста. Первая часть работы
Гиа по русскому языку в официальных документах (содержание экзаменационной работы и специфика проведения экзамена)
Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» iconПрактикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста к сочинению»
Использование технологии группового обучения для выполнения задания в и с на егэ по русскому языку
Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» iconАнализ аттестационной работы по русскому языку в 9 классе 2013 Результаты экзамена по русскому языку в 9-х классах (в новой форме) 2012-2013 учебный год
В сравнении с прошлым 2011-2012 учебным годом в работе произошли изменения: в части с не стало выбора сочинения, для экзамена оставлено...
Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» iconСочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста
С1 егэ по русскому языку представляет собой сочинение, которое включает информационную обработку текстов различных стилей и жанров....
Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» iconСочинение (часть с егэ) (Можно использовать как основу для написания сочинения. Обрати внимание, что здесь даны разные варианты оформления сочинения, выбери для себя нужный) Опорная схема
Муниципальное образовательное учреждение Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» iconПрограмма элективного курса по русскому языку в 11 классе
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения, Государственного образовательного...
Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» iconЭлективный курс для 9 класса. Анализ лирического произведения
В связи с введением единого государственного экзамена по русскому языку и литературе перед учителем встала задача научить ученика...
Элективный курс «Эссе и сочинение-рассуждение как жанры школьного сочинения на егэ по русскому языку в 11 классе» iconСочинение-рассуждение по тексту Ю. Яковлева "Багульник" (задание С2)
Возьмите любую цитату из 36 предложенных (автор Цыбулько) и напишите несколько сочинений. Или проговорите, обсудите, как вы напишите...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами