Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции icon

Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции



НазваниеПодготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции
Подчасова Любовь Юрьевна
Дата17.10.2016
Размер
ТипСочинение

Подготовка к ЕГЭ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции автора)


Подчасова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ № 23 г. Ковров, e-mail: podchasova23@mail.ru


По словам учащихся, часть С - самая сложная часть экзамена, особенно формулировка основной проблемы текста и её комментирование.

Часто в текстах выявляется несколько проблем. Как определить, какая из них основная?

Прежде всего необходимо выяснить, какие проблемы рассматриваются в публицистических и художественных экзаменационных текстах. Это экологические, нравственные, философские, социальные, психологические, реже политические проблемы.

Основная проблема – это основной вопрос текста, на основе которого строится всё повествование. Убедившись в том, что ученики видят вопросы, проблемы, затронутые автором, называют их, обращаем внимание на то, какая проблема вызывает наиболее глубокие авторские размышления, чему автор уделяет больше внимания. Эта проблема и будет основной. Остальные вопросы будут второстепенными, сопутствующими. Из опыта работы знаю, что формулировать проблему легче в виде вопроса.

Работу над текстом лучше проводить с карандашом в руках. Предлагаю учащимся следующий алгоритм работы:

  • Вдумчиво, медленно прочитайте текст первый раз, чтобы ответить на вопрос:

«О чём текст?», т.е. определить тему;

  • Спросите себя: « На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»;

  • Ответы подчеркните;

  • Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы);

  • Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена.

Предлагаю учащимся использовать в работе следующие речевые клише:

  • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..;

  • Что есть…? В чём..? Эту важную для каждого проблему поднимает автор;

  • Одной из проблем, поднятых в тексте, является проблема...

  • Автор текста приглашает читателя к раздумью: .. и т.д.

Советую учащимся формулировать проблему одним предложением.

Как комментировать основную проблему?

Беда в том, что ученики часто просто пересказывают текст, но такая работа оценивается нулём баллов.

Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что такое комментарий. Комментарий – это подтверждение того, что проблема в тексте действительно есть, а не придумана учащимися, это толкование основного вопроса, основной проблемы предложенного текста, которую они указали выше.

Когда проблема определена, приступаем к её комментированию.

Вот примерный план, по которому мы работаем:

  1. Взгляд на проблему с точки зрения её актуальности.

Провожу словарную работу на тему: «Какой может быть проблема, рассматриваемая автором». Составляем цепочку определений: проблема может быть острой, важной, наболевшей, серьёзной, актуальной, сложной, первоочередной, животрепещущей и т.п.

Определив категорию проблемы, можно:

  1. Указать, нова она или традиционна;

  2. Каковы причины её возникновения;

  3. Остановиться на личности автора, затронувшего такую важную проблему (это патриот, человек активной жизненной позиции, хорошо знающий то, о чём пишет и т.д.);

  4. Вспомнить, кто еще из писателей, публицистов, кроме данного автора, обращался к этой проблеме;

  5. Выяснить, как повлияла на школьников поднятая автором проблема.

Обсуждаем речевые обороты, клише, которые можно использовать:

    • заставила глубоко задуматься;

    • оценить собственную позицию;

    • по-другому посмотреть на ..;

    • переосмыслить своё отношение к…;

    • серьёзнее относиться…и т.п..

Итак, комментарий основной проблемы не должен замещаться общими рассуждениями о тексте, рассуждениями по поводу всех проблем, затрагиваемых автором, пересказом или комментарием действий героев текста.

Определить и сформулировать позицию автора без подготовки учащимся бывает сложно.

Авторская позиция обычно проявляется в отношении к изображаемому. Как может относиться автор к поднятой проблеме?

  • Позитивно;

  • Негативно;

  • Неоднозначно;

  • Осуждающе;

  • С иронией;

  • С юмором;

  • Скептически и т.д.

Позиция автора может быть очевидна, чётко обозначена, например, в названии текста или отдельных предложениях в аргументации.

Понять авторскую оценку поднятой проблемы можно также благодаря изобразительно-выразительным средствам языка (метафоре, эпитетам, олицетворению, риторическим вопросам и восклицаниям, оценочной лексике, инверсии, градации, лексическим повторам и т.д.)

Языковые средства играют огромную роль в тексте. Они помогают:

  • сделать авторскую мысль более яркой, убедительной, точной;

  • передать эмоциональное состояние автора, глубину проблемы;

  • придать тексту определённый пафос;

  • подчеркнуть актуальность рассматриваемых проблем;

  • заинтересованность автора данными проблемами и т.д.

7.Читая повторно текст, попробуйте задать себе вопрос: «В чём убеждает меня автор?» и ответить словами текста. В этих словах и будет заключаться авторская позиция.

Предлагаю использовать следующие речевые клише:

  • Внимание автора привлекает проблема…Позиция его заключается в том, что..

  • Рассматривая проблему.., автор чётко формулирует собственное мнение:..

  • Внимание автора привлекает проблема…Автор убеждён в том, что..

При формулировании позиции автора желательно использовать цитату из исходного текста.


Исходный текст публицистического стиля:

Говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знание и ничего другого – то это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшнее, опаснее и бесполезнее для общества он будет. А ещё говорят, что учёба есть приобретение профессии. Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме профессии. Для меня такой человек неприятен и неприемлем. Никому нет от него радости…

Надо учиться, чтобы быть!

Чтобы создавать науку, нужно любить её и находить в ней отзвук всем стремлениям. Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения. И, заключая свою мысль, я бы сказал даже проще: быть учеником – значит быть живым человеком.

(А.Ф. Лосев)


Работая над текстом, можно предложить учащимся составить сводную таблицу:


Примерная схема работы с исходным текстом

«Строительный» материал для будущего сочинения

Формулировка проблемы:

1. Медленно, вдумчиво прочитайте текст первый раз, определите тему (о чём текст?)

2. На какие вопросы можно найти ответ в тексте? Читая текст повторно, подчеркните предложения, дающие ответы на ваши вопросы.

3. Выберите одно из наиболее важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений и произнесите с вопросительной интонацией. Проблема сформулирована.

Комментирование проблемы:

1. Насколько поднятая проблема актуальна?

2. Современна она или традиционна?

3. Остановитесь на личности автора, затронувшего данную проблему. Вспомните других писателей, публицистов, обращавшихся к данной проблеме.

4. Как повлияла на вас поднятая автором проблема?

Определение авторской позиции:

1. Задайте себе вопрос: « В чём убеждает меня автор?»

2. Подчеркните в тексте слова, с/с, предложения, дающие ответ на данный вопрос.

3. Как автор относится к поднятой проблеме?



- Об учении.

- ^ Для чего мы учимся? В чём заключается смысл учения? Что значит быть учеником?


- Проблема актуальна, современна.


- А.Ф.Лосев – учёный, философ, человек активной жизненной позиции.


- Заставила задуматься над вопросом: «Зачем я учусь?», по-другому взглянуть на процесс обучения в целом.

- ^ Учиться нужно, чтобы быть.«Быть учеником – значит быть живым человеком».


Автор негативно относится к тем людям, у которых «за душой нет ничего, кроме профессии». Искренне переживает по поводу нравственного воспитания подрастающего поколения.





Приведу пример части сочинения учащегося, где он формулирует проблему текста, комментирует её и пытается определить авторскую позицию (Нет вступления, заключения, аргументация собственной позиции не приводится).

Автор текста приглашает нас к размышлению над вопросом: в чём заключается истинный смысл учения, для чего мы учимся?

Данная нравственная проблема довольно серьёзна и важна в наше время. Учёный и философ, А.Ф. Лосев – человек активной жизненной позиции, хорошо знающий ту проблему, о которой пишет. Настоящее учение заключается в нравственном воспитании человека, в выработке нравственной позиции и в умении «отстаивать свою точку зрения». Важно не только стать хорошим профессионалом в будущем, но и духовно богатым человеком. Автор убеждён в том, что « быть учеником – значит быть живым человеком», а учиться нужно, «чтобы быть», быть живым человеком, а не бесчувственным роботом. А.Ф. Лосев отзывается негативно, осуждающе о таких людях, у которых « за душой и в уме нет ничего, кроме профессии». Поэтому у нас так много бездушных чиновников, беспринципных администраторов, пусть и хорошо знающих своё дело.

Поднятая автором проблема заставила меня глубоко задуматься и по-другому посмотреть на процесс учения.


Библиографический список:

  1. Цыбулько И.П. ЕГЭ// Русский язык//Тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2010

  2. Пучкова Л.И. Русский язык// ЕГЭ//Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2011

  3. Егораева Г.Т. ЕГЭ//Русский язык//Выполнение задания части 3(С).- М.: Экзамен, 2009

  4. Симакова Е.С. Русский язык// Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ// Сочинение.- М.: АСТ: Астрель, 2009.







Похожие:

Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции iconУрок обществознания для учащихся 11 класса по теме «Учимся писать эссе»
Единица содержания: применение алгоритма для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (С9)...
Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции iconСочинение по фотографии по готовому плану; способствовать развитию устной и письменной речи, воображения, творческого мышления
Тема: Учимся писать сочинение. Со­чинение-описа­ние и рассужде­ние на тему о чем мне рас­сказала старая фотография
Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции iconСочинение по прочитанному тексту: сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста
С1 егэ по русскому языку представляет собой сочинение, которое включает информационную обработку текстов различных стилей и жанров....
Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции iconПланирование уроков русского языка для 9 класса (курс 2-9 классы)
Урок Чтение (определение темы и основной мысли текста). Пересказ текста на основе ключевых слов
Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции iconПлан сочинения
Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего...
Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции iconКонспект урока по русскому языку тема урока: «Учимся писать письма»
Познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические...
Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции iconТематическое планирование по курсу «егэ по русскому языку: Как писать сочинение-рассуждение» (34 часа в год, 1 ч в неделю)
ПР. №1: «Подбор текстов различных стилей, нахождение особенностей каждого стиля»
Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции iconИзложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста
Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то
Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции iconКак получить максимальный балл за сочинение на егэ?
Для многих выпускников это серьезное препятствие для получения высокого балла по егэ. Качественно написанное сочинение это 23 балла,...
Подготовка к егэ. Учимся писать сочинение (формулировка, комментирование основной проблемы текста, определение позиции iconЛитература по подготовке к егэ по математике для учащихся 10-11 классов
Рабочая тетрадь по математике серии «егэ 2011. Математика» ориентирована на подготовку учащихся старшей школы для успешной сдачи...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами