Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 icon

Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007



НазваниеПрограмма по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе,

проведённого 1 декабря 2010 г.

Андруховой Александрой Валентиновной

Программа. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М., «Просвещение», 2007.

Учебник. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2009. Дополнительно: Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2004.

^ Тема. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Цель урока: повторение сведений о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

  • Обучающие:

    • углубить знания о сложноподчинённом предложении;

    • повторить понятия параллельное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение;

    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

    • повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова;

    • учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.

  • Развивающие:

    • совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма;

    • развивать орфографическую зоркость, память, внимание;

    • развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.

^ Тип урока: урок повторения.


Ход урока

I. Организация

II. Актуализация прежних знаний (цифровой диктант) + частичная проверка домашнего задания

Цель:

- Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова, а самое главное - вспомним и повторим материал о сложных синтаксических конструкциях, а именно, предложения с несколькими придаточными. Повторение данной темы важно, потому что в заданиях ЕГЭ помимо тех, которые касаются синтаксиса сложного предложения, есть, например, задание В4, в котором требуется найти среди нескольких предложение с несколькими придаточными, соответствующее определённому типу подчинения. Поэтому сегодняшний урок будет направлен именно на отработку этого умения.

^ Оформление тетради:

- Запишите в тетрадях: Первое декабря, Классная работа, Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. (слайд 1)

^ Проверка домашнего задания:

- Дома вы тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, а также в определении их грамматической основы (упр. 407 (II)). Как это у вас получилось, я проверю. Помимо этого, нужно было произвести полный разбор … предложения. Это я проверю на оценку.

^ 2 человека у доски выполняют разбор предложения: первый – разбор предложения как сложного, второй – разбор простых в составе сложного.

Цифровой диктант:

- В это время остальные работают со мной. Вспомним некоторые сведения, касающиеся простого и сложного предложения. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с ним, ставьте цифру 1, если нет – 0.

^ Верно ли утверждение, что:

- Союзы что, если, где – подчинительные? (1)

- Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей? (0)

- Союз а относится к группе соединительных союзов? (0)

- Односоставное предложение может быть неопределённо-личным? (1)

- В предложении ^ Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? (0)

- Обособленное обстоятельство может быть выражено сравнительным оборотом? (1)

- Если вводное слово однако стоит в начале предложения, то оно не выделяется запятой? (1)

- Предложение ^ Обоз тронулся с места, когда садилось солнце сложноподчинённое с придаточным времени? (1)

- Союз не только… но и является подчинительным? (0)

- Части в СПП могут быть соединены союзами или союзными словами? (1)

Проверка: 1001011101 (слайд 2)

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого больше 4 ошибок?

- Проверим, что получилось на доске (^ Проверка разборов, оценки). Проверьте, всё ли верно у вас в тетради.

III. Повторение материала.

Беседа:

- Какие виды придаточных предложений вы знаете? (слайд 3)

- А как вы будете определять вид придаточного? Вспомните алгоритм. (слайд 4)

- Как отличить союз от союзного слова? (слайд 5)

- Наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы поработаем с такими предложениями.

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них (Слайд 6)

Работа с презентацией:

- Запишите в тетрадь предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайды 7-8)

Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

[ ], (когда…), (где… ).

СПП с придаточными времени и определительным.

- Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 9)

Главное предложение

Придаточное предложение1-ой степени

Придаточное предложении 2-ой степени

Работа с учебником: чтение правила на стр.244. 

- Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? (^ Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.)

- В каком случае запятая между ними ставится? (Запятая ставится, если после придаточного нет второй части союза - ТО или ТАК)

^ Знаки препинания при стечении союзов (Слайд 10)

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.



Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать.



^ Работа с презентацией:

- Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 11-12)

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), [ ], (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.(Слайд 13)



- Спишите предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 14-15)

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

[ ], (когда…), (когда…).

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (Слайд 16)



- При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: (Слайд 17)

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ], (когда…), (…), (…).

^ Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (Слайд 18)

^ Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

- Видов подчинения в одном предложении может быть сразу несколько, например:

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя, которого гул и треск выгнали из леса. (Однородное и последовательное подчинение)

^ IV. Тренировочные упражнения

1 - Задание по рядам. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите вид подчинения. (Слайд 19)

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех.


^ Слышно было, как над полем пел жаворонок и кого-то передразнивал скворец.

Дети рассказывали, что выбрали те цветы, которые так любила мама.


- Таким образом, какие три типа подчинения в СПП нужно помнить? (слайд 20)


2 – Составление сложных предложений из простых (устно). Из трёх простых предложений составьте одно сложное (Слайды 21-22)

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

^ Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

^ Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

3 - Распределите в колонки (на интерактивной доске) номера предложений с разными видами подчинения (таблички с предложениями у каждого.)


  1. Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.

  2. Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.

  3. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.

  4. Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.

  5. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.

  6. Известно, что если музыкант долго не подходит к инструменту, то пальцы его теряют гибкость.

^ V. Контроль знаний

Тест:

Вариант 1

1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

^ 3. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением


Вариант 2

^ 1. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

^ 3. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

^ 4. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(В.Солоухин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

VI. Итоги урока, домашнее задание

- Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

- Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

Домашнее задание: упр. 417 (отработка умения составлять СПП с несколькими придаточными)




Похожие:

Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconПрограмма общеобразовательных учреждений по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков. 2 11 классы. Под редакцией Сафоновой В. В. М.: Просвещение, 2006
Программа общеобразовательных учреждений по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков. 2 – 11 классы....
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconТематическое планирование по русскому языку, 5 класс, 2011 2012 учебный год Программа государственная для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку
Учебник: авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. 36 издание....
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУчебник по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской наглядность магниты Литература: учебник по русскому языку под ред. Т. А. Ладыженской рабочая тетрадь по русскому языку (6 кл.)
Показать, зачем нужны местоимения в жизни (в речи) и сразу же предупредить о недочетах употребления местоимений в речи
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconПрограмма для общеобразовательных учреждений Русский по русскому языку; авторы: Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев. М.: Баласс,2011г

Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУчебник для 8 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / Ю. Н. Макарычев, К. И. Пешков, П. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 2008
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый...
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией С. А. Теляковского 19-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012
Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией...
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУчебник для 10-11 классов под редакцией А. И. Влаенкова, Л. М. Рыбченковой. Москва. «Просвещение». 2002 год
«Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий»
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУрок русского языка в 5 классе
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт сост. С. И. Львова]....
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУрок литературы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»
Г. И. Беленький, Ю. И. Лыссый и др. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы / под ред. Г. И. Беленького...
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А. А. Летягин под ред. В. П. Дронова. 2-е изд., дораб идоп. М.: Вентана-Граф, 2009. 208 с
География: Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А. А. Летягин под ред. В. П. Дронова. 2-е...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами