Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 icon

Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007



НазваниеПрограмма по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе,

проведённого 1 декабря 2010 г.

Андруховой Александрой Валентиновной

Программа. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М., «Просвещение», 2007.

Учебник. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2009. Дополнительно: Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2004.

^ Тема. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Цель урока: повторение сведений о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

  • Обучающие:

    • углубить знания о сложноподчинённом предложении;

    • повторить понятия параллельное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение;

    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

    • повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова;

    • учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.

  • Развивающие:

    • совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма;

    • развивать орфографическую зоркость, память, внимание;

    • развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.

^ Тип урока: урок повторения.


Ход урока

I. Организация

II. Актуализация прежних знаний (цифровой диктант) + частичная проверка домашнего задания

Цель:

- Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова, а самое главное - вспомним и повторим материал о сложных синтаксических конструкциях, а именно, предложения с несколькими придаточными. Повторение данной темы важно, потому что в заданиях ЕГЭ помимо тех, которые касаются синтаксиса сложного предложения, есть, например, задание В4, в котором требуется найти среди нескольких предложение с несколькими придаточными, соответствующее определённому типу подчинения. Поэтому сегодняшний урок будет направлен именно на отработку этого умения.

^ Оформление тетради:

- Запишите в тетрадях: Первое декабря, Классная работа, Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. (слайд 1)

^ Проверка домашнего задания:

- Дома вы тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, а также в определении их грамматической основы (упр. 407 (II)). Как это у вас получилось, я проверю. Помимо этого, нужно было произвести полный разбор … предложения. Это я проверю на оценку.

^ 2 человека у доски выполняют разбор предложения: первый – разбор предложения как сложного, второй – разбор простых в составе сложного.

Цифровой диктант:

- В это время остальные работают со мной. Вспомним некоторые сведения, касающиеся простого и сложного предложения. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с ним, ставьте цифру 1, если нет – 0.

^ Верно ли утверждение, что:

- Союзы что, если, где – подчинительные? (1)

- Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей? (0)

- Союз а относится к группе соединительных союзов? (0)

- Односоставное предложение может быть неопределённо-личным? (1)

- В предложении ^ Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? (0)

- Обособленное обстоятельство может быть выражено сравнительным оборотом? (1)

- Если вводное слово однако стоит в начале предложения, то оно не выделяется запятой? (1)

- Предложение ^ Обоз тронулся с места, когда садилось солнце сложноподчинённое с придаточным времени? (1)

- Союз не только… но и является подчинительным? (0)

- Части в СПП могут быть соединены союзами или союзными словами? (1)

Проверка: 1001011101 (слайд 2)

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого больше 4 ошибок?

- Проверим, что получилось на доске (^ Проверка разборов, оценки). Проверьте, всё ли верно у вас в тетради.

III. Повторение материала.

Беседа:

- Какие виды придаточных предложений вы знаете? (слайд 3)

- А как вы будете определять вид придаточного? Вспомните алгоритм. (слайд 4)

- Как отличить союз от союзного слова? (слайд 5)

- Наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы поработаем с такими предложениями.

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них (Слайд 6)

Работа с презентацией:

- Запишите в тетрадь предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайды 7-8)

Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

[ ], (когда…), (где… ).

СПП с придаточными времени и определительным.

- Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 9)

Главное предложение

Придаточное предложение1-ой степени

Придаточное предложении 2-ой степени

Работа с учебником: чтение правила на стр.244. 

- Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? (^ Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.)

- В каком случае запятая между ними ставится? (Запятая ставится, если после придаточного нет второй части союза - ТО или ТАК)

^ Знаки препинания при стечении союзов (Слайд 10)

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.



Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать.



^ Работа с презентацией:

- Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 11-12)

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), [ ], (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.(Слайд 13)



- Спишите предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 14-15)

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

[ ], (когда…), (когда…).

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (Слайд 16)



- При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: (Слайд 17)

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ], (когда…), (…), (…).

^ Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (Слайд 18)

^ Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

- Видов подчинения в одном предложении может быть сразу несколько, например:

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя, которого гул и треск выгнали из леса. (Однородное и последовательное подчинение)

^ IV. Тренировочные упражнения

1 - Задание по рядам. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите вид подчинения. (Слайд 19)

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех.


^ Слышно было, как над полем пел жаворонок и кого-то передразнивал скворец.

Дети рассказывали, что выбрали те цветы, которые так любила мама.


- Таким образом, какие три типа подчинения в СПП нужно помнить? (слайд 20)


2 – Составление сложных предложений из простых (устно). Из трёх простых предложений составьте одно сложное (Слайды 21-22)

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

^ Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

^ Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

3 - Распределите в колонки (на интерактивной доске) номера предложений с разными видами подчинения (таблички с предложениями у каждого.)


  1. Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.

  2. Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.

  3. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.

  4. Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.

  5. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.

  6. Известно, что если музыкант долго не подходит к инструменту, то пальцы его теряют гибкость.

^ V. Контроль знаний

Тест:

Вариант 1

1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

^ 3. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением


Вариант 2

^ 1. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

^ 3. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

^ 4. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(В.Солоухин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

VI. Итоги урока, домашнее задание

- Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

- Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

Домашнее задание: упр. 417 (отработка умения составлять СПП с несколькими придаточными)




Похожие:

Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconТематическое планирование по русскому языку, 5 класс, 2011 2012 учебный год Программа государственная для общеобразовательных учебных заведений по русскому языку
Учебник: авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. 36 издание....
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconПрограмма для общеобразовательных учреждений Русский по русскому языку; авторы: Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев. М.: Баласс,2011г

Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconПрограмма общеобразовательных учреждений по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков. 2 11 классы. Под редакцией Сафоновой В. В. М.: Просвещение, 2006
Программа общеобразовательных учреждений по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных языков. 2 – 11 классы....
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУрок русского языка в 5 классе
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / [авт сост. С. И. Львова]....
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУчебник для 10-11 классов, М., Просвещение, 2007. Теория: Виды односоставных предложений
...
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУчебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Мнемозина» М., 2007. Методические пособия для учителя
Виленкин Н. Я. и др. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Мнемозина» М., 2007
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 2 частей
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconПрограмма для общеобразовательных учебных заведений М. «Просвещение» 2005г
Урок обобщения изученного материала разработан по учебному комплекту Виленкин Н. Я., Жохов В. И. и др математика 5 «Учебник для 5...
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconПрограмма курса по выбору для 10-го класса общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения Минск 2007 пояснительная записка
Программа курса по выбору для 10-го класса общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. М., «Просвещение», 2007 iconУчебник для 11 класса : Физика 11 / Мякишев Г. Е., Буховцев Б. Б. М.: Просвещение, 2008. Рабочая программа по физике 11 класс
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. / Автор программы Г. Я. Мякишев,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами