Урок истории в 10 классе icon

Урок истории в 10 классе



НазваниеУрок истории в 10 классе
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4


Русь во времена Святослава и Владимира.

Урок истории в 10 классе.


Из опыта работы учителя истории Башкировой Елены Витальевны

Цель: рассмотреть тенденции и динамику развития древнерусского государства. Остановиться на особенностях правления князя Святослава и Владимира.


Задачи:

образовательная – уяснить собирательный образ князей, цели проводимых ими войн, походов, реформ; ( для князя Святослава основное- внешняя политика; для князя Владимира – внутренняя политика и принятие христианства);

развивающая – продолжать знакомство с трудами русских историков: Карамзина, Ключевского, Соловьева, Платонова; развивать способность видеть общие и отличные черты в деятельности исторических личностей;

воспитательная – способствовать формированию собственного мнения учащихся и толерантного отношения к высказыванию других.


Оборудование: Карта Киевская Русь;

Труды Карамзина, Ключевского, Соловьева, Платонова и др.;

Портреты князя Владимира и князя Святослава (на доске).


^ Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Сегодня мы продолжаем изучать тему: «Первые русские князья».

Задание: на доске написать схему правления ученных нами князей.

(Рюрик (862-879)

Олег(879-912)

Игорь(912-145)

Ольга(945-964)).


  1. Какая дата считается начальной в создании русской государственности? Почему?

(862 год)

А знаете ли вы, что 1862 году в Новгородском Кремле открыли памятник в виде безмолвного колокола, навсегда вросшего в эту древнюю землю. Наверху – держава, символ российской государственности, венчает памятник крест, который держит Ангел и коленопреклоненная женщина, символ Руси. Вокруг державы – 6 фигур, среди которых и герои нашего урока. Это, как вы поняли, «Памятник тысячелетия России». Скульптор О.Микешин.

На памятнике мы можем увидеть и изображения князей Владимира и Святослава, о которых и пойдет речь на этом уроке.

А как бы вы могли изобразить эскиз памятника, скульптурной группы, посвященной князю Святославу и князю Владимиру; и где они могли быть поставлены? ( Для этого выберем двух художников – экспертов и попросим их занять свои места).

А нашей задачей будет как можно точнее, многосторонней показать личности, политическую государственную деятельность Святослава и Владимира, а также дать свою оценку их правления.

Для этого вы получили задание ознакомиться с характеристиками, данными этим князьям русскими историками Н.М. Карамзиным, К.О.Ключевским, С.М.Соловьевым, С.Ф.Платоновым и др.

Итак, тема нашего урока «Русь во времена Святослава и Владимира».

Давайте проследим и запишем основные этапы их деятельности в хронологическом порядке.


А перед этим, я попрошу ответить на несколько вопросов.


  • Его воспитателем (кормильцем) был Асмуд, а воеводою – Свенельд? (Святослав).

  • Он впервые на Руси стал обладателем титула Великий князь Руси?

(Рюрик и Олег были князьями, Святослав и Ярополк I – Великими князьями, а Владимир I стал первым Великим князем Руси).

  • На его призыв воины ответили: «Где голова твоя ляжет, там и мы головы наши сложим»? (Во время балканского похода русский князь Святослав воскликнул: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми тут, ибо мертвые срама на имут…Я перед вами пойду. Если моя голова ляжет, то промыслите о себе»).

  • Кто? «Пошел … с войском на …. И стал на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города, ... же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал …горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его, …стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». … же, услышав об этом сказал: «Если сбудется это - крещусь, и тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогали от жажды и сдались». (988 год, г. Корсунь, Владимир I).




  1. Проверка выполнения задания на доске.

  2. Сравнительная характеристика князей.



^
Князь Святослав

  1. Годы правления 964-972.

  2. Внешность, характер (Соловьев, Карамзин) Лев Диакон, византийский историк. «Видом он был таков: среднего роста, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородой и с густыми, длинными, висящими на верхней губе волосами. Голова у него совсем голая, и только на одной стороне висел локон волос, означающий знатность рода, шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином посередине их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличающаяся». Не варягом, а каким-то предком казаков украинских выглядит Святослав на портрете, который набросал с него Лев Диакон при свидании его с императором Иоанном Цимисхием. Чем не запорожский атаман?

  3. Внешняя политика князя Святослава:

    • Завоевание племени вятичей, последнего славянского племени, непокорного киевским князьям;

    • Поход на Волжскую Булгарию (964 год);

    • Полный разгром Хазарии (966);

    • Война с Болгарией (967);

    • Перенос столицы в город Переяславец на Дунае.

Почему Святослав, оставив стольный Киев, «Хочет жить в Переяславце на Дунае?» (ПВЛ «Яко то есть середа земли моей, яко ту вся блага сходятся: Византия, Чехия, Венгрия, Русь»

  1. Недовольство киевлян, недовольство Ольги. Карамзин «…безрассудное намерение, не очень хотел заниматься государственными делами «ибо он славу побед уважал более государственного блага»; Соловьев, Платонов «Святослав воин, покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли».

  2. Поход печенегов на Киев 968 ( Соловьев, Карамзин)

  3. Распределение русских земель между сыновьями ( Ярополк - Киев; Олег – Древлянская земля; Владимир – Новгород)

  4. Войны с Византией ( договор - 970г.; договор – 971 г.

  5. Гибель Святослава. Зима 971 – 972 расположил войско на о. Березань в устье Днепра). Почему, возвращаясь в Киев в 972 году по Днепру, он допустил явный просчет, отправив свое войско разрозненными группами и с большими временными интервалами?

    • Не хотел идти в Киев.

    • Надеялся пережить зиму на острове, а затем сделать новую попытку обосноваться в излюбленных местах (но нет источников).

    • Опасался враждебных сил в городе.

9. Оценка князя Святослава историками. Карамзин «Святослав образец великих полководцев, не есть пример государя великого, ибо но славу оружия уважал более государственного блага и характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка». Соловьев «Святослав был только одним из князей, водивших свои дружины за данью. Его действия, как они запечатлены в источниках, нельзя считать

государственной политикой. Авантюрист, искатель добычи». Карамзин сравнивает Святослава с Александром Македонским. Правомерно ли это сравнение?

(Один из учеников получил опережающее задание, подготовить такое сравнение).

Святослав

Александр Македонский

Первый поход – в 24 года


Первый поход - в 16 лет

Завоевал Хазарию, Болгарию

Завоевал Персидскую державу, Индию

Попытка переноса столицы в

г. Переяславец

Перенос столицы в Вавилон

Не получил успехов, способных вскружить голову, не проводил репрессий, был прост

В конце жизни зазнался, проводил репрессии среди своих полководцев, стал высокомерным

Огромное влияние имела мать

Огромное влияние имела мать

Многоженец

Многоженец

Проиграл войну византийцам

Не проиграл ни одной битвы

Был очень рискованным человеком, в сражении всегда шел первым : «Иду на вы»

Первым лез в пекло битвы, всегда объявлял о своих намерениях

Умер в 32 года, был убит

Умер в 33 года, умер от лихорадки

Князь Владимир


  1. Годы правления 980-1015

  2. Внешность. Характер. Личная жизнь. Отношение с дружиной. ( Рожден от наложницы, ключницы Малуши. Убил будущего тестя Рогволда и его двух сыновей . По его приказу убит Ярополк, жену которого он заставил быть своей наложницей. Он отличался большим любвеобилием: летопись говорит о 5 законных женах и невероятном количестве наложниц, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгородеи двести в берестове…». Презирал святость брачных союзов и невинности. Имел 12 сыновей. ПВЛ «Соломон в женолюбии».

  3. Братоубийство. Приход к власти. Изгнание варягов- наемников.

  4. Подчинение радимичей и вятичей.

  5. Поход на Болгарию 985год. Поход на юго – запад Руси. Победа над печенегами.

  6. Создание оборонительной системы

    • Система крепостей на юге.

    • Сигнальные огни

    • Переселение воинов с севера

  1. Религиозная реформа 980 ( Пантеон богов в Киеве: Перун, Хорс, Стрибог, Симаргл, Макошь).

  2. Поход на Херсонес (Корсунь). Крещение князя Владимира.

  3. Крещение Руси 988 год.

  4. Оценка князя Владимира историками. Карамзин «Сей князь, названный церковью Равноапостольным заслужил в истории имя Великого, за дела государственные… благоразумное, счастливое для народа правление». ПВЛ «Удивления достойно сколько добра сотворил он Русской земле!».


6. А теперь давайте подумаем, как бы вы охарактеризовали князей.

(заслушиваем мнения учащихся)


7. Домашнее задание: с. 60- 65 учебника.

(разнооуровневое задание по степени сложности).

I. Подумать над своей характеристикой князей (по памятке).
^

Памятка для оценки исторического деятеля


  1. Вспомните, интересы какой общественной группы выражал исторический деятель (на определенном этапе, в целом).

  2. Оцените средства, применяемые историческим деятелем для достижения поставленных целей.

  3. Оцените значение и роль выдающей ся личности:

    • по результатам деятельности , ее значимости для определенной группы, народа, страны;

    • по ее влиянию на последующий ход событий;

    • по воздействию его примера на других людей, на новые поколения.

4. Выразите свое личное отношение к историческому деятелю.


II. Значение принятия христианства (могла ли Русь оставаться языческой?).

III. Рассмотреть версии крещения Руси, предложенные в трудах историков.


8. Как справились и что получилось у наших экспертов-художников? Помогло ли обсуждение в классе? Что изображено и где можно поставить данный памятник?


9. Подведение итогов.


Никогда не забывайте, что мы должны судить о героях истории по обычаям и нравам их времени.



Похожие:

Урок истории в 10 классе iconУрок по истории России в 10 «А» классе (социально-гуманитарный профиль). Моу «сош №3» Учитель: Кладиева Валентина Викторовна
Открытый урок по истории России в 10 «А» классе (социально-гуманитарный профиль)
Урок истории в 10 классе iconУрок по теме "Древний Египет" в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)
Тип урока: урок изучения нового материала. 6-й урок по теме “Древний Египет” в 5 классе. (12-й по курсу истории Древнего мира)
Урок истории в 10 классе iconУрок истории в 5 классе: «Расцвет Египетского царства»
Кузякина Татьяна Васильевна-учитель истории и обществознания моу «Лицей №4» г о. Саранск, учитель высшей категории, Отличник народного...
Урок истории в 10 классе iconУрок по истории России с древнейших времен до начала XIII века в 10 классе с использованием презентации, созданной в программе Power Point
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по истории России с древнейших времен до монголо – татарского нашествия
Урок истории в 10 классе iconУрок истории в 8 классе
Тип урока: комбинированный, урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы
Урок истории в 10 классе iconУрок по всеобщей истории в 8Б классе на тему : «Весна народов» в истории Европы и ее последствия
Цель: Создать яркое образно-конкретное представление о революциях 1848-1849 годов в Европе. Доказать, что эти события сыграли важную...
Урок истории в 10 классе iconУрок истории, какой он?
Учителя – предметники все чаще прибегают к помощи компьютера, в том числе на уроках истории. Древнегреческая богиня истории Клио...
Урок истории в 10 классе iconКонспект урока истории в 11 классе по теме: «Афганская война: политические амбиции и человеческие судьбы»
Автор: Чанкина Людмила Владимировна, учитель истории и обществознания мбоу сош №19 г. Балаково
Урок истории в 10 классе iconУрок по истории Древнего Мира в 5-м классе на тему "Древний Египет. Культура и искусство"

Урок истории в 10 классе iconУрок путешествие
Урок по истории Древнего мира в 5-м классе на тему “Культура и искусство Древнего Египта
Урок истории в 10 классе iconУрок по орксэ в 5 классе
Выполнила учитель истории мбоу дсош №2 Дзержинского района Комарова Людмила Федоровна
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами