«Познание» icon

«Познание»



Название«Познание»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

РАЗДЕЛ « Познание»

Данная тема представляет собой одну из основных проблем философии — истины и видов ее познания. Философия — одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Наиболее известные дошедшие до нас философские системы возникли около 2,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока (Индия, Китай), но наивысшего развития философия достигла в Древней Греции. Само понятие «философия», означающее «любовь к мудрости», впервые объяснил древнегреческий мыслитель и математик Пифагор, а в качестве названия особой науки употребил впервые древнегреческий философ Платон.

В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него.

Изменяется и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор и другой древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон — в по-знании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии — постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании своего предмета обнаруживает философия в XIX-XX вв., пред-ставленная множеством школ и направлений, предметом исследования которых являются различные стороны бытия, познание человека и его существования. В частности, пред-ставитель неокантианства В. Виндельбанд понимает философию как критическое самопознание разума, сторонники одного из направлений современной западной философии

позитивизма задачи философии сводят к логическому анализу языка науки.

При всем многообразии подходов к определению предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.

Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления.

Внутреннее деление философской проблематики намечено еще в античности (правда, там она включает всю область современного гуманитарного знания, а также знания, позднее отошедшие к естественным наукам). Основные части — онтология, или учение о бытии, гносеология (эпистемология) — учение о познании, логика — учение о формах мышления. Позднее добавляются социальная философия, аксиология — учение о ценностях, история философии, этика и эстетика.

Философия занимает особое место в культуре, являясь одновременно и тем «фокусом», в котором сходятся все другие области познавательной и практической — политической, эмоциональной, эстетической — активности человека, и своего рода общим источником для всех этих форм интеллектуальной, общественной деятельности человека. Тем не менее, начиная с середины XIX в. и по сей день ведутся многочисленные дискуссии, где основной проблемой является вопрос о месте, которое должна занимать философия в общей системе культуры, и ее роли в политической жизни и процессе познания.

В ходе дискуссий определились крайние позиции: панфилософская, согласно которой философия является «наукой о науках», вбирает в себя все богатство других наук, обобщая их содержание (что в действительности является верным только для периода античности), и позитивистская, утверждавшая, что философия как наука была необходима лишь в условиях, когда специальные науки были недостаточно развиты, теперь же она исчерпала себя, а ее предмет «разобрали» конкретные науки. Тем самым необходимо прояснить проблему соотношения философии и науки. Так, идеология сциентизма (от англ. science — наука), достаточно широко распространенная во второй половине XX столетия, считает научным исключительно строго рациональное познание в том понимании, какое оно имеет в естественнонаучной области, отвергая познание, не имеющее строго рациональной формы, не формализованное. Достоверным считается лишь знание, подтверждаемое строго научными доказательными методами (наблюдением, опытом, экспериментом). Сциентисты считают, что подобного критерия достоверности философского знания не существует, тем самым философия не может считаться наукой.

Диаметрально противоположна иррационалистическая точка зрения, утверждающая философию как высшую науку, постигаемую только интуитивно, иррационально, от-вергающую какие бы то ни было научные методы для решения философских проблем.

Проблема, однако, не решается так однозначно, ибо философия и наука находятся в сложных отношениях — не совпадая абсолютно, но и не отличаясь абсолютно. Хотя философия не может строиться по естественнонаучному образцу (несмотря на это, существовали неоднократные попытки претворить подобную цель в жизнь — например, попытка голландского философа XVII в. Спинозы представить философское знание в виде геометрического знания с теоремами и доказательствами), она имеет свой предмет, метод, категориальный аппарат, свою меру точности и доказательности, и, подобно науке, имеет целью построение объективного знания, нахождение объективной истины.

Философия способна осуществлять процесс обобщения, интеграции знаний.

Сила и значение той или иной философии не столько в чисто логической доказательности, сколько в глубине ее положений, в способности ставить новые проблемы, достигать лучшего понимания важных сторон человеческого бытия и человеческой деятельности, наконец, в способности быть источником и стимулом дальнейшего движения философской мысли и методологическим средством научного познания и практико-преобразовательной деятельности. Как и в других науках, в философии нераздельны интуиция и логически мыслящий разум.

Различия философии и науки заключается в том, что философия стремится к такой логической доказанности своих положений, которые подтверждаются совокупным практическим опытом человечества. Более того, положения естественных наук не зависят от субъективного фактора, психологически-эмоциональных и культурных характеристик исследователя, а философия, напротив, стремится к такой выстроенности своего знания, которая обязательно обладает глубокой мировоззренческой убедительностью при сохранении важности рациональных доказательств.

Иначе говоря, отличительная особенность философии в том, что она ставит и решает проблемы мировоззрения.

Мировоззрение — это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценки, определяющие принципы поведения человека. Как разноуровневое духовное образование оно включает мироощущение (эмоциональный момент), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение — своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации.

Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное, философское.

^ Мифологическое мировоззрение как первая попытка объяснить явления окружающего мира характерно для ранних этапов первобытного общества и представляет собой фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме (классический пример — античная мифология).

^ Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам.

^ Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого смысла и направлено прежде всего на практические вопросы. Играя значительную роль в жизни людей, определяя зачастую их социальную ориентацию, в то же время оно не является достаточно продуманным, последовательным, систематизированным, не лишено ошибок и заблуждений, испытывает затруднения при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные знания, в том числе и в области философии.

^ Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой.

Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема — отношение человека к миру — конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является первичным — материя или сознание, какой из двух фундаментальных типов реальности — материальная или идеальная — является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греческого monos — один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от латинского dualis — двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.

В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма, материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов — от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеции и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс).

Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах — объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека — бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель). Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и тем самым первичным индивидуальное сознание (английский философ XVIII в. Д. Беркли). Следует подчеркнуть, что противоположность материализма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их несовместимости в решении других проблем. Более того, не всякое философское направление можно отнести либо к материализму, либо к идеализму. Но в каждом философском учении можно обнаружить ра-циональное содержание.

Другая сторона основного вопроса философии — вопрос о том, можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Существуют философские направления, представители которых в принципе отвечают на этот вопрос отрицательно. Философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется агностицизмом (от греческого а — не, gnosis — знание) (Д. Юм, И. Кант). Деление философов по вопросу познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалистов, ибо часть идеалистов признавала познаваемость мира. Тем не менее, последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира. Кроме того, незначительная часть философов является скептиками, отказываясь однозначно ответить на вопрос о познаваемости мира.

Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии, так как, в конечном счете, именно тот или иной ответ на него обусловливает принципы решения всех философских проблем, среди которых такие, как проблема истины, проблема метода познания, проблемы онтологии, а также мировоззренческие, общетеоретические основы конкретных наук, пытающихся проникнуть в сущность мироздания.

Разделы философии, в которых изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, называются гносеология, эпистемология. В отличие от других наук (психология, физиология), теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей, а не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату.

Античные философы считали, что знание — это своеобразная копия предмета; эта предпосылка даже не обсуждалась. Основная дискуссия состояла в выявлении того процесса, посредством которого предмет переходит в состояние знания. Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с непониманием активности субъекта в процессе познания, поскольку истинный объект может быть только «дан» познающему; все продукты его творчества, его субъективной познавательной деятельности — лишь неистинное мнение. Поэтому истинным считали только рациональное познание.

В развитие теории познания определенный вклад был сделан европейскими философами XVH-XVIII вв. Главными проблемами для них были связи «Я» с внешним миром и роль внешнего и внутреннего опыта. Данному периоду в философии характерно критическое исследование научного познания. Принимая эту проблему как исходную, ее пытались решить ряд философов для нахождения абсолютно достоверного знания, которое стало бы основанием, позволяющим дать оценку знаний по степени их истинности.

Разные пути решения этих проблем обусловили появление рационализма и эмпиризма. Попытка применить методы науки непосредственно к решению философских вопросов определила понимание рационализмом врожденных идей, из которых может быть выведено все остальное знание (подобно аксиомам в геометрии). Эмпиризм, критикуя декартовское учение о врожденных идеях, уподоблял данные чувственности своеобразным «атомам», взаимодействие которых порождает все остальные познавательные образования.

Исходной проблемой теории познания является вопрос о том, познаваем ли окружающий нас мир. Еще древние греки сделали то открытие, что окружающие нас предметы непрерывно изменяются: они стареют, теряют одни свойства и приобретают другие. И такого рода изменения происходят с вещами постоянно, каждый миг. Вещи, которые кажутся нам твердыми и неизменными, на самом деле представляют собой нечто изменчивое, текучее. Цвет, запах, вкус — все это наши ощущения, вынесенные за пределы нашего сознания и приписанные вещам в качестве присущих им свойств. Вот так постепенно выясняется, что мир обыденного здравого смысла, состоящий из твердых, неизменных вещей, окрашенных в разные цвета, издающих звуки, обладающих вкусом и запахом, отнюдь не совпадает с реальным миром. Еще древние греки сделали то открытие, что окружающие нас предметы непрерывно изменяются: они стареют, теряют одни свойства и приобретают другие.

Некоторые философы полагали, что мы никогда не сможем узнать, каков окружающий нас мир на самом деле. Их называют «агностиками» (среди них И. Кант), а учение о непознаваемости мира — «агностицизмом». Большая же часть философов-реалистов уверена в том, что мир познаваем, что наши представления и теории изображают вещи приблизительно такими, каковы они есть на самом деле, т. е. содержат истину.

Согласно классической концепции, истинна та мысль, которая соответствует своему объекту, т. е. описывает, представляет его таким, каков он есть на самом деле, и ложной считается мысль, дающая искаженное представление о своем объекте.

Французский философ Р. Декарт полагал, что критерием истины является ее ясность, отчетливость: если какая-то мысль кажется нам ясной, то она истинна. Но это, конечно, весьма ненадежный критерий, ибо часто и ложная мысль способна выглядеть очень ясной. Создатели марксистской философии К. Маркс и Ф. Энгельс в качестве критерия истины предложили рассматривать материальную практику, т. е. практика, эксперимент, способны помочь нам отличить истину от заблуждения — пусть не сразу, пусть постепенно, но истина выявляется в процессе исторического развития человечества.

Человек обладает двумя познавательными способностями — чувствами и разумом. Соответственно, различают формы чувственного и рационального познания.

В контакт с внешним миром люди вступают только с помощью своих органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Окружающие вещи воздействуют на наши органы чувств, которые перерабатывают эти внешние воздействия в чувственные образы вещей. К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление. Ощущение представляет собой чувственный образ отдельных свойств, сторон вещей и явлений окру-жающего мира. Зрение дает нам ощущение цветов и форм предметов; слух сообщает о звуках различной высоты и силы; обоняние доносит запахи; осязание приносит ощущения твердости, гладкости или шероховатости; наконец, вкус доставляет ощущения сладкого, соленого, кислого и т. п. Восприятие есть целостный образ предмета, полученный с помощью органов чувств. Ощущения редко выступают как нечто самостоятельное, отдельное, обычно они входят в состав целостного образа вещи. Наконец, представление есть чувственный образ предмета, воспроизведенный памятью в то время, когда самого предмета перед нами нет. Представление отличается от восприятия некоторой обобщенностью, усредненностью чувственного образа, поскольку память далеко не все сохраняет из того, что было в восприятии. Вместе с тем, в создание представления часто вмешивается воображение, способное наделить представление такими чертами, которые отсутствовали в восприятии. Благодаря деятельности органов чувств создается специфически человеческий мир, полный звуков, красок, форм, — тот мир, в котором мы с вами живем и действуем.

К рациональным формам познания относятся те, в которых протекает деятельность нашего разума, — понятия, суждения, умозаключения.

Попытки понять роль и место чувственных и рациональных форм в общем процессе человеческого познания при-вели философов Нового времени к расколу на два лагеря. Одни философы полагали, что поскольку человек вступает в контакт с внешним миром только через посредство органов чувств, постольку чувства являются единственным источником познания, а разум играет лишь вспомогательную роль — комбинирует, обобщает, сохраняет чувствен-ные впечатления. Этих философов назвали сенсуалистами (Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс). С сенсуалистами полемизировали рационалисты (Г. Лейбниц, Р. Декарт и Б. Спиноза), которые указывали на то, что необходимые и всеобщие истины не могут быть получены только с помощью органов чувств. Источником таких истин может быть только разум.

С точки зрения современной теории познания представители и сенсуализма, и рационализма совершали одну ошибку: они резко разделяли и противопоставляли чувства и разум. Сенсуалисты полагали, что чувственные образы вещей никак не связаны с разумом, что разум лишь мешает чувствам, искажает их показания. Освободившись от искажающего влияния разума, органы чувств способны дать нам верную картину действительности. Рационалисты также отделяли разум от работы органов чувств и были убеждены в том, что чувства нас обманывают, а истину способен открыть только разум, освобожденный от влияния чувс-твенных впечатлений. Современная же психология показала, что органы чувств работают под руководством разума, что наши чувственные впечатления определяются не только спецификой внешнего воздействия, но и теми занятиями, которые у нас есть. Известно немало экспериментов, показывающих, что то, что мы видим или слышим, зависит от рационального знания. Чувства и разум объединены и взаимодействуют в общем процессе человеческого познания, и только их взаимодействие обеспечивает его движение к истине.

В наше время познавательная деятельность человечества сосредоточена в основном в сфере науки, поэтому анализ человеческого познания в значительной мере сводится к анализу науки: описанию структуры научного знания, методов науки, схем объяснения и предсказания, проверки, подтверждения и опровержения научных теорий и гипотез, исследованию форм и способов развития науки. Этот анализ привел к возникновению особой области исследований, названной философия науки или методология научного познания.

Прежде всего, философия выполняет мировоззренческую функцию, вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Являясь абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в. Гегель назвал философию эпохой, схваченной в мысли, «духовной квинтэссенцией эпохи».

^ Методологическая функция (от греч. — путь познания) заключается в том, что философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. При этом, в отличие от методов других наук, философия выступает в качестве наиболее общей методологии, т. е. формулирует общие принципы познания и освоения мира. Эти методы характерны и для научной деятельности, поэтому философия является общей методологией для частных наук. Ф. Бэкон, английский философ XVIII в., сравнивал философию с факелом, освещающим дорогу в пути.

^ Аксиологическая функция (от греч. — ценный) предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей.

^ Критическая функция философии связана с аксиологической, так как утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки. Имея в виду эту особенность философии, известный философ М. Мамардашвили подчеркивал, что философия не может останавливаться на состояниях почтения, послушания и уважения. Философия с самого начала своего существования выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии.

Философия выполняет и прогностическую функцию, формулируя гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания. Достаточно вспомнить атомистическую теорию древнегреческого философа Демокрита. В XX в. именно философия впервые привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и человека как средства решения экологической проблемы. Философия XX в. сформулировала целый ряд новых для философии проблем (в частности, техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование), что стимулировало рождение ряда наук — математическая логика, математическая лингвистика, экофилософия, биосферная концепция культуры, имеющих непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

Философия как часть общей культуры человечества выполняет и интеллектуальную функцию, развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, вновь решает вечную проблему «человек и окружающий мир». Философия предложила различные варианты ее решения в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры. Последующее рассмотрение истории развития философии даст возможность подробнее познакомиться с этими вариантами.

Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек — общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии — выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли. Социальные аспекты ярко представлены в философии древнего мира. В восточной философии — это проблема человека и общечеловеческих ценностей, добродетелей, проблема закона, народа и правителя.

В античной философии социальная философия содержит более широкий спектр проблем. В древнегреческой философии и прежде всего в учениях ее крупнейших представителей Демокрита (ок. 460 до н. э.), Платона (427-347 до н. э.) и Аристотеля (384-322 до н. э.) рассматривались разнообразные проблемы общественной жизни — возникновения общества, разделения труда, сословий, рабства, имущественного деления общества, интересов, власти, войны и мира, но центральное место занимали вопросы этики и государства.

Огромный скачок в исследовании общества был сделан в эпоху Возрождения, для которой характерно превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Для мыслителей этой эпохи человек не природное существо, а является прежде всего созидающим новый мир, красоту. Он творит самое высокое, что есть в мире, — самого себя.

Философия Нового времени и эпохи Просвещения содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям «естественного права» и «общественного договора» английских философов Т. Гоббса (1588-1679) и Д. Локка (1632-1704), французского философа Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Ж.-Ж. Руссо принадлежат также идеи о диалектическом характере развития истории, сочетании прогресса и регресса в общественном развитии, о частной собственности как причине общественного неравенства и возникновения государства. А. Сен-Симон (1760-1825), представитель утопического социализма XVIII в., отстаивал мысль, что общественная система — целостный, закономерно развивающийся организм, основу которого составляет так называемая «индустрия», под которой подразумевалась экономическая деятельность людей и соответствующие ей формы собственности и общественные классы.

Важная роль в осмыслении философских основ экономической жизни общества принадлежит английскому экономисту и философу XVIII в. А. Смиту (1723-1790), который с материалистических позиций исследовал сущность и разделение труда, природу экономических законов, классов.

Многоплановый анализ общества предпринят представителем немецкой философии Г. Гегелем (1770-1831): структура общества, сущность труда, мораль, семья, общности, народ, гражданское общество, система общественного управления, формы государственного устройства, общественное и индивидуальное сознание, всемирно-исторический процесс и его объективный характер, свобода человека и ее реализация.

В XIX-XX вв. социальная проблематика представлена прежде всего в работах французского философа и социолога О. Конта (1798-1857), который рассматривал общество как целостный социальный организм, разработал и применил понятия «социальная статика» и «социальная динамика» для характеристики структуры общества и механизма его функционирования и развития, исследовал проблему закономерного и прогрессивного развития общества и его основы.

Со времен О. Конта проблемы равновесия, гармонии, стабильности в обществе постоянно рассматривались в социальной философии. Примером может служить структурно-функциональный анализ американских социологов Т. Парсонса (1902-1979) и Р. Мертона (1910-2003), которые исследуют общество как стабильную, нормально функционирующую систему и изучают те элементы социальной организации, которые играют дестабилизирующую роль, а также теория социального конфликта немецкого философа XX в. Р, Дарендорфа, анализирующая социальный конфликт как условие развития социальной системы и в то же время как нарушение ее равновесия.

В социальной философии XX в. решаются и другие актуальные в настоящее время социальные проблемы. Среди важнейших из них можно назвать проблему свободы у Ж.-П. Сартра (1905-1980), разработку вопросов техники немецким философом XX в. М. Хайдеггером (1889-1976), концепцию идеальных типов немецкого социального философа XX в. М. Вебера (1864-1920) и его теорию социального действия, исследование цивилизаций немецким философом О. Шпенглером (1880-1936), английским философом А. Тойнби (1889-1975), научно-технической революции и ее социальных проблем Д. Беллом (р. 1919), А. Тоффлером (р. 1928).

Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения. Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель.

Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в. Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям. Так, Гегель полагал, что источник развития общества находится в абсолютном духе, который творит историю и предопределяет все действия людей. Люди в своих поступках связаны разнообразными нитями с творцом — духом, направляющим и определяющим их деяния. Характерно, что даже те философы, которые материалистически объясняли природные процессы, в понимании социальных явлений были идеалистами, считая что прогресс разума, просвещение определяют общественное развитие.

Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания — сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий. Этот вывод связан и с теми социальными процессами, которые способствовали утверждению идеалистических взглядов: отделение умственного труда от физического, духовного производства от материального.

Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития. Так, последователи И. Канта Г. Риккерт (1863-1936) и Г. Виндельбанд (1848-1915) утверждали, что поскольку все социальные явления носят индивидуальный, неповторимый характер, то в обществе не может быть объективных законов, которые фиксируют устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями. Та же аргументация характерна для А. Тойнби, считающего общественные законы лишь гипотезами.

Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.

Натуралистическая модель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л. Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т. д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

В XX в. эти идеи легли в основу реакционного философского направления — геополитики (Ф. Ратцель, К. Хаус-хофер, Р. Челлен). Согласно взглядам его представителей, природные условия являются определяющим фактором раз-вития государств в мировой истории, а само же государство рассматривается как биологический организм, который для своей жизнедеятельности нуждается в определенной территории, полезных ископаемых и т. п. Поэтому борьба государства за жизненное пространство есть естественный закон борьбы за существование — закон жизни всякого живого организма. Геополитика наряду с расовой теорией составила основу официальной доктрины немецких нацистов и обосновала подготовку ко Второй мировой войне.

Итак, философы выделяют в познании два уровня: чувственное познание, осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное познание, протекающее в понятиях, суждениях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках последнего — познание природы и познание общества. Различные стороны процесса познания исследуются рядом специалных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологией науки и т. п.


1. Какое познание древнегреческие философы считали ложным?

а) опытное

б) научное

в) чувственное

г) рациональное

^ 2. Философы-эмпирики так же, как и рационалисты

а) считали возможным познание мира

б) видели в чувственном опыте основу познания

в) верили в существование врожденных моральных качеств

г) считали логику основой истинных знаний

^ 3. Научное мировоззрение мира формируется в результате

а) трудовой деятельности

б) наблюдения

в) общения

г) познания

4. Особенность познания общества заключается в

а) формировании научной картины мира

б) изучении взаимодействия природы и общества

в) зависимости от субъективной позиции исследователя

г) необходимости проведения экспериментов

^ 5. Как эмпирические знания, так и теоретические

а) опираются на личные впечатления

б) приобретаются при познавательной активности субъекта

в) позволяют полностью понимать любые процессы

г) влияют на общественный прогресс

^ 6. На основе трудовой деятельности формируется

а) мифологическое мировоззрение

б) религиозное мировоззрение

в) обыденное мировоззрение

г) научное мировоззрение

^ 7. Социальное познание ориентировано на

а) доказательство гипотез

б) совпадение объекта и субъекта познания

в) формирование этических норм

г) эстетическое восприятие мира

^ 8. Философы-рационалисты отличались от эмпириков тем, что

а) видели в чувственном опыте основу познания

б) считали возможным познание мира

в) рассматривали чувства как основу своих истинных знаний

г) допускали существование врожденных идей

^ 9. Научные знания, в отличие от обыденных

а) влияют на эстетическое восприятие мира

б) приобретаются только в ходе наблюдений

в) позволяют объяснить законы природы и развитие общества

г) формируют этические нормы

^ 10. Верны ли суждения о чувственном познании?

А. Чувственное познание осуществляется в форме восприятия чего-либо.

Б. Чувственное познание свойственно только детям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

^ 11. Какой компонент мировоззрения отвечает за превращение знаний во взгляды?

а) эмоционально-волевой

б) ценностно-нормативный

в) поведенческий

г) познавательный

^ 12. Формой рационального познания является

а) восприятие

б) суждение

в) представление

г) ощущение

13. В процессе рационального познания человек

а) формирует представления о предмете

б) непосредственно воспринимает предмет

в) обобщает накопленный опыт

г) исследует физическую природу

^ 14. Какое утверждение является результатом научного познания?

а) Какая погода на праздник Покрова, такова и предстоящая зима.

б) У каждого человека есть биополе.

в) Свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от их атомной массы.

г) Сердце подскажет, кто твоя судьба.

^ 15. Субъектом научного познания выступает:

а) мировое научное сообщество

б) все жители планеты

в) руководители промышленных предприятий

г) политическая элита

^ 16. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно

а) происходит отражение внешних признаков познаваемого объекта

б) теоретически обобщаются результаты многолетнего опыта и наблюдений

в) формулируются возможные ответы на возникающие вопросы

г) выстраиваются предположения, основанные на опыте

^ 17. Благодаря научному познанию человек

а) имеет представление об окружающей среде

б) может делать анализ происходящих событий

в) пытается ответить на вопросы, возникающие в повседневной жизни

г) может объективно отнестись к законам природы

^ 18. Результат познавательной деятельности не зависит

а) от установок, целей познающего субъекта

б) от доступности объекта познания для субъекта

в) престижности места работы познающего субъекта

г) от возрастных особенностей субъекта познания

^ 19. Особенностями отдельных видов познания не являются

а) житейская мудрость в виде проницательных выводов и предположений

б) научное познание как теоретическое обобщение накопленного опыта

в) здравый смысл, способный формулировать проблему

г) интуиция как логически обоснованное доказательство

^ 20. Особенностью социального познания является

а) опора на разные формы общения

б) констатация исторических событий

в) стремление к объективности

г) изучение легенд

^ 21. Абстрактное мышление — составляющая ... познания.

а) научного

б) мифологического

в) житейского

г) чувственного

22. Логическое мышление характерно для

а) самопознания

б) художественного познания

в) научного познания

г) интуиции

^ 23. Термины «аксиома», «объективность», «эксперимент» используются при характеристике познания

а) художественного

б) чувственного

в) паранаучного

г) научного

^ 24. Образное мышление лежит в основе познания

а) научного

б) художественного

в) житейского

г) мифиологического

25. Опора на личный опыт и интуицию при аргументации выводов характерна для ... познания.

а) художественного

б) мифологического

в) житейского

г) социального

^ 26. Вывод «С кем поведешься, от того и наберешься» — является

а) предсказанием

б) гипотезой

в) художественным вымыслом

г) обобщением жизненного опыта

^ 27. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

а) представление, суждение, ощущение

б) понятие, представление, умозаключение

в) понятие, суждение, умозаключение

г) ощущение, восприятие, представление

^ 28. Какое из приведенных суждений можно считать правильным?

а) Человек получает информацию только с помощью органов чувств.

б) Человек может осуществлять познание только благодаря зрению.

в) Чувственное познание может осуществляться с помощью любого органа чувств.

г) Большую часть информации человек получает от всех органов чувств в равной степени.

29. Чувственное познание осуществляется благодаря анализаторам

а) слухового, вкусового, обонятельного, кинестетического, зрительного в разной степени

б) слухового и зрительного

в) только зрительного

г) слухового, вкусового, обонятельного, кинестетического, зрительного в равной степени

30. Процесс познания не включает в себя

а) истину

б) объект

в) подозрение

г) субъект




Похожие:

«Познание» iconКонспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы детского сада раздел образовательной программы «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура»
«Познание» icon1. Теория познания. Специфика философского подхода к познанию. Проблема субъекта и объекта познания
Формы познания: обыденное, научное, художественное, религиозное и пр. Познание явлений и познание сущности
«Познание» iconКонспект ноод в подготовительной группе на тему: «Путешествие в весенний лес». Интеграция областей: «Познание»
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
«Познание» iconКонспект досуга в подготовительной группе «Чайники бывают разные» Интеграция образовательных областей: «Познание» (конструктивная деятельность)
«Познание» (конструктивная деятельность), «Художественное творчество» (лепка), «Коммуникация», «Социализация»
«Познание» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе ортопедической группе с интеграцией образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира),
«Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество» с использованием...
«Познание» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе ортопедической группе с интеграцией образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира),
«Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», с использованием социоигровой,и...
«Познание» iconКонспект занятия во 2 мл группе. Образовательная область Познание Конструирование. Подготовила Сорокоумова В. Г
Конспект занятия во 2 мл группе. Образовательная область Познание Конструирование
«Познание» iconД. В. Беклемишев заметки по женской логике предисловие в наш век точное познание завоевывает все новые области. Одна из таких областей женская логика. Строгое изложение
В наш век точное познание завоевывает все новые области. Одна из таких областей женская логика. Строгое изложение находится еще в...
«Познание» iconКонспект интегрированной организованной образовательной деятельности
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
«Познание» iconКонспект непосредственно организованной образовательной деятельности
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье»
«Познание» iconКонспект нод в образовательной области «Познание» для детей подготовительной группы на тему «Мы за чистый город!»
Конспект нод в образовательной области «Познание» для детей подготовительной группы на тему «Мы – за чистый город!»
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами