Урок «Откуда книга к нам пришла?» icon

Урок «Откуда книга к нам пришла?»



НазваниеУрок «Откуда книга к нам пришла?»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Клейменова Г.В., ведущий библиотекарь,

библиотека МБОУ гимназия № 9

Заельцовский район, г. Новосибирск


Библиотечный урок «Откуда книга к нам пришла?»

( к Дням славянской письменности)


Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения письменности.

(Урок рассчитан на учащихся 4-5 классов. Ведут урок ребята 7-8 классов. Сопровождение урока – видеоряд.)


Библиотекарь. Ребята, чему в первую очередь учат первоклашек, пришедших в школу?

Конечно, грамоте: учат писать и читать. А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом.

Все, что узнавал или изобретал человек, он хранил только в голове. Знания от одного человека к другому передавались устно.

Это было важное и очень трудное дело – не прервать нить знания, передать его ученику, чтобы тот когда-то, через годы, передал его своему ученику. И так далее от поколения к поколению. И ведь не всегда это удавалось – сколько секретов было утеряно безвозвратно! Сколько раз приходилось людям начинать все сначала…


1ученик. Посмотри, как быстро в жизни

все забвенье поглощает!

Блекнут старые преданья,

Блекнут подвиги героев,

Гибнут знанья и искусства.

Память о великих людях

Умирает вместе с ними,

Мудрость наших дней исчезнет,

Не достигнув до потомства.


2 ученик. Так писал о тех далеких временах американский писатель Лонгфелло.


3 ученик. Представляете, как изменилась жизнь людей с изобретением письменности?


4 ученик. Люди научились изображать свою речь знаками, которые можно было хранить и передавать от человека к человеку.


1 ученик. Все, хранившееся раньше лишь в головах немногих, стало доступным любому, овладевшему грамотой.


2 ученик. Самое первое письмо было «рисунчатым» - именно рисунками-изображениями птиц, зверей, деревьев, человеческих фигурок, лодок, рыб – древние люди рассказывали о своих занятиях, о радостных, печальных или загадочных событиях в своей жизни.


3 ученик. Теперь понятно, что наскальные рисунки – это не только древнейшая живопись, но и первая письменность.


4 ученик. Постепенно рисунки упрощались и превращались в символы, знаки, которые обозначали какие-то общие понятия.


1 ученик. Но как символами можно нарисовать такие понятия, как «хорошо» или « плохо»? А как обозначить имя человека?


2 ученик. В какой-то момент люди стали знаками изображать не только предметы или события, но и отдельные звуки.


3 ученик. Пользуясь несколькими знаками, можно было составлять новое слово!


4 ученик. Правильно. Так начало складываться «иероглифическое» письмо». В разных странах люди пришли к письму схожими путями. Однако выглядели изобретенные ими знаки по-разному.


1 ученик. Возьмем, к примеру, китайские иероглифы. В Китае их примерно 40 тысяч. Выучить их все практически невозможно. Поэтому в современном Китае используют около 7 тысяч иероглифов. Каждый иероглиф означает слово или его часть – слог. Слова пишутся сверху вниз. В Китае традиционно иероглифы писались кистью.


2 ученик. В Египте иероглифы сначала рисовали на камне, позднее египтяне использовали для письма папирус, изготовленный из стеблей растения, похожего на осоку (оно так и называется – папирус). Еще позже стали применять для письма пергамент, изготовленный из специально обработанной шкуры животных. Впервые его стали изготавливать в Пергамском царстве после того, как египтяне запретили вывозить туда папирус. Пергамент был намного прочнее и удобнее папируса.


3 ученик. А у шумеров было много глины. Из нее строили дома, делали посуду и … книги! Это были небольшие глиняные таблички. По еще влажной глине специальной палочкой – юшном - писали текст, а потом высушивали. Такое письмо называется клинописью.


4 ученик. Кстати, самой древней библиотекой была коллекция глиняных книг царя Ашшурбанипала в городе Ниневия – это 7 век до нашей эры.


1 ученик. А древние финикийцы, взяв кое-что из шумерской клинописи и добавив египетские иероглифы, получили другое письмо. Оно состояло из букв, обозначавших только согласные звуки.


2 ученик. В 9 веке до н.э. с финикийским алфавитом познакомились греки. В Греции были несколько видоизменены буквы этого алфавита, и, что самое главное, к этому алфавиту были добавлены буквы, обозначающие гласные звуки.


3 ученик. Братья Кирилл и Мефодий составили алфавит для славянских языков на основе греческого алфавита. По имени одного из создателей алфавит назвали кириллицей.


Библиотекарь. А давайте с вами прогуляемся в страну древних книг!

Книги были уже у шумеров, и состояли они из нескольких глиняных, довольно больших и тяжелых страниц- кирпичиков. Наверное, очень неудобно было носить их с собой!

В Древнем Египте папирусные книги-свитки достигали в длину до 40 м! Свернутый свиток вставляли в футляр или кувшин. Вот и книга готова! Несколько таких «книг» укладывали в ящик и так хранили.

Книги из пергамента делались так – большие листы складывались вчетверо, в виде тетрадки (слово « тетрадь» - греческое, означает «сложенное вчетверо»). Несколько тетрадей сшивали вместе, получалась книга – «кодекс». Готовую рукопись заключали в переплет из деревянных досок, обтянутых кожей. На пергамент, нужный для одной книги, забивали целое стадо телят или овец!

Несколько пергаментных книг, сделанных в Киевской Руси, дошли и до наших дней.

Очень долго на Руси использовали другой писчий материал – бересту. Знаки на бересту наносили костяным стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали на пояс.

На Руси первыми создателями рукописных книг были монахи. Слово за словом выводил писец, строку за строкой. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы, заглавия. Книгу одевали в украшенный серебром и драгоценными камнями переплет. Крышку переплета замыкали застежкой. Такие книги были подлинными произведениями искусства. На изготовление книги уходили долгие месяцы труда.

Во многих странах существовали «восковые» книги, страницами в которых были восковые таблички. Восковая табличка (ее еще называют восковая дощечка, вощечка, цера) — это дощечка из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, куда заливался тёмный воск. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом (стиль, стило). В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, растопить воск и залить новый слой, и воспользоваться дощечкой вторично. Складывались в книгу такие дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук (полиптих) кожаным ремешком. На Руси письмо на церах также имело некоторое распространение. Об этом говорят многочисленные найденные при археологических раскопках в Новгороде стили и один полиптихНовгородский кодекс. Появившись в древней Греции, восковые дощечки использовались на протяжении более тысячи лет. В XII векe в Париже всё ещё функционировала мастерская по производству подобных дощечек.

Все древние книги были недолговечными, не очень удобными для чтения, а самое главное, трудоемкими и дорогими в изготовлении. Поэтому они были недоступны для простых людей и хранились в основном в монастырских и царских библиотеках.

4 ученик. Но увеличивалось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал. Люди стали думать, как можно увеличить их выпуск.


1 ученик. В 15 веке немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатный станок. Вскоре типографские мастерские появились во многих городах Европы.


2 ученик. Началом русского книгопечатания считается 1564год. Русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили первую печатную русскую книгу.


3 ученик. Это была церковная книга «Апостол». А через 10 лет Иван Федоров издал первую печатную русскую Азбуку.


4 ученик. Это была первая русская грамматика, первый русский букварь - пра-пра-пра-пра-дедушка всех сегодняшних Букварей, по которым первоклашек учат читать и писать.


Библиотекарь. А теперь, когда вы многое узнали об истории письменности, проведем небольшую викторину.

  1. Наскальные рисунки считаются древнейшей живописью. Но это не просто рисунки. Чем еще являются дошедшие да нашего времени древнейшие рисунки?

  2. Какие материалы использовали в древности для изготовления книг?

  3. Какая из древних книг была самой тяжелой?

  4. Какое дерево в древней Руси поставляло материал для книг?

  5. Какие люди на Руси были самыми грамотными и создавали рукописные книги?

  6. Как назывался первый славянский алфавит? Почему?

  7. Назовите имя первого русского книгопечатника.

  8. Как называлась первая печатная русская книга?




Похожие:

Урок «Откуда книга к нам пришла?» iconСказка: я пришла к вам из далёкой прекрасной страны, где в вечнозелёных садах никогда не заходит солнце, где царствует Королева Фантазия. Но мне нужно возвращаться домой, а я не могу этого сделать, потому что потеряла свою волшебную палочку. Королева книга
Королева книга: Здравствуйте, дорогие любители книги! Я рада приветствовать вас – всех читателей нашей библиотеки
Урок «Откуда книга к нам пришла?» iconОсобенности жанра одного из произведений русской литературы XX века
Именно здесь к нему пришла мысль рассказать подробности одного дня из жизни зэка. Книга была написана очень быстро, за месяц, и опубликована...
Урок «Откуда книга к нам пришла?» iconКнига пророка Даниила
Показать иудейским изгнанникам, а также и нам ценность верной, преданной Богу жизни
Урок «Откуда книга к нам пришла?» icon1-й ученик
В школе мы научились справедливости, честности. А сегодня пришла пора прощаться. Кто-то из нас продолжит свою учебу в десятом классе,...
Урок «Откуда книга к нам пришла?» iconУрок по окружающему миру в 1 а классе по теме «Откуда берутся снег и лёд?» 13. 12. 2007 г
Открытый урок по окружающему миру в 1 а классе по теме «Откуда берутся снег и лёд?» 13. 12. 2007 г
Урок «Откуда книга к нам пришла?» iconУрок музыки и литературы в 5-ом классе
Учитель музыки: Здравствуйте, ребята. Сегодня нас на урок собрала эта волшебная музыка. Кто-то из вас узнал её? Откуда она?
Урок «Откуда книга к нам пришла?» iconКнига 2, А. И. Алексеев и др. Раздел II районы России Тема 3 Европейская часть России Северный Кавказ Урок Южные моря России
География России. Хозяйство и географические районы. Книга 2, А. И. Алексеев и др
Урок «Откуда книга к нам пришла?» iconКнига на два рубля дороже переплета. Сколько стоит книга? Задача 10
Задачи, которые были предложены участникам интерры-2010 для индивидуального решения
Урок «Откуда книга к нам пришла?» iconУрок принесёт нам радость познания и общения
Приветствую вас, мои первые дистанционные ученики! Надеюсь, что наш первый урок принесёт нам радость познания и общения
Урок «Откуда книга к нам пришла?» iconДень Знаний в 3 классе
Сегодня 1 сентября. Прошли весёлые каникулы, вы все отдохнули, набрались сил, и мы снова собрались а нашем классе. Вы подросли, окрепли....
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами