Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) icon

Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени)



НазваниеУрок истории в 10 классе (2 часа учебного времени)
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок




МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

г.Бийска Алтайского края

«Реформы Петра Великого»

Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени)





Преподавание по учебнику А.Н.Сахаров. В.И.Буганов. П.Н.Зырянов. История России. (в 2 частях). М, «Просвещение», 2009

^ Учитель: Чеканова Наталья Викторовна, высшая квалификационная категория









Цели урока:

  1. Анализ, осмысление и оценка реформ Петра Великого, их значения в истории России;

  2. Применение навыков работы в текстовом процессоре Word для создания схем государственного управления в допетровские времена и при Петре I; развитие познавательной активности, творческих способностей уч-ся; развитие умения систематизировать учебный материал, классифицировать, заполнять таблицы и составлять схемы;

  3. Воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах.




Оборудование:

компьютер, проектор, рабочие материалы, учебники.







Тип урока:

интегрированный







Форма урока:

практикум









Ход урока (2 урока по 40 минут):

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.


2.Основная часть


2.1. повторение и систематизация ранее изученного материала



Настрой учащихся на работу, положительные эмоции.

Создание ситуации учебного успеха, снятие напряжения.

Учащиеся настраиваются на работу



Вступительное слово учителя истории: 28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.

«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.

«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.

Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня. Вспомним оценку деятельности Петра I, данную Н.М. Карамзиным: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр»

Одни восхищаются Петром: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» (В. Татищев)

А для других: «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов)

Сегодня мы продолжаем изучение эпохи правления Петра Первого. Наш разговор пойдет о проведенных им реформах, которые до сих пор вызывают споры у историков.


Вступительное слово учителя информатики: Невозможно представить современное общество без компьютеров и ИКТ. Не преувеличу, если скажу, что во всех областях жизнедеятельности человека используются ИКТ, и образование не является исключением. Начиная со следующей недели, по информатике мы приступаем к изучению теории. Я планирую, что вы будете создавать конспекты в текстовом процессоре, поэтому сегодня на уроке предлагаю вам вспомнить и использовать табличный процессор Word для конспектирования урока по истории.



Определяют цели урока



Учитель истории: Давайте вспомним, какие органы центрального и местного управления существовали в России 16-17 вв? Каковы их основные функции?


Учитель информатики:

Нацеливание на практическую работу за ПК.


Характеризуют систему государственного управления допетровской России, анализируют функции органов государственного управления


Уч-ся переходят за компьютеры, начинают работу с шаблонами схем; вносят в имеющийся шаблон названия органов государственного управления. Результат: построена схема «Система управления в России в 16-17 вв».



2.2. изучение нового материала, практическая работа


2.3. закрепление изученного материала

Учитель истории: Не зря Петра I историки называют РЕФОРМАТОРОМ. Реформы, проведённые им, затронули все сферы российского общества.

ВОПРОС: Вспомните, какие реформы мы уже изучали? (военные, экономические, в области культуры)

Сегодня мы изучим целый ряд реформ государственного управления, в области сословий, экономической сферы и систематизируем их в таблицу. Затем проанализируем их значение. Работать будете на основе материала учебника параграфы 41,42

Ваша задача- разбиться на пары, организовать работу за компьютером, правильно подобрать материал и занести его в таблицы.

Учитель информатики: В карточках, которые у вас на руках есть шаблон таблицы «Реформы ПетраI» , которую нужно создать и заполнить в текстовом процессоре. Ребята, обратите внимание, что вам необходимо залить ячейки разными цветами, напомните мне, как это сделать?

(выделить ячейку, меню ФОРМАТ-ГРАНИЦЫ И ЗАЛИВКА_ вкладка_ЗАЛИВКА_выбрать цвет заливки-ОК)

Учитель истории: Давайте проанализируем реформы, проведенные Петром Первым, оценим их роль в развитии государства, определим значение деятельности ПетраI .


Учитель истории: Проанализировав реформы в области государственного управления, мы понимаем, что структура государственного управления, которую мы обсуждали в начале урока, полностью изменилась.

Нацеливание на практическую работу за ПК: Нам нужно построить новую схему, учитывая эти изменения.

Учитель информатики: схемы государственного управления практически одинаковы, поэтому подумайте, как оптимизировать свою работу (копированием схемы)


Учитель истории: Каково значение реформ Петра в истории нашего государства? В начале урока вам было представлено несколько позиций историков о реформах Петра. Какие из них вам кажутся наиболее верными?

Учитель информатики. Ребята, сегодня вы применяли знания, которые получили на уроках информатики, для изучения истории. Надеюсь, что конспекты, созданные вами в Word помогут вам хорошо подготовить домашнее задание к следующему уроку истории. (Все созданные в ходе урока материалы распечатываются для подготовки домашнего задания, ученики получают конспект урока.)


Характеризуют суть и значение реформ первого периода правления Петра Первого.


Работают в парах с использованием приложения Microsoft Word (20-25 минут). Заполнение таблицы за ПК, корректировка. ^ Шаблоны таблиц нужно создать по образцу самостоятельно.


Характеризуют реформы, дают им оценку.


Переходят за компьютеры, строют вторую схему;


Сравнивают схемы (как изменилась система управления государством после реформ Петра, какие новые органы управления появились, каковы их функции и значение); вывод по изменению формы правления.


Делают вывод, высказывают свою точку зрения (дискуссия)

3.Итог урока

Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок

Оценивают свою деятельность, делают выводы по уроку.

4.Домашнее задание


выучить схемы, данные таблицы, написать сочинение-рассуждение на тему «Петр Великий – реформатор или консерватор?»


Обдумывают домашнее задания, задают вопросы учителю по выполнению



^ Материалы к уроку:


Система управления в России 16-17 вв





Таблица: Реформы ПетраI

Даты


^ Реформы государственного управления

Экономические

реформы

В области

Военной

сферы

В области

сословий

центральные

местные

1696










Указ о строительстве флота




1700







Открытие большого количества мануфактур


Поиск руд;


Развитие металлургии на Урале;


Строительство верфей;


Назначение глав магистратов, которые заботятся о росте мануфактур и росте мелкого производства

Создание регулярной армии




1708




Введение должности губернаторов







1711

  1. Учреждение Сената

  2. Введение должности фискалов










1714










Указ о единонаследии (уравнивание вотчин и поместий)

1715

Введение должности генерал-ревизора










1720

Создание коллегий (вместо приказов)

Введение должности воевод и земских комиссаров


Главный и городской магистрат




Главный и городской магистраты (управление городами)

1721

Учреждён Синод;

Россия объявлена империей, а Петр – императором.













1722

Введение должности генерал-прокурора




Указ об организации ремесленных цехов




Табель о рангах

1724

Указ о престолонаследии




Введение покровительственных таможенных тарифов









Система управления в России после реформ Петра Великого





^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (раздаточный материал учителя информатики)



  1. Заполнить схему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 16-17 веков»

Файл находится в папке «МОИ ДОКУМЕНТЫ» - «ПРАКТИКА» - «СХЕМА_УПРАВЛЕНИЯ»

Файл сохраните в личной папке с тем же именем.



  1. По шаблону постройте таблицу и заполните её. Ячейки с разными реформами залейте разным цветом.

Даты


^ Реформы государственного управления

Экономические

реформы

В области

Военной

сферы

В области

сословий

центральные

местные

1696
















1700
















1708













1711













1714













1715













1720













1721
















1722
















1724


















Файл сохраните в личной папке с именем «РЕФОРМЫ»



  1. С помощью автофигур постройте схему государственного управления при ПетреI, во второй колонке документа «СХЕМА_УПРАВЛЕНИЯ».

Сохраните изменения в документе.




Похожие:

Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) iconУрок истории в 10 классе (2 часа)
Изучение, анализ и оценка учащимися информации о предпосылка, причинах и условиях начала модернизации в Западной Европе в XVI-XVIII...
Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) iconДидактический материал по организации исследовательской деятельности на уроках истории в 11 классе: «Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине xx»
«Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине xx». На изучение темы в 11 классе предусмотрено 4 часа....
Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) iconРабочая программа По учебному курсу «Математика» 1 класс составлена по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
В 1 классе курс математики рассчитан на 132 часа (4 часа в неделю) + 1час в неделю урок математики с использованием икт. 1-е две...
Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) iconПетрова Э. Б. Феодосийский музей и одесское общество истории и древностей: два юбилея
Украине, фактически первый в Крыму – Феодосийский краеведческий (фкм) – отмечает двойной юбилей: 190 лет со времени его основания...
Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) iconКонспект урока математики в 4 классе
Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени». Расширить у детей понятийную базу о единицах времени за счет...
Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) iconУрок в 6 «А» классе
К этому времени мы рассмотрели самый древний ее этап. Но, как известно история любого народа неотделима от истории его культуры....
Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) iconУрок たのしかったです Tanoshikatta desu
Когда говорят о действиях в прошедшем времени, то форму глагола настоящего времени 「~ます」 изменяют на форму прошедшего времени 「~ました」....
Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) iconУрок по истории России в 10 «А» классе (социально-гуманитарный профиль). Моу «сош №3» Учитель: Кладиева Валентина Викторовна
Открытый урок по истории России в 10 «А» классе (социально-гуманитарный профиль)
Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) iconПовторительно-обобщающий урок с применением икт 10-й класс
«Программа для классов с углубленным изучением физики предусматривает около 50% учебного времени отводить на практические формы занятий»....
Урок истории в 10 классе (2 часа учебного времени) iconСценарий классного часа в 5 классе
Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь семейная память важна для воспитания чувства гордости за свой род. Нельзя жить, не...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами