Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» icon

Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры»



НазваниеУрок 4 Тема урока «Шахматные фигуры»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Составила учитель начальных классов

МОУ СОШ № 65 г. Томска

Ткаченко Наталья Юрьевна.




Шахматы


Первый год обучения

Урок 4

Тема урока «Шахматные фигуры»


Цель занятия: познакомить детей с шахматными фигурами, их названиями, отличительными признаками.


Оборудование: разнообразные наборы шахматных фигур: миниатюрные дорожные шахматы, более крупные магнитные шахматы, деревянные шахматы, большая демонстрационная доска с набором фигур.


I. Организационный момент:
^

Игра «Доскажи словечко»


Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

  • Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя. –

Где бы ни был я, везде

В неё играют … (дети).

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,
^
А возглавляет всех король –

Его хранит … (отряд).

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

II. Повторение пройденного материала.

У учителя демонстрационная доска.

У детей на столах шахматные доски.

  • На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с шахматной доской и с шахматными дорожками.

  • Как называются шахматные дорожки? (Горизонталь, вертикаль, диагональ).

  • Ребята, давайте вспомним, что такое горизонталь? (Горизонталь – это любая бело-чёрная дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнёра слева направо или справа налево.)

  • Покажите на своих досках горизонтали.

  • А что называется вертикалью? (Вертикаль – это любая бело-чёрная дорожка из восьми полей, которая проходит от одного противника к другому.)

  • Покажите на своих досках вертикали.

  • А что такое диагональ? (Диагональ - это любая прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками.)

- Сколько полей в самой короткой диагонали? (2 поля.) В самой длинной (большой) диагонали? (8 полей.)

  • Покажите две белые диагонали.

  • Покажите две чёрные диагонали.

  • Найдите на доске большую белую диагональ, большую чёрную диагональ (они тянутся из угла в угол).


III. Изучение нового материала.

На столе заранее приготовлены 12 шахматных фигур: белая и чёрная пешки, белая и чёрная ладьи, белый и чёрный кони, белый и чёрный слоны, белый и чёрный ферзи, белый и чёрный короли.

  • В шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой шахматист командует армией тёмных фигур. Это ЧЁРНЫЕ.


Зовётся Шахматной страной

двухцветная страна,

ведётся в ней упорный бой –

двухцветная … (война).

Детям показываются первые шахматные фигуры: белая и чёрная пешки.

А Пешке маленькой страшна

сражения картина,

И Пешка белая бледна,

хоть деревянная она –

совсем как … (Буратино).

Ученики хором повторяют: «Пешка!»

Далее происходит знакомство с белым и чёрным слоном, белым и чёрным конём, белым и чёрным ферзём, белой и чёрной ладьёй, белым и чёрным королём.

Слон неуклюжий тоже враг,

но если сбоку встать,

не изловчится он никак,

чтобы тебя … (достать).

Так почему же за спиной

не слышен гром погони
и вслед за пешкой проходной

не мчат Слоны и … (Кони)?


Хотела крикнуть Пешка:

«Эй!

Пройти-ка мне позволь!» -

Да поняла, что перед ней

Сам вражеский … (Король).


Король короной дорожит

и ценит жизнь свою.

Сам в угол спрятаться спешит,

А в бой послать … (Ладью).


Брюнет от страха занемог,

Заныл, теряя спесь:

- О, если б был я быстроног,

Как славный витязь … (Ферзь).


^ Работа с учебником Шахматы первый год или «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны».

Дети рассматривают учебник на с. 18, там изображены все шахматные фигуры. На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. Рассматривая с. 18 учебника, дети видят эти различия.

На с. 19 учебника на сюжетном рисунке нужно найти шахматные фигуры.


^ IV. Закрепление изученного

Практическая работа с шахматными фигурами:

Ребятам раздаются коробочки с шахматными фигурами, дети их высыпают, в беспорядке расставляют на парте.

- Я буду поднимать шахматные фигуры, вы называете их и показываете такие же.


- А теперь поиграем!

^ Дидактические игры:

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана.

Другой вариант этой же игры: В мешочке спрятаны все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определённую фигуру.


«Угадайка». Педагог описывает фигуру, дети определяют её название.


«Запретная фигура». Все фигуры располагаются на столе учителя в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».


«Поиграем – угадаем». Педагог прячет в кулаке одну из фигур. А дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.


«Что общего?» Педагог берёт любые две фигуры и спрашивает учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличаются? (Цветом, формой.)


«Большая и маленькая». На столе учителя 6 разных фигур. Дети подходят туда по одному, называют самую высокую фигуру и отставляют её в сторону… вскоре все фигуры стоят по росту.

- Давайте нарисуем в тетрадях полюбившиеся фигуры.

Нарисуем платье в клетку,

Размещая в клетках деток.

Посредине - близнецы-пешки,

толкаются в спешке.

Король бывает трусоват,

В конце игры он лишь солдат.

Сзади толстая Ладья,

громче всех кричит: «Я! Я!»

Чей топот? Догадались, чей он?

Это - Слон.

Прекрасный Конь могучий

Поваляет Пешек в кучу.

Ферзю дана большая власть –

на всех напасть.

Вот какое платье в клетку

получилось.

Шахматная семья в нём

разместилась.

IV. Итог урока.

«Отвечайка»:

  • Какая фигура похожа на лошадь? (Конь.)

  • Какая фигура похожа на башню? ( Ладья.)

  • Какая фигура выше: ферзь или король? (Король.)

  • Какая фигура ниже: слон или пешка? (Пешка.)

  • Что такое белые? чёрные? (Армия светлых фигур. Армия тёмных фигур.)

  • Какие фигуры спрятались в словах: коньки, заслонка, спешка, оладьи? (Конь, слон, пешка, ладьи.)

  • «Бадья», «печка», «корь», «пушка» - вот какие слова получились, когда в названиях фигур изменилась одна из букв. Что это за фигуры? (Ладья, пешка, конь, пешка.)

  • У какого слона нет хобота? (У шахматного.)

  • Какой король не умеет говорить? (Шахматный.)

  • Что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (Шахматное поле.)



Похожие:

Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» iconУрок конструирования в 3 классе по теме: «Симметричные фигуры»
Цели: познакомить детей с понятиями: симметричная фигура, ось симметрии фигуры
Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» iconУрок математики в 5-м классе по теме
Умение ответить на вопрос, что называется площадью фигуры, как найти площадь сложной фигуры
Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» iconПлан-конспект урока математики в 5 классе
Сегодня мы продолжим изучение геометрического материала. Вспомните, пожалуйста, какие геометрические фигуры мы с вами уже изучили?...
Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» iconКонспект нод в группе от 4 до 5 лет. Тема: лексическая тема «сад. Огород»
Цель: закрепление полученных ранее знаний (фрукты, овощи, цвета, геометрические фигуры)
Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» iconУрок математики в 1 классе Тема: величины. Длина
Оборудование: мультфильм «38 попугаев», геометрические фигуры с буквами, таблички с записью понятий: величина, длина, 1 см сантиметр,...
Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» iconКонспект урока по математике во 2 классе «Периметр»
Продолжать формировать представления о площади плоской геометрической фигуры и способах её определения
Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» iconКонспект урока Тема: Что роднит музыку и живопись. Музыка скрипки
Тема и номер урока в теме: Музыка и изобразительное искусство, урок №1, урок №6
Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» iconКонспект урока по курсу «Человек и мир» во 2 «Б» классе по теме «Грибы»
Оборудование: рельефные фигуры деревьев, пень, картинки с изображением грибов, конверты с заданиями для центров, сорока с письмом,...
Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» iconУрок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч
Образовательные – познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка и...
Урок 4 Тема урока «Шахматные фигуры» iconКонспект урока биологии. Интегрированный урок. ( Деловая игра «Табу») Дата 03. № урока 45 Тема
Тема: «Голосеменные. Разнообразие голосеменных растений. Значение в природе и жизни человека»
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами