Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение icon

Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение



НазваниеВариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение
Дата17.10.2016
Размер
ТипИзложение

ВАРИАНТ 1


Прочитайте текст и напишите сжатое изложение.


До ранней весны 1925 года я никогда не встречался с Есениным, не видал его лица. Не видал даже его портретов. Почему-то представлялся он мне рослым, широкоплечим, широконосым, скуластым, басистым. И слыхал о нем, о его личности очень немного, почти не имел общих знакомых. Но стихи его любил давно. Сразу полюбил, как только наткнулся на них в каком-то журнале. И потом во время моих гастролей по Европе и Америке всегда возил с собой сборник его стихов. Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой — в американском чемодане — горсточку русской земли. Так явственно, сладко и горько пахло от них родной землей.

«Приведем к вам сегодня Есенина», — объявили мне как-то знакомые. Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться. Что же ты все время лезешь целоваться», — бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой. Сразу запомнилась мне эта его детски лукавая, как будто даже с хитрецой улыбка.

Меня поразила его молодость. Когда он молча и, мне показалось, застенчиво подал мне руку, он показался мне почти мальчиком, юношей лет двадцати. Когда он заговорил, сразу показался старше, в звуке голоса послышалась неожиданная мужественность. Глаза и рот сразу взволновали меня своей огромной выразительностью. Пытливое, вдумчивое, честное выражение появилось на его лице.

(по В. Качалову)


ВАРИАНТ 2


Прочитайте текст и напишите его сжатое изложение.


— Ни с места! Стрелять буду! — закричал, вскинув ружье и прицелившись в капитан-исправника, широкоплечий, могучего сложения юноша.

Дюжина вооруженных дубинами понятых во главе с капитан-исправником замерла на месте. Еще мгновение — и все это «войско» разбежалось. Отступил и его «предводитель».

Неслыханным по своей дерзости был этот поступок юноши...

Шел 1834 год. В России господствовало крепостное право. Редко кто решался в те жестокие времена оказывать сопротивление — да еще вооруженное — представителям власти. Однако на это отважился шестнадцатилетний Тургенев. Бесстрашный юноша смело вступился за крепостную девушку.

В это утро Тургенев, студент Петербургского университета, приехал на рождественские каникулы в родовое имение своей матери, богатой помещицы Варвары Петровны, Спасское-Лутовиново. Но радость встречи была омрачена известием о том, что мать продала соседней помещице, которую за жестокость крестьяне прозвали Медведицей, крепостную девку Лушку.

Однажды Луша вступилась за дворового, избитого по приказу Варвары Петровны. В наказание ей обрезали косу и отправили на скотный двор пасти гусей. Но и это не смирило девушку она по-прежнему как могла защищала притесняемых. Тогда Варвара Петровна решила продать смутьянку. К счастью, когда Иван Сергеевич Тургенев приехал в имение, Луша еще была в Спасском. Он тотчас заявил матери, что не позволит расправиться с Лушей, и спрятал ее в крестьянской семье.

Тем временем Медведица, не получив в срок купленной «девки», написала губернским властям жалобу, в конце которой уведомила их о том, что «молодой помещик и его девка... бунтуют крестьян». На место «бунта» выехал исправник. О том, что произошло после того, как исправник попытался с помощью понятых забрать Лушу силой, мы уже знаем.

(Г. Винникова)


^ ВАРИАНТ З


Прочитайте текст, напишите его сжатое изложение.


Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России.

В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много новых слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке...

Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словом того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

(По К. Паустовскому)


ВАРИАНТ 4


Прочитайте текст и напишите его сжатое изложение.


И.С. Тургенев — один из первых русских писателей ХIХ века, который получил всеобщее признание за рубежом. Авторитет Тургенева как выдающегося мастера слова признавали самые крупные европейские писатели. Для многих зарубежных литераторов, знавших Тургенева, он был совершенством и как художник, и как личность.

В Западной Европе ХIХ века Россию считали далекой скифской страной, где очень холодно, много снега и по улицам бродят медведи. И когда перед европейцами предстал блестяще образованный человек со светскими манерами, они были изумлены. Русский писатель свободно разговаривал на нескольких европейских языках, прекрасно разбирался не только в литературе, но и в живописи и философии. Он казался необыкновенно интересным собеседником. Вместе с тем от его рослой фигуры веяло первозданной физической силой. Мужественная внешность Тургенева, мягкий характер, нежная и чуткая душа, проницательный ум наводили всех знавших его на мысль, что этот русский воплощает в себе лучшие стороны человеческой натуры.

С самого начала знакомства с Тургеневым зарубежная читательская публика увидела в нем художника, в произведениях которого отразилось своеобразие русского национального характера. Своеобразие это, по мнению зарубежных критиков, особенно ярко проявилось в обрисовке женских образов, в их готовности к самопожертвованию во имя высоких идеалов.

Но больше всего поразили европейцев в творчестве Тургенева его пейзажи. Французский писатель Проспер Мериме отмечал с досадой, что на французском языке невозможно передать все очарование этих описаний, так как богатство русского языка затрудняет даже самых искусных переводчиков.

Но самое главное — Тургенев открыл зарубежной читательской публике русскую литературу во всем ее многообразии и величии, выступил как «посол» русского романа. В этом отношении роль Тургенева поистине неоценима.

(По Ю.И. Сохрякову)


ВАРИАНТ 5


Прочитайте текст и напишите его сжатое изложение.


Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду, в Ленинграде, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображенных героев его басен — разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку.

И до Крылова писали басни, и писали не так плохо — Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их всех. Он писал так просто, так доходчиво, так по-народному, что каждый легко запоминает их чудесный русский язык, узнает русский характер. Плохое или хорошее изображено в этих баснях кратко, сильно, с такой ясностью, что видишь всех, кто выведен в басне.

В своих баснях он показывал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

Крыловские басни доходили до самых дальних краев России. Недаром в 1838 году, на юбилее баснописца, поэт В.А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы пришла, потому что она знает и любит Крылова. Это была правда.

Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Вспомним только самые привычные: «А ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее кошки зверя нет», «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона». Многими из этих мудрых крыловских слов мы пользуемся ежедневно.

Недаром Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Гоголь называл эти басни притчами, он так и писал про басни Крылова: Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа.

(По Н. Тихонову)


ВАРИАНТ 6


Прочитайте текст и напишите его сжатое изложение


Нет точных указаний, когда Пушкин начал «Бориса Годунова». Вероятно, поздней осенью 1824 года. К осени 1825 года трагедия была закончена.

Это была историческая работа, которую поэт вел вдали от библиотек и архивов, вдали от общения с людьми, изучавшими прошлое России. Он был один: «Общество мое состоит только из старой няни да из трагедии», — писал он приятелю...

В «Годунове» Пушкин затронул вопросы политические, еще недавно бурно волновавшие его. Поэт взял переходный отрезок русской истории, в центре поставил царя — узурпатора и реформатора, на нем проверил те политические теории, увлечения, чувства, среди которых сам рос.

К каждому из своих героев поэт испытывал определенное личное чувство. Но его личное отношение к своим героям уживалась с мудрой снисходительностью и беспристрастием. Это особенно сказывается в обрисовке Бориса Годунова

Вяземский, чуткий, строгий критик, писал: «В трагедии есть красоты удивительные, трезвость и спокойствие. Автора почти нигде не видно».

С сыновней нежностью Пушкин рисует образ благочестивого старца Пимена. Он любит в нем не только свое создание, но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского народа.

«Характер Пимена, — говорит Пушкин в одной из заметок, — не есть мое изобретение. В нем я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое усердие, набожность к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия....

Мне казалось, что сей характер вместе нов и знаком для русского сердца, что трогательное добродушие древних летописцев украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателей».

(По А. Тырковой-Вильямс)


ВАРИАНТ 7


Прочитайте текст, напишите его сжатое изложение.


«Записки охотника» - одна из поучительных книг, а Тургенев — один из великих писателей наших, умевших спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собою.

Тургенев писал свои «Записки» еще при крепостном праве. Я учился в гимназии, когда оно было уже отменено, но жизнь была еще полна его пережитками, и люди того времени были для нас живыми его свидетелями.

С Тургеневым мы познакомились благодаря молодому учителю словесности. Однажды, закончив объяснение урока, он вынул книгу и начал читать простой, лишенный всякой интриги рассказ. То, что рассказывалось в нем, в свое время было так же обыкновенно и так же ни в ком не вызывало удивления, как то, что цыплята роют навоз, а лошади машут хвостами.

Рассказчик гостит у помещика, и после обеда они сидят на балконе. Вечерний воздух затих. Лишь изредка ветер набегал струями и в последний раз, замирая около дома, донес до слуха звук мерных и частых ударов, раздававшихся в направлении конюшни. Мардарий Аполлоныч (так звали помещика) только что поднес к губам налитое блюдечко... Но остановился, прислушался, кивнул головой и произнес с добрейшей улыбкой, что это наказывают шалунишку Васю-буфетчика. Вася-буфетчик — солидный человек с большими бакенбардами...

Человек с меньшим чутьем правды, чем Тургенев, непременно изобразил бы помещика чудовищем. И это была бы ложь. Чудовищность рабства была в том, что такие дела творятся заурядными людьми над другими, тоже заурядными людьми, И дальше Тургенев рассказывает, как он, уезжая, встретил наказанного буфетчика. - За что тебя наказали? - спрашивает у него автор. — А поделом, батюшка. Поделом. У нас барин хороший. Такого в целой губернии не сыщешь.

Таким образом, тут нет даже жалобщика, который бы роптал на злодейство помещика. Обе стороны как будто довольны.

Нужна была великая сила таланта, чтобы так ясно почувствовать самому и так осязательно показать другим ужас привычного порядка вещей, его драматические последствия.

Это сделал, конечно, не один Тургенев. Это была работа всей русской пореформенной литературы, но одним из первых сделал это с такой силой и убедительностью истинного художника Иван Сергеевич Тургенев.

(По В. Короленко)


ВАРИАНТ 8


Прочитайте текст и напишите его сжатое изложение.


Существует неумолимая зависимость между упадком природы и упадком общества. Бесхозяйственная деятельность людей оказывает ощутимое воздействие на природу.

Дмитрий Иванович Менделеев причислял защитников леса к защитникам Родины и требовал от правительства освобождения их от срочной службы.

Для полноценной жизни человеку необходимо ежесуточно употреблять три с половиной кило грамма питания и воды и пятнадцать килограммов воздуха. И если без воды и пищи человек может прожить один месяц, пять дней, то без кислорода он не сможет протянуть и трехсот шестидесяти секунд.

Люди словно запамятовали, что возглавляемая лесом растительность ежегодно поставляет атмосфере четыреста миллиардов тонн кислорода.

А лес при этом исчезает с планеты со скоростью двадцать гектаров в минуту. А один гектар смешанного леса поставляет в год двадцать три тонны кислорода.

Если будет лес — будет кислород, будет вода, будет хлеб, а объединятся лес, вода, земля и кислород вместе - будет жизнь. Поэтому конечный результат лесоводов, как утверждал д. Менделеев, действительно равен ратному труду первых защитников Родины пограничников. Именно поэтому государство выдало лесоводам одинаковую с пограничниками форму и фуражки с околышками зеленого цвета.

Когда невозможно спастись поодиночке, народы объединяются, ибо народы соединяет не столько великая радость, сколько великая беда. А экологическая катастрофа не за горами.

(По материалам журнала «Экология»)


ВАРИАНТ 9

Прочитайте текст и напишите его сжатое изложение.


Слово «былина» употреблялось в народной речи в значении «быль», «былое». В литературу оно вошло в середине 19 века как название русских эпических песен.

Главные герои былин — богатыри. Свои богатырские качества они проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли. Былинный враг всегда жесток и безжалостен, он намерен уничтожить народ, его государственную культуру, святыни. Но на страже Киева, Русской земли, ее независимости и чести стоят богатыри.

Добрыня Никитич устраняет постоянную угрозу Киеву со стороны чудовища-змея, совершавшего набеги на город и уводившего в плен множество людей. Алеша Попович освобождает стольный город от бесчинствовавшего в нем Тугарина. Подобный подвиг совершает Илья Муромец, расправляясь с хозяйничавшим в Киеве Идолищем Поганым.

Место подвигов богатырей не ограничивается только Киевом и его окрестностями. Илья Муромец освобождает Чернигов от неприятельского окружения, одолевает Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву. Богатыри стоят на заставе, оберегая родную землю, совершают поездки в другие страны. И там им приходится проявлять боевые качества. Всякое сражение богатыря заканчивалось его победой над противником.

Нет таких препятствий, которые бы не смогли одолеть богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага, но и дела мирного характера. Микула Селянинович пашет такое поле, что по нему надо ехать три дня, а соху Микулы не могут поднять 30 воинов.

Поэтому богатыри и стали воплощением недюжинной силы, смелости, преданности Родине и народу.

(По Ф. Селиванову)


ВАРИАНТ 10


Прочитайте текст и напишите его сжатое изложение.


Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). <...>

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. <...>

Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и ауры доброжелательности вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

(Д.Лихачев)


ВАРИАНТЫ ТЕКСТОВ

ДЛЯ ЗАЧЁТНОЙ РАБОТЫ




Похожие:

Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение iconПамятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» Внимательно прочитайте написанное вами подробное изложение
Сжатое изложение это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими...
Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение iconНапишите сжатое изложение. Знакомство с любимым поэтом Успех «Русских сказок»
Один из немногих сохранившихся экземпляров Владимир Ива­нович решил подарить Александру Сергеевичу Пушкину. Он дав­но мечтал познакомиться...
Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение iconИзложение по этому тексту. Задачи
Цель: Показать комплексную работу с текстом, итогом которой будет сжатое изложение по этому тексту
Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение iconИзложение по сказке Кривина Феликса Давидовича «Волк на елке». Как вы думаете, чем сжатое изложение будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?
Цели урока: формирование коммуникативной и речевой компетенций девятиклассников, мобилизация теоритических знаний по языку, развитие...
Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение iconУрок русского языка в 7 классе
Задание. Прочитайте текст, в котором сделаны смысловые ошибки, и заполните таблицу, сформулировав правильный ответ
Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение iconМониторинг по русскому языку (2 этап подготовки к егэ) 8 12 февраля 2010 года
Прочитайте текст (отрывок из книги К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве») и выполните заданияА3, А6, А15, А23, А30; В2, В4,...
Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение iconИзложение задание №1 экзамена в новой форме. В данной работе проверяются следующие умения: Уметь выделять микротемы Определять в них главное, отсекать второстепенное
Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме. В данной работе проверяются следующие умения
Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение icon«Площадь круга и его частей»
Целью данной работы является систематизация, обобщение и сжатое изложение темы «Окружность и круг», которая в школьных учебниках...
Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение iconСочинение-рассуждение по тексту Ю. Яковлева "Багульник" (задание С2)
Возьмите любую цитату из 36 предложенных (автор Цыбулько) и напишите несколько сочинений. Или проговорите, обсудите, как вы напишите...
Вариант 1 Прочитайте текст и напишите сжатое изложение iconЦентр Экономических Исследований (цэи) Автор статьи
Скорее всего, те кто уже сталкивался с рассматриваемой проблемой в этом небольшом очерке, не найдет ничего нового для себя. Эта статья...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами