Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса icon

Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса



НазваниеУрок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок – игра «звездный час в биологии».

Обобщающий урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса.


Цели урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Генетика и селекция»; осуществить коллективный способ обучения; продолжить работу по формированию и развитию интереса учащихся к биологии.

Оборудование: мультимедийная установка и диск со слайдами (можно заменить кодоскопом с пленкой для кодоскапа), звездочки, таблички с цифрами. Для урока каждый учащийся делает себе таблички с цифрами: 1, 2, 3, 4.


Класс делится на несколько команд. Команды придумывают себе название.

Ход игры:

Ведущий (учитель) называет тему конкурса, озвучивает вопрос и приводит 4 варианта ответа (они записаны на слайде или на кодокарточке). По сигналу учителя учащиеся поднимают табличку с цифрой, которая, по их мнению, соответствует правильному варианту ответа. За правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик – звездочку. После каждого конкурса один из учащихся дает пояснение.

Команда, набравшая большее количество баллов становится командой – победительницей, а ученики, набравшее большее количество звездочек, выходят в финал, где разыгрывают первое место. Победителю вручается приз.

Конкурс № 1 «Поиграем в слова».

Ведущий предлагает из слова «наследственность» составить, используя буквы этого слова, как можно больше слов, имеющих непосредственное отношение к биологии.

Через несколько минут учащиеся поднимают таблички с числами, показывая, сколько слов они составили. Один балл получает команда, в которой составили 6 и более слов, в звездочку – ученик, составивший самое длинное слово.


Конкурс № 2 «Что означает биологический термин?»

1.Полиплоидия:

А) новый сорт пшеницы

Б) кратное увеличение числа хромосом (+)

В) множественный аллелизм

Г) образование новых видов

2.Генотип:

А) совокупность генов, которые организм получает от родителей (+)

Б) совокупность внешних и внутренних признаков организма

В) совокупность генов всех особей популяции

Г) способность множества генов контролировать один признак

^ 3. Сорт (порода):

А) искусственная популяция (+)

Б) естественная популяция

В) вид

Г) род

4. Конъюгация:

А) оплодотворение

В) обмен гомологичными хромосомами

Г) процесс точного и тесного сближения хромосом (+)

Д) мутация в половых клетках

5. Генетика:

А) наука, изучающая строение клеток

Б) наука, занимающаяся улучшением имеющихся сортов и выведением новых сортов

В) наука об индивидуальном развитии организма

Г) наука, изучающая законы наследственности и изменчивости (+)


Конкурс №3 «Установи соответствие»

А) при скрещивании гетерозигот по двум парам признаков, наблюдается расщепление в отношении…

Б) при скрещивании гетерозигот по одной паре признаков, наблюдается расщепление в отношении…

В) при скрещивании гетерозиготного организма по двум парам признаков с гомозиготным по двум парам признаков рецессивным организмом, наблюдается расщепление в отношении…

Г) при скрещивании гетерозиготы по одному признаку с рецессивной гомозиготой, наблюдается расщепление в отношении…


1) 1: 1: 1: 1; (В)

2) 9: 3: 3: 1; (А)

3) 1: 1 (Г)

4) 3:1 (Б)

Игроки поднимают соответствующую табличку с номером.


Конкурс № 4 «Великие ученые».

На слайде фотографии: 1) Грегора Иоганна Менделя

2) Вавилова Николая Ивановича

3) Томаса Моргана

4) Мичурина Ивана Владимировича

Ведущий задает вопросы, игроки поднимают табличку с соответствующим номером:

1) Выдающийся биолог и селекционер, разработал методы селекции плодово – ягодных культур, положил начало продвижению на север южных культур. (И. В. Мичурин)

2) Ученый, который в результате своих опытов пришел к мысли, что половые клетки (гаметы) несут только по одному задатку каждого из признаков и свободны (чисты) от других задатков этого же признака (Г. И. Мендель).

3) Ученый, который на основании археологических, историко – лингвистических и главным образом ботанико – географических исследований создал учение о центрах происхождения возделываемых растений: пять – в Старом Свете и два – в Новом. (Н. И. Вавилов).

4) Биолог, один из основоположников генетики, открывший закон наследования генов, локализованных в одной хромосоме. (^ Т. Морган).


Конкурс № 5 «Генетические задачи»


После решения задачи, игроки поднимают табличку с номером, соответствующим правильному ответу.


а) При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В – доминантные признаки), появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв, аавв в соотношении

1) 3: 1

2) 9: 3: 3: 1

3) 1: 1: 1: 1 (+)

4) 1: 2: 1


б) При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) доминантной и рецессивной форм в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении

1) 9: 3: 3: 1 (+)

2) 1: 2: 1

3) 3: 1

4) 1: 1: 1: 1


в) Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы

1) 44 аутосомы + Х

2) 23 аутосомы + ХY

3) 44 аутосомы + ХХ (+)

4) 23 аутосомы + Y


Конкурс №6 «Селекция и ее задачи».

Ведущий читает вопрос, участники игры поднимают табличку с номером, соответствующим правильному ответу (и вопросы и варианты ответов отражены на слайдах).

А. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами, называют

1) гетерозисом

2) полиплоидией

3) мутагенезом (+)

4) гибридизацией


Б. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

1) кратно увеличивают набор хромосом в клетках (+)

2) скрещивают чистые линии

3) скрещивают родителей и потомков

4) уменьшают набор хромосом в клетках


В. Самоопыление у культурных растений в ряде поколений ведет к

1) повышению продуктивности

2) повышению степени изменчивости

3) уменьшению гомозиготности

4) уменьшению гетерозиготности (+)


Г. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс

1) сокращения доли гомозигот в потомстве

2) сокращения доли полиплоидов в потомстве

3) увеличения доли гетерозигот в потомстве

4) увеличения доли гомозигот в потомстве (+)


Д.Эффект гетерозиса проявляется вследствие

1) увеличения доли гомозигот в потомстве

2) появления полиплоидных особей в потомстве

3) увеличения числа мутаций в потомстве

4) увеличения доли гетерозигот в потомстве (+)


Конкурс № 8 «Домашнее задание».

Представители от каждой команды показывают приготовленный заранее номер художественной самодеятельности, который непосредственно касается темы урока (шуточная сценка, частушки, стихотворение и т. п.)


В конце урока подводятся итоги, определяется команда – победительница, набравшая большее количество баллов, а среди учащихся – победитель, заработавший наибольшее количество звездочек.

Выставляются оценки за урок и дается домашнее задание.









Похожие:

Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 06. 03. 01 «Лесные культуры, селекция, семеноводство»
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: лесные культуры; генетика и селекция; озеленение городов и населенных...
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconВлияние интенсивности выращивания ремонтного молодняка на реализацию генетического потенциала молочной продуктивности
Специальность: 06. 02. 07. – разведение, селекция и генетика сельскохозяйственных животных
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconВлияние генетических и паратипических факторов на оценку передающей способности быков-производителей по молочной продуктивности
Специальность: 06. 02. 07. – разведение, селекция и генетика сельскохозяйственных животных
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconПрограмма имеет аккредитацию Австрийского агентства качества образования (aqa, Austrian Agency for Quality Assurance)
Наименование магистерской программы: «Биотехнология (генетика, селекция и биотехнология)»
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconРост, развитие и мясная продуктивность бычков второй генерации создаваемого поволжского типа красно-пестрой породы 06. 02. 07 Разведение, селекция и генетика сельскохозяйственных животных
Работа выполнена во Всероссийском научно-исследовательском институте племенного дела
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрок по теме: «Решение текстовых задач при подготовке учащихся 11 класса к егэ по математике» 6
Данный урок подготовлен для проведения в 11 классе общеобразовательной школы
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрок обществознания для учащихся 11 класса по теме «Учимся писать эссе»
Единица содержания: применение алгоритма для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (С9)...
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconУрок конференция по теме: "Оптические явления в природе" 11-й класс
Урок –конференция – учебное занятие, ориентированное на актуализацию знаний учащихся; изучение нового материала; на обобщение и систематизацию...
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconРазработка урока по физической культуре для учащихся 6 класса по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12
Урок по теме «Генетика и селекция» для учащихся 11 класса iconКонспект открытого урока по математике «Умножение и деление обыкновенных дробей» в 6 классе Предмет: Математика, урок-обобщение
Интегрированный урок (математика +история) с применением компьютерной презентации, предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами