|
УДК 519.68:[681.3.06+007.51] Алимагамбетова А.З., Кантуреева М.А. (Астана, КазУЭФиМТ) Табличное представление продукционных знаний При создании систем базы знаний, главной задачей является представление описываемой модели системы предметной области (СПО) в виде знаний. Эта задача требует не только алгоритмического решения, но и определения некоторых понятий связанные с представлением информации в виде знаний. Важно, чтобы при описании СПО, использовались те термины и понятия, которые используются специалистами, и не вводились бы специальные термины и понятия с тем, чтобы сохранить и перенести в модель представления знаний семантику внешнего мира. В работе [3] все модели представления знаний разделили на следующие классы: декларативные, процедуральные, специальные. Понятно, что каждый класс моделей обладает определенными свойствами, которые отличают его от других. Но, следует, отметить, что это различие вырисовывается не всегда с одинаковой четкостью. Это связано с онтологическим свойством знаний, выражающееся в «следственно-причинных» свойствах элементарных знаний. Обычно, знания, имеющие такие свойства, называют продукционными знаниями. В большинстве современных системах управления очень остро встал вопрос о придании им свойства принятия решений, свойства интеллектуальности, то есть реализации в них каких-то моделей принятия решений интеллектом (человеком). Одной из существенных особенностей таких систем является наличие внутри системы модели внешнего мира, которая называется внутренним представлением. В процедуре внутреннего представления центральное место занимает создание базы знаний (БЗ) выбранной системы предметной области (СПО). Внутренние представления СПО определяется своим опорным множеством Х. Сведения только об объектах из этого множества помещаются в базу данных (БД). Кроме этого БД ориентирована на вполне определенную совокупность возможных свойств объектов их Х. Только эти свойства фиксируется в БД. Для описания такой совокупности допустимых свойств введены решетки ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Рисунок 1. База данных БД отвечает только на запросы извне от пользователей. Ответом в БД является информация о некотором объекте ![]() База знаний является преобразователем информации ![]() ![]() Рисунок 2. База знаний Здесь для простоты рассмотрены только два опорных множества Х1 и Х2 с соответствующими решетками ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Что интересно, свойства объекта имеющие «причинно-следственные» связи этих понятий представляют знания большего объема о СПО [1 - 4]. Здесь мы хотели упомянуть, что в последнее время в литературе появляются множество статей, связанных с миварным пространством. Мы думаем, что это один из подходов представления знаний в виде продукций [5]. Продукционное представление знаний в миварном пространстве, т.е. в пространстве, где «предметный объект, свойство, отношения» имеют свои определенные недостатки. В этом случае представление продукционной базы знаний в табличной форме затрудняется. Еще в этой работе не определяется получение знаний из информации. В миварном пространстве информационная семантика СПО учитывается в понятийной цепочке. Но пока алгоритмические вопросы обработки знаний в таком пространстве до конца не разработаны. Если СПО будем рассматривать как явление, то секвенция превращается в импликативную связь. Тогда продукция не будет означать замены фрагментов, а будет выражать «причинно-следственную» связь. В этом случае мы можем намного глубже (в физическом смысле) понять семантику СПО, взаимосвязь отношений частей происходящих в СПО. Мы можем понять переходы отношения в связи, связи в сущности, сущности в отношения и т.п. В этом случае СПО представляется как совокупность информационных сущностей, где каждая сущность характеризуется информационными единицами, изменяющимися во времени. Предположим, что имеется возможность для любой точки из некоторого множества Χ проверять выполнение какого-либо свойства и тем самым выделить актуально или потенциально подмножество ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В формуле (1) предикатный символ является символом свойства ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() будет допустима, если ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() База знаний. Пусть задан набор ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Таблица ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() (uе)2 ![]() ![]() ![]() S s1 ![]() (ue)1 s2 ![]() sn ![]() (uе)n ![]() ![]() … ![]() ![]() ![]() ![]()
Рисунок 3. а) Предметный объект, б) ПО представленный в виде базы данных, в) ПО представленной в виде БЗ. Здесь каждая ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В этой таблице по строкам ставится информационная сущность ![]() ![]() ТП: ![]() Эту процедуру назовем процедурой табличного представления продукционных знаний. При определении релевантности продукции, очень важную роль играет построение J ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Литература:
Түйін Белгілі бір пәндік салада білім қорының жүйесін құру мен қарастыру кезінде алгоритмдық шешімдер ғана емес, сонымен қатар кейбір ұғымдардың кестелік түрдегі ақпараттың өнімдік білімдер түрімен байланысты анықтамалары қолданылады. Summary On consideration and formation of the system of the base of education of definite subject field used not only on decision on algorithm, and definition of several notion, connected with tabled presentation of information as productive knowledge. |
![]() | Урок математики во 2 классе Цель: систематизация знаний и способов действий по теме «Двузначные числа. Табличное умножение и деление» | ![]() | ТабличноеПоле ТабличноеПоле Поставщики данных обеспечивают специальный интерфейс, через который табличное поле получает данные. Само табличное не работает с... |
![]() | Тесты для проверки знаний. Ход урока Оргмомент Проверка знаний и умений Тестирование Дать представление о комплексах, производящих конструкционные материалы и химические вещества, их составе и значении в хозяйстве... | ![]() | Конспект лекций Представление знаний в информационных системах Задача курса – изучение моделей знаний: модели на основе нейронных сетей, фреймы, семантические сети, продукционные модели, логические... |
![]() | Лекция №1 в россии исторически сложилось так, что представление об образовании включает в себя органичное единство школы как системы приобретения знаний, фундаментальной В россии исторически сложилось так, что представление об образовании включает в себя органичное единство школы как системы приобретения... | ![]() | Конспект урока. Предмет: математика. Класс Учитель: Тюменцева Т. С. Тема: Табличное умножение и деление. Цели Знать правила умножения и деления с числом 1и 0 и уметь применять их в вычислениях |
![]() | Урок знаний «Мое творчество тебе, край родной» Формировать представление о творческой личности, о возможности каждого ребенка для раскрытия собственных способностей и желаний | ![]() | Лекция. Представление видео и звука в компьютере Представление звука в ЭВМ Вне среды переноса звуковых волн звук не существует. Однако звуковые колебания можно перевести на другой носитель: изменить представление... |
![]() | Конспект урока по теме "Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение" Цель: систематизировать и расширить представление учеников о сложном предложении на основе имеющихся знаний | ![]() | Конспект урока русского языка. Тема: Обобщение и систематизация знаний об имени существительном Цель: Развивать обобщённое представление об именах существительных Способствовать развитию речевых и коммуникативных способностей, групповой формы организации деятельности учащихся |