Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества icon

Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества



НазваниеИсследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества
Дата17.10.2016
Размер
ТипИсследование


Оценка состояния и исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества


Вдовенко Ю.С.


Как показывает практика последнего периода, приоритетное значение в развитии Черниговского региона приобретает транспорт. Он наиболее чувствителен к изменениям в условиях нестабильности экономики переходного периода и наиболее зависим от эффективности работы производственной сферы и уровня развития внешнеэкономических связей.

Общая характеристика транспортного комплекса Черниговской области, исследование показателей функционирования грузового и пассажирского транспорта, оценка роли внешнеэкономической составляющей транспортной отрасли в региональном сотрудничестве выступают основной задачей данного исследования.

Провозглашенные Украиной Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития на 2002-2011 гг. предусматривают на ряду с другими задачами, прежде всего оптимизацию экономических отношений с Российской Федерацией. Отмечается, что “соответственно национальным интересам и целям Украины, ее экономической безопасности приоритетными направлениями стратегического партнерства с Российской Федерацией в экономической сфере в следующем десятилетии должны стать: ...развитие транспортной сети в Украине в интересах обоих государств; ... общее развитие регионов, которые представляют интерес для обеих стран, взаимовыгодное использование общих зон хозяйственной деятельности и развитие контактных территорий; ...” [1].

Черниговская область является перспективным участником системы интеррегионального партнерства вследствие своего геостратегического расположения на границе не только с Российской Федерацией (Брянская область), а и Республикой Беларусь (Гомельская область). На севере Черниговской области действуют территории приоритетного развития. Потенциал Черниговской области относительно предоставления транспортных услуг создается железнодорожным, автомобильным и речным транспортом.

Исследование процессов интеграционного транспортного развития Черниговского региона постоянно проводятся местными учеными Е.И.Гонтой, Е.Я.Базилинской, И.И.Редько, В.И. Шевчук, но они большей частью касаются периода конца ХХ века, и не учитывают провозглашенный курс интенсификации хозяйственных взаимоотношений со странами СНГ, определяющим направлением которого является создание зоны свободной торговли.


Сегодня общая характеристика транспортного комплекса обуславливается плотностью путей сообщения, наличием современных видов транспорта, потребностями народного хозяйства и населения области в перевозках и выглядит следующим образом:

  1. В области насчитывается 2821 субъектов хозяйственной деятельности, на балансе которых находится 144620 единиц автотранспорта (с индивидуальными собственниками), функционирует 24 автотранспортных предприятия, из них 4 пассажирских, 4 грузовых и 16 смешанных. Территориально наибольшее количество автотранспортных средств сосредоточено в городах Чернигове, Нежине, Прилуках. Анализ использования автомобильного транспорта по видам экономической деятельности показывает, что наибольшая часть автомобильного транспорта задействована в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (47%), значительная доля в обрабатывающей промышленности (9,5%) и строительстве (8,6). Для организации пассажирских перевозок функционирует 53 автостанции и 482 автобусных маршрута, протяженность которых составляет 25078 км, в т.ч. 67 – городских, 270 – пригородных, 145 – междугородных.

  2. Потребности хозяйственного комплекса и населения обеспечивают 6 дистанций колеи, 53 железнодорожные станции, 2 локомотивных депо, 1 вагонное депо, 2 – сигнализации и связи и ряд других предприятий.

  3. ОАО “Черниговский речной порт” расположен на р. Десна и является основным перевозчиком навалочных и генеральных грузов. Он оборудован подъездными железнодорожными и автомобильными дорогами, которые позволяют осуществлять перевалку грузов.

  4. Общая протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 7,3 тыс. км, в т.ч. с твердым покрытием – 6,7 тыс. км. Автотранспортом ежегодно перевозится свыше 55 млн. пассажиров, больше 2 млн. тон грузов. Автобусным соединением обеспечено 1328 населенных пунктов области или 87,1 % от общего количества. Автотранспортными предприятиями осуществляется перевозка грузов в границах области, по Украине, в страны ближнего и дальнего зарубежья, перевозка пассажиров, а также техническое обслуживание автотранспорта.

  5. Протяженность железнодорожных путей общего пользования, которые пересекают территорию области, составляет 768 км. Из них 553 км принадлежит Юго-Западной железной дороге, 215 км – Южной. 20 из 22 районов области имеют выход на железнодорожные магистрали. Ежегодно железнодорожным транспортом отправляется близко 750 тыс. тонн грузов и почти 12 млн. пассажиров.

  6. В Черниговской области существует разветвленная система региональных водных путей. Важнейшей водной артерией является река Десна. Возможности судоходства по Десне позволяют осуществлять перевозки водными путями протяженностью 525 км от Днепра до г. Новгород-Северский на судах тоннажем до 1000 тонн.

  7. В непосредственной близости от границ России и Беларуси, в 170 км от Киева и 20 км от Чернигова находится авиационный комплекс.

Учитывая приграничное расположение региона, транспортная составляющая является неотъемлемой частью системы его внешнеэкономических связей.

Город Чернигов имеет прямое пассажирское соединение как на внутренних железнодорожных магистралях Украины с городами Симферополь, Львов и др., так и за ее границами с Москвой и Минском. Территорией области проходит главная пассажирская магистраль Москва – Киев – Одесса. Через Черниговскую область проходит Критский международный коридор № 9, определенный Критской конференцией в рамках Европейского общества (Хельсинки – Санкт-Петербург – Киев (Москва) – Одесса (Кишинев) – Бухарест - Александрополис), который объединяет Украину, Республику Беларусь, Российскую Федерацию, Скандинавию, Польшу и Западную Европу.

Целесообразно выделить внешнеэкономическую деятельность речного транспорта региона, поскольку с 1996 года ОАО “Черниговский речной порт” осуществляет грузоперевозки по Дунаю своим буксирным и несамоходным флотом в порты Румынии, Болгарии, Югославии.

Основные статистические показатели свидетельствуют об активизации и оживлении деятельности транспортного комплекса региона. В прошлом году основные усилия предприятий транспорта были направлены на обеспечение потребностей хозяйственного комплекса и населения области в перевозках, предоставление сопутствующих с перевозками услуг.

За 2002 год предприятия транспорта обеспечили рост показателей грузовой транспортной работы (таблица1).

Таблица 1

^

Грузовые перевозки








2002

к 2001, в %

Перевезено грузов, млн. т

1,8

110,0
^

в том числе автомобильный


1,7

108,0

Грузооборот, млн. т-км

182,7

131,3

в том числе автомобильный

88,7

114,7



Улучшились показатели перевозок пассажирским транспортом области. (таблица 2).




Таблица 2

^

Пассажирские перевозки








2002

до 2001, в %

Перевезено пассажиров, млн.

157,5

103,0

в том числе автомобильный1

64,3

105,9

Пассажирооборот, млн. пас-км

1248,7

102,1

в том числе автомобильный

829,3

111,5



В условиях формирования рыночной экономики важно, что разгосударствленными автопредприятиями области перевезено 1192,9 тыс. тонн грузов, выполнен грузооборот в объеме 62,9 млн. т-км, что составляет соответственно 73% и 71% от общего объема.

Перевозчики малого бизнеса выполнили 24,8% всех пассажирских перевозок и увеличили объемы пассажирских перевозок и пассажирооборота в сравнении с 2001 г., соответственно на 16,8 и 52,1%.

Для Черниговской области очень важным является возрождение речного транспорта. Его предприятиями на протяжении 2002г. доставлено заказчикам 140,2 тыс. т. грузов, переработано – 69,1тыс. тон. Удельный вес заграничных перевозок составляет почти 75% от общего объема перевозок. Грузооборот речного транспорта составлял 94 млн. т-км против 61,8 млн. т-км в 2001 году. По отношению к 2001 г. объемы перевозки грузов и переработки увеличились на 41,6 тыс. т (42,2%) и на 4 тыс. т (6,1%) соответственно. Среднее расстояние перевозки 1 тонны груза выросло на 7% и составляло 670,5 километра. Количество обработанных судов превысило прошлогодний уровень и составило 218 единиц. Среднесуточная переработка грузов составила 0,2 тыс. тонн.

Услугами речного транспорта воспользовались 14,5 тыс. лиц, объем выполненного пассажирооборота составил 290 тыс. пас-км, что соответственно, на 5,2 и на 0,8% меньше, чем в прошлом году. Среднее расстояние перевозки пассажиров увеличилось и составило 20 км против 19,1 км в 2001 году.

Развитие транспортной отрасли Черниговской области характеризуется значительной неравномерностью. Объемы грузоперевозок увеличили автопредприятия всего пятой части регионов. Объемы грузооборота возросли за счет городов Прилуки и Чернигова. Прирост объемов пассажирских перевозок осуществляется более равномерно и наблюдается у двух третей субъектов хозяйствования.

При определении центров транспортной активности отдельного внимания заслуживает деятельность транспортных предприятий обласного центра, которые отмечаются наиболее динамическим развитием. Транспортные перевозки здесь осуществляют более 400 предпринимателей – физических лиц и 122 малых предприятия (всего их по области 155), на которых заняты 1733 рабочих. Благодаря деятельности субъектов малого бизнеса в области практически полностью решенные проблемы транспортных пассажирских перевозок. Почти 55% всех пассажирских перевозок выполнили автотранспортные предприятия областного центра. Свыше 64% всех грузовых перевозок и 74% общего грузооборота выполнено также предприятиями автотранспорта г. Чернигова.

Данные о грузовых перевозках приведенные в таблице 3.

Таблица 3

^

Грузовые перевозки транспортом г. Чернигова








за 2002 г.

в % к 2001 г.

Перевезено грузов

1194,6

115,9

в том числе:







автомобильный

1054,4

113,1

речной

140,2

142,2

Грузооборот, млн. т-км

159,3

107,6

в том числе:







автомобильный

65,3

108,9

речной

94,0

152,1


Закрепление положительных тенденций, которые проявляются в транспортной отрасли региона, с все большей необходимостью требует развития транспортных коммуникаций, объектов и систем; разработки и внедрения региональной программы повышения безопасности транспортного процесса, экологической политики; создания системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Реализация указанных направлений позволит в полной мере задействовать существующие преимущества пограничного расположения и извлечь максимум из положительных условий, которые сложились на сегодня, для обеспечения социально-экономического развития региона. Программой социально-экономического развития области на 2003 год предполагается, что работа транспортной системы будет определяться возрастанием промышленного и сельскохозяйственного производства. Автомобильным транспортом предполагается перевезти 1,7 млн. тон грузов, что на 6% больше, чем в 2002 году. Перевозки пассажиров возрастут на 4% и будут составлять 67,5 млн. чел. [3].

Характеристика транспортного комплекса Черниговского региона, положительная динамика экономических показателей говорят о возрастании его возможностей и роли в межгосударственном приграничном сотрудничестве. Так, как процесс сотрудничества должен быть взаимовыгодным для всех участников, значит в данном случае быть трехсторонним и учитывать возможности и интересы всех партнеров.

К его развитию предполагает рост объемов производства основных видов продукции в Брянской области. Целесообразно подчеркнуть, что более развитым в настоящее время является сотрудничество Брянской и Гомельской областей. В Брянской области зарегистрировано более 90 предприятий с белорусскими инвестициями, половина из которых из Гомельской области. Для перспектив транспортной составляющей важным является то, что в Брянской области основные виды экономической деятельности – торгово-закупочная и экспортно-импортные операции.

В свою очередь перспективной для дальнейшего сотрудничества в транспортной сфере для Черниговщины представляется Гомельская область. В прошлом году объем внешнеторгового оборота Гомельщины составил 2 млрд.дол.США., предполагается, что объемы экспорта к 2005 году увеличатся в 1,64 раза.

Главным внешнеэкономическим партнером Гомельского региона является Россия, ее доля в общем объеме составляет около 50%. Товарооборот с Украиной составляет 8% и в последние годы снижается.

В структуре услуг области главными являются транспортные, которые, оказываются всем странам СНГ и 30 дальнего зарубежья.

Интересен для Черниговщины опыт СЭЗ «Гомель-Ратон», которая имеет выход на все виды транспорта – железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный. Важно, что при ввозе иностранных товаров на территорию СЭЗ никакие таможенные пошлины не взымаются, а для резидентов налог на прибыль и доходы и добавленную стоимость в 2 раза ниже, чем для других субъектов на территории Беларауси.

Новым этапом трехстороннего сотрудничества безусловно становится еврорегион «Днепр», соглашение о создании которого подписано в апреле 2003 года. Реализация проекта позволит сделать более интенсивной интеграцию этих регионов.

По мнению автора в ближайшей перспективе важнейшей задачей становится активизация работы над унификацией законодательной базы, приведением к единому знаменателю льгот и пошлин, правил и критериев определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, порядка экспортного и валютного контроля, мер нетарифного регулирования.

На основании изложенного можно сделать вывод, что дальнейшее развитие транспортной системы Черниговской области должно сочетаться с тенденциями во внешнеэкономической деятельности Брянского и Гомельского регионов, новыми подходами, наиважнейшими среди которых есть создание свободных экономических зон, еврорегиональных структур, особенно вновь созданной еврорегион «Днепр» и, в конечном счете, зоны свободной торговли.


Литература:


  1. Послание Президента Украины к Верховной Раде Украины. Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011гг., г. Киев

  2. Социально-экономическое положение Черниговской области за 2002 год. Статистический бюллетень. Чернигов, 2003.

  3. Программа социально-экономического развития области на 2003 год, утвержденная решением Черниговского областного совета 24 января 2003 года.




1





Похожие:

Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества iconПроблемы, перспективы и риски российско-китайского приграничного сотрудничества
Целью данной статьи является краткое изложение полученных к настоящему времени прикладных результатов проекта
Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества iconУрок географии 9 класс Тема: «Транспорт России»
«транспорт», «транспортная система», «транспортная магистраль», «транспортные узлы»; системы фактов, отображающих реальную действительность...
Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества iconЭкономическая безопасность Украины
Безопасность это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или...
Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества iconНепрерывное обучение как фактор развития информационного общества
Международный научно-учебный центр информационных технологий и систем нан украины и мон украины
Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества iconИсследование слова «весна». Урок-исследование
Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления;...
Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества icon«Банковские системы России и ес в условиях развития геоэкономики»
Практика показала, что развитие международного экономического сотрудничества в условиях преодоления последствий мирового финансового...
Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества iconЛекции дать студентам знания относительно становления, проблем и перспектив финансовой системы Украины в рамках мировой финансовой среды
Тема 10. Финансовая система Украины, ее становление, проблемы и перспективы вхождения в мировую финансовую среду
Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества iconЛекция Сущность финансового планирования на предприятии
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению...
Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества iconЛекция 14. Тема 10. Финансовая система Украины, ее становление, проблемы и перспективы вхождения в мировую финансовую среду
Цель занятия: в ходе лекции дать студентам знания относительно становления, проблем и перспектив финансовой системы Украины в рамках...
Исследование динамики показателей транспортной системы Черниговского региона Украины в контексте возможностей развития приграничного сотрудничества iconИсследование эффективности эвристического алгоритма составления расписания зачетно-экзаменационной сессии
Сэтс/Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами