Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам icon

Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам



НазваниеЗаседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам
Дата17.10.2016
Размер
ТипЗаседание

Под председательством Президента Азербайджана Ильхама Алиева состоялось заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам-A +A

2012-10-10 18:34:00

10.10.2012 [18:34]

Баку, 10 октября (АзерТАдж). 10 октября под председательством Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева состоялось заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам.
Глава государства открыл заседание вступительной речью.

^ Вступительная речь
Президента Ильхама Алиева


-Экономика страны успешно развивается, и итоги девяти месяцев еще раз наглядно подтверждают это. Все наши макроэкономические показатели находятся на высоком уровне, за девять месяцев наша экономика выросла на 1,1 процента. Но наша ненефтяная экономика выросла на 10,3 процента. Это наиболее важный показатель последних месяцев и лет. Так как наша цель заключается именно в том, чтобы экономика страны развивалась диверсифицированно. Разумеется, развитие ненефтяной экономики позволит, чтобы Азербайджан в будущем смог намного сократить зависимость от нефтегазового фактора.
Во всех регионах осуществляются благоустройство и созидательная работа. Создаются новые промышленные предприятия. Уверен, что до конца года наша ненефтяная экономика будет оставаться на высоком уровне, в то же время это позволит нам и в следующем году успешно продолжать политику диверсификации в экономической сфере.
В течение девяти месяцев в экономику страны было вложено 16 миллиардов долларов инвестиций. Это очень большая цифра. Намного бόльшая, чем в прошлом году. Если учтем, что ежегодно вкладываются инвестиции примерно на таком уровне, то сможем заметить, какие большие инвестиции вкладываются в азербайджанскую экономику. Основную часть инвестиций составляют внутренние инвестиции – примерно 70 процентов. А остальная часть – это средства зарубежных инвесторов. Считаю, что этот баланс является наиболее оптимальным. Наша экономика привлекательна для зарубежных инвесторов, в то же время внутренние инвестиции, прежде всего, свидетельствуют о том, что у государства очень успешная инвестиционная политика. Так как подавляющая часть внутренних инвестиций – это средства, вкладываемые по линии государства. В то же время частный сектор также успешно участвует в этих инвестиционных проектах. У частного сектора – как у местного, так и у зарубежного бизнес-сообщества – есть большая вера в азербайджанскую экономику. Если бы не было этой веры, то, конечно же, не было бы вложено столько инвестиций.
Могу сказать, что в целом частный сектор сохраняет свой высокий удельный вес во внутреннем валовом продукте. По последним данным, 83 процента экономики страны формируется в частном секторе. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что в Азербайджане полностью установлены принципы рыночной экономики.
Сельское хозяйство выросло на 6,3 процента. Это тоже прекрасный показатель. Я еще выскажу свои мысли об этом. Но с самого начала хочу сказать, что эта сфера, как всегда, остается приоритетной сферой, и в будущем ей следует уделять еще больше внимания. Я очень рад, что поручения, данные мною некоторое время назад, выполняются. Развитие сельского хозяйства позволит нам еще меньше зависеть от импорта. В то же время открытие рабочих мест, начало функционирования промышленных предприятий в регионах напрямую связаны с развитием сельского хозяйства. Поэтому я считаю, что 6,3-процентный рост – это очень хорошо. Мы должны стремиться к тому, чтобы в будущем сохранить эти высокие темпы.
С начала года стратегические валютные резервы нашей страны увеличились почти на 5 миллиардов долларов и в настоящее время находятся на уровне 45 миллиардов долларов. Могу сказать, что это очень большая цифра в мировом масштабе, и Азербайджан относится к числу тех стран, которые обладают большими валютными резервами. По размерам территории и численности населения страны, я считаю, если рассчитать наши валютные резервы на душу населения, то мы находимся на одном из ведущих мест в мировом масштабе. Весьма отрадный факт заключается в том, что, несмотря на осуществление больших инвестиционных проектов по линии государства, наши стратегические валютные резервы не уменьшаются, а напротив, увеличиваются. Мы должны стремиться к тому, чтобы в предстоящие годы не опускаться ниже определенного уровня. Так как это наш резервный источник. В то же время, несмотря на то, что царящий сейчас в мире финансовый кризис уменьшил процентные ставки и мы пока еще не можем получить достаточно большой прибыли в результате управления этими средствами, но уже изучаются новые направления управления валютными резервами. Таким образом, коэффициент прибыльности наших средств, уверен, будет на еще более высоком уровне.
Все эти показатели подтверждают, что развитие в экономической сфере является очень стремительным. Разумеется, это развитие влияет и на уровень жизни людей. За девять месяцев денежные доходы населения выросли на 12 процентов, а инфляция – всего лишь на 1,5 процента. Как видите, разница между инфляцией и денежными доходами населения составляет 10 процентов, и я считаю, что по этим показателям Азербайджан находится на одном из ведущих мест в мировом масштабе. Все наши экономические инициативы и наша экономическая стратегия в целом направлены на улучшение благосостояния азербайджанского народа. Мы достигли больших успехов в этом направлении, и данные показатели являются логическим результатом проделанной работы.
Положение в промышленном производстве не является достаточно радужным. Я хочу несколько подробнее высказать свои мысли об этом, чтобы азербайджанская общественность также была осведомлена о сложившемся положении. Уже не в первый раз мы на заседании Кабинета Министров озвучиваем не очень-то приятные цифры касательно промышленного производства. С каждым кварталом, с каждым годом, в частности в течение нескольких последних лет, общее промышленное производство в Азербайджане сокращается. До этого мы излагали это лишь как статистический показатель. Но разъяснением этого мы, можно сказать, не занимались. Считали, что это временный процесс, временная проблема и эта проблема найдет свое решение, промышленное производство будет не только не сокращаться, но и расти. Но показатели девяти месяцев свидетельствуют о том, что общее промышленное производство в Азербайджане сократилось на 3,5 процента. А наша ненефтяная промышленность выросла на 7,7 процента. С одной стороны, это опять же является логическим результатом реформ, проводимых нами в экономической и промышленной сферах. Так как в нашей стране идет широкий процесс индустриализации. Несколько лет назад мною были даны конкретные поручения по данному вопросу, и мы видим прекрасные результаты этих поручений. Выросшая на 7,7 процента наша ненефтяная промышленность – это большое достижение. Но сокращение нефтяной промышленности в бóльшей степени, конечно же, беспокоит нас. Этот процесс – то есть сокращение, наблюдаемое в этой отрасли, спад непосредственно связаны с нефтедобычей. И здесь мы должны разделить вопрос на две части. Так как в Азербайджане нефтедобычей занимается Государственная нефтяная компания Азербайджана, и на основе заключенного в 1994 году контракта по месторождениям «Азери» и «Чираг» был создан международный консорциум – Азербайджанская международная операционная компания, и оператором была именно Азербайджанская международная операционная компания. На последующих этапах среди входящих в этот консорциум компаний шел процесс слияния, в связи с чем функции оператора были поручены компании bp.
С того времени и по сегодняшний день в области реализации нашей нефтяной стратегии были достигнуты очень большие успехи.
Мы справедливо гордимся нашей нефтяной стратегией. Так как успешное экономическое развитие Азербайджана, рост его политического веса и активное участие в мировых процессах – это вопрос, непосредственно связанный с экономическими возможностями нашей страны. А экономические возможности нам предоставила именно наша нефтяная стратегия. И то правда, что, в отличие от некоторых других стран, мы эффективно использовали эти возможности – направили нефтяной капитал на развитие ненефтяного сектора. Таким образом, реализация инфраструктурных проектов и другие экономические реформы фактически позволили, чтобы мы могли с чувством гордости говорить народу о сегодняшних реалиях. Но из-за допущенных консорциумом грубых ошибок в последние годы добыча нефти на месторождениях «Азери» и «Чираг» стала резко уменьшаться. Это не первый год, когда добыча нефти уменьшается. Разумеется, занятые в нефтяной промышленности люди, нефтяные специалисты знают, что у каждого месторождения нефти есть определенная жизнь. Добыча растет, достигает пиковой отметки, затем в течение определенных лет остается стабильной, но после этого начинается спад. То есть данный процесс – это вопрос, хорошо знакомый любому специалисту по нефти. Но речь не идет о том, что мы достигли пиковой отметки, а после него, естественно, как говорится, идут процессы спада. Речь идет о том, что сделанные прогнозы не выполняются. Также могу сказать, что контракт по нефтяным месторождениям «Азери» и «Чираг» был подписан на основе долевого раздела. На начальных этапах долевой раздел был несколько иным. На тех начальных этапах, когда вкладывались большие инвестиции, доля зарубежных инвесторов была большей – примерно 75 на 25 процентов в пользу иностранцев, если так можно сказать. После того, как они вернули свои инвестиции, долевой раздел начал меняться – на уровне 50 на 50 процентов. В середине 2008 года, учитывая уже рентабельность нефтяных месторождений «Азери» и «Чираг» и условия контракта, этот долевой раздел изменился в пользу Азербайджана, и в настоящее время, с середины 2008 года по сегодняшний день, составляет 75 на 25 процентов. То есть, 75 процентов добываемой прибыльной нефти приходится на долю Азербайджана. Еще раз хочу сказать, что после того, как на основе условий контракта в этом долевом разделе произошло изменение, добыча нефти с нефтяных месторождений «Азери» и «Чираг» почему-то стала уменьшаться.
К своим словам хочу добавить конкретные цифры. Так, в 2009 году данный нам прогноз добычи с месторождений «Азери» и «Чираг» составлял 46,8 миллиона тонн. А фактически нефти было добыто на уровне 40,3 миллиона тонн. В 2010 году прогноз составлял 42,1 миллиона тонн, а фактически было 40,6 миллиона тонн. В 2006 году прогноз составлял 40,2 миллиона, а реальная добыча – 36 миллионов. В 2012 году сделанный прогноз составляет 35,6 миллиона тонн. Учитывая нынешнюю добычу, можно предположить, что до конца года bp не сможет добыть с месторождений «Азери» и «Чираг» более 33 миллионов тонн нефти.
Суммировав все эти цифры, приняв цену нефти на уровне 100 долларов, хотя в эти годы она была еще выше, и подсчитав, мы увидим, что Азербайджан недополучил 8,1 миллиарда долларов дохода. Это реальность. За маленькой статистической цифрой стоит реальность. Поэтому сокращение из года в год, из месяца в месяц, из квартала в квартал производства в нефтяной промышленности является логическим результатом данного положения.
Также могу сказать, и я уже говорил об этом, в нефтяные месторождения «Азери» и «Чираг» были вложены большие инвестиции. За это мы благодарны всем инвесторам, и повторяю, что эти инвестиции позволили сделать так, что сегодня Азербайджан является одной из наиболее стремительно развивающихся стран в мировом масштабе. Но я хочу, чтобы общественность знала и о том, что эти инвестиции не носили благотворительных функций. Это чисто бизнес-проект. Вновь хочу привести некоторые цифры. С самого начала и по сегодняшний день консорциумом во главе с bp в нефтяные месторождения «Азери» и «Чираг» было вложено 28,7 миллиарда долларов инвестиций. К этому дню консорциум получил доход в размере 73 миллиардов. То есть получена большая прибыль. Разумеется, вся эта прибыль стала возможна на основе условий контракта. Конечно же, Азербайджанская сторона тоже получила большую прибыль. Большая часть наших валютных резервов, которые сегодня находятся на уровне 45 миллиардов, - это средства Нефтяного фонда. И еще сколько средств было израсходовано в течение последних 12 лет. Государственный нефтяной фонд был создан в конце 1999 года – в декабре. Основной источник средств, вложенных с того времени по сегодняшний день в экономику страны, инвестиций, вложенных в инфраструктурные проекты, строительство школ и дорог, работу по благоустройству, - это наша нефтяная промышленность. Поэтому это чисто коммерческий проект. Считаю, что все обещания, сделанные прогнозы должны быть выполнены. Должен отметить, что этот неожиданный спад стал возможен исключительно в результате грубых ошибок компании bp, возглавляющей консорциум, который осуществляет деятельность на месторождениях «Азери» и «Чираг». Мы на протяжении многих лет сотрудничаем с компанией bp. Во все периоды поддерживали их деятельность. Поддерживали их в самые трудные для них дни. Мы ожидали адекватного отношения. Данные нам ошибочные прогнозы неприемлемы. Данные Государственной нефтяной компании лживые обещания неприемлемы. В мире бизнеса, бизнеса такого уровня таким отношениям нет места, они невозможны. Мы всегда были справедливы ко всем партнерам – и в политике, и в экономической сфере. Всегда держали данное слово. Мы ожидаем адекватного отношения. Я считаю, что в связи с этим вопросом должны быть сделаны очень серьезные изменения. Почему я именно сегодня раскрываю для общественности информацию, связанную с этим вопросом? Потому, что в прошлом месяце со стороны bp мне в официальном порядке было дано слово, что все эти негативные явления будут устранены в короткие сроки. Все ошибки были признаны. Было признано, что положение не очень-то радужное.
Данные мне обещания заключались в том, что за короткий период будут сделаны очень серьезные изменения, внесены поправки в рабочую программу, приняты конкретные меры для поддержания добычи на стабильном уровне и, самое главное, заменены люди, допустившие эти грубые ошибки. Но с того времени и по сегодняшний день – прошел почти один месяц – и я не вижу выполнения этих обещаний. Напротив, я считаю, здесь идет процесс затягивания времени. Поэтому я считаю, что это совершенно недопустимо. Государственной нефтяной компании уже дано поручение поднять этот вопрос в официальном порядке и принять необходимые меры. Инвесторы, неспособные выполнить свой служебный долг, условия контракта, должны сделать выводы, должны быть и будут приняты строгие меры.
Таким образом, если не учитывать эти неприятные события в экономической сфере, то в целом положение очень позитивное, проводимые в нашей стране экономические реформы высоко оцениваются и международными финансовыми структурами. В прошлом квартале одна из самых авторитетных экономических структур мира – Давосский экономический форум опубликовал новый рейтинг конкурентоспособности стран, и в том рейтинге Азербайджан находится на 46-м месте. На пространстве СНГ – первый, а в мировом масштабе – 46-й. По сравнению с прошлым годом мы поднялись на 9 ступеней вверх. То есть это говорит о том, что экономическое развитие и успехи Азербайджана связаны с экономическими реформами, в этом отчете в то же время был опубликован рейтинг макроэкономического положения. По макроэкономической стабильности Азербайджан находится на 18-м месте в мировом масштабе. То есть, считаю, нет необходимости разъяснять, что значит быть в этой области на 18-м месте в мировом масштабе. Основные рейтинговые агентства, которые в настоящее время снижают кредитные рейтинги развитых стран Европы, повышают кредитный рейтинг Азербайджана. «Fitch», «Standard & Poor’s», «Moody’s» - то есть три основных рейтинговых агентства повысили наш кредитный рейтинг, и это стало возможным в результате проделанной работы, проводимых реформ. То есть этот процесс экономического развития такой, что это развитие, прогресс можно увидеть воочию и в то же время они отражены в статистических данных.
В других сферах, повторяю, в решении социальных вопросов также есть большие результаты. Как вы знаете, начался процесс выдачи компенсаций за оставшиеся с советских времен вклады, и на всем пространстве СНГ именно в Азербайджане эти средства будут выданы в самые короткие сроки и с самым высоким коэффициентом. Это также свидетельствует о том, насколько широка наша социальная политика.
Среднемесячная заработная плата и среднемесячная пенсия возросли, и этот показатель находится среди самых высоких показателей на пространстве СНГ. Для сравнения, чаще всего, считают в долларах. Так, в Азербайджане средняя заработная плата составляет 500 долларов, а средняя пенсия – 190 долларов. Это интенсивный рост, но он не может удовлетворить нас. Несмотря на то, что можно проводить сравнения и хвастаться успехами, я считаю, что в предстоящие годы в этой области будут достигнуты еще большие успехи. Это устойчивый процесс, пенсии и заработная плата повышаются из года в год. В настоящее время в Азербайджане пенсии составляют 40 процентов заработной платы, это на уровне критериев развитых стран Европы.
Дела в регионах идут очень успешно. Поездки в регионы позволяют мне как на месте ознакомиться с положением, так и дать дополнительные указания, выделить дополнительные средства. Во всех регионах идет процесс оживления, развития, реализации инфраструктурных проектов, открытия новых рабочих мест. С начала этого года были открыты 94 тысячи новых рабочих мест, из них 73 тысячи – постоянные рабочие места. Со времени начала Программы социально-экономического развития регионов, с 2004 года были открыты 1 миллион 100 тысяч рабочих мест, в том числе 800 тысяч постоянных рабочих мест.
Повторяю, во всех других сферах, в области строительства, созидания, создания социальной инфраструктуры достигнуты большие успехи. В течение года было построено 188 школ и дополнительные корпуса, капитально отремонтированы 103 школы. Этот процесс принял широкий размах как в Баку, так и в регионах. Что касается бакинских школ, то к следующему учебному году не останется не то что ни одной школы в аварийном состоянии, но и ни одной не отремонтированной школы. В регионах также идет большая работа в этом направлении. Скорее всего, для полного решения данного вопроса в регионах понадобится несколько больше времени.

В прошлом квартале наши спортсмены порадовали нас. Азербайджан показал очень большие результаты на Олимпийских и Паралимпийских играх. Наши олимпийцы сумели достичь 30-го места в мировом масштабе. По числу медалей они на 24-м, а по их достоинству – на 30-м месте. Среди европейских стран они на 15-м, а среди исламских – на 3-м месте. Мы завоевали десять медалей – две золотые, две серебряные и шесть бронзовых. Это большая историческая победа. Наши паралимпийцы сумели занять 27-е место. Они завоевали 12 медалей, из них – четыре золотые. То есть, повторяю, это и радует, и воодушевляет нас, и в то же время демонстрирует мощь нашей страны, потенциал нашей молодежи. Поскольку спорт – это неотъемлемая часть жизни каждой страны, очень важный фактор. Развитие спорта демонстрирует общее развитие страны. Обычно в экономически сильных, политически стабильных странах спорт также стремительно развивается. Для развития спорта необходимы государственные средства, государственная поддержка, учебно-тренировочный процесс должен проводиться на высоком уровне, необходимы инфраструктурные проекты. В Азербайджане действуют 35 региональных олимпийских центров и уже строятся около 10 новых олимпийских спортивных комплексов.
Словом, прошлый квартал и 9 месяцев этого года по всем направлениям были успешными для экономики страны. На международной арене были достигнуты большие успехи. Мы активно участвуем в заседаниях Совета Безопасности ООН, демонстрируем принципиальную позицию. Когда в октябре прошлого года – уже проходит один год – мы стали членом Совета Безопасности, я тогда в своем обращении к народу сказал, что мы в этой структуре будем защищать справедливость и международное право, и, как всегда, держим свое слово. Наша позиция воспринимается с большой симпатией и большим уважением. Так как, хочу еще раз сказать, мы защищаем справедливость и международное право. В то же время поддержка, оказанная нам в ходе избрания, уже проявляет себя в других форматах. Как вы знаете, кандидатуру Азербайджана поддержали 155 стран. Недавно на саммите Движения Неприсоединения 120 стран приняли резолюцию об урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта только и только в рамках территориальной целостности стран. Это наш очередной большой дипломатический успех и очередное поражение Армении. Так как 120 стран составляют большинство мирового сообщества. В мире немногим более 200 стран. Из них 120 поддерживают нашу территориальную целостность, лишь на основе этих принципов видят урегулирование конфликта. Если мы учтем решения и декларации Чикагского саммита НАТО, - естественно, страны-члены НАТО не могут быть членами Движения Неприсоединения – то там тоже было открыто подчеркнуто урегулирование армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта лишь на основе принципа территориальной целостности стран. Это тоже очередное поражение армян и очередной наш успех. То есть три четверти мирового сообщества видит решение вопроса лишь на основе принципа территориальной целостности. Конечно же, это очень справедливая позиция, и другой позиции, другого варианта решения вопроса не может быть.
Что же касается принципов самоопределения народов, то армяне пытаются ввести мировое сообщество в заблуждение, упомянутые мною решения и декларации разрушают всю эту лживую пропаганду. Принципы самоопределения народов должны быть обеспечены в рамках территориальной целостности стран. Именно так поставлен вопрос в документах Хельсинкского заключительного акта. Поэтому все эти очередные дипломатические успехи, политические победы, наша абсолютная победа над Арменией еще больше воодушевляют нас и приближают к решению вопроса.
Мы должны стать и становимся еще сильнее. Укрепляем наши международные позиции, пользуемся большой поддержкой в мировом масштабе. Недавно на открытии Азербайджанской дипломатической академии и встрече с послами нашей страны за рубежом я достаточно широко изложил свои стратегические взгляды по внешней политике, не хочу повторяться. Хочу сказать следующее: сейчас мы приобретаем новых партнеров в мире и видим, что и на нетрадиционных для нас, для сотрудничества с нами континентах наблюдается большой интерес к Азербайджану. В частности – в Латинской Америке. Мы тоже налаживаем очень тесные связи со странами Латинской Америки и видим, что эти связи очень искренние, строятся на основе взаимного уважения, взаимных интересов и дружбы. Именно на этих принципах должны строиться отношения с каждой страной. Мы неоднократно заявляли это. Я неоднократно говорил, что Азербайджан признает лишь равноправные отношения. Если кто-то думает, что может внушить нам свою волю, то он ошибается. Мы признаем лишь принципы равноправия, взаимных интересов, невмешательства в дела друг друга. Именно на основе данных принципов мы строим тесные отношения со странами Латинской Америки, и я считаю, что это направление очень перспективное как для внешней политики, так и для решения экономических вопросов. Как внешнеполитическому сектору, так и занимающимся экономическими вопросами структурам даны соответствующие поручения о том, что мы должны еще интенсивнее налаживать отношения со странами Латинской Америки. Разумеется, у нас дружественные отношения и с традиционными партнерами. Естественно, эти связи будут продолжены.

^ Х Х Х

В своем выступлении председатель правления Центрального банка Азербайджана Эльман РУСТАМОВ сказал, что за 9 месяцев 2012 года национальная экономика продемонстрировала развитие, стабильность и устойчивость. Отметив, что этот процесс коснулся и банковского и финансового секторов, Э.Рустамов сказал: 
-За 9 месяцев текущего года, как было отмечено, ненефтяной сектор вырос более чем на 10 процентов. В итоге за последние 4 года доля ненефтяного сектора в ВВП выросла на более чем 5 процентов.
Наша страна укрепила свои позиции в группе государств со средними доходами. Объем ВВП на душу населения в паритетной стоимости маната превышает 10 тысяч долларов США. По этому показателю, Азербайджан опережает 100 стран мира.
В структуре торгового и платежного баланса страны происходят характерные процессы, демонстрирующие диверсификацию. Объем экспорта в три раза больше, чем объем импорта. Экспорт ненефтяных товаров и услуг до конца года ожидается приблизительно в размере 5 миллиардов долларов США. С 2008 года этот показатель вырос в 2 раза.
Растет также экспорт услуг, которые в целом составляют 60 процентов ненефтяного экспорта.
К концу года в платежном балансе мы ожидаем профицит в размере 16-17 миллиардов долларов США. Прогнозируется, что до конца года стратегические валютные резервы превысят 50 миллиардов долларов. Стратегические запасы составляют около 70 процентов ВВП, и по этому показателю страна входит в первые пятнадцать стран мира. Полученные за прошедший период доходы от запасов составили более полмиллиарда долларов, и Вы отметили, господин Президент, что в мире сегодня процентные ставки очень низкие, однако, в соответствии с Вашим поручением уже начата инструментальная, валютная и географическая диверсификация золотовалютных резервов страны. Главная цель, конечно же, - это надежность, повышение эффективности управления валютными запасами.
Инвестиционная активность в стране также высокая. За 9 месяцев текущего года инвестиции выросли на 27 процентов, в том числе в ненефтяном секторе – на 31 процент. Растут прямые иностранные инвестиции в ненефтяной сектор, объем которых в этом году ожидается в размере 1 миллиарда долларов. В текущем году в регионах были созданы 284 новых предприятий, еще 444 предприятия находятся на стадии строительства.
Азербайджан обладает стабильным и динамичным государственным бюджетом. За прошедшие 9 месяцев бюджетные расходы увеличились на 27 процентов, в том числе инвестиционные расходы – на 20 процентов. Ненефтяные налоговые поступления выросли на 14 процентов. Бюджетные прогнозы выполняются полностью с профицитом.
Началось возвращение вкладов, оставшихся с периода СССР. 871 тысяча вкладчиков уже получили 30 процентов предусмотренных средств, приблизительно 366 миллионов манатов.
Устойчивое и динамичное развитие ненефтяного сектора позволило решить проблему безработицы в стране. Уровень занятости в стране составляет 95 процентов. С начала 2008 года в стране было открыто более 430 тысяч новых рабочих мест. Только за 9 месяцев текущего года были открыты 94 тысячи новых рабочих мест.
За прошедшие 9 месяцев реальные денежные доходы населения выросли на 12 процентов, а с 2008 года этот рост был в двукратном размере. По данным Всемирного банка, по справедливому разделу национального дохода, Азербайджан опережает 110 развитых стран. То есть устойчивым развитием пользуется не узкий слой, а более широкие массы населения. Другими словами, растет инклюзивность экономического развития. Согласно отчету того же Всемирного банка, среди 153 стран мира Азербайджан является одной из 20 стран, где низкий уровень бедности.
На фоне такого развития растут и международные рейтинги страны. Вы уже отметили это. Я просто хочу сказать о кредитно-инвестиционном рейтинге страны. Мы уже находимся в двух шагах от топ-рейтинга, то есть от зоны А.
Господин Президент, стремительное развитие экономики страны происходит в период продолжающейся в последние четыре года экономической напряженности. Процесс балансирования между глобальными силовыми центрами протекает очень болезненно. Стимулирующие экономику широкомасштабные пакеты ведущих стран могут только предотвратить резкое ухудшение ситуации. По сравнению с предыдущими кварталами, в третьем квартале темп глобального роста был ниже в среднем на 1,5 процента.
Как вы отмечали на совещании, посвященном итогам 6 месяцев социально-экономического развития страны, основная причина этого – крайне высокий уровень государственных долгов в ряде развитых стран. В некоторых странах дефицит бюджета выше 10 процентов внутреннего валового продукта, а государственный долг – 100 процентов. Исторический опыт показывает, что для уменьшения таких долгов требуются десятки лет. Необходимые и болезненные меры по бюджетной консолидации, радикальные структурные реформы приводят к глубокой политической дестабилизации и резким социальным протестам. В настоящее время в международных организациях, экспертных сообществах широко обсуждаются новая волна глобального кризиса и его последствия, риски.
Основной причиной же существующей в Азербайджане стабильности и устойчивости является проводимая долгое время в стране внимательная и ответственная макроэкономическая стратегия и политика. Азербайджан имеет достаточные возможности для маневра, чтобы встретить глобальные риски. Страна имеет успешный опыт по предотвращению кризиса и большие финансовые запасы. Достаточно отметить только то, что государственный долг Азербайджана составляет всего 8 процентов его внутреннего валового продукта, а валютные резервы превышают внешний государственный долг в 9 раз.
Как институт макроэкономической стабильности, Центральный банк в текущем году в соответствии со своим мандатом сосредоточил свою деятельность в обеспечении стабильности цен, национальной валюты и банковской системы. Как было отмечено, инфляция однозначная. А среднегодовая инфляция составляет всего 1,5 процента. Темпы роста заработной платы на 7 процентов превышают темпы роста инфляции.
Несмотря на то, что в июне-сентябре мировые цены на продовольствие выросли на 8 процентов, рост местного производства продуктов оказал положительное воздействие на ценовую стабильность. Стабильность курса является важной опорой макроэкономической стабильности. За прошедшие 9 месяцев была сохранена стабильность маната. Мы можем уже говорить о стабильности национальной валюты на долгосрочный период – на 15-летний период. Манат признается надежной валютой не только внутри страны, но даже в регионе. Мы видим, к каким серьезным социально-экономическим последствиям приводит нестабильный курс в некоторых странах.
В 2012 году финансовая стабильность продолжилась и в банковском секторе. Уровень капитализации банков высокий, существуют достаточные запасы против рисков. В текущем году капитал банков вырос на 18 процентов, а за последние 4 года – на 49 процентов. Выросли и банковские активы: в текущем году - на 11 процентов, а в последние 4 года – на 51 процент. Соотношение банковских активов к ненефтяному внутреннему продукту составляет 65 процентов. Растет выплата кредитов: в текущем году - на 12 процентов, а в последние 4 года – на 55 процентов. Приблизительно 72 процента кредитов являются долгосрочными, то есть инвестиционно направленными.
В срочных вкладах населения в текущем году наблюдался рост более чем на 8 процентов, и с начала мирового экономического кризиса вклады населения выросли в 2,3 раза. Доля внешних долгов в финансировании банковских активов в последние 4 года уменьшилась с 20 процентов до 13 процентов. Ликвидные активы сектора превышают обязанности по внешнему долгу более чем на 100 процентов.
Господин Президент,
Новый стратегический период определяет важные вызовы и для банковского сектора. Стабильность сектора и приоритеты развития сделали обязательным повышение требования к капиталу банков в пять раз – доведения до 50 миллионов манатов. Это увеличит устойчивость банков к рискам, углубит финансовое посредничество и эффективность. Будет обеспечена адаптация банковского сектора к растущему масштабу экономики. А для малых и здоровых банков создадутся условия для финансовой, технологической, институциональной консолидации, усилится их конкурентоспособность.
В текущем году обеспечена также стабильная и надежная деятельность платежных систем. Объем выплат, осуществленных за 9 месяцев 2012 года посредством инфраструктуры национальной платежной системы, увеличился на 16 процентов и дошел до 85 миллиардов манатов.
В текущем году мы становимся свидетелями развития рынка ценных бумаг - его объем увеличился на 34 процента. Только рынок акций вырос в 3,3 раза.
Господин Президент, экономика страны успешно завершает 2012 год, и мы уверены, что этот год станет одним из самых успешных в истории экономического развития нашей страны. В то же время в области экономического развития возникают новые задачи, новые цели и новые вызовы. Заверяем Вас, что под Вашим руководством Центральный банк и другие экономические органы страны приложат все усилия для того, чтобы достойно справиться с этими задачами.
Благодарю за внимание.

Х Х Х

Отметив, что экономическое развитие в республике наблюдается также в транспортном секторе, в последние годы были осуществлены необходимые меры, которые были продолжены и в течение 9 месяцев текущего года, министр транспорта Зия МАМЕДОВ сказал:
-За 9 месяцев 2012 года основные экономические показатели по транспортно-дорожному комплексу были выполнены, было перевезено 114 миллионов тонн груза, 1,2 миллиарда человек. 16,7 миллиона тонн груза было перевезено по железной дороге, 9,3 миллиона тонн – водным транспортом, 87,9 миллиона тонн – автомобильным транспортом. В портах была осуществлена операция по загрузке-разгрузке на 9,1 миллиона тонн. Общий размер инвестиций, направленных за этот период на транспортный сектор, составил 1,7 миллиарда манатов.
Учитывая стратегическое значение железных дорог, их особое место в маршруте «Исторический Шелковый путь», восстановленный по инициативе великого лидера Гейдара Алиева, для обеспечения устойчивости магистрали проводятся широкомасштабные работы по реконструкции и строительству. Как выполнение мер, определенных в утвержденной Вами, господин Президент, Государственной программе развития системы железнодорожного транспорта на 2010-2014 годы, в настоящее время поэтапно по 4 компонентам в направлении Восток-Запад продолжается работа по реконструкции дорожного хозяйства, полной замене системы энергообеспечения, связи и подачи сигналов, закупке новых локомотивов и вагонов, созданию центральной диспетчерской системы.
Уже заново построена 85-километровая часть дороги, на которой, согласно проекту, максимальная скорость в этом направлении составит 140 километров в час, на основе подписанных договоров закуплена определенная часть требуемых оборудования и материалов.
Особое место занимает проект Баку-Тбилиси-Карс, осуществляемый по Вашему поручению, господин Президент, и имеющий большое значение в повышении транзитных возможностей нашей страны, развитии регионального сотрудничества. Здесь строительные работы продолжаются быстрыми темпами. В настоящее время на отрезке Ахалкалаки-граница Турция построена верхняя структура новой дороги длиной 5,2 километра, и продолжаются строительство в этой части искусственных сооружений и дорожного полотна, а также вокзальных зданий на станциях Ахалкалаки и Карцахи, моста длиной 150 метров на 101-130-километровом участке дороги, тоннеля длиной 4,2 километра на границе Турция-Грузия и работа по реабилитации и реконструкции на участке Марабда-Ахалкалаки протяженностью 153 километра.
В области морского транспорта продолжилась работа по замене современными судами кораблей и паромов, принадлежащих Каспийскому морскому пароходству.
В настоящее время за счет государственного бюджета в страну привозятся заказанные в Хорватии два парома вместимостью 54 вагона, и в ближайшее время они будут сданы в эксплуатацию.
В рамках проекта по строительству нового Бакинского Международного морского торгового порта продолжаются работа по подготовке территории к строительству и строительство дорожной инфраструктуры, соединяющей портовый комплекс. Завершается работа по углублению дна, проводимая в акватории порта.
С целью модернизации воздушного транспорта, обновления парка воздушных судов в 2012 году ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» закупило два пассажирских самолета типа «Boeing 767», и с компанией «Boeing» подписаны новые договора по новым заказам.
Продолжается строительство нового аэровокзального комплекса в Международном аэропорту Гейдар Алиев.
Большая часть перевозок в нашей стране осуществляется автомобильным транспортом, и с каждым годом эта динамика растет. С целью выполнения данных Вами поручений, господин Президент, по безопасному осуществлению этих перевозок был предпринят ряд важных мер по обновлению автотранспортного парка и повышению уровня обслуживания.
За 9 месяцев 2012 года в столицу было привезено и сдано в эксплуатацию 400 новых автобусов большой и средней вместимости и 1085 новых такси, из которых - 1000 «лондонские такси».
С начала текущего года началось строительство Дашкесанского, Гянджинского и Горадизского автовокзалов, завершены и сданы в эксплуатацию Евлахские автовокзальные комплексы.
В рамках договора о технико-экономическом сотрудничестве, подписанного между правительствами Китайской Народной Республики и Азербайджанской Республики, за счет выделенной китайской стороной технической помощи в страну были привезены 163 транспортных средства для сферы коммунального обслуживания.
В отчетный период обеспечение безопасности дорожного движения было в центре внимания, на дорогах усилены меры безопасности, обеспечены техническое оснащение, разметка дорог и установление необходимых знаков.
Уважаемый господин Президент!
Одним из важных факторов в автомобильных перевозках является наличие инфраструктуры автомобильных дорог, отвечающей современным требованиям. В этой области по Вашему особому поручению, с целью создания в стране современной дорожной сети осуществляются крупномасштабные дорожные проекты, прокладываются новые дороги, сооружаются мосты.
За 9 месяцев 2012 года были отремонтированы дороги протяженностью 362,8 километра, в частности 77,5 километра дорог республиканского значения, 285,3 километра – местного значения, на автомобильных дорогах было построено 11 мостов. За счет внутренних инвестиций сдано в эксплуатацию 2-4-километровая часть автомобильной дороги Баку-Алят, осуществлены строительство 50-69-километровой части этой дороги, новой автомобильной дороги Гяндоб-государственная граница с Российской Федерацией, реконструкция автомобильных дорог Габала-Агдаш, Агстафа-Пойлу-граница Грузии, капитальные работы по восстановлению автомобильных дорог Алят-Гаджигабул, Габала-Огуз, Горан-Нафталан, М2 Гянджа, Кюрдамир-Имишли, Бахрамтепе-Билясувар.
Кроме того, проведена работа по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог Джалилабад-Ярдымлы, Исмаиллы-Лагич, Губа-Гечреш, Шеки-Гах и других дорог местного значения.
За счет международных кредитов продолжаются строительство автомобильных дорог Еникенд-Сальян, Сальян-Шорсулу, моста-переправы над рекой Кура, реконструкция автомобильных дорог Муганлы-Евлах, Тагиев-Сахиль, Евлах-Гянджа, Гаджигабул-Бахрамтепе, расширение автомобильных дорог Гаджигабул-Кюрдамир и Баку-Шамаха-Муганлы до четырех полос.
Уважаемый господин Президент!
В соответствии с «Планом дополнительных мер по усовершенствованию транспортной системы в городе Баку на 2008-2013 годы» продолжались реконструкция автомобильной дороги, выходящей на магистраль М1-М2 Международный аэропорт Гейдар Алиев-Мардакян-Бильгя-Новханы-Сумгайыт для движения по 8 рядам, капитальный ремонт проспекта Зии Буниятова и строительство в 4 местах по этому проспекту и на площади «Габала» дорожных узлов.
В рамках проекта третьего этапа дорожного узла Боюк Шор и первой части автомобильной дороги Бильгя-Новханы-Сумгайыт сдан в эксплуатацию тоннель длиной 566 метров.
Продолжается строительство автомобильных дорог в направлении от автомобильной дороги Бузовна-Мардакян-Гала, Зыхский круг-Международный аэропорт до Гала.
В городе Баку капитально отремонтированы дороги протяженностью 75 километров, и сдано в эксплуатацию 5 подземных переходов.
С целью выполнения Вашего Распоряжения от 23 мая 2011 года «О некоторых мерах по организации оказания государственными структурами электронных услуг» создан и сдан электронный портал Министерства транспорта.
Уважаемый господин Президент!
Позвольте выразить Вам глубокую признательность за постоянное внимание и заботу о работе транспортного сектора, за то, что находите время и лично участвуете в открытии новых транспортных объектов, заверить Вас, что транспортники и впредь с большой ответственностью будут выполнять поручения и рекомендации Вашего превосходительства.
Благодарю за внимание!

Х Х Х

Подчеркнув, что за девять месяцев года осуществлены важные меры по выполнению социальных программ, в центре внимания были организация социальной защиты населения на высоком уровне, министр труда и социальной защиты населения Физули АЛЕКПЕРОВ сказал:
- Господин Президент! Как еще один результат Вашего особого внимания к социальной сфере, осуществляемая в нашей стране адресная программа помощи в настоящее время охватывает около 127 тысяч семей. Каждой семье в месяц в среднем выплачивается 112 манатов.
С целью доведения до минимума субъективных факторов во время назначения пособия ведется работа по применению по всей стране альтернативных механизмов обращения посредством почты и в электронном порядке, как это делается в настоящее время в 27 районах.
Исследования показывают, что в составе семьи и имущественном состоянии около 40 процентов семей, получающих адресную помощь, не ожидаются изменения, которые могут повлиять в ближайшие годы на их право для получения этой категории помощи. Поэтому в соответствующие органы отправлены предложения о продлении срока оказания помощи таким семьям на два или три года.
Эти изменения будут способствовать освобождению граждан от трудностей ежегодного повторного сбора документов и сокращению контактов чиновник-гражданин.
Уважаемый господин Президент!
Как Вы уже отметили, адресная помощь направлена на покрытие минимальных нужд малообеспеченных граждан. А выход из состояния бедности, улучшение материального благосостояния возможны только посредством эффективной занятости.
Программа «Самоподдержка», осуществляемая на основании прогрессивного мирового опыта, создавая возможность для занятости малоимущей семьи, имеющей соответствующий потенциал, создает условия для выхода ее из состояния бедности.
До настоящего времени в пилотном порядке в 13 районах к программе, к которой граждане проявляют наибольший интерес, привлечена 281 семья.
В продолжение программы, в нашей стране впервые ведется подготовка к созданию Фонда социальной помощи, к применению механизма выдачи льготных микрокредитов малообеспеченным семьям. Этим самым неимущие семьи с определенным потенциалом получат возможность развивать личное хозяйство.
А это, в конечном счете, создаст условия для открытия новых рабочих мест и постепенного перехода малообеспеченных граждан от бедности к предпринимательству.
Таким образом, в результате указанной активной программы, ожидается снижение до 30 процентов числа получающих адресную помощь.

Уважаемый господин Президент!
В соответствии с Вашим поручением относительно обеспечения в ближайшие несколько лет новыми квартирами состоящих на очереди инвалидов войны и семей шехидов, строительство жилья постепенно ускоряется.
Уже построено и сдано около 5 тысяч квартир. До конца текущего года в различных регионах страны инвалидам и семьям шехидов будут предоставлены в целом 411 квартир.
В ближайшие месяцы в отдельных регионах страны начнется строительство 510-квартирных зданий.
Утвержденная Вами, господин Президент, «Государственная программа по социально-экономическому развитию города Баку и его поселков в 2011-2013 годах» создала условия для строительства в этих населенных пунктах новых предприятий социальной защиты.
В настоящее время в поселке Забрат строится Учебно-восстановительный центр для инвалидов по зрению, Центр социальной реабилитации и Социальный приют для несовершеннолетних, в Бильгя – второй корпус для Дома престарелых. Ведутся работы по созданию условий, соответствующих современным стандартам и на других предприятиях социальных услуг, как это сделано в интернатах в поселках Сарай, Шаган, Бузовна.
Одновременно, начиная с текущего года, в качестве пилотного проекта, специализированные институты гражданского общества впервые привлечены к реабилитационным услугам на основании государственного заказа. На первом этапе эти услуги будут оказываться детям с ограниченными физическими возможностями и несовершеннолетним, находящимся в риске с социальной точки зрения.
Устойчивое социально-экономическое развитие страны положительно повлияло и на демографическое состояние. В то время как в 1990-1995 годах показатель средней продолжительности жизни населения снизился с 71 до 69 лет, ожидаемая продолжительность жизни родившихся в 2012 году составляет 73,8 лет. Подсчеты показывают, что в предстоящие десятилетия во всем мире, в том числе и в нашей стране, усилится процесс старения. Согласно прогнозным показателям, средняя продолжительность жизни в Азербайджане в 2050 году составит 77,3 года.
Поэтому для дальнейшего улучшения социального положения пожилых людей, с целью повышения государственной заботы о них, предпринимаются соответствующие меры по подготовке очередной Государственной программы.
Уважаемый господин Президент!
В центре постоянного внимания находится исполнение Ваших поручений об усилении контроля за рынком труда, устранении случаев нелегальной занятости, которые Вы дали на заседании Правительства республики по итогам первого полугодия 2012 года.
В связи с этим с соответствующими государственными структурами и с социальными партнерами создана совместная комиссия по устранению нелегальной занятости. Определены конкретные направления деятельности, предпринимаются меры.
Государственная служба трудовой инспекции только за последние три месяца обеспечила оформление трудовых отношений более 31 тысячи работников на основании трудового договора.
Наряду с административными мерами, осуществлены работы по просвещению граждан, продемонстрированы видеоролики на соответствующие темы, издана различная печатная продукция агитационного характера и распространена среди населения.
Должен отметить, что за последние годы на рабочих местах усилен контроль над созданием здоровых и безопасных условий труда.
Как положительный результат в этой области число несчастных случаев, связанных с производством по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизилось с 2003 до 153, число погибших в результате таких случаев снизилось с 80 до 57.
В соответствии с Вашим поручением, государственный контроль над обеспечением трудовых прав строится на уровне современных требований.
Как один из мер в этой области, в рамках совместных проектов со Всемирным банком и Европейским Союзом закуплены современное мобильное лабораторное оборудование для инспекторов труда по измерению соответствия норм условий безопасного труда на рабочих местах. В настоящее время исполняется образовательная стратегия по повышению квалификации инспекторов.
Для повышения качества рынка труда с целью создания опытных трудовых сил в соответствии с международными стандартами ведется работа по созданию Агентства развития трудовых ресурсов.
Планируется реконструкция Профессионально-учебных центров в Баку и Гейчае, создание в городе Гяндже аналогичного центра.
В «Государственной программе на 2012-2015 годы по поощрению Открытого правительства», утвержденной 5 сентября 2012 года, предусматривается усиление участия общественности в деятельности государственных органов.
Хочу довести до Вашего внимания, что в организации всех мер социальной защиты, а также приемах граждан обеспечивается участие различных общественных объединений. Еще в прошлом году создан Общественный совет, в котором представлены институты гражданского общества.
Наряду с этим, обеспечено оказание электронных услуг по большинству сфер деятельности министерства.
Отмечу, что в последние годы значительно усилено международное сотрудничество в области трудовой и социальной защиты, в Баку был организован ряд мероприятий международного уровня на тему обеспечения достойного труда.
А в декабре текущего года в нашей стране состоится юбилейное заседание Консультативного совета по трудовым и социальным вопросам СНГ.
Вместе с тем в апреле 2013 года ожидается проведение в Азербайджане конференции министров труда и социальной защиты стран-членов Организации Исламского Сотрудничества, а в 2015 году конференции министров стран-членов Совета Европы, ответственных за вопросы социального обеспечения.
Уважаемый господин Президент!
В конце своего выступления хочу заверить, что мы и впредь будем прилагать усилия на основе активных программ и механизмов эффективной работы для повышения социального благосостояния в стране.
Спасибо за внимание.

^ Заключительная речь
Президента Азербайджана Ильхама Алиева


-До конца года остается меньше трех месяцев. Уверен, что за оставшийся период все намеченные вопросы будут решены. В частности завершится реализация Государственной инвестиционной программы. Так как Государственная инвестиционная программа, могу сказать, играет основную роль в развитии экономики страны, с каждым годом эта программа растет. Увеличивается ее объем, появляются новые направления. Поэтому я считаю, что до конца года наше успешное экономическое развитие будет продолжаться. Мы уже сейчас должны определить для себя социально-экономические контуры следующего года. Фактически мы определяем их. Мы должны сделать так, чтобы в следующем году макроэкономическая ситуация оставалась стабильной.
Во вступительной речи я отметил, что согласно подсчетам Давосского экономического форума, являющегося одной из самых авторитетных экономических структур мира, по макроэкономической стабильности Азербайджан находится на 18-м месте в мировом масштабе. Разумеется, это очень высокий показатель. В действительности, этот показатель свидетельствует о том, что и в последующие годы в этой области будет стабильность. В этом году инфляция находится на самом низком за последние годы уровне. Мы должны стремиться к тому, чтобы и в следующем году свести инфляционные риски к минимуму. Для обеспечения этого в наших руках есть достаточно большие механизмы, средства, инструменты. Достигнутые в этой области результаты имеют особый смысл. Так как вкладываемые в экономику страны финансы из года в год растут. Растет наш государственный бюджет, в то же время в этом году было принято очень серьезное политическое решение, способное дать толчок инфляции. Началась выдача компенсаций за оставшиеся с советских времен вклады, и, как вы знаете, когда на рынке появляется новая денежная масса, волей-неволей растут инфляционные риски. Однако, несмотря на то, что гражданам уже выданы средства на большую сумму, инфляция на низком уровне. То есть это свидетельствует о наших больших резервах, проведении продуманной макроэкономической политики и, в целом, указывает на нашу правильную политику в экономической сфере.
Поэтому мы постоянно занимаемся этим вопросом, и соответствующие структуры, экономические структуры, Центральный банк держат данный вопрос под постоянным контролем. Мы должны сделать так, чтобы и в следующем году инфляционные риски были на минимальном уровне.
В течение последних месяцев мы в то же время серьезно занимались ликвидацией последствий стихийных бедствий. К сожалению, в последние годы Азербайджан сталкивается со стихийными бедствиями. Два года назад произошло большое наводнение. В этом году произошло большое землетрясение. Я дважды побывал в зоне землетрясения – сразу после землетрясения и в прошлом месяце. Увидел прекрасные результаты проведенной работы. За короткое время были построены школы, возводятся и восстанавливаются дома. На эти цели как из Резервного фонда Президента, так и из государственного бюджета были выделены достаточно большие суммы – средства в размере более 300 миллионов манатов. Мы должны стремиться к тому, чтобы организовать и оставшиеся средства, чтобы за короткое время мы полностью решили и этот вопрос. Но это означает очень большой объем работы. Тысячи домов были разрушены, пришли в негодность, и Азербайджанское государство вновь возложило на себя этот финансовый груз. Я несколько раз высказывал свое мнение об этом. Во время наводнений и землетрясений мы должны стремиться применять в Азербайджане прогрессивный опыт и в этой области. То есть время для этого настало. И я также хочу сказать, что в каждом государстве, то есть в развитых государствах, ликвидация последствий стихийных бедствий, то есть в смысле строительства домов, никогда не осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Все дома застрахованы. Каждый гражданин страхует свой дом. После этого, если происходит неприятное происшествие, страховая компания выплачивает ему все компенсации. Разумеется, никто не может спрогнозировать стихийных бедствий. Землетрясение – это такая беда, которую не может предотвратить ни одна страна. Поэтому, считаю, мы уже сейчас должны серьезно заняться этим вопросом. Должна быть применена новая система. Должен быть изучен опыт развитых стран, и в ближайшее время правительство должно внести конкретное предложение по этому вопросу. Конечно же, в обществе будет проводиться просветительская работа, будут предприниматься и другие меры. Мы должны раз и навсегда решить этот вопрос, поскольку всякий раз государство выделяет на эти цели средства в размере сотен миллионов манатов. Это, конечно же, дополнительный груз для государственного бюджета, в то же время это фактически не является достаточно серьезным, системным подходом. Просто мы, опять же проводя свою социальную политику, учитывая, что люди оказались в тяжелом положении, предпринимаем такие шаги. В действительности, уже все должно войти в систему, и я уверен, что мы сумеем создать надлежащую систему и в этой области.
Идет процесс размещения вынужденных переселенцев. В этом году на эти цели из Нефтяного фонда предусмотрена рекордная сумма – 300 миллионов манатов. На эти средства строятся новые поселки. Я участвую в открытии этих поселков и вижу, что мы действительно дарим людям радость, выводим их из трудного положения, обеспечиваем нормальными условиями. Считаю, что в следующем году мы должны выделить средства, как минимум, на этом уровне. 300 миллионов манатов – эта большая сумма, и в следующем году также будут приняты большие меры по размещению переселенцев, улучшению их уровня жизни. Пока еще есть переселенцы, живущие в трудных условиях. Разумеется, уже 5 лет, как не существует понятия «палаточный городок». Но в детских садах, на территориях военных частей, в общежитиях живет достаточно много переселенцев. Мы облегчим их положение, в то же время у нас есть большие планы относительно детских садов.
Сейчас в городе Баку ремонтируются все детские сады, дано указание построить новые детские сады. Так как имеющиеся возможности удовлетворяют лишь 20 процентов потребностей. Большинство детских садов было построено в советские времена. В то время численность населения не была такой уж большой. Население растет, растут потребности, и когда родители видят, что уже в детских садах положение очень хорошее, то, конечно же, они хотят отдать детей туда, но нет физических возможностей. Прежде положение детских садов было настолько тяжелым, что ни один родитель не хотел отдавать туда своего ребенка. Сейчас положение изменилось. Поэтому в Инвестиционной программе следующего года мы должны рассмотреть вопросы строительства детских садов и, быть может, строительства новых корпусов при действующих детских садах. Так как это весьма примечательное явление, я постоянно отмечаю это и вижу, что при строительстве как школ, так и детских садов им была отведена очень большая территория. Это была очень позитивная политика советского периода. Сейчас на тех территориях должны быть построены и фактически строятся новые корпуса. В то же время должны быть отведены новые участки. Поэтому мы серьезно займемся этими вопросами, и уверен, что в предстоящие годы добьемся еще больших успехов.
В регионах интенсивно идет реализация инфраструктурных проектов. Уже по каждому направлению мы работам в рамках конкретных программ. Идет процесс газификации. Бывая в регионах, я постоянно интересуюсь, как идет газификация, как реализуются проекты водоснабжения?
Можно сказать, что все идет по графику. Недавно в Зардабском районе мы отметили реализацию первого проекта по водоснабжению. Уже через несколько дней жители города Зардаб будут потреблять чистую питьевую воду, взятую из природного источника. Это действительно большое и историческое событие. В очередной период все районные центры, все города будут обеспечены чистой питьевой водой. Для этого даны конкретные поручения, для достижения этих целей в Инвестиционной программе следующего года предусмотрена достаточно большая сумма.
Наравне с этим стремительно идет работа по другим направлениям, связанным с региональными инфраструктурными проектами. Строятся как магистральные дороги, так и междугородние и сельские дороги. Могу сказать, что в этом году в сельские дороги были вложены самые крупные в истории современного Азербайджана средства. В каждом регионе строятся сельские дороги, которые соединяют десятки сел, городов и районных центров между собой. Это имеет очень большое значение. Это также социальный вопрос, мы делаем это для комфорта людей. В то же время это экономический вопрос. Так как в некоторых регионах, обращаясь ко мне, отмечали, что если будет проложена сельская дорога, то тогда раскроются туристические возможности этого региона. Так как основным условием для развития туризма являются сельские дороги. Мы должны учитывать, что у нас туристические зоны – это горные территории, а порой у людей нет возможности добраться до тех красивых, живописных мест. Поэтому мы рассматриваем эти вопросы в индивидуальном порядке. В конце года составляется список, одни сельские дороги строятся за счет государственного бюджета, а другие – за счет Резервного фонда Президента. Мы должны применить аналогичный подход и в следующем году.
Среди инфраструктурных проектов приоритет составляют вопросы газификации, сельских дорог, питьевой воды и, конечно же, канализации. Вопрос прокладки электрических линий также должен быть приоритетным. В последние годы мы приняли очень серьезные меры в связи с электроэнергией, созданы большие мощности, построены электростанции. Но распределительные линии во многих случаях не находятся на желаемом уровне. Поэтому я считаю, что основное внимание мы уже должны направить на распределительные линии, в особенности в регионах. Поскольку в городе Баку в результате принятых мер этот вопрос, можно сказать, фундаментально решен. Благодаря реализации новых инфраструктурных проектов уже создается очень совершенная система. А в регионах распределительные линии не находятся на должном уровне. Я тоже вижу это – порой у них деревянные опоры. Стоит подняться ветру, как эта опора обрушивается, линия разрывается, и люди испытывают трудности. Я неоднократно высказывал свои мысли об этом. Считаю, что следующий год должен стать годом серьезного перелома и в этой области. Мы должны принять комплексные меры по этому вопросу. Я поручаю правительству составить конкретную программу. В Инвестиционной программе вопрос восстановления и реконструкции распределительных линий также должен быть отражен в отдельной статье.
В Азербайджане также успешно решаются вопросы продовольственной безопасности. К этому вопросу тоже мы подходим в комплексной форме, проводится необходимый анализ. Изучаются наши внутренние возможности, потенциал внутреннего рынка и поставлена цель - мы должны максимально обеспечивать себя за счет местной продукции.
По этому вопросу также мы постоянно проводим обмен мнениями. Даны соответствующие указания, и я считаю, что в следующем году в этом направлении будут приняты дополнительные меры. Потребление основных видов продовольственной продукции должно на сто процентов обеспечиваться за счет производимых в Азербайджане товаров. Мы близки к этому, по одним позициям добились этого, а по другим направлениям уже приближаемся к цели. Создаваемые в регионах новые предприятия, перерабатывающие предприятия, молочные фабрики, животноводческие фермы, хлебозаводы, птицефабрики позволят нам в ближайшие годы обеспечить внутреннее потребление по каждой позиции, опираясь на сто процентов на собственные силы. Это и социальный вопрос, и вопрос продовольственной безопасности, и экономический вопрос, способствующий открытию рабочих мест. То есть при этом мы имеем в виду ряд целей. В целом, проводимая в этом направлении работа удовлетворяет меня. Так как мы подошли к этой работе в системной, а не в разрозненной форме. Был проведен системный анализ, мы преподносим это направление предпринимателям и по линии Национального фонда помощи предпринимательству. Так как этот механизм также очень эффективный. В этом году по линии Национального фонда помощи предпринимательству предусмотрены льготные кредиты в размере 200 миллионов манатов, большая их часть уже выдана. Я дал указание о том, чтобы в следующем году мы увеличили эту сумму, и в следующем году посредством этого фонда должны быть выданы льготные кредиты в размере 300 миллионов манатов. Так как это очень важная сфера, это инвестиции, вкладываемые в реальную экономику, инвестиции, вкладываемые под контролем государства. Но частный сектор также вкладывает инвестиции. Реализуя эту программу, мы стимулируем и частный сектор, предоставляя льготные кредиты, расширяем их деятельность, в то же время стимулируем внутреннее производство.
То есть это очень действенный и эффективный механизм. Поэтому я считаю, что мы должны увеличить сумму. Особенно, если учесть, что сейчас большая часть средств, накапливаемых в этом фонде, формируется за счет возвращения кредитов, выданных в предыдущие годы. Таким образом, больше не будет нужды в средствах государственного бюджета. Через несколько лет мы получим свободные средства в размере почти 300, а может и 500 миллионов долларов. Из года в год находясь в обороте, эти средства будут стимулировать бизнес. То есть мы пока, в течение 2-3-х лет, должны оказывать этому направлению бюджетную поддержку. В дальнейшем оно уже будет независимо осуществлять свою деятельность.
Выполняются данные указания по созданию крупных фермерских хозяйств. Уже реализуются два больших проекта – один в Агджабединском районе, а другой в Бейляганском. Общая площадь двух участков составляет почти 5 тысяч гектаров. Это новый подход, и мы неоднократно говорили об этом. Я рад, что этот вопрос уже реализуется. В этих фермерских хозяйствах урожайность должна быть очень высокой. Должно производиться, как минимум, 40, а может и 50 центнеров зерна, чтобы в предстоящие 3-4 года мы могли удовлетворять свои потребности в этой сфере – в зерновой сфере – полностью за счет внутренних ресурсов. Процесс создания таких фермерских хозяйств должен идти интенсивно.
Для достижения поставленной цели мы должны создать примерно 40-50 крупных фермерских хозяйств, что полностью обеспечит нашу независимость в этой области. Тому есть несколько причин. Во-первых, мы должны эффективно использовать свои земли. Во-вторых, мы реализуем большие оросительные и мелиоративные проекты. Разумеется, в оборот будут пущены десятки тысяч гектаров новых земель, и крестьяне будут эффективно использовать их. С другой стороны, это означает новые рабочие места, местное производство, оживление экономики. В то же время, в таком случае мы застрахуем себя от происходящих в мире процессов. Так как в одном году в какой-то стране бывает засуха, в одном году сбор зерна сокращается. Волей-неволей, это влияет на потребительские цены, в результате чего наши граждане также испытывают трудности в связи с этим. Сейчас в мире цена на пшеницу намного выросла. Так как в традиционных странах-экспортерах производство резко снизилось, наблюдается дефицит, была засуха. Это, волей-неволей, приводит к росту цен. Несколько лет назад мы тоже столкнулись с такой ситуацией. Имелись подписанные контракты, на основе которых мы должны были завезти зерно, пшеницу. Но они не были выполнены, так как некоторые страны ввели запрет на экспорт. Мы должны избавиться и от этой зависимости. Равно, как мы сокращаем зависимость во всех других сферах, точно так же мы должны сделать это и в этой сфере. Поэтому в Инвестиционной программе это должно быть учтено еще шире, чтобы, повторяю, я беру максимум, максимальная цель – 4-5 лет, но считаю, что в более короткие сроки мы и в этой сфере должны на 100 процентов обеспечить себя за счет местного производства.
Бюджет следующего года уже сформирован и представлен. Бюджет следующего года будет больше бюджета этого года. Ожидаются бюджетные расходы на уровне почти 20 миллиардов манатов, и это достаточно большая сумма. А сводный бюджет будет еще больше. Сводный бюджет может быть больше 30 миллиардов долларов. То есть это большая цифра, которая, конечно же, демонстрирует нашу силу, а также то, насколько важно для нас решение стоящих перед страной проблем. Мы должны максимально эффективно использовать эти средства. Растущий из года в год наш государственный бюджет, конечно же, очень важен и для решения существующих проблем. Но в то же время это большая ответственность. Мы должны сделать так, чтобы были учтены все цели, связанные с этим вопросом. В частности должна быть составлена Инвестиционная программа. В отличие от других лет, мы должны принять Государственную инвестиционную программу, наверное, в конце этого года. Так как обычно мы принимаем Государственную инвестиционную программу в начале каждого года, примерно в январе, после этого проходит время, проводятся согласования. Примерно ближе к концу февраля уже начинают выдавать инвестиции. То есть, чтобы не терять времени, мы должны принять Государственную инвестиционную программу до конца этого года.
Хочу сказать несколько слов об энергетической безопасности. Азербайджан сумел полностью обеспечить свою безопасность в этой сфере. Одно из прекрасных событий последних месяцев заключается в том, что с месторождения «Умид» уже добыт первичный газ. Это прекрасный показатель. Дебиты газовых скважин очень высоки. У первой скважины очень обнадеживающие показатели. То есть «Умид» оправдывает свое имя. Открытие месторождения «Умид» Государственной нефтяной компанией Азербайджана – это историческое событие. Так как впервые за последние годы Государственная нефтяная компания Азербайджана сумела в одиночку добиться разработки большого газового месторождения.
В настоящее время растет добыча газа, который транспортируется на берег, добывается конденсат. По информации, предоставленной мне недавно из Нефтяной компании, с месторождения «Умид» добывается очень качественный конденсат.
Это месторождение имеет очень большое значение. Это еще больше укрепит нашу энергетическую безопасность. В то же время расширит наш экспортный потенциал.
Обычно, когда речь заходит о газовых ресурсах Азербайджана, некоторые специалисты говорят лишь о месторождении «Шахдениз». Конечно, месторождение «Шахдениз» - это наше крупнейшее месторождение. Там имеются запасы газа в объеме, как минимум, 1 триллиона 200 миллиардов. Это одно из крупнейших газовых месторождений в мировом масштабе, быть может, первое среди них. Но наши газовые ресурсы не ограничиваются лишь «Шахденизом». Мы не должны ограничивать наши будущие экспортные возможности лишь добычей с «Шахдениза».
Месторождение «Умид» было открыто Государственной нефтяной компанией. Там имеется, как минимум, 300 миллиардов кубометров газа. Компаниями «Total» и «Gaz de France» на месторождении «Абшерон» были открыты большие запасы газа. Там тоже имеется, как минимум, 300 миллиардов кубометров газа. То есть мы, планируя свою экспортную стратегию, обязательно учитываем данный фактор, и именно в результате этого Азербайджан стал инициатором проекта TANAP. Так как нам необходима такая газовая инфраструктура, чтобы мы могли поставлять на мировые рынки любой объем в любом направлении. Нам не нужны малогабаритные газопроводы, которые служат разработке лишь какого-то одного месторождения. Нам нужна газовая инфраструктура большого объема. Именно в этом заключается одна из причин выдвижения нами проекта TANAP.
Другая причина, о которой вы хорошо знаете, - на протяжении многих лет, быть может, в течение десяти лет ведутся дискуссии вокруг различных проектов. Мы видим, что эти дискуссии ведутся просто так, у них нет конца. Собираются, разговаривают, проводят конференции и мероприятия, подписываются документы, но в итоге ничего нет. А мы не привыкли так работать. Мы привыкли работать конкретно. Поэтому, увидев, что эти дискуссии уже носят бесконечный характер, мы приняли конкретные решения, в короткие сроки выдвинули свои предложения, все вопросы были решены. Сейчас в мире наблюдается большой интерес к проекту TANAP. Проект TANAP будет реализован на основе инициативы, которая была выдвинута исключительно Азербайджанской стороной.
Поэтому вопросы энергетической безопасности постоянно находятся в центре нашего внимания. Наравне с этим, должны быть приняты дополнительные меры по созданию в Азербайджане возобновляемых видов энергии.
Несколько месяцев назад я участвовал в открытии в Сумгайыте завода по изготовлению солнечных панелей. Считаю, что это прекрасная инициатива. Деятельность этого завода должна быть расширена. В то же время государственные структуры должны в соответствующем порядке использовать возможности этого завода, приобретать его продукцию и добиваться строительства новых станций на основе солнечных панелей. В следующем году мы должны предпринять в этом направлении еще более конкретные и серьезные шаги.
О проводимой в транспортном секторе работе сегодня министр проинформировал. Идет работа по каждому направлению – восстановлению автомобильных дорог, железных дорог. Это тоже очень важно. Так как мы должны добиться функционирования скоростных железных дорог. Новые железные дороги строятся с той целью, чтобы поезда могли двигаться с высокой скоростью. Если учесть, что в ближайшее время Азербайджан станет крупной транзитной страной в области транспорта, строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс близится к завершению, то и железные дороги Азербайджана должны отвечать высоким мировым стандартам.
Строительство морского порта, новых аэропортов, приобретение самолетов и паромов – все эти вопросы решаются. Я уже отметил, что строительство сельских дорог приняло широкий размах.
Транспортный сектор и в дальнейшем будет одним из приоритетных вопросов. Совершенствуется транспортная сеть города Баку, в регионах проводятся очень большие созидательные работы. Я очень рад, что мы очень близки к полному решению этого вопроса. Во вступительной речи я отметил, что наша ненефтяная промышленность выросла на 7,7 процента. Это также является наглядным свидетельством идущего в стране процесса индустриализации. Мы должны стремиться к тому, чтобы процесс индустриализации шел еще стремительнее. При этом мы опять же строим свою деятельность в двух направлениях. Разумеется, нам очень нужны крупные промышленные предприятия, обладающие большим потенциалом. Так как это повысит наше ненефтяное производство, будет способствовать созданию большого числа рабочих мест. Я уже несколько раз говорил об этом, хочу еще раз сказать, что в Азербайджане создается несколько промышленных центров. Традиционно в этих центрах должна идти специализация – Сумгайыт, Гянджа, Гарадагский район Баку. Создается три основных промышленных центра. Конечно же, есть программы развития, касающиеся вопросов промышленности в других сферах, но основные промышленные центры должны быть в этих местах. Идет процесс создания новых технопарков. Уже есть первоначальные прекрасные результаты, есть и другие мысли. Будут созданы новые технопарки, где в результате функционирования крупных предприятий деятельность малых и средних компаний также может быть очень успешной.
Идет процесс стимулирования малого и среднего предпринимательства – как по линии Национального фонда помощи предпринимательству, так и по другим линиям. В то же время очень важен вопрос создания крупных предприятий, оказания им поддержки со стороны государства.
В наших руках есть очень эффективный механизм – наша энергетическая независимость, огромные энергоресурсы. В Азербайджане цены регулируются государством. В таком случае для стимулирования внутреннего производства, конечно же, местным предприятиям стратегического значения энергоносители могут предоставляться и предоставляются на льготных условиях. Мы должны проводить очень гибкую политику по этому вопросу. Считаю, что усиление внутреннего производства должно быть приоритетным вопросом. После полного осуществления этого и достижения желаемой цели в промышленной сфере, конечно же, наши переговоры со Всемирной торговой организацией пойдут еще интенсивнее.
Реализуется программа развития города Баку и его поселков. Это очень серьезная и конкретная программа. С точки зрения времени это очень краткосрочная программа. То есть за два года мы должны были решить все проблемы, проблемы социально-экономической инфраструктуры бакинских поселков. Мы близки к этому. Есть еще один год. Уверен, что к концу следующего года эта программа будет полностью завершена, и мы добьемся решения всех инфраструктурных и социальных вопросов в бакинских поселках. Об этом свидетельствуют данные поручения. Во всех поселках проводятся созидательные работы. В первую очередь, реализуются проекты водоснабжения и канализации. После этого начнется строительство дорог. Параллельно идет процесс газификации, строительства школ, больниц, поликлиник, создания рабочих мест. По линии Национального фонда помощи предпринимательству реализуются проекты, направленные на экономическое развитие бакинских поселков. То есть мы умышленно взяли такой короткий промежуток времени, чтобы в скором времени решить этот вопрос. До конца следующего года программа развития Баку и его поселков должна быть полностью завершена.

В связи с развитием нашего города – и жители Баку видят это – осуществляются большие созидательные работы и благоустройство. Закладываются новые парки и зоны отдыха. Проводится очень большая работа для обеспечения комфорта людей. Строятся крупные паркинги, и это очень важный вопрос. Так как на улицах Баку паркуется достаточно много машин. Конечно же, это недопустимо. С другой стороны, мы должны понимать, что если нет паркинга, то владелец машины должен где-то ее парковать?! Поэтому в данной сфере мы, считаю, демонстрируем справедливую позицию. До строительства паркингов на этот вопрос, в некотором роде, можно закрывать глаза. Но после того как паркинги будут построены и сданы в эксплуатацию, на улице ни одна машина не должна незаконно парковаться. Все машины должны находиться в паркингах. Мы строим большие паркинги. За Дворцом Гейдара Алиева строится двухэтажный паркинг длиной 1 километр и шириной 150 метров, где можно парковать 4 тысячи машин. Под площадью Азадлыг строится большой паркинг. Там можно будет парковать, как минимум, 2 тысячи машин. Я поручил Гаджибале Абуталыбову определить другие места в городе. Пустых мест много. Под этими местами должны быть построены паркинги, а над ними – зоны озеленения и парки отдыха. Поэтому мы очень серьезно занимаемся и этими вопросами.
В целом, в нашей стране все процессы идут в позитивном направлении. Азербайджан действительно добивается больших успехов. Проведение, очень успешное проведение недавно Второго Бакинского международного гуманитарного форума – это очень позитивный факт. В течение всего лишь одного года, периода, прошедшего после Первого форума. И итоги Второго форума подтвердили это. Мы сумели создать очень важную арену дискуссий в мировом масштабе. Ту арену дискуссий в Баку, где уже во второй раз собирается мировая элита. Этот форум будет проводиться традиционно. Выступления деятелей, представленных в этот раз на данном форуме, их мысли были очень ценными. К тому же их участие в этом форуме намного повысило значение мероприятия. В Баку находились 10 бывших президентов, 11 лауреатов Нобелевской премии, прославленные профессора, представители мировой научной и культурной элиты. Приехали более 600 гостей. Они представляли 62 страны. То есть это важно как с точки зрения содержания, так и с точки зрения сути. В то же время им была предоставлена возможность познакомиться с нашей страной. После того, как форум завершил свою работу, были организованы поездки в регионы. Были организованы поездки в четыре города. Гости полетели на самолетах в города Нахчыван, Лянкяран, Габала и Гянджа. То есть это тоже очень знаменательное явление. В каждый город они полетели самолетом. Там есть вся инфраструктура, гостиницы, там они ознакомились с историческими местами и получили более полноценное впечатление об Азербайджане. Поэтому это прекрасный формат, и я рад, что итоги форума были очень позитивными.
Наравне с этим, в течение текущего года и в прошлом году произошли очень серьезные события, намного возросли роль и место Азербайджана в мире. Песенный конкурс «Евровидение». Мы не выступали с инициативой о проведении «Евровидения» в Баку. Просто, условия конкурсы таковы, что он проводится в стране победивших представителей. Мы провели его на высоком уровне. Быть может, провели на самом высоком уровне. Сумели продемонстрировать всей Европе свою культуру и реалии.
Мы были избраны членом Совета Безопасности ООН. Для страны, прожившей всего 20 лет независимости, это историческое достижение. Нас поддержали 155 стран. Мы стали членом Движения Неприсоединения. Это тоже было очень верным шагом с политической точки зрения. Опять же это стало большой победой нашей внешней политики. Стать членом этой организации и в течение всего лишь одного года членства добиться принятия резолюции, руководствующейся принципом территориальной целостности в связи с армяно-азербайджанским, нагорно-карабахским конфликтом, - это очень большое историческое достижение. А мы всего лишь один год осуществляем деятельность в этой организации. Но эта деятельность была настолько активной и отношение к Азербайджану было настолько позитивным, что в течение одного года 120 стран поддержали нашу позицию. Кроме того, наши успехи на Олимпийских играх. Мы находимся в числе ведущих спортивных держав в мировом масштабе. И это реальность. То есть все эти успехи радуют нас и огорчают наших врагов.
Уверен, что в предстоящие годы эти тенденции станут еще сильнее. Каждая наша победа – это трагедия Армении. Каждый наш успех – это их разочарование. У нас будет еще много успехов. Но самый большой успех будет тогда, когда флаг Азербайджана будет развеваться в Шуше и Ханкенди. Я уверен в этом, не сомневаюсь в этом. Каждый из нас, каждый гражданин должен своими делами приближать этот исторический день. Спасибо.



Похожие:

Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам iconМатериалы из газеты «ферганская правда» вышедшие в №30 за 30 июля 2009 года в хокимияте области подведены итоги
Состоялось собрание актива области, посвящённое итогам социально-экономического развития области за 6 месяцев нынешнего года и предстоящим...
Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам iconОб итогах экономического и социального развития Красноармейского района за девять месяцев 2011 года, о ходе реализации Стратегии до 2020 года и задачах на среднесрочный и долгосрочный периоды

Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам icon16 марта 2012 года состоялось заседание Донецкой областной ассоциации хирургов, посвященное итогам работы хирургической службы области за 2011 год и задачам на 2012 год. С докладом выступил областной хирург Епифанцев А. А
С докладом выступил областной хирург Епифанцев А. А. Затем слово взял председатель Донецкой областной ассоциации хирургов проф. Кондратенко...
Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам iconОсновные направления бюджетной и налоговой политики Поросозерского сельского поселения на 2011-2013 годы
О бюджетной политике в 2011-2013 годах», Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года,...
Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам iconРешение Об итогах социально-экономического развития Ростовской области за I полугодие 2012 года и задачах на II полугодие 2012 года
Позитивные тенденции. По сравнению с январем-июнем 2011 года увеличены индексы промышленного производства, сельского хозяйства, оборота...
Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам iconРешение Об итогах социально-экономического развития Ростовской области за I полугодие 2012 года и задачах на II полугодие 2012 года
Позитивные тенденции. По сравнению с январем-июнем 2011 года увеличены индексы промышленного производства, сельского хозяйства, оборота...
Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам iconЗаседание Кабинета министров Туркменистана
В этой связи министру здравоохранения и медицинской промышленности было поручено развернуть, в том числе через средства массовой...
Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам iconОкружной целевой программы
Программы приоритетным задачам социально-экономического развития автономного округа
Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам iconПроект Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской...
Заседание Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам iconЛекция №1 Предмет, метод и содержание дисциплины
Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами