Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» icon

Тема: Повторение изученного по теме «Лексика»



НазваниеТема: Повторение изученного по теме «Лексика»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок русского языка.

Класс: 3

Подготовила: Шевченко О.В.

Тема: Повторение изученного по теме «Лексика».

Цель: - Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика».

- Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление,

внимание, творческие способности.

- Воспитывать чувство товарищества, интерес к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями, толковые словари, мягкая игрушка,

интерактивная доска.

Методы: частично-поисковый, практический, игровой, наглядный, групповой.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по изученному материалу.

^ Ход урока.

I.Организационный момент.

-Улыбнемся и подарим друг другу улыбки. Улыбка располагает к приятному общению. На уроке русского языка повторим тему «Лексика».

^ II. Подготовка учащихся к предстоящей работе.

Орфографическая пятиминутка. Страница №1.

- Начинаем урок с орфографической пятиминутки. Прочитать слово, назвать орфограмму, подобрать проверочное слово.

^ В. сёлый, ни.кий, кре.кий, радос.ный, ш.рокий, у.кий, чудес.ный, пр.мой, звёз.ный, п.тнистый, кр.сивый, прекрас.ный.

- На какие группы можно разделить слова по орфограммам? (Безударная гласная, непроизносимая согласная, парная согласная).

- Что общего у всех этих слов? (Имя прилагательное).

- Какая часть речи называется именем прилагательным?

- Найди слова близкие по значению. (Весёлый, радостный). (Красивый, прекрасный, чудесный).

- Как называются эти слова? (Синонимы).

- Найдите слова противоположные по значению. (Широкий, узкий).

- Как называются эти слова? (Антонимы).

- Назовите науку русского языка, которая изучает лексическое значение слова. (Лексика).

- Какие слова включает в себя лексика? (Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы).

^ III. Всесторонняя проверка знаний.

1.Слово – строительный материал языка. Каждое слово имеет свое значение, им оно и отличается от других слов языка.

- Какие слова называются синонимами?

Дополнительный материал, подготовленный учеником.

- Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. В словаре 90 тысяч синонимических рядов.

^ 2. Работа в группах. Страница № 2. Прочитать слова, найти лишнее слово, объяснить лексическое значение слов.

  • Огонь, дым, пламя.

Лишнее слово дым, потому что огонь и пламя – это одно и то же, только

по-разному названы.

  • Алфавит, азбука, чистописание.

Алфавит и азбука – это буквы, расположенные по порядку. Лишнее слово чистописание.

  • ^ Лошадь, конница, кавалерия.

Лишнее слово лошадь, потому что она одна, а в коннице и кавалерии их много. Раньше был вид войск – конный. Конный воин назывался конником или кавалеристом. Конница – конное войско или кавалерия.

  • ^ Шалун, тихоня, озорник.

Лишнее слово тихоня. Шалуном и озорником называют ребенка, который кричит, резвится, а тихоней – спокойного и смирного ребенка.

Записать синонимы в тетрадь.

Вывод. Какие слова называются синонимами?

^ 3. Работа в парах. Страница № 3.

- Поупражняемся в подборе синонимов. К словам первого столбика подобрать синонимы из второго столбика.

Скакал зимний

весело прыгал

учебник радостно

морозный туманный

неясный книга

Проверка.

Записать пары синонимов в тетрадь.

Какой частью речи выражены пары синонимов?

^ 4. Работа с предложением. Страница № 4.

Ребята, помните, что точное использование синонимов делает нашу речь выразительной и точной.

Вставить на место пропуска слово, которое наиболее точно отражает содержание предложений.

  • В библиотеке мы взяли ______ Марка Твена для урока внеклассного чтения. Маленький жеребенок резво ______ по лугу.

Комментированное письмо предложений.

С каким произведением Марка Твена мы недавно познакомились на уроке литературного чтения?

Синтаксический разбор второго предложения.

Вывод. Какие слова называются синонимами?


^ IV. Работа с антонимами.

1.Проблемная ситуация.

А что это за слова: Холод и жара,

День и ночь, Огонь и вода?

- Это антонимы. Какие слова называются антонимами?

^ 2. Дидактическая игра «Магнит». Страница № 5.

- Отработаем умение подбирать антонимы.

Знак «+» притягивает добрые слова, знак «-» - слова с противоположным значением.

Самостоятельная работа.

^ Ласково, трудолюбивый, трус, грубо, ненавидеть, ленивый, внимательный, любить, храбрец, рассеянный, жадный, щедрый.

Проверка. Прочитать пары антонимов. Определить часть речи слов.

- Устно составить предложения с добрыми словами.

Вывод. Какие слова называются антонимами?

^ 3. Работа в парах. Устно составить антонимы.

Проверка: каждая пара называет антонимы.

4. Чтение учениками стихотворных загадок.

- Ребята, попробуйте отгадать антонимы.

Я антоним к слову «зной», Не бываю без начала,

Я в реке, в тени густой, Близкий родственник причала,

Я в бутылках лимонада, Делу всякому венец,

А зовут меня … (прохлада). Называюсь я …(конец).


Я антоним к слову лето, Я антоним к слову «смех»,

В шубу снежную одета, Не от радости, утех,

Хоть люблю мороз сама, Я бываю по неволе,

Потому что я …(зима). От печали и от боли

От обиды, неудач.

Догадались? Это …(плач).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь …(тишина).

Вывод. Какие слова называются антонимами?

^ V. Повторение омонимов.

- Какие слова по теме «Лексика» уже повторили?

- Какие слова остались без нашего внимания? (Омонимы).

1. Работа в группах.

- Ребята, вы у меня очень внимательные, поэтому я прошу помочь мне разобраться в рассказе. Я что-то не поняла, о чем здесь говорят два мальчика.

- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ.

- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода – свежая, вкусная.

Ответы: Саша говорил о роднике, а Сережа о ключе от дома. Может быть, он говорил об инструменте. Ведь чтобы гайку завернуть, нужен ключ.

- Сколько значений имеет слово «ключ»? Как называются такие слова?

Вывод. Какие слова называются омонимами?

^ 2. Работа в парах. Страница № 6.

- Отработаем умение составлять предложения.

- Составить из слов предложения.

Лук, на, у бабушки, растет, огороде. Стрелок, и попал, в десятку, из лука, стрелял.

Комментированное письмо предложений.

^ У бабушки на огороде растет лук. Стрелок стрелял из лука и попал в десятку.

- Сколько значений имеет слова «лук»?

Морфологический разбор существительного «из лука».

Вывод. Какие слова называются омонимами?

- Привести примеры омонимов. (Кран, норка, коса, скат, ручка, кисть).

^ VI. Развитие речи.

- Ребята, мы поговорили о многих словах. И я думаю, что в нашем лексиконе, т.е. словарном запасе, есть еще много замечательных слов. Слова хранятся в словарях, которых существует множество. Толковые словари помогут понять лексическое значение слова. Словарь Владимира Даля, в котором растолковано свыше 200 тысяч слов, поможет нам понять лексическое значение слова «комплимент».

^ Дополнительное сообщение ученика. Комплимент- учтивость на словах или на письме, приветствие с похвалою, вежливость, приятные слова.

- Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес?

А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже очень приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердце.

^ Дидактическая игра «Комплимент».

- Вы дарите вот это сердце (мягкую игрушку) вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент, благодарит вас и передает следующему. Комплимент можно говорить о внешности, характере, способностях.

Вывод: следуйте хорошему примеру – продлевайте добрым словом жизнь людей.

^ VII. Повторение фразеологизмов.

- Последнее задание – сложное испытание. Вспомните несколько постоянных устойчивых выражений. Подсказкой вам будут рисунки.

Объяснить фразеологизмы.

Прикусить язык. Чесать языки. Наступить на язык.

Вывод. Какие слова называют фразеологизмами?


^ VIII. Подведение итогов.

Урок заканчивать пора,

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.


И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь …(низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …(близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь …(пол).

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты …(нашел).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты …(храбрец).

Теперь начало я скажу, -

Ты отвечай …(конец).

- Ребята, о какой науке русского языка мы говорили на уроке?

- Какие вопросы вы бы задали по этой теме?





Похожие:

Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок по теме «Лексика» в 6 классе: «Как Рыжиков и 6 класс оказались в Стране выученных уроков»
Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме
Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок «Повторение и обобщение по теме «Углеводороды»
Обобщение предполагает повышение теоретического уровня ранее изученного материала. Повторение основ изученного материала предусматривает...
Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок игра «Путешествие по стране Лексика». 5 класс. Тема урока: «Повторение темы «Лексика»
Оборудование: карта города, красочно оформленная, кроссворд, записи на доске, лото антонимов
Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 6 классе Тема. Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография»
Обобщить и закрепить знания по теме ( морфемы слова, способы словообразования, орфограммы)
Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок повторение изученного по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Тип урока: Урок повторения изученного материала и систематизации полученных знаний
Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Повторение по теме «Лексика»
На доске слова Н. Бердяева «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной...
Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 5 классе Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
В ходе творческой, самостоятельной, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания учащихся по теме:...
Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» iconУрок русского языка в 5 классе по теме «Фонетика.»Повторение и обобщение изученного
Цель: Повторить, обобщить, систематизировать и закрепить практические навыки по теме; отработка навыков фонетического разбора; развитие...
Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» iconИзменение глагола по лицам и числам. Спряжение. Повторение изученного в 3 классе
Система уроков по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.»
Тема: Повторение изученного по теме «Лексика» iconКонспект урока русского языка в 6 классе «Повторение по теме «Имя прилагательное»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами