Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла Е. А. Филиппова, О.В. Ямукова МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары» В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для обучения детей с ограниченными возможностями, где без компьютера уже не обойтись. Все большее число выпускников общеобразовательных школ сегодня осознают необходимость расширения своих познавательных возможностей. В современном обществе недостаточно даже сформированных знаний у учащихся с особыми потребностями в конкретных предметных областях. Необходимо развитие познавательных и творческих способностей каждого ребенка с ограниченными возможностями. Перед образованием такой категории учащихся ставится задача формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации детей с ограниченными возможностями в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению школьников к творческой деятельности исследователя. Огромную роль в решении этих задач сегодня играет реализация возможности использования учащимися с особыми потребностями в образовательном процессе цифровой лаборатории «Архимед». Цифровая лаборатория «Архимед» – это новое поколение естественнонаучных лабораторий. Входящие в состав цифровой лаборатории «Архимед» образовательные ресурсы и лабораторные комплексы, направлены на выполнение следующих задач:
Цифровые лаборатории «Архимед» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ по физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Лаборатория состоит из:
КПК и TriLink имеют функцию синхронизации с настольным ПК, далее данные можно просматривать на персональном компьютере, а затем производить дальнейшую обработку результатов. При помощи расширенного варианта программы MultiLab, входящею так же в программное обеспечение КПК, производить конвертирование, т.е. перевод файлов в различные форматы без изменения их расширения, включая графические файлы и потоковое видео в формате AVI. [3] Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории как биологии и химии, (датчики освещенности, влажности, дыхания, концентрации кислорода, частоты сердечных сокращений, температуры, кислотности и пр.), так и физики (датчики силы, расстояния, давления, температуры, тока, напряжения, освещенности, звука, магнитного поля и пр.). Оборудование цифровой лаборатории дает возможность легко менять параметры измерений и самим анализировать полученные данные. Так, например, при изучении кислотности различных веществ учащиеся самостоятельно делают вывод, что многие популярные напитки вредны для пищеварительной системы, а при использовании некоторых моющих средств и, тем более, химических реактивов необходимо пользоваться перчатками. Кроме того, программа для видеоанализа позволяет получать данные из видеофрагментов, которые можно использовать в качестве примеров и количественно исследовать реальные жизненные ситуации. При выполнении эксперимента с использованием цифровой лаборатории необходимо придерживаться следующей последовательности действий: I. Подготовительный этап: актуализация имеющихся знаний о предмете исследования; формулировка цели и задач исследования; выдвижение гипотез о процессе, средствах и результатах деятельности; разработка метода решения задачи на основе имеющихся знаний (создание схемы экспериментальной установки, выбор приборов и материалов, порядок подготовки эксперимента, порядок проведения эксперимента; методика анализа полученных данных). II. Этап выполнения действий по созданию экспериментальной установки и получению первичных данных: сборка и наладка экспериментальной установки; проведение наблюдений и измерений; фиксирование полученных данных. III. Этап обработки и интерпретации результатов измерений и наблюдений: расшифровка, преобразование, математическая обработка, обобщение, интерпретация полученных данных, формулировка выводов; при необходимости – осуществление дополнительных серий измерений; изложение результатов работы[4]. Дополнительно лаборатория Архимед оснащается цифровым микроскопом – это существенно расширяет ее возможности. Цифровой микроскоп – это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию. При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь в:
Как же проходит лабораторная работа с использованием цифрового микроскопа? Этапы лабораторной работы:
Надо сказать, что работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся с ограниченными возможностями любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие. При подготовке к работе эталонные изображения можно создать заранее, сфотографировав нужные объекты. Кстати, количество таких изображений со временем значительно увеличивается, поэтому рекомендуем сразу создать в компьютере несколько папок (“Ботаника”, “Зоология”, “Человек” или другие) и в дальнейшем сразу сортировать фотографии по тематическим папкам. Использование цифрового микроскопа даёт ощутимый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала; систематизации и углубления знаний учащихся; развития их способностей к приобретению и усвоению знаний, к закреплению навыков самостоятельной исследовательской работы. В заключение отметим, что цифровые лаборатории - это совершенно новый подход к организации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями на уроках естественнонаучного цикла. Список литературы:
|
![]() | Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья Моу средняя общеобразовательная школа №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары | ![]() | Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) по Черчению Город: Магнитогорск моу «сош №54 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» Моу «сош №54 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» |
![]() | Моу «сош №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола Белгородской области» Выступление на методической выставке использования современных Моу «сош №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола Белгородской области» | ![]() | Калининский территориальный отдел управления образованием г. Чебоксары моу «средняя общеобразовательная школа №35 с углубленым изучением отдельных предметов» Урок математики в 6-м классе Моу «средняя общеобразовательная школа №35 с углубленым изучением отдельных предметов» |
![]() | Конспект урока по математике во 2 классе ... | ![]() | Автор: Глебышева Лина, 15 лет, Россия, Республика Хакасия, г. Черногорск, моу «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым изучением отдельных предметов» Карасёва Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы. Чтобы помнили сердцем своим! Автор: Глебышева Лина, 15 лет, Россия, Республика Хакасия, г. Черногорск, моу «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым... |
![]() | Конспект открытого внеклассного мероприятия в 3 л классе, проведенного в день открытых дверей ... | ![]() | Применение икт на уроках математики в начальной школе Мишина Н. В., учитель начальных классов, мкоу тимоновская сош с углубленным изучением отдельных предметов Солнечногорского района... |
![]() | А. К. учитель музыки моу «Ленинская сош с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского р-на Курской области Тема урок Конспект урока музыки во втором классе по программе Е. Критской Автор урока: Дроздова А. К. – учитель музыки моу ленинская сош | ![]() | Внеклассное мероприятие «Прощай, Букварь!» Провела: учитель начальных классов Александрова Алина Владимировна для учащихся 1-х классов 03. 2011 «Средняя общеобразовательная школа №53 с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары» |