Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса icon

Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса



НазваниеОрганизация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса
Дата17.10.2016
Размер
ТипУроки, сочинения

Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и

экономической географии 9 и 10 класса

Разумова Ольга Юрьевна, учитель географии МОУ СОШ №17


Курс социальной и экономической географии имеет благоприятные возможности для организации проектной деятельности учащихся. Это заключительный курс среднего географического образования, который опирается на определенную базу знаний и умений учащихся по географии.

Наша цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

Проектную деятельность учащихся мы осуществляем на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения.

Наша работа над проектом начинается с определения сферы интересов учащихся, выбора и формулировки темы проекта, его цели и задач. При выборе темы проекта мы используем следующие критерии:

  • значимость данной информации для учащихся;

  • социальная значимость проекта;

  • связь с изучаемыми темами курса географии;

  • возможность постановки проблемы;

  • возможность реализации межпредметных связей;

  • возможность использования личного опыта учащихся.

Если учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта, мы используем «банк проектов».

Затем учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач, выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта. Учитель консультирует, направляет и координирует действия учащихся.

Метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы. Например, при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» в 10 классе мы предложили учащимся разработать концепции решения ряда глобальных проблем.

Изучение регионов России и отдельных стран мира вызывает у учащихся интерес, но жёсткое следование типовому плану может постепенно его снизить. Поэтому при изучении стран и регионов мы используем метод проектов, который позволяет создать у учащихся «образ территории» на долгие годы, акцентировать внимание на наиболее характерных чертах территории.

Экологизация курса географии – одно из важнейших сквозных направлений, обусловленных современным состоянием окружающей среды. Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира. Содержание экологических знаний в них раскрывается в такой последовательности: потребность человека – виды воздействия – антропогенная нагрузка – изменения в природе – последствия для человека – способы рационального природопользования.

Большой интерес у учащихся нашей школы вызывают творческие учебные проекты связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия. В таких проектах представлен социальный и культурный аспект.

Мы используем учебный проект для расширения межпредметных связей. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, социология, демография, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества. Интегрированные проекты позволяют рассмотреть тему проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

Через многие наши проекты в образовательной деятельности реализуется краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма, экологической культуры личности. Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Некоторые проекты имеют профориентационное значение. Они знакомят учащихся с учебными заведениями, предприятиями города и области.

Работа в рамках учебных проектов способствовала повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда, оказала существенное влияние на повышение успеваемости, качество обучения предмету. У учащихся, которые участвовали в проектной деятельности, зафиксированы качественные положительные изменения в процессе их личностного развития: увеличилось количество желающих участвовать в учебном проектировании, в работе лекторской группы, секции географии школьного научного общества, в школьной и городской олимпиаде по географии, в научных чтениях.

Изменился стиль общения учащихся на уроке. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать.

Результаты проектной деятельности учащихся представляются на ежегодных школьных научных конференциях научного общества учащихся (НОУ) «Логос». Многие продукты проектной деятельности мы используем на уроках географии, других предметов, во внеурочной деятельности, для работы лекторской группы, при проведении недели географии.

Результативность работы учащихся фиксируется в «Индивидуальной карте ученика» или портфолио, которые позволяют отслеживать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося.

Паспорт проекта «Дайте планете шанс!»

^ Название проекта: Дайте планете шанс!

Проблема: Какие социальные, экономические процессы и почему приняли глобальный характер?

Учебная тема: «Глобальные проблемы человечества».

Тип проекта: комплексный, краткосрочный, групповой, информационный, итоговый.

^ Цель проекта: Формирование у учащихся 10 класса знаний глобальных проблем человечества и путей их решения.

Продолжительность: 3 урока.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, обществознание, экономика, экология.

^ Состав проектных групп, распределение ролей: №1 – демографы; №2 – экологи; №3 – геологи; №4 – экономисты; №5 – океанологи; №6 – диетологи; №7 – пресс-центр.

^ Задачи проекта:

  • Образовательные: изучить географические аспекты глобальных проблем человечества; выделить пути решения глобальных проблем в странах разного уровня развития; познакомить с новыми терминами и понятиями.

  • Развивающие: совершенствовать интеллектуальные способности учащихся; формировать экологическое, пространственное и экономическое мышление; развитие коммуникативных навыков учащихся.

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; формировать культуру общения; чувство ответственности за группу; навыки толерантного поведения.

^ Краткая формулировка задачи для учащихся: Изучить глобальные проблемы человечества, особенности их проявления в странах разного социально-экономического уровня развития и наметить возможные пути решения проблем.

Проблемные вопросы:

  • Почему возникают глобальные проблемы?

  • Каковы могут быть последствия развития глобальных проблем?

  • Как человечество может защитить себя от негативных последствий своей деятельности?

  • Почему пути решения глобальных проблем в странах разного уровня развития неодинаковы?

Вопросы социологического опроса к проекту «Дайте планете шанс!»

  1. Почему глобальные проблемы обострились во второй половине ХХ века?

  2. Какие конкретно глобальные проблемы особенно опасны для человечества?

  3. Какие из глобальных проблем человечеству разрешить труднее всего?

  4. Почему решение глобальных проблем зависит от действий каждого жителя Земли?

  5. Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков»?

  6. Какие глобальные проблемы актуальны для нашего города?

Оборудование: Политическая карта мира, атласы, учебники, энциклопедии, дополнительная литература, статистические данные, персональные компьютеры.

Продукты проекта: презентации, публикации.

Темы презентаций и публикаций:

  1. География «голода».

  2. Грозит ли Земле перенаселение.

  3. Страны богатые и бедные.

  4. Мировой океан – будущее человечества.

  5. Экологические проблемы.

  6. Энергетическая и сырьевая проблемы.

Форма презентации результатов проекта: конференция.

Перечень формируемых знаний и умений учащихся:

Знания: основных понятий: глобальные проблемы; экологический, демографический кризис; мониторинг; депопуляция; «скрытый голод»; калорийность питания; сущности глобальных проблем, причин их возникновения и путей решения.

Умения: объяснять различия проявления глобальных проблем в странах разного социально-экономического уровня развития; обосновывать пути решения глобальных проблем; прогнозировать последствия развития глобальных проблем.

^ Ожидаемые результаты: теоретическое освоение темы проекта; оформление презентаций и публикаций; проведение конференции.

Паспорт проекта «На родине жар-птицы»

^ Название проекта: На родине жар-птицы.

Проблема: Как сохранить и использовать традиции народных промыслов?

Учебная тема: «География народных промыслов Центральной России».

^ Тип проекта: комплексный, краткосрочный, групповой, информационный, творческий.

Цель проекта: Изучение особенностей народных промыслов Центральной России, их географии. Продолжительность: 2 урока.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: искусство, МХК, технология, краеведение.

^ Состав проектных групп, распределение ролей: экскурсионные группы в Ростов; в Палех; в Гжель; в Хохлому; в Дымково; в Павлов-Посад; в Жостово.

Задачи проекта:

  • Образовательные: изучить особенности и размещение народных промыслов Центральной России; познакомить с новыми терминами и понятиями.

  • Развивающие: развивать познавательную активность учащихся в процессе изучения творчества россиян; развитие коммуникативных навыков учащихся.

  • Воспитательные: приобщить учащихся к истокам народного искусства, духу и культуре народов России.

^ Краткая формулировка задачи для учащихся: Совершить воображаемую экскурсию в один из центров народного промысла Центральной России, изучить его особенности.

Проблемные вопросы:

  • Почему Центральная Россия является центром народных промыслов России?

  • Какова роль народных промыслов в прошлом и настоящем нашей страны?

  • Как сохранить и использовать традиции народного искусства?

Оборудование: дополнительная литература, карта Центральной России, сувениры.

^ Продукты проекта: выставка изделий народных промыслов, буклеты, карта, презентации.

Форма презентации: виртуальная экскурсия по выставке изделий, демонстрация презентаций.

^ Перечень формируемых знаний и умений учащихся:

Знания: основных понятий: финифть, майолика, роспись, литье, керамика, народная игрушка,

народный промысел; особенностей народных промыслов Центральной России, их географии.

^ Умения: находить информацию; оформлять результаты учебного проектирования.

Ожидаемые результаты: теоретическое освоение темы проекта; оформление выставки продук-

ции народных промыслов; проведение экскурсии по выставке изделий народных промыслов; создание презентаций о народных промыслах.

Паспорт проекта «Я - горожанин»

^ Название проекта: Я - горожанин.

Проблема: Как привлечь туристов в город Рыбинск?

Учебная тема: «География Ярославской области».

Тип проекта: краеведческий; средней продолжительности, групповой, исследовательский.

^ Цель проекта: Создание условий, позволяющих школьникам осваивать и использовать социокультурную среду города.

Продолжительность: 1 месяц.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: искусство, краеведение, экология.

^ Состав проектных групп, распределение ролей: 1 – разрабатывает рекламный проспект о городе; 2 – составляет туристический маршрут по городу; 3 – создает каталог достопримечательностей города; 4 – изучает проблемы города, которые затрудняют развитие туризма и определяют пути их решения; 5 – изучает количество и качество объектов отдыха; 6 – проектирует создание новых туристических объектов в Рыбинске; 7 – пресс-центр проводит социологический опрос.

^ Задачи проекта:

  • Образовательные: знакомство с культурным достоянием города; изучить туристические объекты и маршруты города, их состояние; определить проблемы города и пути их решения; спланировать развитие туризма в городе.

  • Развивающие: развитие коммуникативных навыков учащихся; совершенствовать навыки проведения социологического опроса, анализа статистических данных, прогнозирования; формировать компьютерную грамотность учащихся.

  • Воспитательные: воспитание патриотизма; чувства гордости за свою «малую» Родину.

^ Краткая формулировка задачи для учащихся: Изучить возможности города Рыбинска в сфере развития туризма, определить проблемы, затрудняющие развитие туризма и пути их решения.

Проблемные вопросы:

  • Почему древний город Рыбинск посещает мало туристов?

  • Что мешает развитию туризма в Рыбинске?

  • Как решить проблемы города?

Вопросы социологического опроса:

  1. Какие исторические и культурные объекты города Рыбинска вам известны?

  2. Какие вы знаете музеи, учреждения и места отдыха в нашем городе?

  3. Какие знаменитые люди родились и жили в нашем городе?

  4. Что мешает развитию туризма в нашем городе?

  5. Какие объекты туризма можно создать в Рыбинске?

  6. Какую пользу может принести развитие туризма нашему городу?

Оборудование: схема города Рыбинска, фотоальбомы, наборы открыток, статистические данные, краеведческая литература.

^ Продукты проекта: каталог туристических объектов, рекламно-туристический проспект, схема туристического маршрута, план решения проблем города, проект «Перспективы развития туризма в Рыбинске», презентации «Мой Рыбинск не хуже Парижа», «Экскурсия по музеям города», «Храмы Рыбинска», «Паспорт улицы…».

^ Форма презентации результатов проекта: круглый стол.

Перечень формируемых знаний и умений учащихся:

  • Знания: культурных и исторических объектов города; проблем и путей решения привлечения туристов.

  • Умения: находить и анализировать информацию; ориентироваться в городе; провести экскурсию по своему городу; найти на карте нужную улицу, исторический объект; проектировать.

Ожидаемые результаты: повышение культурного уровня учащихся; оформление результатов проектирования; проведение круглого стола.




Похожие:

Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса iconТема: «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии как форма организации познавательной деятельности»
Обобщение педагогического опыта Тарасовой Галины Алексеевны, учителя географии мкоу «Журавлевская сош»
Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса iconОрганизация проектной деятельности учащихся в предмете биология
Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №1
Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса iconМбоу сош №3 Организация проектной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания
Древняя китайская пословица, которую я взяла эпиграфом, на мой взгляд, чрезвычайно актуальна, поскольку настоящий этап развития общества...
Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса iconОбучение проектной деятельности. Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов при изучении курса «Православная культура». Тетерина Е. Н
Обучение проектной деятельности. Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности с использованием электронных...
Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса iconТема: Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии
Старое дидактическое правило, на мой взгляд, «Учить детей учиться» актуально сегодня как никогда
Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса iconТема: Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии
Старое дидактическое правило, на мой взгляд, «Учить детей учиться» актуально сегодня как никогда
Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса iconОрганизация творческой деятельности учащихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности средствами информационно – коммуникационных технологий
Успешность работы школы сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности,...
Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса iconОрганизация исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса iconОрганизация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Организация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса iconУроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы
Приёмы формирования разных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами