Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) icon

Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном)



НазваниеПрограмма по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном)
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

ПРОГРАММА по курсу

«СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОУРБАНИСТИКА»

Задача курса – ознакомить студентов природоведческих (в основном) кафедр с основами «гуманитарной географии» – т. е. со всем, что «не природное» и «не экономическое», а также с проблемами геоурбанистики. Поэтому курс имеет «составной» характер, и включает, кроме геоурбанистики, и отдельные элементы географии населения (сверх обязательного курса, прочитанного для всего потока на 2-м курсе): географии восприятия, условий и образа жизни, географии сферы обслуживания, и др.


  1. ^ Социальные аспекты географии. Особенности развития географии в России: преобладание «природной» географии и практическое отсутствие социальной. Неразвитость гуманитарных наук в России и непонимание общества, в котором мы живем. Общие подходы к классификации наук; смысл этого. По объектам и /или по аспектам.

Социальные аспекты физической и экономической географии. Собственно социальная география: география населения, обслуживания, уровня и образа жизни и др. Социальные аспекты экологической ситуации. Структура социально-географической характеристики территории: состав населения – условия его жизни – образ жизни – сознание (восприятие и оценки).

Методы социально-географических исследований, в т.ч. качественные. Статистика как «кривое зеркало» действительности .

  1. ^ Состав населения как социально-географическая характеристика. Состав населения: возрастной, половой, семейный, социальный, профессиональный, образовательный, этнический и др. Воздействие состава населения на условия и образ жизни и на их оценку. Проблемы измерения «человеческого развития».

  2. ^ Условия жизни населения. Природные условия: карта О.Р.Назаревского; антропогенные изменения этих условий. Непосредственное влияние природных условий на организм человека. Опосредованное влияние: требования в жилищу, одежде, питанию. Улучшение человеком природных условий жизни.

Условия труда, их классификация. Социально-экономические, санитарно-гигиенические условия. Заселенность территории и характер расселения как условие жизни. Политические условия: примеры разных регионов России.

  1. ^ Культура как условие и как «содержание» (смысл) жизни. Подходы к определению понятия «культура». Культура как способ адаптации к среде. Культура как «все созданное человечеством». Материальная и духовная, общечеловеческая и этнически специфичная культура. Понятие соционормативной культуры. Роль религии, идеологии, общественного мнения. Ценности, нормы и правила; этнические стереотипы поведения. Понятие социализации. Проблемы адаптации человека к меняющимся условиям: при миграциях, при смене социально-экономических условий, и др. Опыты географического изучения культуры.

  2. ^ Потребности населения и их географическое изучение. Понятие потребностей, их классификация (У.Маслоу, В.Бестужев-Лада, и др.). Иерархия потребностей. Закономерности развития потребностей. «Общество потребления». Факторы, определяющие территориальные различия в потребностях населения. Понятие уровня жизни. Структура потребностей и ее изменение. «Нормативы потребления». Потребление товаров и потребление услуг.

  3. ^ Сфера обслуживания, ее состав и роль в жизни общества. Понятие услуги, типы услуг. Состав сферы обслуживания на разных этапах жизни общества. Отрасли обслуживания: жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, торговля, общественное питание, бытовое, «культурное» обслуживание, пассажирский транспорт, связь, финансовое обслуживание, охрана имущества и прав граждан, информационное обслуживание и др.

Закономерности территориальной организации обслуживания. Потребности населения в услугах, их измерение. Потребности ежедневные, периодические, эпизодические. Типы потребителей услуг и их эволюция. Центры обслуживания и их типология. Теория центральных мест. Особенности обслуживания городского и сельского населения.

  1. ^ Географическое изучение образа жизни. Деятельность как сердцевина образа жизни. Классификация видов деятельности. Подходы к изучению образа жизни: детерминированность условиями жизни или сознанием людей? Опыты географического изучения образа жизни (Т. Райтвийр, С. Федулов, И. Шаркова и др.).

  2. ^ География восприятия. Когнитивная психология и понятие восприятия. Изучение образа города (К. Линч, Ю. Вешнинский, В. Глазычев, и др.). Видеоэкология. «Мысленные карты». Этнопсихологические аспекты восприятия среды и межнациональных отношений (работы Н.М. Лебедевой и др.). Особенности восприятия районов и городов России: роль учебников, СМИ, собственного опыта, общественного мнения и др. Проблемы «конструирования» образов регионов, их роль в определении инвестиционного рейтинга территорий, взаимосвязь с формированием «предпринимательского климата».

  3. ^ Понятие социального развития. Человеческий потенциал. Дилемма эффективность – равенство. Критерии социального развития при глобализации. Задачи образования (научить общаться, ставить вопросы, находить ответы). Непрерывное образование.

  4. ^ Город и село: критерии разделения и эволюция взаимоотношений. Концепции разделения города и села: дихотомическая, континуальная, многомерная. Представление о сельско-городском континууме. Понятие урбанизации как процесса распространения городского образа жизни и как процесса концентрации, интеграции и интенсификации функций. Стадии урбанизации по Д. Джиббсу, их взаимосвязь с эволюцией общества.

  5. ^ Экономико-географическое положение городов (ЭГП). Понятие ЭГП, его структура. Макро-, мезо- и микроположение. Аспекты ЭГП: транспортный, продовольственный, демографический, топливный, сырьевой, политический, культурный и др. ЭГП внутри района и ЭГП вместе с районом. ЭГП как фактор развития города и город как фактор изменения своего ЭГП. Примеры анализа ЭГП: Сталинград (И. Майергойз), Ленинград ( В. Покшишевский), и др. ЭГП Москвы и его изменение в различные исторические периоды. Особенности ЭГП крупнейших городов России. Специфика ЭГП малых городов.Изменение ЭГП в условиях глобализации.

  6. ^ Урбанизация в России. Стадии формирования сети городов: крепости, административные центры (губернская реформа), промышленные центры. «Административные» и «фактические» города по В.П. Семенову-Тян-Шанскому. Особенности урбанизации в советский период: города-заводы, города – центры автономий, и др. Изменения процессов урбанизации в пост-советский период.

  7. ^ Функции городов. Понятие функций, их виды: народнохозяйственные (экономические), социальные, культурные и др. Функции градообразующие и градообслуживающие, «центральные» и «специальные». Функциональная классификация городов. Города – центральные места в России и их иерархия. Специализированные города: промышленные, транспортные, научные, рекреационные и др. «Закрытые города» и их специфика.

  8. ^ Планировка городов. Типы планировки: прямоугольная, линейная, радиально-кольцевая, свободная и др. Планировка городов в различные исторические периоды. Функциональные зоны городской застройки (промышленные, транспортно-складские, селитебные, общественные, рекреационные и др.) и их совместимость. Идея города-сада, ее судьба. Проблемы планировки растущих городов. Пример Москвы. Города-музеи. Новые города.

  9. ^ Территориальные системы городов. Городские агломерации, факторы их образования и методы выделения. «Города-спутники». Московская агломерация, этапы ее развития. «Мегалополисы», факторы их формирования и роль в развитии общества. «Опорный каркас расселения»: агломерации плюс полимагистрали.

  10. ^ Проблемы управления урбанизацией. Идея «оптимального города»: от Платона до Госстроя СССР. Как измерить эффективность города? Генеральные планы городов. Региональные схемы расселения. Генеральная схема расселения России. Проблемы ограничения роста крупнейших городов. Проблемы городов в старопромышленных районах. Проблемы активизации малых городов. Самоуправление в городах.

ЛИТЕРАТУРА


1.Алексеев А.И. Многоликая деревня: население и территория. – М: Мысль, 1990.

2.Алексеев А.И., Ковалев С.А., Ткаченко А.А. География сферы обслуживания: основные понятия и методы. Уч. пособие. Тверь: Тверской гос. университет, 1991.

3.Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. – М: Политиздат, 1984.

4.Голд Д. География и психология. Введение в поведенческую географию. Пер. с англ. С.Федулова. М: Прогресс, 1991.

5.Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской федерации. Год 1998.- М: Права человека, 1998.

6.Зубаревич Н.В.. Социальное развитие регионов России. Проблемы и тенденции переходного периода. М: УРСС, 2003.

7. Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальный стратегии развития и социальные интересы. М., Независимый институт социальной политики, 2005.

8.Лаппо Г. М. География городов. Уч. пособие.- М: Владос, 1998

9.Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. Уч. пособие. –М: Междунар. отношения, 1999.

10.Родоман Б.Б. Введение в социальную географию. Курс лекций. – М: Российский открытый университет, 1993.

11. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? М.: Независимый институт социальной политики, 2005.

12. www. socpol.ru (сайт Независимого института социальной политики)


Автор программы – проф. Алексеев А.И.






Похожие:

Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) iconПрограмма курса «История английской литературы первой половины ХХ века» для студентов романо-германского отделения (английская филология)
Социальная, политическая, экономическая ситуация в Англии в 1-й половине ХХ века, её отражение в литературе
Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) iconПрограмма лекционного курса
Задача курса состоит в выработке у студентов навыков использования языков программирования для создания систем обработки данных и...
Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) iconТематическое планирование по обществознанию в 11 классе
Социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, социальная стратификация, класс, страта, социальная мобильность,...
Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) iconПрограмма лекционного курса
Задача курса состоит в выработке у студентов навыков использования структур данных и методов разработки алгоритмов на примере классических...
Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) iconПрограмма учебного курса "Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов"
Программа учебного курса "Сравнительный анализ постсоветских трансформационных процессов" для магистров и студентов 4-5 курса социологического...
Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) iconПрограмма лекционного курса
Лекционный курс «Введение в литературоведение» является теоретическим курсом в системе филологических дисциплин отделения востоковедения....
Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) iconПрограмма по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди»
Для достижения главной цели курса изу­чение географии на этой ступени основного общего образования долж­но быть направлено на решение...
Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) iconПрограмма факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» ( история, 6 класс, 34 часа)
Курс «Вспомогательные Исторические Дисциплины» реализует межпредметный (история, литература, география, математика) подход к изучению...
Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) iconТема: «Голубые зеркала России»
Главная задача курса «География России» создать у школьников калейдоскоп «образа страны», из которого сложится общая картина природы...
Программа по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном) iconМаршрут обучения по географии в 10 классе Учитель Рубцова Валентина Анатольевна Учебники: «Экономическая и социальная география мира» Ю. Н. Глазкий
Зачетный раздел № Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа, Азия, Австралия
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами