|
Конспект открытого урока по развитию речи в 8 классе учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 115 Выборгского района Санкт-Петербурга Прохоровой Т.Н. Методические материалы 2012 Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения. Описание памятника «Слава Российскому флоту» («Морякам и создателям флота России») в Санкт-Петербурге. Тип урока: урок развития речи Цель урока: формирование умений работы над сочинением-описанием памятника. Оборудование: мультимедиа проектор, презентация Power Point, эпиграф « Ничего не боялся я столько, Как жить в городе без истории, Преданий и памятников». Аполлон Григорьев ^
Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.
Санкт-Петербург – город - порт, город морской славы. За время своего существования Санкт-Петербург пережил немало бед и напастей. Но недаром говорят — беды даются народу для испытаний. Петербург из всех таких испытаний выходил победителем и никогда не терял своей чести. Иной раз, кажется, что именно в защитниках Петербурга нашли воплощение лучшие черты народа, его создавшего: самоотверженность, стойкость, героизм, способность ради любви к Отчизне на самопожертвование. Ратные подвиги русского солдата навеки останутся в памяти человечества, запечатленные в архитектурных ансамблях, монументах и музейных реликвиях Петербурга. В начале ноября 1996 года в нашем городе был открыт памятник, посвященный 300-летию Российского флота. Место для памятника выбрали в сквере у здания Нахимовского училища, на соединении Петровской набережной Большой Невы и Петроградской набережной Большой Невки, где Петр I принимал морские парады.
Цель этапа: мотивировать деятельность учащихся. Сегодня мы с вами попробуем описать этот памятник. Но прежде всего я расскажу об истории его создания. Этот материал вы можете использовать в сочинении, поэтому по ходу моего рассказа запишите ключевые слова. Задолго до 300-летия флота, в 1992 году, фонд «Памятники Российского флота» начал широкую общественную кампанию по проектированию памятников к юбилею. В Петербурге был объявлен конкурс проектов, на котором первое место получила работа скульптора М.К. Аникушина.2
Михаил Аникушин родился в 1917 году в Москве, в семье рабочего. Учился в Академии художеств имени И. Е. Репина с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941—1945). С самого начала Великой Отечественной войны ушёл в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах РККА. М. К. Аникушин умер в 1997 году в Санкт-Петербурге. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.3
В Петербурге скульптором Михаилом Константиновичем Аникушиным создан не один памятник – это и монумент защитникам города на площади Победы, и памятник А.С. Пушкину на площади Искусств, памятники на станциях мерополитена.4
В Петербурге в 1994 году принято решение о создании памятника «Слава Российскому флоту». Михаила Константиновича Аникушина, как и многих других русских скульпторов, глубоко взволновала и увлекла возможность создать такой памятник, и он весь отдался работе.
Цель этапа: показать нецелесообразность других проектов. В 1995 году началось обсуждение совершенно нового альтернативного проекта — «Парка славы Российского флота», разработанного архитектором Ф.К. Романовским. Предполагалась полная реконструкция Александровского сада у Адмиралтейства, с переносом существующих там исторических скульптурных памятников и установкой на площадке у фонтана перед башней Адмиралтейства восьми полно фигурных статуй выдающихся адмиралов. В июне 1995 года вышло распоряжение о начале работ по осуществлению этого проекта, который мог полностью разрушить исторический ансамбль центральных площадей Петербурга. Однако многочисленные протесты петербургской общественности заставили отказаться от этого решения и вернуться к проекту М.К. Аникушина.
Цель этапа: показать роль женщины в сознании народа. Идея памятника воплощена в образе молодой женщины. Михаил Аникушин говорил: «Фигура женщины появилась в замысле не случайно: в сознании нашего народа понятие Родины и России исторически ассоциируются с женским образом. Образ женщины-матери, подруги всегда сопутствует морякам в дальних походах. На рострах кораблей помещалось скульптурное изображение женской фигуры, ведущей корабль к родному берегу.5
Цель этапа:
Предлагались варианты в разных точках акватории Невы, включая даже создание искусственного островка. Окончательный выбор места был обусловлен близостью к Домику Петра, напоминающему об основателе Российского флота, Летнему дворцу Петра и зданию Нахимовского училища, которое строилось в 1909–1911 годах по проекту архитектора А.И. Дмитриева и художника А.Н. Бенуа как «Городской Училищный дом имени Петра Великого» с бюстом царя на фасаде (ск. В.В. Кузнецов).6
В апреле 1996 года приступили к сооружению фундамента; в октябре были завершены работы по граниту и произведена отливка бронзовых деталей. Открытие памятника состоялось 2 ноября 1996 года. На площади собрались представители Администрации города, военные моряки, рядовые жители Петербурга.7
Цели этапа: формировать навык разноаспектного анализа скульптуры; расширять словарный запас; расширять знания об изобразительно-выразительных средствах языка;
*Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал-постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные места»
Бронза — скульптура, декоративные детали, литеры; гранит полированный — постамент; медь — вымпел; нержавеющая сталь — чайки. Общая высота памятника — 750 см, высота скульптуры — 350 см, высота постамента — 400 см.14
Цель этапа: учить логически выстраивать высказывание. Составим план нашего сочинения.
Цель этапа: формирование навыков грамотного письма, предупреждение возможных орфографических и пунктуационных ошибок. Обобщить некоторые орфограммы позволяет материал, предложенный в карточке 1. После выполнения заданий на карточке 1 осуществляется взаимопроверка. Учащимся предлагается устно объяснить правописание.16 Работа по предупреждению пунктуационных ошибок проводится с использованием карточек с заданием 2.17
Цель этапа: рефлексия – чему научило нас знакомство с памятником, какие чувства и мысли автора нашли в нас отклик.
^ Имеет ли памятник название? В память о каких событиях, кому он поставлен? Где и когда он сооружён? Кто авторы этого памятника? Что вы о них знаете? Общая характеристика памятника. Что он собой представляет? Детали ( части) памятника. Их роль в раскрытии замысла скульптора. Что они выражают, символизируют? ^ Какое впечатление произвёл на вас этот памятник? Чем он нам дорог? Приложение. Карточка 1. Вставить пропущенные буквы. Пам_тник, п_едестал, скульпт_р, арх_тект_р, д_к_ратор, в_ятель, художн_к, м_нумент, п_стамент, зо_чий, гр_нд_озный, изя_ный, в_личестве(-нн-,-н-) ый, в_здвигнуть, зап_ч_тлеть, ув_ковечить, арх_тектурный ансамб(?)ль. Карточка 2. Расставить знаки препинания, составить схемы предложений ( знаки не расставлены). 1.Когда идёшь по Фонтанке, Михайловский замок долго не виден. 2. Простор Марсова поля и изящный ажур решётки Летнего сада, гладь Невы в зыбком свете белых ночей и строгий покой Стрелки Васильевского острова, чёткая графика Петропавловской крепости и парадные дворцовые фасады – всё в этом городе воспринимается сердцем и навеки остаётся в памяти. 3. У пристани перед домиком Петра Первого был раскинут ажурный шатёр, украшенный гирляндами цветов. 4. Казанский собор – своеобразный памятник Отечественной войне 1812 года. 5. При Петре I наводнения были очень часты, но они не пугали водолюбивого царя. Литература
Примечание: К сочинению необходима предварительная подготовка. Возможно включение в уроки русского языка упражнений, отдельных предложений, дающих информацию о скульптурном произведении, о конкретном памятнике. Оформление в кабинете стенда с иллюстративным и информационным материалом по данной тематике. Индивидуальные задания учащимся: найти и подготовить материал о М.К.Аникушине. Организовать экскурсию к памятнику. Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения. Памятник – трёхмерное произведение искусства, объёмное, поэтому его, в отличие от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент). Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник – с пространством улицы, площади, окружающими зданиями. Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п. Над созданием памятника обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор (ваятель); над пьедесталом работает архитектор, декораторы заботятся об окружении. Иногда в творческий коллектив входит и садовник. Возможные вопросы во время экскурсии: Каков общий вид памятника? Как памятник вписывается в пространство местности? Каков вид на памятник с разных точек обзора ? Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал? Каковы особенности скульптурного изображения Какое впечатление произвел на вас памятник? О чём заставил задуматься? 1 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Памятник «Слава Российскому флоту». Слайд 2. 2 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Победа в конкурсе». Слайд 3. 3 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Михаил Аникушин». Слайд 4. 4 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Работы Михаила Аникушина». Слайд 5. 5 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Идея создания». Слайд 6. 6 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Выбор места установки». Слайд 7. 7 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Открытие памятника». Слайд 8. 8 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Детали памятника 1». Слайд 9. 9 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Детали памятника 1». Слайд 10, 11. 10 См. «Приложение»: Презентация Power Point . Слайд 12. 11 См. «Приложение»: Презентация Power Point .Слайд 13. 12 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Морские атрибуты». Слайд 14. 13 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Задачи скульптора». Слайд 15. 14 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Материалы». Слайд 16. 15 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Составим план». Слайд 17. 16 См. стр. 6: Приложение. Карточка 1 для работы над орфографией. Слайд 18 (ответы). 17 См. стр. 6:Приложение. Карточка 2 для работы над пунктуацией. Слайд 19 (схемы). 18 См. «Приложение»: Презентация Power Point «Составим план». Слайд 20. |
![]() | Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе гиа» Урок русского языка в 9 классе по теме: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе | ![]() | Урок по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн») |
![]() | Конспект урока по русскому языку с использованием цор г. Магнитогорск маоу «сош №56 с уим» Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» | ![]() | Разработка урока «Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста» Подготовка к написанию сочинения. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста? |
![]() | Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию " Определить главную идею сочинения; стиль, тип речи, используемые при написании сочинения; композицию сочинения | ![]() | Практикум по теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения в 11-м классе» (подготовка к егэ) Цели: Формирование языковой компетенции учащихся с использованием икт Продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте |
![]() | Конспект открытого урока русского языка в 5 кл. Тема. Подготовка к сочинению- описанию зимней природы. «Художник мороз» Цели: Организовать поиски текстов с описание зимней природы Сегодняшний урок хочу начать со стихотворения, о своём отношении к самому сказочному времени года «зима» | ![]() | Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Не с именами прилагательными Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского... |
![]() | Урок русского языка в 7 классе Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему «Обтекаемые» люди – какие они? | ![]() | Урок русского языка в 4 классе Автор: Тема урока: Систематизация знаний о синтаксических единицах языка Цель: Моделирование отношений между синтаксическими единицами языка: предложение и словосочетание |