Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» icon

Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди»



НазваниеПрограмма по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА

Курс «География. Земля и люди»

(А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П.Дронов) 68 учебных часов

Курс «География. Земля и люди» является логическим продолже­нием предшествующего курса «География. Планета Земля» для 6 клас­са и в значительной мере опирается на его материал. Курс «География. Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирова­ния у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систе­му взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством.

Этим и определяется главная цель курса — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференци­ации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в раз­ных природных условиях. Для достижения главной цели курса изу­чение географии на этой ступени основного общего образования долж­но быть направлено на решение следующих задач:

  • продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продви­жения от общепланетарного уровня к региональному и локальному. В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьни­ков важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;

  • создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ре­сурсов, использовании их населением,

  • заложить первичные представления о формировании политиче­ской карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенно­стях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;

  • продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.

^ ВВЕДЕНИЕ

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния приро­ды материков и океанов от деятельности человека. Практическое значе­ние географических знаний. Источники географической информации.

^ Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое положение иразмеры материков. Особенности размещения матери­ков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков. Влияние ге­ографического положения, площади и взаимного расположения мате­риков на особенности их природы.

Географическое положение и размеры океанов. Особенности бе­реговой линии. Взаимодействие материков и океанов.

Материки и части света. Содержательные различия поня­тий «материки» и «части света». Часть света, как историко-куль­турная категория: история возникновения и развития понятия. Со­временные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.

Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа — выступы материков и понижения океанов. Различия в строении зем­ной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа матери­ков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяженные горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океа­нического дна: шельф, континентальный склон, глубоководные же­лоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.

История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры матери­ков. Превращение океанической коры в континентальную, как ре­зультат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платфор­мы — основа всех современных материков. Возникновение складча­тых и глыбовых гор. Образование современных материков и океа­нов. Пангея, Лавразия и Гондвана.

Климатообразующие факторы. Разный угол падения сол­нечных лучей на земную поверхность — главный климатообразую-щий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные по­лярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, теп­лых и холодных океанических течений.

Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.

Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и пере­ходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри кли­матических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, суб­экваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арк­тический, антарктический) климатических поясов.

Мировой океан. Исследования океана. Первая русская кругосвет­ная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисян-ского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле

«Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Разме­ры Мирового океана. Площадь, объем, средняя глубина, протяжен­ность береговой линии Мирового океана.

Рельеф дна и объем воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: об­мен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по тем­пературе, солености, насыщенности кислородом. Круговороты по­верхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и чело­век. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.

Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределе­ние атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рель­ефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности мате­риков.

Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям сто­ка, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озера, зависимость их размещения по материкам от наличия котло­вин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от кли­мата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледе­нения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по поверхности Земли и внутренние различия в увлажнении географических по­ясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане.

Природные зоны материков, влияние на их особенности геологи­ческой истории материков, климата, рельефа и человеческой дея­тельности. Преобразование природных комплексов в природно-ант-ропогенные и антропогенные.

^ Практические работы. Определение сходства и различия матери­ков по географическому положению. Определение по картам зависи­мости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Работа с кар­тами «Климатические пояса и области мира» и «Географические по­яса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены. Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Оп­ределение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Нанесение на контурные карты геогра­фической номенклатуры по теме раздела.

^ Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества. Основные пути расселения древнего и современного человека. Гео­графические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.

Сколько людей живет на Земле? Переписи населения. Изме­нения темпов роста численности населения Земли на разных исто­рических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населе­ния. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.

Размещение людей на планете. Средняя плотность населе­ния Земли, ее изменения с течением времени. Неравномерность раз­мещения населения Земли по ее поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Фак­торы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к при­родным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы, языки и религии мира. Народ, как совокупность лю­дей, проживающих на определенной территории и говорящих на од­ном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современ­ной хозяйственной деятельности человека, особенности их геогра­фии.

Где и как живут люди: города и сельская местность. Ос­новные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городско­го и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соот­ветствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.

Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйст­венной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндуст­риальные страны.

Историко-культурные районы мира. Принципы выделе­ния историко-культурных районов, их границы. Основные особен­ности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Вос­точной Европы, Российско-Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Вос­точной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.

^ Практические работы. Составление географических характери­стик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление карто­схем по темам «Расселение населения», «Специализация современ­ного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характе­ристика сельского хозяйства, промышленности. Нанесение на кон­турные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА — 42 ч

^ ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ

Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны.

Особенности природы океанов. Географическое положение,
крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод
и живых организмов. .-.

Природные богатства океанов и их хозяйственное освое­ние. Основные районы морского промысла. Добыча полезных иско­паемых. Морские пути. Центры туризма.

МАТЕРИКИ

^ Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида, Северная Америка, Евразия.

Особенности природы материков. Географическое положе­ние и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материков. Особенности рельефа, клима­та, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хо­зяйственной деятельности людей.

Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, Южно-Африканская Республика.

Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.

Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.

Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.

Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Казахстан.

^ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая пробле­ма. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая про­блемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.

^ Практические работы. Определение географического положения материка, страны. Чтение рельефа материков по профилям. Состав­ление географических описаний отдельных компонентов природ­ных комплексов материков, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их при­родных районов и отдельных стран на основе изучения карт и дру­гих источников информации. Составление схемы глобальных и ре­гиональных проблем человечества, определение связей между ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Резерв времени — 8 ч



Похожие:

Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» iconПрограмма по географии для 7 класса раздел «География. Земля и люди»
Этим и определяется главная цель раздела — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях...
Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» iconПрограмма по курсу «социальная география и геоурбанистика» Задача курса ознакомить студентов природоведческих (в основном)
Поэтому курс имеет «составной» характер, и включает, кроме геоурбанистики, и отдельные элементы географии населения (сверх обязательного...
Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» iconОрганизация проектной деятельности учащихся на уроках социальной и экономической географии 9 и 10 класса
Курс социальной и экономической географии имеет благоприятные возможности для организации проектной деятельности учащихся. Это заключительный...
Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» iconЛитература для 6 класса: Журнал «География в школе» по годам
Программно-методические материалы географии 6-9 кл. Составитель В. И. Сиротин. М. Дрофа
Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» icon7 Класс география материков и океанов под ред. Душиной И. В
Урок Что изучают в курсе географии материков и океанов? Как люди открывали и изучали свою Землю?
Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» iconУчебник для 8 класса «География материков и океанов». Ход урока (слайд №1) Организационный момент
Диск «Зиятдинова Ф. Б.» «Антарктида» Приложение 1); файлы для самостоятельной работы учащихся (см. Диск – «Зиятдинова Ф. Б.» «Антарктида»...
Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» iconСценарий турнира знатоков географии для 7 классов
Сегодня на турнир собрались 3 великолепные команды 7 а класса, 7 б класса, 7 в класса. Поприветствуем их!
Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» iconУчреждений этого региона
Программа предназначена для учителей, работающих в профильных классах. Курс «Основы государства и права» не является альтернативой...
Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» iconКонспект урока географии для 6 класса по теме «Погода и климат»
Название учебно-методического комплекса: линия умк по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова
Программа по географии для 7 класса курс «География. Земля и люди» iconПрограмма по географии Рабочие программы по географии 6-9 классы, ред. Болотникова Н. В., Москва, Глобус, 2009г
Настольная книга учителя географии 6-11кл., Н. Н. Петрова, Д. В. Новенко, М., Эксмо, 2008г
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами