|
Конспект урока географии в 10 классе Учитель Баймуратова Я.Г., учитель географии высшей квалификационной категории Тема: «Стратегия устойчивого развития» Тип: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности Форма проведения: урок-обсуждение Цели:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, плакаты на доске «Стратегия устойчивого развития – оптимальное соотношение между развитием общества и природой», «Мыслить глобально – действовать локально», «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берём её взаймы у наших потомков», «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля. (А.С. Экзюпери)», «Человек, помоги себе сам» (Бетховен.), политическая карта мира, на столах учащихся атласы, контурные карты, «Послание президента Федеральному собранию» из газеты «Россия», статистический справочник, дополнительный материал, групповые задания, учебные принадлежности. ^
Учитель: – Сегодня у нас с вами первая встреча. Надеюсь, что мы получим удовольствие, радость общения друг с другом. Звучит стихотворение в исполнении ученика: О Вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих. О Ваши дни благословенны. Дерзайте, ныне ободрены Рачением вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Ньютонов Российская Земля рождать. Учитель: – Кого, по словам Ломоносова, ожидает Отечество? Ученик: – Тех, кто сможет решить различные проблемы и обеспечить будущее развитие страны – России. Учитель: – Зависит ли развитие страны от развития мира в целом? – Да, так как все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля». Учитель: – Как сделать плавание этого корабля счастливым? – Надо решить проблему выживания человечества.
Учитель: – Тема нашего урока – «Стратегия устойчивого развития» – как раз об этом. Запишите её. Максаковский В.П., автор учебника, даёт такое определение данному понятию (Чтение определения на слайде). Назовите основные компоненты стратегии устойчивого развития и уровни их решения. (Использование слайдов.) Цель нашего урока: понять стратегию устойчивого развития на конкретном примере решения проблем в атомной энергетике.
– Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы в атомной энергетике? Предлагаю в ходе групповой работы (6 групп) обсудить названные проблемы и предложить свои пути их решения, основываясь на знания и личный опыт. Инструкции для выполнения заданий у вас нас столах.
Учитель: – Атомные электростанции дают 17 % мировой электроэнергии (ТЭС – 62 %, ГЭС – 20 %, 1% – альтернативные электростанции), они работают уже в 32 странах мира. Атомная энергетика вполне обеспечена сырьем. 20 лет назад произошла Чернобыльская техногенная катастрофа. Это изменило взгляд человечества на атомную энергетику. Но мир так и не отказался от АЭС. Почему? В чём их преимущество? Предлагаю эту проблему изучить в группах. Групповые задания: ^
б) Пользуясь текстом учебника, стр. 118, и картой мировой энергетики в атласе, нанесите на контурную карту мира основные страны, производителей электроэнергии на АЭС. Обозначьте столицу и границы государства. Нанесите условный знак – АЭС. Установите закономерности и сделайте выводы.
Сделайте выводы. ^ 1. Используя дополнительный материал и свои знания, назовите проблемы, возникающие при: а) добыче радиоактивного сырья, б) её обогащении, в) использовании, г) утилизации. 2. Как вы считаете, не расплачиваются ли природа и человек своим здоровьем за дешёвую электроэнергию на АЭС? Схема обсуждения проблемы: суть проблемы – вывод – ваше отношение. ^ Вы – против использования АЭС. Вам предстоит, используя статистический справочник (страница 25, таблица №9), дополнительный материал и личный опыт, проанализировать сроки эксплуатации АЭС в России и сделать соответствующие выводы. ^ Вы – за развитие АЭС. Вам предстоит, используя дополнительный материал, «Послание президента Федеральному собранию» в газете «Россия» и личный опыт, определить пути использования атомной электроэнергии в России и мире на перспективу. Приведите убедительные аргументы в пользу АЭС.
– Как связана тема нашего урока с обсуждаемыми проблемами атомной энергетики? Как вы думаете, возможно ли устойчивое развитие? Кто должен решать эти проблемы? Кто разрабатывает научную стратегию развития? Как вы можете быть к этому причастны? Что мы ответим М.В. Ломоносову? Что вы для себя поняли? Оцените свою работу на уроке. ^ Выработать программу своего устойчивого развития, в помощь вам высказывания на плакатах и собственные мысли, вынесенные с урока. Завершим урок словами Р. Рождественского: …Человеку надо мало Чтоб тропинка вдаль вела, Чтоб жила на свете мама, Сколько нужно ей, - жила… Утром свежую газету- С человечеством родство. И всего одну планету- Землю! Только и всего. ^ Отрывок из стихотворения М.В. Ломоносова О Вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих. О Ваши дни благословенны. Дерзайте, ныне ободрены Рачением вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Ньютонов Российская Земля рождать.
Групповые задания: 1-я группа. «География атомной энергетики мира». 1. Пользуясь текстом учебника, стр. 117-119, и картой мировой энергетики в атласе, дайте общую характеристику мировой атомной энергетики. а) Нанесите на контурную карту мира основные страны, производителей уранового концентрата U3О3: Францию, Канаду, Австралию, Намибию, США, Россию. Обозначьте столицу и границы государства. Нанесите условный знак урана – U. б) Пользуясь текстом учебника, стр. 118, и картой мировой энергетики в атласе, нанесите на контурную карту мира основные страны, производителей электроэнергии на АЭС. Обозначьте столицу и границы государства. Нанесите условный знак – АЭС. Установите закономерности и сделайте выводы. 2. Пользуясь текстом учебника, стр. 118, и картой мировой энергетики в атласе, нанесите на контурную карту мира страны, в которых доля АЭС в общей выработке электроэнергии занимает больше половины: Литва – 78%, Франция – 77%, Бельгия – 57% (Для сравнения: США – 19%, Россия – 13%). Нанесите условный знак – штриховую линию. Сделайте выводы. ^ 1. Используя дополнительный материал и свои знания, назовите проблемы, возникающие при: а) добыче радиоактивного сырья, б) её обогащении, в) использовании, г) утилизации. 2. Как вы считаете, не расплачиваются ли природа и человек своим здоровьем за дешёвую электроэнергию на АЭС? Схема обсуждения проблемы: суть проблемы – вывод – ваше отношение. ^ Вы – против использования АЭС. Вам предстоит, используя статистический справочник (страница 25, таблица №9), дополнительный материал и личный опыт, проанализировать сроки эксплуатации АЭС в России и сделать соответствующие выводы. ^ Вы – за развитие АЭС. Вам предстоит, используя дополнительный материал, «Послание президента Федеральному собранию» в газете «Россия» и личный опыт, определить пути использования атомной электроэнергии в России и мире на перспективу. Приведите убедительные аргументы в пользу АЭС. ^ Баймуратова Я.Г., учитель географии высшей квалификационной категории Тема: «Причины, влияющие на климат». Цели:
^ комбинированный Метод: частично-поисковый Форма организации обучения: фронтальная Форма проведения: деловая игра Оборудование: доска, карта полушарий, физическая и климатическая карта России, компьютер, мультимедийный проектор, план урока, контурные карты, атласы. Ход урока.
– Дорогие друзья! Приветствую Вас, знатоков-метеорологов! Цель нашего заседания: осмыслить причины, влияющие на климат; определить главные причины формирования климата в городе Елабуге. Оргкомитет подготовил деловую игру, которая позволит вам повысить интеллектуальные и творческие способности. Условия работы заседания: за правильные ответы на вопросы, задачи и задания мы предлагаем жетоны, которые по окончании игры можно обменять на отметки. Один большой жетон (отметка «5») выдается за полный правильный ответ, три маленьких жетона равноценны одному большому, которые можно заработать за дополнения и за решение несложных заданий. Выступающие поработали над своими вопросами заранее, оценка их труда проявится в вашем понимании темы.
Ведущий. – Основные причины, влияющие на климат: - географическая широта; - близость морей и океанов; - направления господствующих ветров; - океанические течения; - высота местности над уровнем моря; - расположение горных хребтов. Выступления учащихся по проблеме урока:
Вывод: самый жаркий пояс между тропиками, самый холодный пояс за полярными кругами, а между ними умеренный пояс. Задание: отметьте эти пояса на контурной карте, используя карту полушарий. ^ – Как вы думаете, в каком поясе солнечной освещённости живём мы? – Мы живем в умеренном поясе. Умеренно тепло – летом и умеренно холодно – зимой, есть переходные сезоны «осень» и «весна». 2. – Климат зависит от близости морей и океанов и направлений господствующих ветров. Воздух нагревается в зависимости от географической широты. Логично, что на одной и той же широте должна быть одинаковая температура. Тогда как же объяснить рисунок 90 из учебника? Почему при одинаковой географической широте городов в них разные среднемесячные температуры в январе и июле? ^ Вывод: Климат зависит от близости морей и океанов и господствующих ветров. Возникают разные типы климата на одних и тех же широтах. Например: - морской; - умеренно-континентальный; - континентальный; - резко континентальный; - муссонный; Такие типы климата формируются в умеренных широтах России. (Сопровождение показом на климатической карте России) Физкультминутка. – Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе… А.С. Пушкин 3. – Климат местности зависит от океанических течений. Влияние океанов на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений. Океанические течения оказывают влияние на выпадение осадков на побережьях материков. Теплые течения согревают воздух и сушу, холодные течения создают холодный воздух, и он, перемещаясь, на сушу понижает над ней температуру. Хочу обратить ваше внимание на наличие ледового покрова на северном и восточном побережьях России. (Сопровождение показом на физической карте России) Тому, кто сможет объяснить наличие или отсутствие льдов у побережья, будет вручён большой жетон. 4. – Тема моего изучения: зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа. Я думаю, вам несложно определить на карте по шкале высот высоту местности, например, Елабуги (550 с. ш., 520 в. д.). Как изменился бы климат Елабуги, если бы ее абсолютная высота стала 2000м? Почему? Вывод: С высотой температура воздуха уменьшается. В горах – высокогорный климат. Расположение горных хребтов тоже влияет на климат.
Ведущий: – Таким образом, назовите основные причины, влияющие на климат. Давайте изобразим их графически. ^ – Как вы думаете, а человек может изменить климат? Почему? – Ответы учащихся. Выступление ученика с информацией о Киотском соглашении.
II уровень – 7 вопросов III уровень – все вопросы |
![]() | Урок географии на тему: «Атмосферные осадки» Автор: Лукина Татьяна Александровна, учитель географии высшей квалификационной категории | ![]() | Разработка урока по географии в 6-м классе по теме "Озера" Составитель урока: учитель географии моу сош п. Учебный Ершовского района Саратовской области Молочко Наталья Ивановна, Почетный... |
![]() | Разработка урока географии в 9 классе тема: учитель географии первой квалификационной категории отрощенко ольга васильевна г. Михайловка 2006 год Тема: «Особенности физико-географического положения. Крайние точки Волгоградской области» У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной,... | ![]() | Конспект урока. Учитель: Винницкая Светлана Анатольевна, учитель физики высшей квалификационной категории, заместитель директора по увр. Класс: 11 Структурные единицы урока: Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях |
![]() | Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе Комогорцева Светлана Георгиевна- учитель географии высшей категории, средняя школа №9 г. Петропавловск | ![]() | Конспект урока географии по теме «Рациональное использование природных ресурсов» Учитель: Нургалиева Роза Темуртасовна, учитель географии и экономики моу «Верхнебузанская сош» |
![]() | Урок по теме «Электролитическая диссоциация» в 9 классе Учитель: Кузьмина Светлана Ниловна, учитель химии высшей квалификационной категории моу «Гимназия №1» г. Чебоксары | ![]() | Хренкова Алла Борисовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Тема: Современный урок Хренкова Алла Борисовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории |
![]() | Конспект открытого урока по чтению в 4 классе Подготовила Киосова гн учитель высшей категории, старший учитель гимназии №3 «Сузір'я» г. Бердянска | ![]() | Конспект урока по географии в 9 классе. Лионова Т. В., учитель географии мбоу «сош №6». Тема: «Национальный и религиозный состав населения России» Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России |