Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы icon

Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы



НазваниеУрок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок по географии в 10 классе.

Тема: Культурно – географический образ Зарубежной Европы.


Цели урока: 1. Освоение такого метода структурирования большого объема информации, как создание географического образа.

2. Развитие самостоятельного творческого мышления.

3. Развитие познавательного творческого интереса учащегося к изучаемой теме.

Тип урока: вводный урок, изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Методы учебной деятельности:

- Объяснение учителем темы урока с использованием метода проекта.

- Частично – поисковая деятельность школьников на основе просмотренного материала, конструктирование большого объема информации через выделение личностью значимые узлы знаний и соединение их в целостную картинку.

- Метод конструирования.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Средства обучения: компьютерный проект, экранные средства, карта Зарубежной Европы, раздаточные карточки, атласы.

Основные понятия: географический образ, культурно-географический образ.


^ Ход урока.

I. Организационный момент:

Сегодня мы начинаем изучение Зарубежной Европы. Дать общую характеристику данного региона за один урок невозможно. Поэтому на нашем уроке мы используем новый метод. Метод проекта. Такой метод поможет нам за один урок изучить большой объем информации и я надеюсь вызовет у вас интерес к изучаемому материалу.


Темой нашего урока является: Создание культурно – географического образа Европы.

Эпиграфом урока является высказывание Ф.Энгельса «Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры более общедоступна, легче усваивается другими народами, чем информация на языке слов. Искусство объединяет людей….


Я хочу заострить ваше внимание на следующем: во время показа слайдов конспектируйте материал, т.к. в конце урока каждый из вас выполнит задания на оценку по просмотренному материалу.

II. Изучение нового материала.

1. Целью урока

Слайд

  1. Освоение такого метода структурирования большого объема информации, как создание географического образа.

  2. Развитие самостоятельного творческого мышления.

  3. Развитие познавательного творческого интереса учащихся к изучаемой стране.


- Что такое географический образ?

Слайд

Географический образ возникает и конструируется в результате пересечения и взаимодействия различных географических понятий с культурологическими, историческими, политическими, экономическими понятиями. Географические образы могут принимать различные формы и создаваться различными способами. Пока же мы с вами учимся воспользоваться методикой создания каркаса географического образа. Такая методика и представляет собой способ структурирования большого объема информации через выделяемые личностью значимые узлы знаний и соединения их в целостную картину.


- Каркас культурно – географического образа Зарубежной Европы.

Слайд


- Почему именно культурно-географический образ Европы

мы попытаемся создать?

Слайд

Почему именно культурно-географический образ Европы мы попытаемся создать? Пространство, как и его образы, создается культурой и цивилизацией, которая их осознает, живет ими и в них. Кроме этого познавательные возможности огромны. Ф. Энгельс говорил: «Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры более общедоступна, легче усваивается другими народами, чем информация на языке слов. Язык искусства более метафоричнее, эмоциональнее. Искусство объединяет людей. Когда политики XVIII-XIX веков разделили Италию на мелкие государства, графства, княжества, искусство родило и соединило неаполитанцев, римлян, ломбардцев».


Зарубежная Европа занимает территорию в 5,4 млн. км с населением немногим

Более 500 млн. человек. Здесь расположены около 40 суверенных государств.

Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих

Географических открытий, промышленных переворотов, городских

агломераций, международной экономической интеграции.

Слайд

Европа - это географический регион на западе Евразии, площадью 10 млн. кв. км, в том числе 5,1 млн. кв. км. приходится на зарубежную (по отношению к СНГ) Европу, что составляет около 4% всей обитаемой суши. Территория зарубежной Европы протягивается с севера на юг от Шпицбергена до Крита на 5000 км, с запада на восток от атлантического побережья Португалии до черноморского побережья Румынии на 3100 км. Но про географическое положение можно сказать другими словами.

Карта Европы.


Меж областью, которой рак владеет,

Пути на север солнцу преграждая,

И далями, откуда холод веет,

Лежит Европа, для меня родная.


Вокруг нее простор морской синеет,

Её ласкают, нежно обнимая,

И океана грозная громада

И моря средиземного прохлада.


С той стороны, откуда солнце всходит,

С ней Азия в соседстве пребывает.

С Аифейских древних гор река нисходит

И с Азией Европу разделяет.

Лути де Камоэнс 1572 г.

Европа.


Изрезаны её живые берега,

И полуостровов воздушны изваянья,

Немного женственны заливов очертанья:

Бискай, Генуи ленивая дуга.


И. Мандельштам 1914 г.


Европа… Это географическое имя напоминает и о древнегреческом мифе про дочь финикийского царя Агенора, правителя Сидона, Европу. Согласно мифу, Европа была похищена Зевсом, принявшим облик быка. На спине этого быка она проплыла по Средиземному морю от Финикии до Крита, где и стала его женой.


Европа… Это географическое имя напоминает также об огромном вкладе в мировую цивилизацию, который начался в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, был продолжен в эпоху возрождения и великих географических открытий, а затем в эпоху промышленных и социальных переворотов, и так до наших дней.


Откройте атласы и определите географическое положение

Зарубежной Европы.


- Образ Зарубежной Европы мы попытаемся создать рассмотрев

архитектуру, живопись и музыкальную культуру этого региона.

Слайд

- Архитектура Германии

● Показ слайдов

Кёльнский собор. Он возносится над городом, словно сказочное видение. Шпилями своих парных колоколен, стрельчатыми линиями сводов, вязью каменных кружев, своим пепельно-серым цветом, который воспринимается как цвет неподдельной старины, собор создает удивительное ощущение устремлённости к небесам и отрешённости от мирской суеты. Описать красоту кёльнского собора так же трудно, как передать прелесть органной фуги.

^ Бранденбургские ворота (Берлин). Этот знаменитый ансамбль построен в 1789-1793 годах по образцу Пропилеев в Афинах (архитектор К. Г. Лангханс), в 1868 г. дополнен пристройками в виде античных храмов. Скульптурная группа на воротах изображает богиню победы Викторию (работа Шадова—Жюри).

^ Дворцовый ансамбль Цвингер (Дрезден) (1711-1732). Архитектор Д. Пеппельман, скульптурный декор Б. Пермозера. Построен для короля Августа Сильного. В Цвингере размещается знаменитая Дрезденская галерея. Во время Второй мировой войны дворец был сильно разрушен. Реставрационные работы были в основном завершены к 1964 году.


- Архитектура Италии

Миланский собор. Собор издали будто вылит из дымчатого стекла – его стройные, тонкие колонны тянутся ввысь, наподобие органных труб, да и весь он напоминает огромный орган, устремленный острым конусом к небу… Камень, источенный до ажурной невесомости, точно гармонический звук, аккорд за аккордом, ступень за ступенью движется к своему крещендо и замирает на верхней ноте.


Колизей. Амфитеатр Флавиев, крупнейший из римских амфитеатров. В 75-80 годах н. э. сооружен для гладиаторских боев. Ныне используется для театральных и оперных постановок. Будто вылит из дымчатого стекла – его стройные, тонкие.

^ Мост Риальто (Венеция). Оставаясь до XIX века единственным мостом через Большой канал, Риальто превратился, вероятно, в самое общее место Венеции, в прямом и переносном смысле. Толпы туристов осаждают его как минимум 22 часа в сутки, трапезничая ли в близлежащих кафе, проплывая ли мимо на вапоретто или просто опершись о перила и вглядываясь в панораму Канала. Этот мост был сооружен в 1588 г., его высота – 7,5 метров, а длина 48 метров.


- Архитектура Франции

● Показ слайдов.

Собор Парижской Богоматери. (1163-1257). Собор построен на месте двух более ранних церквей, которые, в свою очередь, были воздвигнуты на месте античного храма Юпитера. Собор сильно пострадал во время Великой французской революции 1789 г. (были отбиты скульптуры). Он был предназначен революционными властями к сносу, но его спас Наполеон, который в 1804 г. здесь был увенчан императорской короной.

^ Парижская Триумфальная арка. Крупнейшее сооружение подобного типа в мире (общая высота – 49 м. 54 см., глубина проёма – 22 м.). Её строительство в честь побед французской армии от Маренго до Аустерлица началось согласно декрету Наполеона I от 1806 года. Разработка проекта была поручена Жану-Арно Раймону и Жану-Франсуа Шальгрену. Строительство арки завершилось в 1836 году. В 1920-м под ней зажжён вечный огонь над могилой Неизвестного солдата Первой мировой войны.

^ Эйфелева башня в Париже, стальная башня высотой 300 м (сторона квадрата основания 123 м, весит 9 тыс. т); используется как обзорная и радиотелевизионная башня. Сооружена по проекту А. Г. Эйфеля в Париже для Всемирной выставки 1889 г. как символ достижений техники 19 века.


- Архитектура Великобритании

● Показ слайдов.

Биг Бен — едва ли не самые знаменитые в мире башенные часы. Расположены в башне с восточной стороны Вестминстерского дворца. Для отзвона времени на башне помещен 13-тонный колокол, звон которого лондонцы впервые услышали в 1859 г. Имя часы получили в честь главного смотрителя восстановительных работ в Вестминстере Бенджамина Холла.

^ Вестминстерское аббатство (Лондон). Готическая церковь, капелла Генриха VII, место коронации английских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя. В Вестминстерском аббатстве с 13 века находится усыпальница английских королей, государственных деятелей, знаменитых людей. Легенды приписывают основание аббатства королю саксов Сиберту (7 в.), первому саксу-христианину.

^ Трафальгарская площадь, на которой расположена Национальная галерея (основана в 1824 г.). Одно из известнейших мест города, здесь обычно проводятся митинги и демонстрации. Площадь названа в честь самой знаменитой из побед адмирала Нельсона.


- Живопись Франции

● Показ слайдов.

Ренуар Пьер Огюст (25 февраля 1841, Лимож — 17 декабря 1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия.

^ Пикассо Пабло (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы), французский живописец, по происхождению испанец. В 1900-х годах создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям. С 1907 г. основоположник кубизма, с середины 1910-х годов создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму. Произведения Пикассо иногда полны боли и протеста, имеют большое общественное значение, глубокое гуманистическое содержание.

Моне Клод (14 февраля 1840, Париж, — 6 декабря 1926, Живерни, Нормандия), французский живописец. Представитель импрессионизма. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи; в 1890-х годах стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня.


- Живопись Италии

● Показ слайдов.

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452, Винчи близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Высокое этическое содержание выражал в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы.


- Живопись Голландии

● Показ слайдов.

Рембрандт (полн. Рембрандт Харменс ван Рейн) (15 июля 1606, Лейден — 4 октября 1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик, офортист. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основываясь на эффектах светотени, писал портреты; религиозные и мифологические сцены. К 1660-м годам относятся наиболее сложные по психологической структуре религиозные и исторические композиции, портреты. Широкая, свободная живопись, виртуозная графика Рембрандта приобретают особую эмоциональную выразительность, светотень выступает в них как средство раскрытия психологических коллизий.

^ Ван Гог Винсент (30 марта 1853, Гроот-Зюндерт, Северный Брабант — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Страстная эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, присущие искусству Ван Гога, выражались им в первой половине 1880-х годов в произведениях, выдержанных в сумрачной гамме, проникнутых сочувствием к простым людям; с 1888 г. создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка.


Часть 2


Ребята, перед вами лежат карточки с фамилиями великих композиторов Зарубежной Европы. Вы сейчас услышите отрывки музыкальных композиций и ваша задача поднять карточку с фамилией композитора автором которого он являться. Вам даётся подсказка – портрет композитора и фотография страны в которой он жил или живёт.



  1. Людвиг Ван Бетховен (Германия).

  2. Вольфганг Амадей Моцарт (Австрия).

  3. Иоганн Себастьян Бах (Германия).

  4. Людвиг Ван Бетховен ( Германия).

  5. Эннио Морриконе (Италия).

  6. Николо Паганини (Италия)

  7. «The Beatles» (Великобритания).

  8. Джо Дассен (Франция).

  9. Стинг (Великобритания).

  10. «Roxette» (Швеция).

  11. «Queen» (Великобритания).


Часть 3.


Мозаика стран

Европа в литературе

Сейчас, вам предстоит показать знания в области литературы которые помогут угадать страну данного региона.

Перед вами лежат карточки с названиями стран Зарубежной Европы.

После того как покажут слайд с характеристикой страны, ваша задача показать

карточку с предполагаемым названием страны. Подсказки так же даны. Мозаика стран.

● Эту страну по праву называют «колыбелью европейской цивилизации». На острове Крит и в Микенах обнаружены руины храмов, фрески, письмена, высеченные на камне. Это самые древние в Европе памятники культуры: их относят к 17-16 векам до нашей эры. Согласно античным преданиям, это следы культура пеласгов – древнейших племен, обитавших в Восточном Средиземноморье. Греция.

● Если посмотреть на карту Европы, то на юге её мы увидим Аппенинский полуостров, своими очертаниями напоминающий сапожок. Здесь и расположена эта страна. Ей также принадлежат большие и малые острова, окружающие Аппенинский полуостров. Италия.

● Это самостоятельное и независимое государство занимает площадь всего 0,5 кв. км. Имеет свой гимн и флаг, Академию наук, издательство и радиостанцию. Ватикан.

● В центре северных земель этого государства расположены города Вольфсбург и Зальцгиттер. В Вольфсбурге находится автомобильный завод, выпускающий «фольксвагены», известные во всем мире своими удобствами и надежностью. Германия.

● Государство находится в самом центре Европы. Всю территорию страны занимают горные хребты Альп и Юры, и только граница с Германией и Лихтенштейном проходит по долине Рейна. Славится своими банками и изготовлением часов. Швейцария.

● Это красивая и богатая земля. В теплых и солнечных долинах Эльзаса выращивают виноград, пшеницу, сахарную свеклу, табак, хмель. В старинных небольших городках у подножия Вагезов, окаймляющих долину Рейна, поколения потомственных мастеров делали вино и варили пиво. В этих краях сохранилось много старинных замков. Франция.

● Голубой цвет в изобилии на карте этой страны. Это небольшое государство с севера и запада омывается водами Балтийского моря, а почти вся его восточная граница проходит по Чудскому и Псковскому озёрам. Всего на территории страны 1150 озёр. Эстония.

● Это княжество тянется узкой полосой вдоль побережья Средиземного моря. Это крошечное государство занимает всего 1,9 кв. км площади. Основной доход этой стране приносит игорный бизнес, центр которого находится в городе Монте-Карло. Монако.

● Эту страну невозможно представить без корриды. Её проводят в огромных круглых амфитеатрах на несколько тысяч зрителей. Билеты стоят недёшево – заработок рабочего за несколько дней. Испания.

● Эту страну в немалой степени прославили женщины. Образ Греты Гарбо, Ингрид Бергман стали символами женской красоты. Но самая известная женщина страны имеет мало общего с королевами красоты, и это даже не королева, а Астрид Линдгрен, которая придумала Карлсона, Пеппи, Эмиля из Лённеберги. В этой стране вручают самые престижные премии в мире – нобелевские. Норвегия.


Европа в литературе.

● Лев Славин писал: «С одной стороны этот город омывает море, с другой – степь. Степь – украинская, море – многонациональное». О каком городе он это написал? Об Одессе.

● Назовите город Ромео и Джульетты? Верона в Италии.

● В каком итальянском городе происходит первое действие трагедии «Отелло»? ^ В Венеции.

● «Приезжать в Венецию таким образом – всё равно что входить в дворец с чёрного входа»,- писал Томас Манн. Какой же путь в Венецию он уподоблял «чёрному входу»? сухопутный.

● По какой реке путешествовали в лодке три героя Джерома К. Джерома? ^ По Темзе.

● В каком городе находится знаменитая Бейкер-стрит, где в доме №221-б А. Конан Дойл поселил своих героев – Шерлока Холмса и доктора Ватсона? В Лондоне.

● В каком скандинавском городе установлен памятник Русалочке, героине сказки Х.К. Андерсена? ^ В Копенгагене, столице Дании.

● Псевдоним какого американского писателя совпадает с названием города в Великобритании? Джек Лондон.

● В какой скандинавской стране живет Карлсон? В Швеции.


Итоговое обобщение знаний.

- Сейчас, вам, предстоит заполнить бланк лежащий перед вами, используя знания полученные после просмотра слайдов.


Рефлексия. Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы в конце бланка лежащего перед вами.


Подводим итоги урока.

Домашнее задание :номенклатура стран Зарубежной Европы.



Похожие:

Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы iconУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»
Развить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Страны Зарубежной Европы»
Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы iconКонспект урока по географии в 10 классе «А» на тему «География транспорта и туризма»
Сформировать представления о транспортной системе Зарубежной Европы её структуре, а также о развитии туризма в регионе
Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы iconУрок разработан учителем географии моу «сош №51»
Цель: экономико-географическая характеристика региона Зарубежная Европа, знакомство с туристско-рекреационными районами и зонами...
Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы iconУрок 10 класс Страны Северной Европы. Страны Южной Европы
Подготовила: Кухарь А. Д. – учитель географии І категория Возрожденской ош І-ІІІ ст
Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы iconУрок в 5 классе (2 х 45 минут) по изучению двух призведений зарубежной и украинской литературы
Сегодня мы проводим необычный урок – бинарный – по изучению двух произведений из зарубежной и украинской литератур, посвящённый теме...
Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы iconУрок географии в 6 классе. Тема урока " Ветер"
Оборудование: электрическая плитка, полоски фольги, свеча, атлас по географии 6класс, контурные карты
Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы iconМоделирование процесса профессионально-личностного становления студентов в условиях культурно-образовательной среды технического вуза
Блеми професійно-особистісного становлення майбутніх інженерів у культурно-освітньому середовищі, визначено змістову характеристику,...
Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы iconПлан-конспект урока по географии материков и стран в 9 классе «Страны Южной Европы. Италия»
Используемые технологические подходы, приёмы обучения: личностно-ориентированный, элементы проектной технологии, рефлексия
Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы iconУрок географии в 10 11 классах Тема урока: «География международного туризма: Россия страны Европы»
Цель урока: определение значимости международного туризма, как одной из форм международных экономических связей
Урок по географии в 10 классе. Тема: Культурно географический образ Зарубежной Европы iconУрок в 4 «В» классе III четверть
Урок №10 Тема: «Образ художественной культуры Средней Азии. Работа над образом города»
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами