План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока icon

План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока



НазваниеПлан-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока
Дата17.10.2016
Размер
ТипПлан-конспект

12.8 План-конспект интегрированного урока

по русскому языку на тему: «Основа слова»


Цели урока:

  1. Образовательная. Закрепить понятие «основа», знания о составе основы слова; формировать интерес к процессу познания.

  2. Развивающая. Развивать орфографическую зоркость, умение разбирать слова по составу, умение редактировать текст. Развивать каллиграфический навык письма, умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы. Развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь. Развивать самоконтроль.

  3. Воспитательная. Создание благоприятного психологического климата для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности; развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать усидчивость уверенность в своих возможностях, трудолюбие. Ориентировать учащихся на подготовку к сознательному выбору профессии и на необходимость быть полезным обществу.

Оборудование: мультимедийный проектор, диск с иллюстрациями к различным этапам урока, карта «ГОРОДА МАСТЕРОВ», макет «МАШИНА ВРЕМЕНИ», плакат с деформированным текстом, карточки из набора «Словарные слова», карточки для индивидуальной работы учащихся в виде посуды и колосьев, берестяные заготовки для каждого ученика, таблички с названиями профессий, аудиокассета с записью звукового письма хлеборобов и музыкальной записью.
^

Ход урока


Этап урока

Содержание

Примечание

^ 1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Организация рабочего места.

Мы отправляемся в поход,

Ведь с нами скука не живёт.

И, если повезёт в пути,

Пешком не будем мы идти.

Создание благоприятной психологической обстановки.

^ 2. Формулирование темы урока.

Наш поход в Город Мастеров. Наверняка, каждый из вас мечтает о том, какую профессию выберет для себя в будущем. Ведь это основа трудовой деятельности человека. А в городе мастеров вы сможете вообразить себя в нескольких из многочисленных профессий земли.

Девизом нашего похода будет пословица:

«Уменье и труд рядом идут»

А тема нашего урока:

«Основа слова»

-Как найти основу слова?

-Каким может быть состав основы? Перечислите все варианты.

Использование наглядного материала (карта «ГОРОДА МАСТЕРОВ») с демонстрацией на мультимедийном проекторе.

3. Чистописание.

Начнём мы с минутки чистописания. А помогут нам в этом жители Города Мастеров. Кто они, отгадайте?


Моя профессия важна.

Даёт лекарство всем она.

Микстуру, капли, аспирин,

Но всё же, лучше витамин.

(Фармацевт)

^

Нитки я вдеваю ловко


В очень тонкие иголки.

Стать красивым есть надежда,

Я сошью для вас одежду.

(Швея)


Я, очень нужный человек

В наш трудный 21 век.

Я ваши деньги сберегу.

А если надо, помогу.

Я многих вкладчиков кумир.

А называюсь я?……….

(Банкир)


-Буква, которую мы будем писать, в одном из этих слов обозначает два звука. Какая это буква?

- В каких случаях буква Я обозначает два звука?

-Ну что ж, за дело! Прошу садиться.


-А теперь ребята, помогите фармацевту, швее и банкиру найти основу их профессий.

Театрализация. Формирование и развитие актёрского мастерства.

Выставляются карточки с названиями профессий.

^ 4.Словарная работа.

Наши герои ещё приготовили словарные слова:

От аптекаря – таблетка, от швеи – одежда и костюм. От банкира – касса, а от меня – профессия.


-Таблетка (круглая лепёшечка из лекарственного порошка),

- одежда (совокупность предметов, которыми покрывают тело),

- костюм (платье, наряд женский или мужской),

-касса (помещение, в котором производятся денежные операции),

- профессия (основной род трудовой деятельности).

-Спишите слова, разделяя их для переноса.

-Поставьте ударение.

-Подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне. Подчеркните удвоенные согласные.

-Какое слово лишнее и почему?

Карточки из набора «Словарные слова» демонстрируются на мультимедийном проекторе.

^ 5.Орфографическая минутка.

Немного поработали и проголодались. На нашем пути «Орфографическая столовая». Нам пора перекусить. Нас встречает тот, кто здесь самый главный.

-Кто же это? Найдите основу слова повар и её состав.

(Повар)

Вы не ошиблись, друзья!

Самый главный здесь - я.

Я смогу приготовить для вас угощенье.

Но, чтобы съесть его, нужно уменье!

Прошу к столу дорогих гостей!

Приятного аппетита! Кушайте скорей.


-Вместо вилок возьмите ручки и заполните карточки.

-Теперь проверим выполненное. (На проекторе по мере ответов учащихся появляются проверяемые слова вместе с проверочными)


-Какое слово лишнее на каждой карточке и почему?

-С красной строки запишите слова: мясной, солонка и посолил. Разберите их по составу.


Театрализация.

Карточки для индивидуальной работы учащихся. На карточках записаны слова с пропущенной безударной гласной в корне слова. (Варенье, угостил, солонка, сластёна, столовая. Холодец, печенье, маслёнка, мясной, горчица. Молоко, чаёк, повар, жаркое, посолил.)

Заполненные карточки демонстрируются на мультимедийном проекторе. Учащиеся называют проверочные слова.

^ 6.Работа с предложением.

А теперь у нас впереди очень трудный участок пути. В Городе Мастеров есть настоящая машина времени. С её помощью мы сможем отправиться в прошлое.

-Как вы думаете, кто её смастерил?

(Инженер)

Да, друзья,

Смастерил это чудо техники Я.

Без меня не смогли б поменять на машину коня.

Не смогли бы летать,

Не смогли бы плыть,

Не смогли бы по телефону звонить,

Я – основа технического прогресса!

Об этом печатает даже пресса.


Тогда, инженер, попробуй вместе с ребятами выполнить моё задание.

-Запишите с красной строки предложение с комментированием.

Древние народы селились по берегам рек.

-Разберите предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания.


-А как вы думаете, почему древние селились по берегам рек?


Ну, а с помощью моей машины

Мы с вами отправимся в 10 век.

Современный там не бывал человек.

Занимайте места! Пристегните ремни!

Внимание! Выполняю техническое задание!

* * *

Звучит музыка, переходящая в звон колоколов. (Физкультминутка)


Пряха поёт и прядёт. Рядом сидят летописец и кузнец.


Я пряха. Пряду лён для вашей рубахи.

Моя профессия очень старинная. Сначала я вырастила лён. Потом его вымачивала и отбивала. А теперь пряду ниточку на прялке, чтобы из неё потом соткать полотно и сшить рубаху. Я даже могу покрасить её лесными ягодами. Всё это я делаю одна. Я знаю, в ваше время мой труд делают три фабрики: прядильная, ткацкая и швейная.


А я – кузнец, настоящий молодец!


В старину за моё чудесное ремесло меня называли даже колдуном. Мой главный инструмент – молот. Я могу изготовить кованый сундук, ворота, двери. Могу лошадь подковать. Среди моих товарищей один левша даже блоху подковал. А у вас мой труд выполняют металлургические заводы и кузнечные цеха.


А я – самый образованный человек своего времени. Я монах-летописец. Я писал историю своего народа на бересте и пергамене. На одну книгу уходило несколько лет. Я знаю, что теперь у вас есть печатные станки и печатные мастерские. И в них печатают множество книг в день.

Мы – древние жители Х века приготовили для вас задание.

Пословица эта пришла из древности.

-Напишите её на бересте.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (Зашифрованная пословица появляется на проекторе)

Спасибо, мы выполним ваше задание.

-Какая это пословица? Запишите.

-Я насчитала в этой пословице 5 частей речи. Каких?

* * *

Молодцы! А нам уже пора возвращаться.


Инженер: нагулялись по древней Руси?

Пора возвращаться в город мастеров!

Звучит музыка. (Физкультминутка)


Театрализация.

Модель машины времени. Карточки с названиями профессий.


Исторический экскурс с использованием наглядного материала. Интеграция с уроком истории. Демонстрации на мультимедийном проекторе картин прошлого и старинных профессий.

Берестяные заготовки.

Музыкальная запись.

^ 7.Работа с текстом.

У трапа машины времени нас встречает Елена Дерновая.


Здравствуйте, дамы и господа!

К вашим услугам всегда

Журналист и редактор газеты «Актуальные ответы»

Чем занимаюсь? Сказать непросто.

Пишу статьи и правлю вёрстку.

Оформляю журналы, исправляю ошибки.

Я вижу у вас на лице улыбки.

Да, это статья!

Хотела её исправить я!

Но решила работу для вас оставить.

Придётся вам статью исправить.


В открытый состоялся 3-в классе урок.

На гости присутствовали нём.

Старались искать основу правильно мы слова.

Научились тоже гости её находить. (Прикрепляет плакат на доску и садится.)


-Что заметили?

-Редактируем.

-Прочтите, что получилось.

В последнем предложении найдите слово, которое соответствует схеме.

Молодцы!


Благодарю за помощь, хвалю.

Сегодня в вечерней газете читайте статью, дети.


Деформированный текст статьи и правильный текст для демонстрации на мультимедийном проекторе.

Табличка с названием профессии.

^ 8. Итог урока.

Ребята, у меня для вас письмо

Получено сегодня оно

Внимание! Письмо включаю.

* * *

Здравствуйте дорогие, ребята!

Пишут вам труженики полей. Нам стало известно, что тема сегодняшнего вашего урока «Основа слова». А знаете ли вы, что основа нашей жизни – это хлеб. Румяный, пышный с золотистой корочкой хлебушек.

Однако, нам также известно, что некоторые ребята не берегут хлеб, бросают его на пол. Надеемся, что это не вы. От всех хлеборобов, агрономов, трактористов, комбайнёров, мельников и пекарей пишу для вас золотые слова: «Хлеб – всему голова»

Примите от нас в подарок пшеничные колосья.

Каждый колосок с секретом.

Выполни заданье это.

Ты найди основу слова,

И ещё состав основы.


-Что нужно сделать?

-Проверим выполненное. Поднимите слова, которые соответствуют схеме 1, 2, 3…

-Какая из профессий, перечисленных в письме, является сложным словом? Как образовано слово?

* * *

Вот и подходит к концу наше путешествие. – Где мы сегодня побывали?

  • О каких профессиях вы узнали?

  • В каких названиях профессий мы выделяли основу?

  • Как правильно найти основу слова?

Молодцы! Наш урок окончен.

(Звучит музыка.)

Все дети выходят к доске. Впереди ученица с караваем. Задания на бересте и колосьях в подарок гостям.

* * *

-Зёрнышко мы согреем заботой

В добрых и тёплых ладонях полей.

* * *

-Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

* * *

-Хлебные зёрнышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

* * *

-Самая лучшая в мире награда-

Это награда за труд.

Аудиокассета с записью звукового письма. Карточки-колосья с заданием.

(Булочка, корочка, хлебец, зернышко, хлебный, выпечка)










Похожие:

План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе
Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать...
План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока iconКонспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных" цели: закреплять и уточнять знания учащихся по теме
План-конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"
План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных» Тип урока: открытие нового знания
План конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных»
План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока iconПлан-конспект открытого урока по русскому языку
Тип урока: обобщение и систематизация знаний с использованием мультимедийных технологий
План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока iconКонспект интегрированного урока в 1 классе Тема урока : «Вежливые слова» Риторика Тема: «Вежливые слова» Внеклассное чтение Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Образовательные технологии: игровые технологии (Б. П. Никитин), технология интегрированного обучения, информационные технологии
План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока iconКонспект урока (11 класс) по теме «Закрепление орфограмм и пунктограмм к заданиям части а егэ» цели урока
Цели урока: Повторить орфограммы «Н/нн в словах», «не с частями речи» Закрепить умения учащихся различать вводные слова и члены предложения,...
План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока iconКонспект открытого урока по русскому языку по программе «Начальная школа ХХI века» автор учебника Иванов
Цели: Уметь находить и задавать вопросы к дополнению. Определять каким членом предложения являются неизменяемые слова; формировать...
План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока iconУрок по русскому языку: "Состав слова" (3-й класс) Цели урока: образовательные
Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный
План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока iconПлан-конспект урока чтения на тему
План-конспект урока чтения на тему «В. Семернин «Музыкант». «Музыкальные инструменты» (по книге «Что такое. Кто такой.»)»
План-конспект интегрированного урока по русскому языку на тему: «Основа слова» Цели урока iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка Зверевой Н. М. Форма урока
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе (зачёт по теме «Имя числительное»), проведенного учителем русского языка...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами