Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» icon

Урок географии на тему: «Природные зоны Африки»



НазваниеУрок географии на тему: «Природные зоны Африки»
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок географии на тему:

«Природные зоны Африки» (7 класс) с применением ИКТ


Учитель: Кузьминых Т.А.

Цели урока:


  • Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу; раскрыть глобальный характер взаимодействия между человеком и живой природой; показать необходимость решения экологических вопросов для человека ХХI века.

  • Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;

  • Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.

^ Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: карта «Природные зоны мира», «Климатические пояса», таблицы с изображением «Экваториальные леса», «Саванны и редколесья», «Пустыни», атласы, учебники, мультимедийная программа ГЕО 7, ресурсы Интернет.
^

Ход урока.


  1. Организация класса.

  2. Актуализация опорных знаний.

Вступительная беседа учителя.


Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом. Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».

Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему.

Дети, как вы думаете, что такое природа?

Дети:

    1. Это рельеф;

    2. Природа – это климат;

    3. Наверное, ещё растительный и животный мир;

    4. Природа это почва, полезные ископаемые;

    5. Это и моря, реки и океаны.

Учитель: Правильно! И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком.

Природа – это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.

Обратите внимание на карту на доске, найдите её в атласах. Что содержит в себе эта карта? О чём она может нам рассказать?

^ Дети: Это карта природных зон мира. Мы можем узнать какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся.

Учитель: Что же такое «природная зона»? Вспомните, дети!

^ Дети: Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.

Учитель: Мы не зря вспомнили этот термин. Ведь тема нашего урока: «Природные зоны Африки».

Откройте свои тетради, запишите число, тему урока.

Чем на суше обусловлено образование природных зон?

Дети: Обусловлено климатом – соотношением тепла и влаги, т.е. высокая температура и много осадков – густая, пышная, богатая растительность.

Учитель: Обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Раскраска этой карты показывает не высоту места над уровнем моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью и т.д.

Пользуясь раскраской, давайте, определим природные зоны Африки.

Внимательно посмотрите на границы климатических поясов (карта -Климатические пояса мира) .

Вы заметите, что они почти совпадают с границами природных зон. Зная это, вам легко будет определить границы природных зон и охарактеризовать климат.

В процессе урока надо заполнить таблицу, отражающую особенности природы экваториального, субэкваториального и тропического климатического поясов. Начертите её.(слайд)

Природные зоны Африки.

Природная зона

Особенности климата

Почвы

Растения

Животные

1.













2.













3.













4.













    1. ^ Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Для более близкого знакомства с природными зонами Африки, знакомства с разнообразием растительного и животного мира Африки, я предлагаю отправиться в гости.

Учитель: Помните сказку, написанную К.И. Чуковским.

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку гулять.

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие,

Злые крокодилы…

Африка ужасна

Африка опасна

Не ходите в Африку,

Дети, никогда!

Но папочка и мамочка уснули вечерком

А Танечка и Ванечка – в Африку бегом, - В Африку!


  1. ^ Фрагмент фильма о природе материка.

  2. Работа в группах.

1 группа - экваториальные леса.

2 группа - саванна

3 группа – пустыни

 ^ 1 группа - экваториальные леса.

Африка – родина кофейного дерева. Это вечнозелёное дерево с белыми и такими пахучими цветами.

Его плоды имеют красный цвет и содержат два семени. Их промывают, сушат, поджаривают, заваривают. Получается отличный кофе.

Бананы –это не дерево. Это огромное травянистое растение с толстым корнем. После плодоношения ствол отмирает, а корневая система остаётся и даёт новые побеги.

Из плодов готовят банановую муку, консервы, мармелад, сироп, вкусное вино.

^ Масличная пальма. В своих семенах за год она накапливает 15 кг жира, который очень питателен. Она имеет сладкий сок.

Гепард. Не умеет лазать по деревьям, как леопард, но зато очень быстро бегает.

Быстрее лошади, быстрее антилопы. Это самые быстрые звери на земле. Бросаясь в погоню за добычей, гепард за 2 секунды развивает скорость 70 км/ч.

Здесь обитают человекоподобные обезьяны – горилла и шимпанзе.

Горилла покрыта густой чёрной шерстью. Имеет рост до 2 м и большую часть жизни проводит на земле.

Шимпанзе меньше. Ростом до 1,5 м. И главным образом обитает на деревьях.

^ 2 группа – саванна

«Саванны и редколесья» - от испанского слова «сабана», что значит дикая, первобытная равнина.

Это степь, покрытая высокой травянистой растительностью. Здесь жарко!

Встречаются и деревья, кустарники, которые сбрасывают листья в сухое время года.


Интересное дерево - Баобаб! Это священный символ. Дерево живёт до 5000 лет, его высота – 25 метров.

В охвате, ствол до 45 м. Только 20 человек, взявшись за руки, могут охватить его. На коре некоторых деревьев сохранились отметки, сделанные нашими предками 5 веков назад.

Его плоды похожи на огурцы.

Ещё интересное дерево. Это зонтичная акация. Её листья мелкие, расположены ребром к солнцу, поэтому под ним не найти тени.

Здесь растёт слоновая трава. Почему она так называется?

Это многолетняя трава высотой до 3,5 м. В начале дождливого сезона её солнечные молодые побеги, и листья служат хорошим кормом для всех травоядных, а в сухой сезон её поедают только слоны – отсюда и его название.

Какой интересный кустарник, он имеет такие серебристые колоски на листьях и приятный запах.

Но на них так много мёртвых мух.

Это ловушка для мух, прилипшие мухи уже не могут улететь, т.к. на колосках есть железки, которые выделяют клейкую жидкость. Мухи – приманка для пауков, которые опыляют этот кустарник.

Самым крупным животным в саванне является слон.

Африканский слон самое крупное животное на суше. Его масса – 5 т, рост – 3,5 м, а длина туловища до 5 м.

Раньше они жили на всём материке, а теперь их осталось мало. Они истреблены из-за ценной слоновой кости – бивней.

Жирафы – самые высокие. Их рост достигает 6 м. И они такие неуклюжие.

Несмотря на неуклюжий вид, они бегают быстрее лошади. Они и вправду, как будто собраны из запасных частей. Голова и туловище взяты у лошади, ноги – у антилопы, шея – верблюда и, наконец, пятнистую шкуру явно леопард одолжил.

Трубкозуб- животное, размером с гончую собаку. С крепкими когтями, длинным языком и зубами в виде трубочек.

Он ведёт ночной образ жизни, а день проводит в норе, питается термитами и муравьями.

Самая крупная птица -^ Африканский страус.

Её рост до 3 м, масса до 90 кг. Яйцо весит столько, сколько весит 40 куриных. Они хорошие сторожа, охраняют пастбища.

Самый воинственный зверь -Конечно же, носорог. Все животные от него уходят.

Из копытных встречаются - зебра, антилопы, буйволы.

А из птиц – марабу, пеликаны, фламинго, цапли, которые на берегах рек и озёр образуют огромные птичьи колонии.

Богатство животного мира саванн уникально.

^ 3 группа – пустыни

Там Африка другая, там нет дождей, а температура достигает 50˚-60˚ С.

Ведь там ветер встает, и ложится вместе с солнцем. Горе вам, если вас застигнет самум – страшный песчаный вихрь.

В пустыне есть оазисы – зелёные островки жизни в безбрежном океане пустынь.

Оазисы – это, прежде всего, зелёные перистые кроны финиковых пальм. Высокая, наверное, метров 20 и такие огромные листья, до 3 м в длину, плоды – финики: и сушёные, и варёные, и свежие, и вяленые.

А из животных -Верблюд – корабль пустыни!

Без воды африканский одногорбый верблюд может оставаться без воды 4-5 дней. В «цистерны» его желудка вмещается до 100 литров воды.

Есть антилопы и газели. Они приспособились к жизни в пустыне, проделывают сотни километров в поисках воды.

Есть и хищники – гиены, шакалы, гепарды, лисицы.

Есть черепахи, ящерицы и змеи.

Из птиц – страусы и дрофы.

Есть и ядовитые скорпионы.

Скудная растительность пустынь. Только в оазисах она и встречается, а то только пучки трав и колючие кустарники.

Да и животный мир беден.

  1. ^ Коллективная работа с картой и атласом.

Учитель: Какие природные зоны есть в Африке?

Дети: Влажные экваториальные леса. (слайд)

Учитель: Где они расположены? Как?

Дети: В экваториальном климатическом поясе. Узкой полосой.

Учитель: Какие климатические условия характерны?

Дети:

    1. Высокая температура года;

    2. Равномерное, большое количество осадков (1000-2000мм/г);

    3. Отсутствие сухого закона;

    4. Солнечные лучи падают отвесно.

Учитель: Обратите внимание на картину «Влажные экваториальные леса».

Влажные экваториальные леса Африки, или гелея ( с греческого означает-лес), многоярусны.

Верхний (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр её ствола достигает 2 м, а широкие досковидные корни поднимаются до высоты 4 м. Попробуйте представить себя стоящими между такими корнями.

Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.

В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.

Леса вечнозелёны, очень богаты ценными растениями.

Однако почвы удивительно неплодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий экваториальный климат способствует бурному развитию сказочной растительности.

Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-жёлтыми ферраметными из-за своего цвета и содержания железа.

Учитель: Найдите на карте следующую природную зону, которая расположена за экваториальными лесами.

Дети: Саванны и редколесья.

Учитель: Определите её географическое положение.

Дети:

  1. Занимает почти половину материка;

  2. В северном полушарии до 16о-18о;

  3. В южном до южного тропика;

  4. В субэкваториальном климатическом поясе.

Учитель: Какие климатические особенности характерны для субэкваториального пояса?

Дети:

  1. Весь год высокая температура;

  2. Два сезона года: сухой и влажный;

  3. Господствуют эвм – летом и твм – зимой.

Учитель: Перед вами картины «Саванны Африки».

Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн.

^ Основная черта – ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета:

ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон.

Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет.

Почвы – красные ферралитные.

Вслед за саваннами лежит ещё одна природная зона. Пользуясь раскраской, назовите какая?

^ Дети: Пустыни и полупустыни.

Учитель: Определите географическое положение этой зоны.

Дети:

  1. В тропическом климатическом поясе обоих полушарий;

  2. Наибольшую территорию занимает в северном полушарии.

Учитель: Почему именно пустыни здесь расположены?

Дети:

  1. Господствуют сухие тропические вм;

  2. Высокая температура воздуха;

  3. Минимальное количество осадков (до 100 мм/год).

Учитель: Как называются пустыни, находящиеся в этой зоне?

Дети: На севере – Сахара, в южном полушарии – Калахари.

Учитель: Обратите внимание на рисунок у доски «Тропические пустыни Африки».

К северу и к югу от зоны саванн количество осадков уменьшается. Сухие северо-восточные, дующие с Азии, и юго-восточные пассаты, оставившие влагу в прибрежных горах, создали условия для образования пустынь на севере Африки – Сахары, что в переводе с арабского означает – пустыня.

И на юге – Калахари – мучимый жаждой. Здесь почти не бывает дождей, а суточные колебания температуры так велики, что временами за жаркими днями наступает ночь с заморозками.

  1. ^ Охрана природы. Экологические проблемы.(Слайды-4; 6; 7; 8; 9;

Африка – это рай для животных. Единственное место на Земле, где четвероногие создания ещё достаточно просторно и вольготно чувствуют себя.

К сожалению, это давно уже не так, и давно уже африканских животных можно встретить лишь на территории национальных парков.

А многие животные истреблены человеком.

4. Закрепление материала.

Какой природной зоне соответствует утверждение ?

А) экваториальные леса Б) саванны В)пустыни

  • 1. Занимает 40% материка .

  • 2. Круглый год жарко , практически нет колебаний температуры .

  • 3. Резкие колебания температуры в течении дня .

  • 4.Можно выделить два сезона : влажный и сухой .

  • 5. Осадки выпадают весь год , особенно сильные во второй половине дня .

  • 6. Облака – редкое явление .

  • 7. Почвы красно-бурые , плодородные , богатые перегноем .

  • 8. Почвы или очень бедные или почти отсутствуют.

  • 9. Лесная растительность многоярусная .

  • 10. Растительность сосредоточена в оазисах .

  • 11.Самый богатый и разнообразный растительный мир на Земле .

  • 12. Наиболее распространенное дерево – баобаб .

  • 13. Наиболее ценное эбеновое дерево .

  • 14. Много животных обитает на деревьях .

  • 15. Животный могут подолгу обходится без воды или в поисках её проходить большие расстояния .

5. Итог урока. Домашнее задание

§28 прочитать;

Закончить заполнение таблицы;

Составить кроссворд «Животный и растительный мир Африки»

 



Похожие:

Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» iconКонспект урока по теме: «Природные зоны Африки» 7 класс
Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш...
Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» iconПриродные зоны Африки. Подготовила: Кухарь Александра Даниловна Учитель географии 1 категория Возрожденская ош 1-3 ст. Урок в 7 классе Цели урока
Цели урока: образовательная – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата,...
Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» iconПлан-конспект открытого урока по теме
Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать...
Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» iconУрок по теме: «Природные зоны Земли»
Цели: продолжить формирование знаний о природных зонах Земли, их разнообразии и основных особенностях; закрепить знания о причинах...
Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» iconУрок в 8 классе по географии. Учитель географии Даутов Артур Бариевич. Тема урока: Особо охраняемые природные территории России
Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной...
Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» iconУрок географии в 7 классе Учитель: Уразаева Р. Ч. Тема: Внутренние воды Африки
Организационный момент Визуально проверить подготовку класса и каждого ученика к уроку
Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» iconУрок географии на тему: «Атмосферные осадки»
Автор: Лукина Татьяна Александровна, учитель географии высшей квалификационной категории
Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» iconКонспект проблемного урока по теме «Природные зоны Евразии»
Цель: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии
Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» iconУрок ярмарка «Природные зоны России»
России, показать их значение в жизнедеятельности человека. Познакомить учащихся с историческими традициями и обычаями населения разных...
Урок географии на тему: «Природные зоны Африки» iconУрок по теме: «Природные зоны Австралии» Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала
Демонстрационный режим работы с компьютером на уроке не всегда нас может устроить. Каждый учитель всегда найдет, что можно добавить...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами