КАЛИНИНСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ Г. ЧЕБОКСАРЫ МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35 С УГЛУБЛЕНЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Урок математики в 6-м классе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДРОБЕЙ» (Арифметические действия с дробями) Разработала учитель математики Гурьева Ирина Федоровна Чебоксары 2003 г. Урок математики в 6-м классе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДРОБЕЙ» (Арифметические действия с дробями) Цели урока: 1. Дидактическая: систематизировать и повторить представления учащихся о дробях и продолжить формировать прочные навыки арифметических действий с дробями для дальнейшей отработки счета положительных и отрицательных чисел. 2. Развивающая: развить умения и наывки самостоятельной работы, умения работать в паре; способствовать развитию творческой деятельности учащихся 3. Воспитательная: воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи при работе в паре и команде, чувства ответственности; воспитание культуры общения; формирование интереса к предмету. Методические приемы урока: коллективная работа учителя с классом, работа учащихся в парах. Тип урока: урок – обобщение в форме математического путешествия. Оборудование: плакаты: 1) эпиграф; 2) маршрутный лист урока; 3) деревня «Историческая»; 4) папирус Ахмеса; 5) заповедник (ключ к расшифровке). Раздаточный материал в двух вариантах. Оформление: тема урока, эпиграф урока «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом». (А. Франс) «Человек есть дроб. Числитель – это сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» (Л. Н, Толстой) ^
Ребята, совсем недавно вы шагнули в огромное царство положительных и отрицательных чисел и сейчас, продвигаясь вперед, пришли к большому разделу, где изучаются арифметические действия с положительными и отрицательными числами. Навыки арифметических действий очень важны в повседневной жизни. А среди положительных и отрицательных чисел очень часто встречаются дробные числа. Поэтому, прежде чем приступить к арифметическим действиям с положительными и отрицательными числами, необходимо повторить все действия с дробными числами. Для этого мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну дробей. Вы любите путешествовать? Вам нравятся необычные путешествия? Ведь, как сказал Франс (обратиться к эпиграфу урока) «Учиться можно только весело….» Итак, мы отправляемся в путешествие. А чтобы наше путешествие было комфортным, мы отправимся в путь на трех автобусах. Билетом в страну дробей служит ваша рабочая тетрадь, где вы должны записать число и тему урока «Путешествие в страну дробей». Наше путешествие будет интересным и многообразным, мы побываем (работа с плакатом, на котором изображен маршрутный лист) в деревне «Исторической», оттуда попадем на гору «Мозгодром», с вершины горы спустимся в сказочный лес, пройдя через который попадем на торговую площадь, где покатаемся на математической карусели и вернемся обратно. А чтобы нам в пути было нескучно, предлагаю устроить между автобусами соревнование. Каждый раз победивший автобус будет получать звездочку. Вы готовы? Вперед!
Деревня «Историческая». (7 минут) Путь до деревни «Историческая долгий, поэтому, чтобы не заснуть в пути, послушайте стихотворение про жителей этой страны и помогите мне закончить некоторые строки: Каждый может за версту Видеть дробную черту Над чертой ….. (числитель), знайте, Под чертою - ….. (знаменатель) Дробь такую непременно Надо звать …. (обыкновенной) А вот и деревня «Историческая». Экскурсоводом по деревне буду я. И на правах экскурсовода расскажу вам о истории этой деревни, о истории возникновения дробей. Причем, слушайте меня внимательно и записывайте в свои путеводные листы все числительные, которые я назову. Они очень потребуются вам при разгадывании слова. С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего им требовались только натуральные числа), но и измерять длину, время. При этом не всегда результат был целым числом. Так возникли дроби. Дроби встречаются в самых разных источниках – вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах. В русском языке слово «дробь» появилось в ^ веке , оно происходит от слова «дробить» - разбивать на части. В первых учебниках математики (в 15-ом веке) дроби назывались ломанными числами. Современное обозначение дробей берет начало в Др. Индии, затем его стали использовать арабы, а от них, в 12-ом веке, оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей дробная черта не использовалась. Постоянно черта дроби стала использоваться около 300 лет назад. Как же десятичные дроби? Впервые правила вычисления с десятичными дробями описал ученый Аль – Каши Джемшид ибн Масуд в начале 15 века. А кто впервые описал десятичные дроби в России? Вам предстоит узнать это, подставив числа в математический ребус и, вычислив значение выражения, назвать его имя. (индивидуальная работа по приготовленному плакату) В России учение о десятичных дробях в начале 18 века изложил Магницкий в учебнике «Арифметика сиречь наука числительная» Краткая экскурсия по деревне «Исторической» закончена и мы садимся в наши автобусы и отправляемся дальше. ^ Ребята, посмотрите, впереди гора. Нам необходимо добраться до вершины горы. Для этого вам потребуются внимание и смекалка, так как прежде чем взобраться на каждую из ступеней горы, надо решить интересную задачку. Посмотрим, кто окажется первым. Задачи: 1. Горело 7 электрических ламп, 2 погасло. Сколько осталось?
(за каждый верный ответ автобус получает по звездочке) Итак, на гору «Мозгодром» мы забрались и видим, что за горой скрывается сказочный лес. ^ В этом лесу живут добрые звери, которые помогут нам и укажут верный путь. У каждой из команд своя тропинка, изображенный на карте, которую я вам выдам. Решив быстро и правильно по очереди каждое из заданий вы найдете дорогу. Причем, каждый пассажир должен быть предельно внимательным, так как допустив ошибку, вы заблудитесь. Посмотрим, какая из команд найдет дорогу первой. (математическая эстафета по рядам) Ребята, а какие правила вам пригодились в поиске верного пути через сказочный лес? (вспомнить правила) Дробь на дробь просто умножить, Надо числитель и знаменатель перемножить Несложно дроби и разделить: Стоит лишь вторую заменить Дробью, ей обратной И для нас приятной. Выйдя из сказочного леса мы попали набольшую торговую площадь. ^ Ребята, торговец на этой площади нам предлагает приобрести папирус Ахмеса (ок. 2000 лет назад). Для этого надо отдать ему ![]() ![]() В каком случае сделка будет наиболее выгодной для нас? (ребята считают устно) Итак, мы приобрели папирус. Посмотрим, что же в нем? «Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: «Сколько ты приводишь из своего многочисленного стада?». На что пастух отвечает: «Я привожу ![]() ![]() (работа учащихся в группах, звездочку получает тот автобус, который справится первым, решение разобрать на доске) Ребята, посмотрите, математическая карусель. А кто из ребят не любит каруселей? Покатаемся? ^ Посмотрите, на карусели уже катаются какие-то числа. Что это за числа? (десятичная дробь) Ага, дробь десятичная! Удобная и практичная. Место запятых знай – Любую задачу решай. Каждый садится на свою карусель: 1 парты – ан красную карусель, 2парты – на зеленую, 3 парты – на синюю, 4 парты – на коричневую. Вам предстоит покататься и узнать, какие числа катаются с вами на карусели. (работа в парах) Наша сегодняшняя экскурсия подходит к концу. И чтобы вернуться из страны дроби в класс нам надо выполнить тест (индивидуальная работа, с последующей взаимопроверкой и выставлением оценки) 3. Итог урока. Вот наше путешествие и подошло к концу. Скажите, вам понравилось путешествовать? А какие знания нам помогли в преодолении трудностей этого путешествия? А сложно ли было бы пройти этот путь без товарищей? Спасибо, до свиданья. |
![]() | Конспект урока по математике во 2 классе ... | ![]() | Использование специальных информационных технологий на уроках русского языка и литературы в структуре модернизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья Моу средняя общеобразовательная школа №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары |
![]() | Конспект открытого внеклассного мероприятия в 3 л классе, проведенного в день открытых дверей ... | ![]() | Автор: Глебышева Лина, 15 лет, Россия, Республика Хакасия, г. Черногорск, моу «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым изучением отдельных предметов» Карасёва Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы. Чтобы помнили сердцем своим! Автор: Глебышева Лина, 15 лет, Россия, Республика Хакасия, г. Черногорск, моу «Средняя общеобразовательная школа №19 с углублённым... |
![]() | Автор проекта Фамилия, имя отчество Моу «Средняя общеобразовательная школа №171 с углубленным изучением отдельных предметов» | ![]() | Внеклассное мероприятие «Прощай, Букварь!» Провела: учитель начальных классов Александрова Алина Владимировна для учащихся 1-х классов 03. 2011 «Средняя общеобразовательная школа №53 с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары» |
![]() | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Санчурск Паспорт кабинета биологии ... | ![]() | Урок в 6 классе. Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» Моу ставровская средняя общеобразовательная школа №2 им. Н. Н. Алфеева с углубленным изучением предметов художественно-эстетического... |
![]() | Потапова Наталья Владимировна 2010 2011 г. Ход урок Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» | ![]() | Краткое содержание проекта Средняя общеобразовательная школа №171 с углубленным изучением отдельных предметов |