|
Конспект лекций – Менеджмент Менеджмент: его сущность Общая характеристика процесса управления. Внутренняя и внешняя среда организации. Процесс принятия управленческих решений. Классификация управленческих проблем и методы их решения. Этапы классификации проблемы. Принятие решения в условиях риска. Функции управления. СУ через призму функций управления. Планирование. Миссия организации Стратегия Функция организации Организационная структура управления. Множество структур управления. Бюрократические структуры. Функциональная структура управления. Линейно-штабная структура управления. Линейно-функциональная структура управления. Дивизиональная структура управления. Адаптивные структуры управления. Проектная структура управления. Матричная структура. Система управления подразделениями Методы управления. Эффективность руководства. Личность менеджера Стиль руководства Менеджмент.
Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей, при этом под процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером. Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы спланировать и достичь цель организации. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент-это деятельность, направленная на достижение определённого конечного результата, посредством принятия управленческих решений. Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу. Общее у всех определений: процесс, направленный на достижение цели.
Возьмем некую организацию. Её деятельность определяется её миссией. Существует часть организации, которая создается для реализации миссии. Система управления (СУ) создается для управления объектом управления (ОУ) для достижения цели. СУ получает информацию об ОУ, перерабатывает её и воздействует на ОУ, получается замкнутый цикл системы управления. Элементы СУ : люди, информация, техника управления, функции управления, методы управления (разнообразные методы мотивации людей к деятельности), организационная система управления, процесс принятия решений. Внешняя среда: поставщики, потребители, конкуренты, политическая среда, социально-экономическая среда. Процесс принятия управленческих решений. 1. Основные понятия. Ситуация – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, в которой возникает проблема. Управленческая ситуация – характеристика сложившегося состояния организации (ее элементов), которая с точки зрения субъекта управления может быть либо удовлетворительным, либо неудовлетворительным. Проблема – определенное расхождение между существующим и желаемым состоянием дела. Все множество источников возникновения проблем в организации можно свести к неэффективной деятельности системы управления либо неправильно поставленной цели. Решение осуществляется в несколько этапов:
Классификация необходима для выбора и применения соответствующих решений. Проблемы:
В зависимости от степени формализации проблем существует 2 классификации: формализованные и неформализованные. 1.^ – разработка вариантов и обоснование решения таких проблем производится по определенным правилам, алгоритмам с применением расчетных формул, экономико-математических методов. Пример. График работы, определение потребности в ресурсах, исходя из производственной программы, оптимальное управление запасами, оптимальное управление ресурсами, составление оптимального ассортимента и т.д. ^ – решение таких проблем базируется на творческом подходе, интуиции, опыте без каких-либо строгих правил. Пример: управление персоналом, выработка стратегии поведения. Класс методов, решающих такие проблемы – экспертно-эвристические методы (ЭЭМ). Выбор метода поиска и решения проблем зависит также от условий, в которых это решение принимается. В теории решений принято выделять следующие виды внешних условий: ^ Условия, в которых принимается решение заранее известны менеджеру, но проблема выбора может существовать когда велико число стратегий (например способов использования ресурсов). Пример: перевозка скоропортящегося продукта. Есть стратегии. А1 t1*П+z1=Ст1 - железнодорожный транспорт А2 t2*П+z2=Ст2 - автомобильный транспорт А3 t3*П+z3=Ст3 - авиационный транспорт А4 t4*П+z4=Ст4 - речной транспорт Ст – общие издержки, которые всегда знают; t - время, z – затраты, П – потери в час. Критерий: либо минимизировать издержки, либо минимизировать время в пути. Используют математические методы и вычислительную технику. ^ Решение принимается в таких условиях, когда исход зависит не только от выбранного варианта, но и от состояния внешней среды. При этом, если в момент принятия решения менеджер располагает информацией для установления вероятности появления каждого из этих состояний внешней среды, то говорят, что решение принимается в условиях риска. Если в момент принятия решения такой информации нет, то решение принимается в условиях полной неопределенности. Пример: Если синоптики сообщают, что дождь, а мы зонт не берем, то решение в условиях риска, а если не имеем этой информации, то – неопределенность. Применяется аппарат теории статистических решений и стратегических игр. Этапы классификации проблемы. Можно выделить несколько этапов в классификации:
Если проблема не решена, то возможна была допущена ошибка на любом из этих этапов. Принятие решения в условиях риска. В управленческом аспекте риск принято определять как уровень неопределенности предсказания результата. Риск всегда связан с разработкой и выбором определенных альтернатив и расчетом вероятности результата по каждой альтернативе. В качестве критерия выбора альтернативы используется критерий максимума ожидаемой полезности. Функции управления. 1. Функция управления (ФУ) – это совокупность специальных действий по управлению определенным объектом, характеризующихся единством содержания, характером решаемых задач и используемой информацией. ФУ – это однородные по содержанию и направленности целей виды управленческой деятельности. Планирование, организация, контроль, учет, регулирование, активизация, стимулирование – все это функции управления. ФУ носит преимущественно субъективный характер. ^ ![]() Есть общие функции управления и конкретные (специфические) функции управления. Общие функции управления раскрывают суть процесса управления, его последовательность. Объектом воздействия является весь ОУ. Содержание общих функции управления меняется на различных уровнях управления. Эти изменения проявляются через специфические функции управления.
3.Планирование. Функция планирования связана с выбором поведения организации. Планирование – процесс подготовки на перспективу решений о том: что, кем, когда и как должно быть сделано. Планирование – проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Планирование бывает: стратегическое и тактическое. ![]() Миссия организации – понятие, раскрывающее смысл существования организации, в общем виде определяет сферу её деятельности, иногда четко выраженная причина существования организации. Цели отражают желаемое состояние организации, их следует достичь за определенное время. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы, измеримы, разумны и определены во времени. Формулируется целая иерархия целей. Т.е.: цель – подцель – мероприятие- задача. Т.е. можно построить дерево целей. Стратегия – средство достижения желаемых результатов. 4 уровня управления стратегиями.
Выделяют 3 этапа разработки стратегии:
Функция организации. Организация как функция управления – процесс создания структуры управления, которая даёт возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей. Есть несколько этапов:
Полномочие – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение поставленных задач. Делегирование - средство, с помощью которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий. Пределы полномочий определяются должностными инструкциями. Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Ответственность не может быть делегирована. Для эффективного распределения полномочий важную роль играет норма управляемости (масштаб управляемости) – оптимальное число подчиненных, которыми эффективно может руководить один руководитель. Норма устанавливается посредством делегирования линейных полномочий. Эффективное число подчиненных на верхнем уровне 5-7 человек. Существует формула для определения оптимального числа отношений N: N= n (2n/2+n-1), где n – непосредственное число подчиненных. Отношение, к примеру: руководитель дает задание подчиненному, приказывает и т. д. Организационная структура управления.
Элементы структуры управления – работники (руководители, специалисты, служащие, а также подразделения, в которых занято определенное число работников, выполняющих свои функциональные обязанности). Уровень управления – совокупность структурных единиц (элементов), находящихся на одной ступени организационной иерархии. Выделение этих структурных единиц производится в соответствии с общими и конкретными формами управления. Между структурными единицами существуют связи горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования – это связи координации и кооперации. Вертикальные связи организовывают отношения подчинения. В рамках вертикальных выделяют линейные и функциональные отношения. Линейные отношения характеризуются подчинением по всем функциям управления. Функциональные – подчинение по определенной функции управления. ^ . Бюрократические структуры. Характеристика.
Бюрократические структуры:
Достоинства:
Недостатки:
Достоинства:
Недостатки:
Достоинства:
Недостатки:
Достоинства:
Бюрократические структуры хороши тогда, когда существует определенность и стабильность. При динамичных быстро меняющихся условиях бюрократические структуры оказываются неэффективны, т.к. слабо приспосабливаются к внешней среде.
Суть: при использовании организация делится на элементы и блоки (по видам продукции, по географическим рынкам и т.д.). Недостатки:
Адаптивные структуры управления. Адаптивные (адхократические) структуры управления. Основные виды:
Достоинства:
Недостатки:
Достоинства:
Недостатки:
Методы управления. Методы управления (МУ)– совокупность правил, способов и приемов воздействия на людей с целью выполнения поставленных перед ними задач. Воздействие МУ непосредственно связано с мотивацией, т.е. образованием в сознании человека мотивов действия в нужном направлении. Создание побудительных мотивов – процесс, посредством которого добиваются, чтобы люди шли в заданном направлении, а процесс побуждения людей к деятельности осуществляется через удовлетворение потребностей. Менеджер должен уметь выявлять неудовлетворенные потребности. Существуют различные теории мотивации. Самая простейшая – теория Маслоу. Теория Маслоу состоит из 5 уровней:
В зависимости от способа воздействия, который формирует тот или иной мотив действия выделяют организационно-административные, экономические и социально-психологические методы воздействия. Организационно-административные методы базируются на отношениях между людьми. По форме проявления делятся на:
Экономические методы управления основаны на познании и использовании объективных экономических законов, а также на использовании экономических интересов трудовых коллективов и отдельных работников. Отличие: воздействие через экономический интерес. Делятся на методы:
Социально-психологические методы управления – способы воздействия на людей через их социальные потребности и психологические особенности. Социальные методы управления делятся на:
Методы психологического управления – конкретные способы и приемы, направленные на регулирование отношений между людьми путем создания благоприятного психологического климата.
Эффективность руководства. Личность менеджера можно разделить на 3 составляющих:
Кроме руководителя может быть еще и лидер – человек, обладающий авторитетом, который выдвигается из среды окружающих его людей. Стиль руководства – совокупность наиболее характерных способов, приемов, правил, применяемых руководителем в процессе выполнения управленческих функций, а также психологических особенностей взаимодействия руководителя со своими подчиненными. Пример можно проиллюстрировать на управленческой решетке. |
![]() | Конспект лекций Херсон 2002 Конспект лекций разработал зав каф доц к. т н. Герасимович Л. М. Конспект лекций рекомендован для студентов по специальности 050206 "Менеджмент внешнеэкономической деятельности предприятий" Охватывает рынки всех стран. Внутренний – национальный валютный рынок в пределах государства | ![]() | Конспект лекций по дисциплине "Операционный менеджмент" для специальности "Менеджмент организаций" для дневной и заочной форм обучения Производственный и операционный менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования... |
![]() | Конспект лекций по курсу «Менеджмент» для студентов 3 курса д/о Тема Вводная. Сущность менеджмента ... | ![]() | Конспект лекций по курсу: «Основы экономической теории» для специальности «Менеджмент» Тема капитал. Производственные фонды предприятия и их оборот. Затраты, цены и прибыль предприятия |
![]() | Конспект лекций по курсу: «Международный менеджмент» I часть для студентов дневной формы обучения Охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений... | ![]() | Конспект лекций по курсу " организации сферы услуг: экономика и управление " для специальности 061100 Менеджмент организации Охватывает сферу услуг (которые Фишер относил к «нематериальным» благам) |
![]() | Конспект лекций по курсу «финансовый менеджмент» Охватывают пять направлений: 1 синхронизацию денежных потоков, 2 использование денежных средств в пути, 3 ускорение денежных поступлений,... | ![]() | Конспект лекций по дисциплине «Операционный менеджмент» Охватывает период до одного года, но обычно меньше, чем три месяца. Используется для планирования закупок, работ, уровней рабочей... |
![]() | Конспект лекций по дисциплине «Операционный менеджмент» Процесс принятия решений Охватывает период до одного года, но обычно меньше, чем три месяца. Используется для планирования закупок, работ, уровней рабочей... | ![]() | Конспект лекций Конспект лекций предназначен для бакалавров факультета фф по направлению 5 522 200 "Телекоммуникации" |