Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки icon

Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки



НазваниеУрок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Урок № 29

Водяной пар в атмосфере.Облака.Атмосферные осадки.

Цель урока: 

1. Называть и показывать причины образования облаков, осадков.

2. Определять виды облаков, относительную влажность.

3. Объяснять особенности образования тумана.

4. Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.

5. Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.

 План урока.

       I.            Постановка цели и задач.

    II.            Повторение и проверка домашнего задания .

Изучение новой темы:

А) водяной пар;

Б) облака;

В) атмосферные осадки.

 III.            Закрепление новой темы.

IV.            Подведение итогов урока.

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д.з.

3. Изучение нового материала.

Мотивация на урок.

(Перед уроком учитель просит одного ученика намочить тряпку и вытереть ею классную доску)

1).Водяной пар.

На то, чтобы намочить классную доску ушло 10 грамм воды. Но прошло несколько минут – и доска сухая. Куда же делась вода? Испарилась.

Правильно ! Она превратится в невидимые капельки пара. И такого пара невидимого пара в земной атмосфере  огромное море. Можно сказать, что мы живем на дне огромного воздушно-водного океана. Правда, воду мы не видим, она как бы растворена в воздухе.

Демонстрация опыта.

Можно сделать вывод:

 Водяной пар – невидим, обнаруживает себя только при охлаждении. Приведите пример. ( туман, роса)

Количество водяного пара в граммах в 1 м3 воздуха называется абсолютной влажностью воздуха.

Абсолютная влажность воздуха непостоянна, летом лужи высыхают быстрее, почему? Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он содержит. Воздух, содержащий   водяной пар называют насыщенным, над сухой и теплой поверхностью водяного пара мало и такой воздух называют ненасыщенный.

Вода всегда выделяется при охлаждении воздуха, насыщенного водяным паром. Относительная влажность насыщенного воздуха равна 100%.

Относительной влажностью называется отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре. Задание:Найдите пример на стр. 121.

Для измерения относительной влажности используют прибор гигрометр.

Что же образуется при охлаждении поднимающегося воздуха? ( облака)

2).   2) Облака.  

мы должны усвоить следующие понятия:

-туман

-облако

количество осадков за месяц

годовое количество осадков

-Что такое туман?

Взвешенные в воздухе мельчайшие капли воды. Образуется в результате конденсации пара вблизи поверхности земли.

-Что такое облако? Посмотрите на облако.

(Уч.-ся смотрят на небо)

Какие мысли у вас возникают?

(А если поднять туман выше?)

-Что тогда произойдёт?

(Образуется облако)

-Запишите свои версии определений термина «облако»

Облако- туман, поднявшийся на определённую высоту.

-Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия.

^ Облака: Кучевые Слоистые Перистые

Сравнительная характеристика облаков

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон года

Причина образования

Кучевые


Белые «кучи ваты»

2-10 км

С весны по осень

При подъёме теплого воздуха (Г.: рис.78;К.:рис 92)

Слоистые


Большие валы оттенком, часто образуют сплошную облачность

Менее 2 км


В течение всего года

При контакте тёплого и холодного воздуха (Г.: рис.78; к.: рис 96)

Перистые


Похожи на белые волокна или перья

10-12 км

В течение всего года

В верхних частях тропосферы при контакте тёплого и холодного воздух (Г.: рис.78;К.:рис 96)



- Почему не из всех облаков выпадают осадки?

( ученики затрудняются)

Учитель берет пуховое перышко.

- Представьте, что перышко – это капля дождя.

Учитель бросает перышко и снизу дует на него.

Какой возникает ответ?

Снизу конвективные потоки поднимают ( подбрасывают)

каплю вверх.

- А в каком случае капля – перо упадет на земную поверхность?

Перышко упадет в том случае, если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха.

Капельки воды в облаке находятся все время в движении. Они сталкиваются, сливаются и постепенно становятся все больше и тяжелее. Когда капельки становятся настолько тяжелыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь.

- Откройте учебники на странице125, найдите ответ на вопрос:

- Каких размеров должна быть капля, чтобы упасть?

Диаметр капли < 0,01 мм – облачная капля

Диаметр капли от 0,5 до 5 мм – дождевая капля

Итак, что еще мы должны сегодня узнать?

3)Виды осадков.

- Перечислите виды осадков.

Ученики чаще называют дождь, снег и град и на этом ограничиваются. Учитель предлагает начертить схему в тетради.


^ Виды осадков



Дождь

Морось

Снег

крупа

град

роса

иней

изморось



а)Дождь, жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель размером от 0,5 мм и более. Различают ливневые и обложные дожди.

Ливневые осадки обычно кратковременные, с резкими колебаниями интенсивности, часто сильные; выпадаю из кучево-дождливых облаков.

Обложные осадки выпадают из слоисто-дождевых (или слоистых) облаков, они более равномерные, более длительные, обычно менее интенсивные, чем ливневые.

Одним из самых «мокрых» мест на земном шаре метеорологи считают гору Вайамам на Гавайских островах, где остатки составляют в среднем 12,5 м в год и город Черапенджи в Индии.

На земле есть такие места, где человек под дождем остается совершенно сухим, потому что и сам дождь … сухой. Чаще всего это явление наблюдается во многих пустынных областях земного шара. Облака здесь-редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Дождевые капли часто испаряются в воздухе, не достигнув земли. В таких случаях вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете его.

Морось, жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоят из очень мелких капель, которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Капли падают с такой малой скоростью, что кажутся висящими в воздухе.

Снег, твердые осадки, выпадающие в холодное время года из многих видов облаков, в особенности из слоистодождевых, высокослоистых, в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих форму 6-лучевых звездочек; встречаются также игольчатые кристаллы, иногда 3-х или 12-лучевые звездочки.

Диаметр снежных хлопьев равен примерно сантиметру. В отдельных случаях они бывают и более крупными. Так, 4 декабря 1892 г. в Саксонии падали хлопья снега, достигавшие 12 см в поперечнике.

Б)Сколько может выпасть снега.

…На перевале Томсона, на участке автомобильной дороги Ричардсона, в 42 км от порта Вальдес на Аляске в среднем в год выпадало 15 м снега.

Зимой 1952/53 гг. на перевале выпало рекордное количество снега 24,8 м!

В национальном парке Парадайс – Валлей (Райская долина) на высоте 1,6 км над уровнем моря в среднем выпадает около 15 м снега в год. Зимой 1955/56 гг. в этом парке выпало максимальное количество снега – 25/4 м.

В помещения, где живут служащие парка, и в другие постройки в течение большей части зимы и весны можно пройти только через тоннели, проложенные в снегу. Случается, что до 1 июля эти тоннели остаются единственным путём к домикам для туристов и к другим большим строениям.

Град, осадки в виде твёрдых ледяных частичек, чаще круглой, иногда неправильной формы, размеры, которые иногда с горошину или мельче, иногда до 15 – 20 см в диаметре. Град выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков, сильно развитых вверх, обычно при градах и ливнях.


Учитель предлагает их разделить на группы по разным признакам.

Виды осадков: ( по сезонам года)

Осадки теплого осадки холодного

времени года времени года

дождь, снег,

морось, крупа,

роса, иней,

град изморось

Виды осадков: ( по высоте образования)


В верхних и средних близко к земной

слоях тропосферы поверхности

или на земле

дождь, морось, роса, иней.

град, крупа изморось


Ребята. Знаете ли вы как называется прибор для измерения осадков?

Посмотрите на рис и его описание, которое лежит у вас на столе.

Количество осадков измеряется с помощью осадкомеров.

4)Знакомство уч-ся со строением осадкомера

Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков вычисляется путем сложения результатов двух измерений.

^ Количество осадков за месяц –это сумма осадков, выпавших за все дни этого месяца.

Годовое количество осадков – это сумма осадков, выпавших за все месяцы этого года

- А сейчас научимся анализировать диаграммы годового количества осадков.

- Откройте учебник на странице 126, рис. 81. Давайте проанализируем диаграмму количества осадков по многолетним данным для разных населенных пунктов.

План анализа

  1. Количество осадков, выпадающих за год;

  2. Месяц. За который выпадает больше всего осадков;

  3. Месяц с самым маленьким количеством осадков.

Учимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков ( 5 мин и 2 мин обсуждение)



  1. Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.

  2. По вертикальной оси – количество осадков в миллиметрах; масштаб выбирают произвольный.

  3. По горизонтальной линии – месяца, начиная с января, масштаб в 1 см – 1 месяц.

  4. Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствовало бы количеству осадков за данный месяц.

  5. Чертим столбик шириной в 1 см, высотой – соответственное количество осадков, вверху столбик замыкаем отрезком шириной 1 см



Таблица данных

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь


октябрь



ноябрь

декабрь

10 мм

15

мм

5

мм

10

мм

15

мм

25

мм

30

мм

40

мм

60

мм

65

мм

50

мм

30

мм



-6)Ребята, а знаете ли вы, что облака и атмосферные осадки могут предсказывать погоду? Я буду называть приметы погоды, а вы определите к какой погоде ясной или пасмурной они относятся.

«+» - к ясной погоде

«-« - к пасмурной погоде

- На горизонте появились облака в виде нитей с загнутыми концами – коготками, часов через 18-20 ждите ненастную погоду.

+ Развитие кучевой облачности после восхода солнца, растекание ее к вечеру и полное исчезновение после захода солнца;

+Появление росы;

+Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают;

- Вечером обильная роса;

- Облака идут против ветра;

  • Слоистые облака приближаются с запада, опускаются, уплотняются.



Ребята. , а знаете ли вы, как в древности человек объяснял причину выпадения осадков?

В древности человек не знал, а порой поле заливает дождём, поражает растения градом. А не находя объяснений причинам тех или иных природных явлений, он пытался отыскать эти причины в сверхъестественных силах. Примитивная логика древнего человека вела к примитивным магическим действиям. Дым над костром напоминал тучу, следовательно, по представлениям наших далеких предков, он мог помочь вызвать дождь. Окунувшись в воду, человек выглядел так, словно попал под ливень. Следовательно, для того, чтобы вызвать дождь, как верили древние, нужно было искупаться в реке.

Коренные жители Австралии связывали причинно – следственной последовательностью крик кулика перед дождем и выпадавшие осадки. Поэтому, чтобы вызвать дождь, австралийцы прибегали к магическому ритуалу, который включал в себя звукоподражание крику этой птицы. Американские индейцы, наблюдая, как перед дождем квакали лягушки, думали, что дождь вызывают эти земноводные. В засушливое время года они сажали лягушку в перевернутый горшок и били по нему палками до тех пор, пока она не начинала квакать.

На многие столетия пережили себя заблуждения человеческого ума, наивные представления о природных явлениях, упование на сверхъестественные силы.

Согласно христианским верованиям, выпадение дождей и града зависит целиком от бога.

Изучение атмосферных явлений, поиски методов воздействия на них включают несколько основных направлений. Ведутся интенсивные работы по искусственному вызыванию и прекращению дождя, но использованию искусственно вызванных осадков для тушения лесных пожаров, по рассеиванию тумана. Конечно, это только первые шаги по исследованию атмосферных явлений в интересах человека. В будущем перед людьми отроются новые перспективы. Но, познавая законы окружающего мира, люди получают возможность обдумывать грозные стихи, использовать их в своих интересах

4. ^ Итог урока ( 1 мин) Сегодня на уроке мы познакомились с еще одной темой. Я надеюсь, что знания полученные на уроках географии пригодятся вам в жизни. Ведь действительно огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок нам задает природа.

Ребята , вы согласны со мной?


5.Рефлексия: ( 1 мин) Какие впечатления об уроке остались у вас?

Пожалуйста поделитесь своими впечатлениями.

6.Дом. задание ( 1 мин) п.40,41.


 

 

 

 

 

 



.



Похожие:

Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки iconУрок географии на тему: «Атмосферные осадки»
Автор: Лукина Татьяна Александровна, учитель географии высшей квалификационной категории
Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки iconУрок по географии в 6 классе Учитель: Лобышева Н. Н. 2008 год цели урока: Выяснить, как попадает в атмосферу водяной пар
Скажите, куда исчезает вода с классной доски, когда мы ее моем, даже если мы очень сильно намочили тряпку?
Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки iconСамостоятельная работа. Что такое водяной пар?
Цели урока: Называть главную причину образования осадков, определять количество осадков, направление ветра, дать определение атмосферным...
Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки iconДедушка водяной, Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку. Раз, два, три – водяной не спи!
...
Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки icon«Оптические явления в атмосфере»
«огнями святого Эльма» и др.; объяснить природу возникновения оптических явлений в атмосфере; продолжить развитие умения работать...
Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки icon3. Методика изучения нумерации чисел в пределах 100 Задача учителя
«Десяток». С этой целью включаются упражнения в счете предметов с выходом за десяток (например, сколько учеников в первом ряду, во...
Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки iconУрок-смотр знаний по «Окружающему миру» во 2 классе по теме «Небесные тела»
Образовательная: проверить знания уч-ся о небесных телах; умение различать небесные тела; усвоение понятий солнце, облака, земля,...
Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки iconУрок How to Draw SteamPunk Machines
Примечание переводчика: steam в переводе с английского языка означает пар, а посему термины паропанк и стимпанк имеют одинаковое...
Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки iconРазработка урока по теме «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны» (по уч. Раковской Э. М. 8 класс) Елагина Л. Ф
Моу затонская сош камско-устьинского муниципального района республики татарстан
Урок №29 Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки iconУрок по окружающему миру в 3 классе. Учитель начальных классов Капланчикова Наталья Юрьевна. Тема: Природные явления и погода
Цель: познакомить с понятиями "природные явления","погода"(облачность, осадки, ветер), с разнообразием состояния неба, видами осадков,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами