|
Конспект урока литературы в 5 «б» классе Тема урока: Изучение жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. Цели: 1.Образовательная: - формирование у учащихся целостного представления о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого; - демонстрация многообразия идейно-тематического содержания в творчестве Л.Н. Толстого; - формирование представлений о современной региональной литературе на примере произведений Л.Н. Толстого. 2. Развивающая: - активизация мыслительной деятельности учащихся; - формирование умений и навыков оценки художественного произведения. 3. Воспитательная: - осознание своеобразия и ценности региональной литературы; - приобщение к общечеловеческим ценностям. - воспитание любви к литературе. Методы: 1. По источнику получения знаний: - словесные (беседа, рассказ); - наглядные (компьютерная презентация Power Point). ^ - эвристический (творческая работа; поиск ответов учениками на поставленные вопросы); - объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения, работа с компьютером (компьютерная презентация Power Point). ^ - метод устного изложения знаний учителем и активизация познавательной деятельности учащихся; - метод закрепления изучаемого материала; ^
-формулирование темы; -постановка вопросов; -обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения; -формулировка выводов. 2. Технические. -работа с компьютером; -работа с художественным словом (тексты произведений); -работа с иллюстративным материалом. 3. Организационные. -актуализация знаний; -привлечение внимания учащихся художественным словом; -постановка вопросов; -опора на опыт и знания учащихся. ^ : компьютер (презентация Power Point). Тип урока: урок изучения творчества писателя. Вид урока: лекция-беседа. Межпредметные связи: - с современными информационными технологиями (работа с компьютером и мультимедиа-презентацией); - с историей; - с этикой. ^ эпиграф к уроку, компьютер, Мультимедиа проектор. План урока: 1. Организационный момент……………………………………….......2 мин. 2. Актуализация знаний учащихся…..………………………………10 мин. 3. Введение теоретико-понятийного аппарата……………………….2 мин. 4. Изложение нового материала………………………………………..25 мин. 5.Формулировка выводов …………………………………………….2 мин. 6. Домашнее задание…..………………………………………………….2 мин. 7. Подведение итогов ……..……………………………………………...2 мин. Продолжительность урока: 45 мин. Ход урока.
Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Ученики записывают тему урока в тетради.
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Изучение жизни и творчества Л.Н. Толстого» (1 слайд). Л.Н. Толстой – великий, русский писатель. Мы познакомимся с некоторыми фактами его биографии, особое внимание уделим детству писателя. Назовем произведения, которые он написал. Вспомним о том, что Л.Н. Толстой бывал на Кавказе, а также рассмотрим историю создания рассказа «Кавказский пленник» и обратимся к анализу его первой главы. Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Назовите даты жизни Л.Н. Толстого. Ученик 1: Л.Н. Толстой родился в 1828 году, умер в 1910 году. Учитель: А в каком веке родился писатель? А в каком умер? Ученик 2: Родился в первой трети ХIХ века, а умер в начале ХХ века. Учитель: Сколько лет прожил писатель? Ученик 3: Л.Н. Толстой прожил 82 года. Учитель: Молодец. Долгую жизнь прожил этот человек. Л.Н. Толстой стал свидетелем многих крупных исторических событий. Учитель: Посмотрите на даты жизни и скажите, какие исторические события вы можете назвать в этих хронологических рамках? Ученик 4: 1841 год – отмена крепостного права. Учитель: А еще, какие вы знаете исторические события? Ученик 5: С 1853 год по 1856 год была Крымская война. Ученик 6: В 1853 году началась русско-турецкая война. Ученик 7: С 1817 по 1864 была Кавказская война. Учитель: Л.Н. Толстой – участник Крымской войны. По личной просьбе его переводят в Севастополь, где он участвует в защите осажденного города . Награждается орденом Св. Анны. А как вы думаете, зачем мы говорим об этих событиях, мы ведь изучаем литературное произведение? Ученик 8: Литература и история тесно связаны. История отражается на страницах литературного произведения. Учитель: Верно, мы сегодня в этом убедимся, т.к. мы будем говорить о произведениях Толстого. Учитель: Обратите внимание на портрет Л.Н. Толстого (2 слайд). Этот портрет работы И.Н. Крамской. Он написан в 1873 году. Сейчас он находится в Москве в Третьяковской галерее. Что вы можете сказать о внешнем виде писателя? О его выражении лица, взгляде? Ученик 9: Учитель: Посмотрим на следующий портрет (слайд 3). На нем мы видим Л.Н. Толстого в юности, зрелости и старости. Сегодня мы поговорим о детстве и юности Л.Н. Толстого. С этапом его детства вы уже познакомились на прошлом уроке. В какой семье родился Л.Н. Толстой? Ученик 10: Писатель родился в большой дворянской, графской семье. Учитель: Сколько было детей в семье Толстых? Ученик 11: Было четверо детей. Учитель: Что вы запомнили о его родителях? Ученик 12: Его мать – Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще и двух лет. Ученик 13: Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны. Учитель: Каким представляется вам Л.Н. Толстой по воспоминаниям его внука? Ученик 14: Л.Н. Толстой …… Учитель: Какой из разговоров Льва Николаевича с Сережей и почему вы считаете наиболее значительным? Ученик 15: Учитель: Как вы думаете, почему на долгие годы запомнилось Сереже именно эти короткие минуты общения с Львом Николаевичем? Ученик 16: Учитель: Мы поговорили о детстве писателя и о воспоминаниях внука Л.Н. Толстого. Что касается юности писателя, то когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук. В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Ребята, дома вы готовили сообщение «Толстой на Кавказе», кто готов отвечать? Ученик 17: Отвечает сообщение у доски. Два с половиной года провел Л.Н. Толстой на Кавказе. С братом они прибыли на станцию Старогладковскую на левом берегу Терека. Через год из-за болезни Лев Николаевич отправляется в Пятигорск. Он много бродит по окрестностям, восхищается снеговыми вершинами, занимается творчеством. В августе 1852 года Толстой покидает Пятигорск, чтобы в июле следующего, по приглашению брата, снова приехать на Кавказские воды. Он посещает Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, много читает, плодотворно трудится. Именно в Пятигорске он закончил свое первое литературное произведение – повесть «Детство». Начинается война с Турцией, надежды на отставку не сбываются. Он покидает Пятигорск 8 октября 1853 года, а в начале 1854 года уезжает в Крым. Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на 7 периодов, и тот, который он провел на Кавказе, был одним из самых главных. Это была пора раздумий о смысле жизни, о своем месте в этом мире). Учитель: Спасибо. Есть дополнение…. (4,5,6 слайды). Кто-нибудь был в городе Пятигорске? А кто видел памятник Л.Н. Толстого? Ученик 18: Учитель: По кавказским впечатлениям было написано, какое произведение? Ученик 19: Было написано произведение «Кавказский пленник». Учитель: Обратимся к истории его создания. Дома вы готовили пересказ «Из истории рассказа «Кавказский пленник» (7 слайд). Ученик 20: Отвечает пересказ у доски. Учитель: Молодец, садись. Прежде, чем обратимся к чтению по ролям, проведем словарную работу. ^ Учитель: В тексте вам встретились несовсем обычные слова. Посмотрим на доску и назовем значения слов: Гяур – человек иной веры, нападусь – наеду, татары – горские племена, на десятину места – совсем близко, подпруга – широкий ремень, которым укрепляют седло, аул – татарская деревня, ногайцы – народ, живущий в горах. Открываем учебники на странице 102, рассказ «Кавказский пленник», прочтем 1 главу выразительно по ролям. (Автор – Ситенко, Жилин – Дмитриев, Костылин – Топин, Старуха-мать – Малахова) (8 слайд). Учитель: Поразмышляем над первой главой. Как случилось, что Жилин попал в плен? Ученик 21: Сопоставьте и оцените повеление Жилина и Костылина в минуту опасности. Ученик 22: Формулировка выводов урока: Учитель: Итак, мы познакомились с биографией Л.Н. Толстого, с некоторыми его произведениями, с историей создания рассказа «Кавказский пленник», убедились, что история отражается на страницах литературного произведения. Проанализировали 1 главу этого рассказа. ^ Учитель: Читать 2 и 3 главы рассказа «Кавказский пленник», подготовить ответы на вопросы:
Подведение итогов: Учитель: Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке. Особо активно проявившим себя (перечисляю учащихся) я ставлю 5, но у других ребят будет возможность проявить себя на следующем уроке. Учитель: Благодарю за сотрудничество. Урок окончен. До свидания. |
![]() | Учебник для детей и сам учил их. Чтение учителем вступительной статьи. Как вы думаете, какой характер был у писателя? Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого | ![]() | Конспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие... |
![]() | Конспект урока по информатике в 5 классе Метод обучения- параллельный подход к изложению учебного материала ( часть урока – изучение теоретического материала, часть урока-... | ![]() | Конспект урока музыки в 7 классе по теме: «Музыка Бетховена» Систематизировать знания учащихся в области жизни и творчества великого немецкого композитора |
![]() | Конспект урока в 5 классе. " Halloween Flight ". Тема Общие вопросы Тип урока : комбинированный урок (изучение нового материала,отработки умений и навыков ) | ![]() | Урок по творчеству П. П. Бажова в 5 классе ( сказ П. П. Бажова «Каменный цветок») Тема ... |
![]() | Урок химии в 10-б классе 21. 11. 2012 Учитель Маренич В. А. Тема урока: «Нитратная кислота. Нитраты» Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова Л. Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,... | ![]() | Урок русского языка в 8 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения. Описание памятника «Слава Российскому флоту» Конспект открытого урока по развитию речи в 8 классе учителя русского языка и литературы гбоу сош №115 Выборгского района Санкт-Петербурга... |
![]() | Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Лучше добрым на свете жить» Лев Николаевич. Исследуя дневниковые записи, мы сделали вывод, что Л. Н. Толстой был очень требовательным к себе человеком, глубоким... | ![]() | Конспект урока русского языка в 7 классе ... |