Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» icon

Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»»



НазваниеКонспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»»
Дата17.10.2016
Размер
ТипКонспект

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа №315 Санкт-Петербурга.


Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»

2 класс.

Тема: «В.А.Осеева рассказ «Почему?»»


Подготовила: учитель

начальных классов

Боченкова В.В.


г. Санкт - Петербург.

2013г.

Тема: «В.А.Осеева рассказ «Почему?»

Цель: - Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.

Задачи:

- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Оборудование: портрет В.А. Осеевой, карточки с выдержками из текста, цветные карандаши, раскраски, презентация.


План урока:

  1. Организационный момент- 2 мин.

  2. Сообщение темы и цели урока – 3мин.

  3. Проверка домашнего задания – 5 мин.

1.3 составление плана пересказа; - 5 мин.

    1. пересказ по плану; - 7 мин.

  1. Работа над рассказом «Почему?» -

  2. Физкультминутка.- 2мин.

  3. Творческая работа.-

  4. Итог урока.- 3 мин.



Универсальные учебные действия.

1. Личностные:

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Позновательные:

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

4.Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


^ Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа и пересказывать текст по нему; соотносить чувства героя с состоянием природы.


Ход урока.

На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом. Данный урок будет полностью посвящен анализу рассказа.

  1. ^ Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Речевая разминка.

Произнесите чистоговорки.

А) Собирала Маргарита Маргаритки на траве,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Б) Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух.

В) Сорока с вороной спорила:

Тараторила, тараторила, ворону переспорила.



  1. ^ Сообщение темы урока (а цели дети попробуют поставить сами).

- У меня на доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.

- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?

-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»

^ 3. Проверка домашнего задания.

1) составление плана пересказа.

- Восстановите последовательность событий в рассказе.

(задание на карточках)

  1. Бум наказан.

  2. Мальчик с собакой.

  3. Сын признался.

  4. Чашка разбилась.

  5. У каждого своё почему.

  6. Это…Бум!

  7. Ночью.

  8. Расстроенный лай.

  9. Все дома!

  10. Он будет жить в будке!

  11. Бум один на крыльце.

(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)

(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)

2) пересказ по плану.

4. Работа с текстом.

- С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

-Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а также ваши предположения о чём мог бы быть рассказ с названием “Почему?”

-Давайте попробуем предположить, чему будет посвящён второй урок.

- Какие открытия мы можем сегодня совершить и на какой вопрос ответить?

(Дети высказывают свое мнение, учитель записывает их высказывания на доске)

- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику

- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает вслух).

Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги

- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.

- Это, это Бум!

- Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?

- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?

(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)

Тихонько сполз заменила на Встал

- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?

- Какой можно сделать вывод?

(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)

- Далее.

Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.

- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?

- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?

(Они помогают оценить состояние мальчика.)

- Молодцы! Давайте дальше.

Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”

- Ну и что подумаешь какие-то точки!

- Почему они важны?

Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.

5.Физкультминутка.

- В подтверждение этой мысли, я предлагаю вам следующее задание:

^ 6. Творческая работа.

На доске слово «Природа» и картина Левитана «Дождь. Буря».

- Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его.

- Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Как выдумаете с чем связано такое настроение картины? (с настроением мальчика).

- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?

Дети рисуют. Учитель вывешивает работы на доске с анализом.

-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?

-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.

Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)

- Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?

(Дети рисуют)

-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)

-Почему иллюстрации получились разными?

Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.

Учитель показывает картину Левитана «Золотая осень».

- Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите.

- Ребята, выполнив следующее задание, вы поймете, что живет в душе мальчика?

Синквейн:

1. … . . (Дети отгадывают – совесть.)

2. Чистая, беспокойная.

3. Мучает, побуждает, возвышает.

4. Стыд не дым, а глаза ест.

5. Честь.

-Что такое совесть?

Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла.



- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

Рефлексия.

- Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока?

- Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику.

- Скажите, чему учит нас этот рассказ?

7. Итог урока.

-Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой вопрос: «Чему я научился на этом уроке?»

- Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос ПОЧЕМУ?

- Молодцы! (учитель выставляет оценки за работу на уроке)

Домашнее задание: выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил.



Похожие:

Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» iconКонспект интегрированного урока в 1 классе Тема урока : «Вежливые слова» Риторика Тема: «Вежливые слова» Внеклассное чтение Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Образовательные технологии: игровые технологии (Б. П. Никитин), технология интегрированного обучения, информационные технологии
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» iconСочинение на тему «Защитники Родины», повторить типы склонений и падежи. Литературное чтение
Литературное чтение: читать рассказы Пришвина М., к каждому рассказу подготовить иллюстрацию
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» iconТематическое планирование по предмету «Литературное чтение» 1 класс
«Школа 2100» (рекомендована Управлением развития общего среднего образования мо РФ 2000 г.) с учетом национально – регионального...
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» iconУчебник для 3 класса "Литературное чтение" (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, ), мультимедийный проектор, презентация в слайдах
Тема урока: «Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворение К. Д. Бальмонта)»
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» iconКонспект урока литературы. 7 класс. Тема: Роман. Повесть. Рассказ
Распределите произведения по группам, самостоятельно выбрав основание для распределения
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» iconД. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Литературное чтение (2 класс)
Задание детям дается на карточках; пара, выполнившая задание, поднимает соединенные руки
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» icon«Средняя школа №21 г. Могилёва» Урок русской литературы (литературное чтение) Тема: Иван Соколов-Микитов «Пришёл сентябрь»
Цель: организовать деятельность учащихся при работе с прозаическим произведением
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» iconКонспект урока по предмету «Физика» Дата 05. 02. 2013 Класс 10 (10бу) Учитель Голуб Виктория Михайловна
Триединая цель урока (для учителя развивающий, образовательный и воспитательный аспекты)
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» iconРазработка урока по предмету: физика Класс: 10 Продолжительность урока: 90 минут Тема: Звуковые волны
Цель: формирование понятия звуковой волны, как одного из видов механических волн
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение» 2 класс. Тема: «В. А. Осеева рассказ «Почему?»» iconУрок по закреплению знаний и способов деятельности (интегрированный)
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами