Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока icon

Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока



НазваниеНетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры.

Лексика и фразеология. 6 класс

Цель урока: Развивающие: развитие у школьников познавательного интереса к русскому языку; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. Учебные: расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции; выявление и поддержка лингвистически одарённых учащихся. Воспитательные: воспитание потребности изучать русский язык; воспитание коммуникативной культуры школьников; поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников слабоуспевающих по русскому языку.

^ Используемое оборудование:

1. Таблички

- Толковый словарь современного русского языка

- Словарь иностранных слов

- Словарь омонимов

- Словарь антонимов

- Словарь синонимов

- Словарь фразеологизмов

2. Выставка словарей

- Толковый словарь современного русского языка

- Словарь иностранных слов

- Словарь омонимов

- Словарь антонимов

- Словарь синонимов

- Словарь фразеологизмов и др.

3. Напечатанные задания командам.

5. Жетоны.

^ Вступительное слово учителя

Известно, что игра – дело серьёзное. Сегодня мы поиграем, проведём свободное время так, чтобы не только восстановить свои силы, но и эмоционально зарядиться, отдохнуть радостно и одновременно с познавательным приобретением.

Для игры нам необходимо поделиться на 2 команды (ученики делятся и придумывают название, организуется пространство). Итак, мы с вами собрались, чтобы отдохнуть и обобщить наши знания по лексике и фразеологии.

Тема нашей сегодняшней игры – лексика. Напомню, что лексика – это словарный состав языка. Всем вам известно, что словарный состав языка отражается в словарях.


Словарь

^ Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь,

На всех словах – события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(С. Маршак)


^ Задание 1. Словари

Сейчас каждая команда должна написать на листочках названия известных им словарей.

(подводит итоги учитель и выставляет заработанные баллы)


Задание 2. Лексическое значение слова

- Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова то, что слово обозначает)

- В каком словаре можно найти толкование лексического значения слова? (Толкование лексического значения слова можно найти в толковом словаре)

Вывешивается табличка «Толковый словарь современного русского языка».

Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.


1.Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры. (Археология)

2. Часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками. (Графика)

3. Комплекс наук, изучающих болезни животных, их лечение и предупреждение. (Ветеринария)

4. Наука о собаках.. (Кинология)

5. Наука об ораторском искусстве. (Риторика)

6. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Азбука)

7. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)

8. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)

9. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)

10. Самая низкая учебная отметка. (Единица)

11. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)

12. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)

13. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)

14. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения. (Линейка)

15. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. (Мел)

16. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)

17. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)

18. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах. (Конфетти)

Задание 3. (Иностранные слова)

(Дается время на обсуждение командой, вопросы задаются командам поочередно, учитель помогает в трудных случаях подсказками)

Как вы знаете, многие слова пришли к нам из других языков и, даже не зная турецкого, английского, мы можем произнести эти слова. Давайте попробуем:

1. Скажите по-китайски «сильный ветер» (Тайфун)

2. Произнесите по-немецки «путешествие» (Рейс)

3. Произнесите по-турецки «простокваша» (Йогурт)

4. Как произносят немцы «огненное творение»? (Фейерверк)

5. Скажите по-английски: «стружка, тонкие кусочки». (Чипсы)

6. Произнесите по-английски «вычислитель». (Компьютер)


Вывешивается табличка «Словарь иностранных слов».

Задание 4. Одно к трём

-Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными; слова, имеющие несколько лексических значений, – многозначными)

I команда: Найдите общее определение к каждой «тройке» среди прилагательных, данных ниже.

1. Подушка, характер, требования

2. Друг, ответ, выигрыш (победа)

3. Старик, вопрос, воображение.

4. Нитка, тетрадь, работа.

5. Проспект, архитектор, предложение ( или член предложения)

6. Знаток, город, перемена.

7. Дуб, держава, талант.

Прилагательные:

Большой(6), верный(2), главный(5), больной(3), могучий(7), мягкий(1), тонкий(4).


II команда: Какие прилагательные из данных ниже можно использовать в качестве общего определения к «тройкам».

1. Океан, бой, платье.

2. Чай, любовь, время

3. Горох, ремонт, тарелка

4. Ящик, человек, надежда.

5. Трава, мёд, дым

6. Время, копия, наука

7. Работа, хлеб, кофе.

Прилагательные:

Черный(7), горячий(2), точный(6), воздушный(1), мелкий(3), крепкий(4), густой(5).


Задание 5. Омонимы

- Вспомним, что такое омонимы. (Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и одинаково произносятся, но имеют совершенно разные лексические значения.)

Вывешивается табличка «Словарь омонимов».

1. Бывает лотерейный, бывает десятитысячный (Тираж)

2. Бывает Великий, бывает воинский (Пост)

3. Бывает верховная, бывает крупная (Ставка)

4. Бывает почтовая, бывает немецкая (Марка)

5. Бывает торговая, бывает деревянная (Лавка)

6. Бывает русая, бывает острая (Коса)

7. Бывает картонный, бывает драматический (Кружок)

8. Бывает барабанная, бывает десятичная (Дробь)

9. Бывает дипломатическая, бывает высокая (Нота)

10.На какой пятачок ничего не купишь? (Поросячий)

11.Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)

12.Какую ленту в косу не заплетёшь? (Пулемётную)

13.Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название (Броненосец)

14.Какая игла не тонет в воде (Рыба-игла)


Задание 6. Антонимы

-Что такое антонимы? (Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение.)

Вывешивается табличка «Словарь антонимов».


1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

2. Кубик (колобок)

3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)

4. Один дистрофик (Три толстяка)

5. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

6. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)

7. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)

8. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)

9. Континент мусора (Остров сокровищ

10.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)

11.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)

12.Собачья конура. (Кошкин дом)

13.Солнечный принц. (Снежная королева)

14.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )


Задание 7. Синонимы

-Что называется синонимами? (Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения.)

^ Вывешивается табличка « Словарь синонимов».

Подобрать синонимы к словам.

I Команда.

Артист - Актёр

Аплодировать - Рукоплескать

Безграничный - Бескрайний

Бездомный - Бесприютный

Беспокойство - Тревога

Будущий - Предстоящий

Вдохновлять - Воодушевлять

Вежливый - Любезный

Великан - Гигант

Верный - Преданный


II Команда

Влияние - Воздействие

Перегнать - Опередить

Подчиниться - Повиноваться

Поединок - Единоборство

Посылать - Отправлять

Преимущество - Превосходство

Препятствие - Преграда

Преступление - Проступок

Признак - Примета

Возглас - Восклицание


^ Задание 8. Фразеологизмы

-Что называется фразеологизмом? (Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.)

^ Вывешивается табличка «Словарь фразеологизмов».

Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой.


На руках носить - Держать в ежовых рукавицах

От доски до доски - С пятого на десятое

Камень за пазухой держать - С открытой душой

На чужой шее сидеть - Своим горбом жить

Держать ухо востро - Ворон считать

Сидеть сложа руки - Не покладая рук работать

От рук отбиться - В руки взять

Во всю Ивановскую (кричать) - Держать язык за зубами


^ Задание 9. Пословицы

Очень близки фразеологизмам пословицы, поскольку пословицы – тоже устойчивые языковые единицы.

Подобрать начала к пословицам.

I.

…драки не бывает

…только подпоясаться

…нет и науки

…век учись

…а деньги для беды

…а мыши найдутся

Бедному одеться… Без муки… Без шума…

Береги хлеб для еды… Был бы хлеб… Век живи…

(Правильный ответ:

Бедному одеться -только подпоясаться

^ Без муки нет и науки

Без шума драки не бывает

Береги хлеб для еды, а деньги для беды

Был бы хлеб, а мыши будут.

Век живи, век учись)


II.

…а ума не нажил

…двух небитых дают

…да толку мало

…а конец найдётся

…такова и слава

…там и клад

Как верёвочка не вьётся… Где лад… Каковы дела…

До лысины дожил.. За одного битого… Звону много…

(Правильный ответ

До лысины дожил, а ума не нажил.

За одного битого двух небитых дают.

Звону много, да толку мало.

Как верёвочка не вьётся, а конец найдётся

Каковы дела, такова и слава.

Где лад, там и клад)


Подведение итогов урока.

Спасибо за урок. До свидания!



Похожие:

Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока iconУрок по теме «Лексика» в 6 классе: «Как Рыжиков и 6 класс оказались в Стране выученных уроков»
Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме
Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока iconУрок игра «Путешествие по стране Лексика». 5 класс. Тема урока: «Повторение темы «Лексика»
Оборудование: карта города, красочно оформленная, кроссворд, записи на доске, лото антонимов
Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока icon6 класс. Цель: закрепить знания, полученные учащимися по темам: «Лексика» и «Фразеология». Задачи
Задачи: отработать умение применять полученные знания на практике, получать радость от коллективного поиска правильного остроумного...
Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока iconКонспект урока русского языка в 7 классе Тема: "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока
Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока iconУрок «Окружающий мир» 2 класс
Вид урока: заочное путешествие с элементами деловой игры и экспресс- диагностикой итога урока
Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока iconТема урока: Спортивные игры баскетбол
Цель: Способствовать гармоничному развитию учащихся, их оздоровлению с помощью спортивной игры – баскетбол
Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока iconУрок (математика + основы потребительских знаний) Тема урока: Действия с многозначными числами. Ограниченность ресурсов. Выбор. Тип урока: урок обобщение и закрепление знаний Цель урока
Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы соединяем урок математики с основами потребительских знаний, потому что каждый человек...
Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока iconКраткое содержание проекта в процессе работы над учебным проектом учащиеся приобретают теоретические знания по теме «Лексика и фразеология»
Выполнение практических разноуровневых заданий способствует применению детьми полученных знаний на практике: самостоятельному объясняю...
Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока iconТип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний. Цель
Указать на материальную основу признака, пола, выраженного в виде половых хромосом
Нетрадиционный урок-обобщение в виде игры. Лексика и фразеология. 6 класс Цель урока iconОкружающий мир: 2 класс Обобщение по разделу «Природа» гооу новокашировская санаторная школа интернат
Ребята, сегодня на уроке мы вспомним и повторим всё, что знаем по разделу «Природа», и пройдет наш урок в форме игры квн. Каждый...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами