Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан icon

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан



НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан

http://31school.ru/uploads/posts/2010-01/thumbs/1263554643_shkola.jpg

Россия, Республика Татарстан, 423570,г. Нижнекамск, проспект Мира, 16 Директор школы ГалиахметовРашитГусмановичТелефон (8555) 36-38-88 Email: http://www.31school.ru/



Шандренкова Надежда Германовна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категорииEmail: 7espera7@mail.ru
^

Урок-практикум по русскому языку в 6 классе

с использованием интерактивной доски Smartboard

по теме «Имя прилагательное»




Технологическая карта урока

Организационная информация

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема раздела

Морфология

Тема урока

Урок-практикум по теме «Имя прилагательное»

Методическая информация

Общедидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления учебной задачи (имя прилагательное, как часть речи, роль прилагательных в речи и нормы употребления) с помощью экспериментально-исследовательской деятельности, моделирования информации с использованием интерактивных технологий

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока

  1. Образовательная: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, продолжить работу над формированием грамотной речи.

  2. Развивающая: продолжить развитие творческих и познавательных способностей у учащихся, языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся.

  3. Воспитательная: формировать уважение к русскому языку и воспитывать бережное к нему отношение

Планируемый результат

  • развитие способности к решению нестандартных учебно-практических задач;

  • приобретение опыта творческой деятельности и учебного сотрудничества в достижении общепоставленной цели;

  • реализация творческого потенциала учащихся через дифференцированный подход к организации и проведению урока.

Основные понятия

Понятия:

- имя прилагательное (с определением);

- полные и краткие имена прилагательные;

- разряды прилагательных;

- степени сравнения прилагательных (без определения);

- правила правописания имен прилагательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литература, природоведение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык. 6 класс».

Методическое пособие, наглядный материал, ЭОР, коллекция SmartNotebook

Организация пространства (фопд)

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/

приобретут/закрепят ученики в ходе урока

Знание об имени прилагательном; умение употреблять прилагательные в речи; умение самостоятельно подбирать, перерабатывать и доносить информацию;

умение анализировать и обобщать языковые средства, представлять полученные знания в модели, аргументировать свою точку зрения, уважая мнения других учащихся; умение сотрудничать с учителем и товарищами

Методы обучения

Проблемное обучение

Эксперимент с исследованием

Частично-поисковый

Метод решения учебных задач

Оборудование

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, программные средства SmartBoard,GomPlayer,FleshPlayer

Источники информации

Материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

Интерактивные средства LessonActivityToolkit

Целесообразность использования

У детей среднего возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому мультимедиа компонент занимает основную позицию в структуре урока на всех его этапах. Для повышения мотивации учащихся, эффективности усвоения учебного материала, создания ситуации успеха, восприятия информации, прочного усвоения и закрепления знаний используютсяразличные приемы работы на SmartBoard, флеш-игры, флеш-ролики, ЭОР. Совместно с этим на уроке идет эксперимент, моделирование, исследование; происходит быстрое включение школьников в работу, благодаря чему создается атмосфера интеллектуального соревнования без психологического напряжения.Все это является педагогическим инструментом и способствует достижению поставленных целей урока.


^ Методические рекомендации

Урок, по усмотрению учителя, можно провести целиком или использовать по частям, определенные задания организованы для индивидуальной или групповой работы.

Материал для интерактивной доски состоит из 20 слайдов. Особенность данной разработки заключается в том, что дополнительного сценария к уроку не требуется, так как каждый из слайдов содержит как подробный текст задания, так и возможность оперативной проверки. Используя данную презентацию, учитель может проявить творческий подход к организации урока. Включение в его содержание флеш-игр и флеш-роликов позволяет учащимся в полной мере окунуться в атмосферу игры, помня при этом важность изучаемого материала.

Навигация по некоторым страничкам осуществляется с помощью навигационных кнопок, с некоторых станиц можно вернуться на титульный лист, кликнув по кнопке.

Для учеников и учителя на некоторых слайдах имеются указания по выполнению и проверке предложенных заданий. Кликните кнопку или c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\новый рисунок (6).bmp, чтобы прочесть; кликни еще раз, чтобы скрыть указания. При работе с коллекцией LAT2.0 для проверки нажмите на «Check», для просмотра верного ответа нажмите «Solve»; чтобы начать работу заново, нажмите «Reset».

На данном уроке использованы следующие возможности ИД:

1. Утилита множественного клонирования

2. Ссылки на страницы презентации и во вложение на документ Word, электронный образовательный ресурс.

3.Интерактивные средства коллекции LAT 2.0 (LessonActivityToolkit).

4. Функция DragandDrop (перетаскивание).

5. Инструмент захвата экрана.

6. Перо.

7. Пазлы.

8. Анимация.

9. Закладки с готовыми ответами для проверки.

11. Прием слоев и фонов, прием «волшебная труба».


Процессуальное содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Скриншоты страниц файла SmartNotebook, пояснения

Примечание /таксономия заданий

^ 1-ый этап урока. Организационный момент.


Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, слушают информацию о том, что будут делать на уроке.

Оформляют записи в тетрадях.

Слайд 1 носит иллюстративный характер:

содержит название темы урока. Имеются ссылки с названием пути

c:\documents and settings\1\мои документы\мои рисунки\рус язык прилагательное_1.png











c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\рус язык прилагательное_2.pngc:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\рус язык прилагательное_4.png

^ Слайды 2-4 содержат рекомендации и пояснительную информацию для учителя. Во время проведения урока данные слайды удаляются.




^ 2-ой этап урока. Мотивация учащихся. Создание ситуации успеха. Актуализация знаний, целеполагание

Великароль слова в русском языке. О богатстве и изяществе русского языка, многообразии оттенков лексического значения слова мы сегодня и будем говорить, обобщая и систематизируя полученные знания по теме «Имя прилагательное».

-- Ребята, а что называется именем прилагательным?

(записывается число и тема урока).

Учитель. Посмотрите на слайд (появляются загадки). Отгадайте и скажите, какая часть речи описывает предмет в отгадке? С какой частью речи они связаны?Какова же роль имен прилагательных в нашей речи?

(Работа с прилагательными. Подбор дополнительных определений и эпитетов к отгадкам. Учащиеся собирают пазлы).

По просьбе учителя учащиеся должны отгадать загадки, определить роль прилагательных в речи, их морфологические признаки; дополнить существительные подходящими по смыслу определениями и эпитетами, охарактеризовать прилагательные как часть речи. Собрать пазлы.

Слайд 5. Использована возможность анимации объекта «появление»для загадок (щелчок). Пазлысозданы предварительно в программе Jigsawplanet, перемещены с помощью инструмента захвата экрана.Все картинки закреплены с разрешением движения. Для более ранних версий программы Notebookиспользован прием скрытия части сгруппированного объекта за обесцвеченной звездочкой

c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\новый рисунок (7).bmp

^ Задание направлено

- на развитие умения постановки собственной цели,

- на повышение мотивации к работе у учащихся.

Задание в игровой форме создает ситуацию успеха, направляю учащихся от более простых заданий к более сложным

^ 3-й этап урока. Работа по теме урока


Обобщить сведения о прилагательном нам помогут задания и упражнения.

Упражнение 1.

Ребята, разгруппируйте прилагательные по столбикам: полные и краткие прилагательные.



Распределяют полные и краткие прилагательные по столбикам. Проверка кнопкой «Check»

Слайд 6 мотивирует учащихся на повторение ранее изученного материала по теме. Используется флеш-игра из LAT-2.0. Учащиеся расставляют слова в нужный столбик. Программка проверяет правильность выполнения.


c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\рус язык прилагательное_6.png

^ Задание направлено

на формирование умений распознавать прилагательные в полной и краткой форме, повторение сведений о прилагательном.

Обоснованность повторения данного грамматического материала заключается в том, что учащиеся должны уметь различать полную и краткую форму прилагательного как в устной речи, так и в письменной форме.

Упражнение 2. Следующее задание состоит в том, чтобы выбрать правильную форму слова в простой степени. Чему учит нас это задание?

Выполняют задания. Называют способы образования степеней сравнения прилагательного. Отвечают на вопрос учителя. Делают выводы.

Слайд 7.Нужно выбрать правильную форму сравнительной степени прилагательных и вставить ее в «окно» ответа. Программка моментально проверяет правильность выполнения. Используется флеш-игра из коллекции LAT-2.0.

c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\рус язык прилагательное_7.png


Задание направлено

на развитие умений и навыков распознавания правильных и неправильных форм сравнительной степени прилагательных.



Упражнение 3. Задание состоит в том, чтобы выбрать правильную форму слова в простой и сравнительной степени. Какой вывод делаем о степенях сравнения прилагательных? С чем это связано?

Учащиеся подходят к доске, перетаскивают слова задания в нужный «водоворот», указывают на ошибки, определяют морфологические нормы образования форм


Слайд 8. Нужно выбрать прилагательные в правильной форме. Используется флеш-игра из коллекции LAT-2.0 (интерактивное средство – игра «Водоворот», перетаскивание слов в нужный водоворот). При неправильном выборе водоворот не принимает слово.

c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\рус язык прилагательное_8.png

Упражнение направлено на усвоение правильных и неправильных форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных.

Упражнение 4. (Отвечая на предыдущие вопросы, учащиеся должны указать, что прилагательное имеет признаки постоянные и непостоянные). В этом задании мы вспомним непостоянные признаки прилагательных. Поиграем в анаграммы. В тетрадях запишем ответы, приведем доказательство на примере словосочетания.

-- А какой признак у прилагательных можно назвать постоянным?

Учащиеся работают в группах. Подходят к доске и после нажатия кнопки «Старт» собирают буквы в нужные термины. В случае необходимости обращаются к подсказке – кнопка «Check»


Слайд 9. c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\рус язык прилагательное_9.png

При игре в анаграммы нужно указать непостоянные морфологические признаки прилагательных. Используется флеш-игра из коллекции LAT-2.0

Такие упражнения, хотя и занимают небольшое количество времени на уроке, развивают конкурентоспособность, умение работать в команде.



Упражнение 5. Собираем по буквам этот признак: РАЗРЯД

Учащиеся подходят к доске и после нажатия кнопки «Старт» и появления набора букв собирают слово задания

Слайд 10. Определяем постоянный признак прилагательного как части речи, используя флеш-ролик из коллекции LAT-2.0. из предложенных букв собрать слово.

c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\рус язык прилагательное_10.png

Задание направлено

на развитие памяти

и быстрой реакции.

Упражнение 6. Распределяем словосочетания по столбикам. У доски работают по очереди 2 человека. Остальные проверяют правильность распределения. Делаем выводы.

Учащийся называет словосочетание, указывает на его признаки и распределяют прилагательные по разрядам

Слайд 11.

c:\documents and settings\1\мои документы\мои рисунки\рус язык прилагательное_11.png

Нужно распределить прилагательные по разрядам. Используется флеш-игра из коллекции LAT-2.0.

Учащиеся расставляют словосочетания в нужный столбик. Программка проверяет правильность выполнения.

Задание направлено

на развитие навыков сопоставленияи распознавания информации



Проверим орфографию прилагательных.

Упражнение 7.На доске слова. Запишите слова в тетради, подбирая к ним определяемые слова. Объясните орфограмму. Для проверки слова переносим через «волшебную трубу» на голубой фон.

Учащиеся выполняют задание, проверяют ответы, протягивая слова через «Волшебную трубу», дополняют определяемыми существительными.

Слайд 12.Здесь работает прием слоев и фонов. Все прилагательные на синем фоне проявятся с правильным написанием и выделенной орфограммой

c:\documents and settings\1\мои документы\мои рисунки\рус язык прилагательное_12.png

^ Задание направлено

на развитиенавыков правописания данной орфограммы


Сделаем выводы об орфограмме «Одна и две –н- в суффиксах прилагательных».



Учащиеся формулируют правила написания орфограммы, затем проверяют нажатием кружочков с цифрами


Слайд 13.

c:\documents and settings\1\мои документы\мои рисунки\рус язык прилагательное_13.png

Обобщаем знания по теме «Одна и две -нн- в суффиксах прилагательных». Учитель предлагает, щелкая поочередно по кнопке «?», сформулировать алгоритм работы с этой орфограммой.

^ Задание направлено

на развитие навыков извлечения необходимой информации


4-й этап урока. Практическая работа


Нам с вами предстоит участвовать в государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Выполним задания промежуточной аттестации, которые проверяют знания о прилагательном. Работа со слайдами 14-15.

Учащиеся выполняют задание. Для проверки перетаскивают вариант ответа в «волшебный экран»

Слайд 14 -15. В данном упражнении использован прием расположения объектов на переднем и заднем плане и прием скрытой информации, который позволяет создать видимость преобразования одной формы в другую при перенесении слова в «волшебный экран».

c:\documents and settings\1\мои документы\мои рисунки\рус язык прилагательное_14.pngc:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\новый рисунок (4).bmp

c:\documents and settings\1\мои документы\мои рисунки\рус язык прилагательное_15.pngc:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\новый рисунок (5).bmp

^ Задание направлено

на развитие навыков извлечения и преобразования необходимой информации


Упражнение 8. Выполним работу и вспомним правило о правописании суффиксов -к- и -ск-. Сделаем вывод.

Учитель предлагает работу по орфографии в суффиксах -к-, -ск- прилагательных. Учащиеся выполняют задание.

Слайд 16. Чтобы повторить правило, необходимо нажать на соответствующую точку прямой. В случае необходимости обратиться к правилу, нажав на кнопку-ссылку «звездочка с вопросом» во вложение на документ Word.

c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\новый рисунок (6).bmp

^ Задание направлено

на систематизацию знаний по орфограмме

Упражнение 9.Повторяем орфограмму «Слитное и раздельное написание сложных прилагательных».


Учащиеся исправляют ошибки в слитно-раздельном написании прилагательных, выполняют задания в тетрадях, работают в парах, проверяют, делают вывод об орфограмме

^ Слайды 17-18.На слайде также использован прием слоев и фонов. (Для выполнения можно использовать маркер).Для проверки работы используем «волшебную лупу», при наведении которой на слово появляется правильное написание. В случае необходимости обратиться к правилу, нажав на кнопку-ссылку «звездочка с вопросом».c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\рус язык прилагательное_17.pngc:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\рус язык прилагательное_18.png

Задание направлено

на систематизацию знаний по орфограмме

Упражнение 10.Задание выполняется в тетрадях, готовится алгоритмдля работы с орфограммой. Для проверки совмещаем звездочки.

Повторяем орфографию! Учащиеся выполняют работу в тетрадях, объясняют правописание, а для проверки совмещают звездочки в соответствии с нумерацией.

Слайд 19. Используется функция DragandDrop. Для проверки совмещают звездочки справа со звездами на странице в последовательности, соответствующей нумерации.

c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\рус язык прилагательное_19.png

^ Задание направлено

на систематизацию знаний по орфограмме

Итоговая работа на основе электронного образовательного ресурса из Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\новый рисунок (8).bmp




Слайд 20. Содержит ссылку во вложение на электронный образовательный ресурс (ЭОР) из Федерального центра информационно-образовательных ресурсов

c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\новый рисунок (9).bmpc:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\новый рисунок (10).bmp





^ 5-й этап урока. Подведение итогов. Рефлексия.

Так какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

Учитель спрашивает учащихся о том, насколько успешно они выполняли задания на уроке и какие виды заданий стали для них более легкими, чем раньше, в чем они стали себя чувствовать увереннее.

Учитель анализируетдеятельность учащихся на уроке и ставит оценки за выполнение предложенных заданий.

Учащиеся осмысливают свою деятельность на уроке и дают оценку своим действиям. В качестве анализатора используются смайлики, ученики подходят к доске и передвигают смайлики к нужномусмайлу.

Слайд 21. Рефлексия. Используется функция DragandDrop. c:\documents and settings\1\local settings\temporary internet files\content.word\новый рисунок (18).bmp

^ Задание направлено

на развитие способности осмысления своих действий и их самооценки.


Учитель задает домашнее задание. Учащимся предстоит написать мини-сочинение о роли прилагательных в речи, используя их в качестве эпитетов и определений.

Учащиеся записывают домашнее задание на дом.









Источники

  1. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс - М.: Вако, 2011.

  2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе - М.: Просвещение, 2010.

  3. Галерея изображений SMART Notebook

  4. Интерактивные средства коллекции LAT 2.0 (LessonActivityToolkit)

  5. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА. – М.: Легион, 2011.

  6. http://fcior.edu.ru/search.page

  7. http://gif1000.narod.ru/Gif_animacija_zhivotnye2.htm

  8. http://www.yamal.org/ook/doc/ook-suff(p).htm#21(p)

  9. www.gazeta.lbz.ru

  10. http://geo50.my1.ru/index/polezno/0-58

  11. http://uoa-pogar.narod.ru/

  12. http://festival.1september.ru/articles/548998



Похожие:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Санчурск Паспорт кабинета биологии
...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан iconИспользование информационных технологий в обучении биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 г. Батайск (мбоу сош №4 с углубленным...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан iconПанова Наталья Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан iconСочинение мой любимый город
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан iconИспользование икт технологий в предпрофильной подготовке (образовательный продукт как результат освоения элективного курса)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 г. Батайск (мбоу сош №4 с углубленным...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан iconХод урока I сообщение темы урока
...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан iconКонспект урока по математике во 2 классе
...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан iconКонспект открытого внеклассного мероприятия в 3 л классе, проведенного в день открытых дверей
...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан iconУрок По программе: Е. Д. Критская > Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Учитель: Гладких В. М. Санкт-Петербург Пушкин
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №530 с углубленным изучением предметов...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Нижнекамска Республики Татарстан iconКонспект урока по географии в 6 классе "Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе" Кудрявцева Наталья Валентиновна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского...
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами