Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе icon

Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе



НазваниеУрок обобщений и систематизации знаний в 8 классе
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

 Комогорцева Светлана Георгиевна- учитель географии высшей категории, средняя школа № 9 г. Петропавловск.

Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе.

 

 

Тема урока: Геология, рельеф и полезные ископаемые Казахстана.

 

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.

 

Задачи урока:

Образовательные:  Повторить изученный материал( геологию, рельеф и полезные

                                 ископаемые своей страны)

Развивающие:         Развивать географическое мышление, устную речь.

Воспитательные:    Воспитывать чувство ответственности, товарищества, умения работать

                                 самостоятельно.

 

Тип урока:               Обобщающий.

Форма обучения:    Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:  Беседа, иллюстрационный, репродуктивный, метод самостоятельной

                                  работы, игровой.

Оборудование:        Физическая и тектоническая карты Казахстана, географические

                                  атласы.

 

 

 


План урока.

 

1. Организационный этап.

2. Этап опроса.

3. Этап игровой.

4. Этап занимательный.

5.Итог урока.

 

Сегодня на уроке мы с вами обобщаем и систематизируем  знания полученные вами на предыдущих уроках. Скажу несколько слов о нашей работе. Ребята сидящие на третьем ряду будут работать по индивидуальным заданиям, а остальные работают вместе со мной.

После того, как учащиеся третьего ряда выполнят свою работу, они приступают к  работе вместе с нами. Ваша работа на уроке будет оцениваться сигнальными карточками.

Учитель показывает учащимся сигнальные карточки и объясняет каждую.

Зеленая карточка- дается при полном, правильном ответе, а также при правильном показе

                                географических объектов.

Желтая карточка-  дается вам в том случае, когда вы дали не полный ответ и не точно

                                показали географический объект по карте.

Красная карточка- дается при отсутствии ответа и не знании карты.

 

Задания учащимся третьего ряда.

 

Задание №1.

1.К низкогорным областям Казахстана относят

   А) Алтай, Мангистауские  Б) Прикаспийская, Мугоджары

   В) Мугоджары, Сарыарка,  Г) Западно-Сибирская, Тарбагатай

2.Эра новой жизни

   А) палеозойская  Б) протерозойская  В) мезозойская  Г) кайнозойская

3.В мезозойское горообразование на территории Казахстана происходило

   А) разрушение горных областей Б) поднятие горных областей

   В) формирование геосинклиналей

4.Какие периоды относятся к палеозойской эре, запишите их в последовательности?

Ответ на задание №1

1-а; 2-г; 3-а; 4-кембрийский,ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский

Задание №2.

1. Перечислите высокогорные области Казахстана.

2.Какие периоды относятся к мезозойской эре?

 А) палеогеновый, триасовый, кембрийский

 Б) триасовый, юрский, меловой                   В) меловой,ордовикский, силурийский

3.Какие эры относятся к фанерозою( время явной жизни), запишите их в последовательности?

4.Дайте понятие плато и из перечисленных объектов выпишите плато.

 Прикаспийская, Устюрт, Алтай, Западно-Сибирская, Тургайское, Предуральское, Тянь-Шань, Мугоджары, Сарыарка.

Ответ на задание №2.

1.Алтай, Тарбагатай, Жунгарский Алатай, Тянь-Шань

2.-б

3.Палеозойская, мезозойская, кайнозойская.

4.  Плато ( с французского плоский)  возвышенная плоская или волнистая равнина, расположенная примерно на одном уровне и отделенная уступами от находящихся ниже равнинных пространств Устюрт, Тургайское, Предуральское.

Задание №3.

Из перечисленных слов составьте в последовательности периоды геохронологической таблицы:

Юрский, кембрийский, пермский, палеогеновый, меловой, неогеновый, силурийский, девонский, антропогеновый, триасовый, ордовикский, каменноугольный.

Ответ на задание №3.

Кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский, триасовый, юрский, меловой, палеогеновый, неогеновый, антропогеновый.

 

Задание №4.

1.  Перечислите низкогорные области Казахстана.

2.  По каким видам полезных ископаемых Казахстан занимает ведущие места в мире?

3.  Почему казахстанскую часть Западного Алтая называют Рудным Алтаем?

4.  Как выглядела поверхность Казахстана в конце мезозойской эры?

Ответ на задание №4.

1.  К низкогорным областям относятся- Сарыарка, Мугоджары, Мангистауские горы.

2.  Республика занимает первое место в мире по запасам вольфрама, второе - по хромитовым и фосфорным рудам, третье- по марганцевой руде, четвертое-  по запасам свинца и молибдена, шестое по запасам золота, восьмое по запасам железной руды.

3.  Казахстанскую часть западного Алтая называют Рудным , потому что в его недрах найдены многочисленные полезные ископаемые: медь, цинк, олово, свинец, серебро, золото и другие металлы.

4. К концу мезозойской эры море простиралось до Сарыарки. Тектонические движения в мезозойскую эру были незначительными. Они не образовали ни одной крупной горной системы.

Вопросы классу.

1. Назовите ученых, которые выдвигали гипотезы о зарождении Земли.

Ответ: Кант и Лаплас, Шмид и Фесенков.

2. В течение каких этапов шло развитие Земли?

Ответ: Развитие  планеты Земли шло в планетарный и геологический.

3. Какой период времени охватывает планетарный этап?

Ответ: Планетарный этап охватывает время от зарождения Земли до образования земной коры.

4.Когда образовалась планета Земля?

Ответ: Планета Земля образовалась 4,5- 4,6 млрд. лет назад.

5.С каких появлений начался геологический этап?

Ответ: Геологический этап начался  с момента появления первых зачатков земной коры и продолжается по сей день.

6.Дайте понятие  что такое геология ( учитель это слово показывает учащимся на плотном листе бумаги)

Ответ: Геология ( от греческого Ге- Земля и логос- слово, учение), комплекс наук о составе, строении и истории развития земной коры и более глубоких сфер Земли.

7.Что было на территории Казахстана в допалеозое?

Ответ: Территория Казахстана в это время была представлена Урало- Тяньшанской геосинклиналью.

8. Что такое геосинклиналь?( учитель это понятие показывает учащимся на плотном листе бумаги)

Ответ:  Геосинклиналь( от греческого Ге- Земля и синклиналь), длинный, протягивающийся на многие десятки и сотни километров, относительно узкий и глубокий прогиб земной коры, возникающий на дне морского бассейна и заполненный мощными толщами осадочных и вулканических горных пород.

9. Какие горообразовательные процессы происходили на территории Казахстана?

Ответ: На территории Казахстана происходили следующие горообразовательные процессы, это каледонское, герцинское и альпийское.

10. Расскажите более подробно о каждом горообразовательном процессе, свой рассказ сопровождая показом по карте.

Ответ: Каледонское горообразование произошло в первой половине палеозоя. Образовались горные складки на северо-западе Сарыарки и в Северном Тянь-Шане. Море постепенно отступало, увеличивая площадь суши. В конце палеозоя  произошло герцинское горообразование. В это горообразование поднялся Алтай, Жунгарский Алатау, западные хребты Тянь-Шаня, восточная часть Сарыарки и Мугоджары. Большая часть территории превратилась в жесткий участок, и не покрывалось морем.

В мезозойскую эру море было только на западе Казахстана. В это время ни  образовалась ни одна горная система. Те горные области, которые образовались в палеозое разрушились и к концу мезозоя Казахстан - выровненной поверхностью.

Альпийское горообразование происходило в кайнозойскую эру. Оно вызвало раскол земной коры, поднятие и опускание горных складчатых областей и преобразование их в высокогорные складчато-глыбовые системы. Вторично образовались Алтай, Тарбагатай, Жунгарский  Алатау, Тянь-Шань.( ученик показывает по карте все горные области, учитель в это время должен внимательно следить за рассказом и показом по карте).

11.Вспомните из курса 7 класса ,что такое тектоника?

Ответ: Тектоника –это раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры.

12. Вспомните и назовите основные положения теории литосферных плит.

Ответ: Согласно теории литосферных плит внешняя оболочка Земли, то есть земная кора вместе с частью верхней мантии, состоит из нескольких очень больших блоков( плит).

Выделяют 13 основных плит, из них 7 наиболее крупных. Большинство плит включает

как материковую так и океаническую кору. Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое мантии, по которому и происходит их скольжение. Они перемещаются относительно друг друга со скоростью от 1 до 6 сантиметров в год. При соприкосновении двух материковых плит их крайние участки в результате взаимного столкновения сжимаются и сминаются в складки, так  например образовались Гималаи. А если  сближаются материковая и океаническая плиты, то покрытая морем плита изгибается и как бы « ныряет» под материковую. При этом возникают глубоководные желоба, островные дуги.

13. Скажите, а какое строение имеет материковая  земная кора?

Ответ: Материковая кора имеет  следующие строение- слой осадочных пород, слой гранита и слой базальта.

14. Какого слоя не наблюдается в океанической коре?

Ответ : В океанической коре нет слоя гранита.

15. Закончите мое предложение- сравнительно ровные  и устойчивые участки  земной коры называются….

Ответ : Платформы.

16. Вспомните какое строение имеет платформа?

Ответ: Платформа имеет двухъярусное строение.

17.Расскажите о строение  платформы.

Ответ: Первый ярус- фундамент платформы, состоит из кристаллических горных пород и более устойчив. Второй ярус называется – чехол осадочных пород,  сложен осадочными породами палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Этот ярус расположен на древнем жестком основании.

18.Скажите  есть ли на территории Казахстана древняя платформа?

Ответ: На западе Казахстана своим юго-восточным выступом заходит древняя Восточно-Европейская платформа.

19.Покажите эту часть платформы( ученик показывает)

20. Вы знаете, что на территории республики есть и молодые платформы, почему их называют молодыми, назовите и покажите по карте?

Ответ: Молодые потому, что образовались в конце палеозоя- начале мезозоя. Западно-Сибирская и Туранская..

 

Итак мы с вами вспомнили геологию, а теперь переходим к рельефу.

 

21. Что такое рельеф?

Ответ: Рельеф –это неровности земной поверхности.

22. Назовите основные формы рельефа.

Ответ: Основными формами рельефа являются равнины и горы.

23. Вы знаете, что рельеф постоянно изменяется, так в результате чего происходят изменения?

Ответ: Изменения происходят в результате воздействия внутренних и внешних сил.

24. Более подробно остановитесь на характеристики этих сил.

Ответ: Внешние (экзогенные) силы Земли; их проявление связано с энергией Солнца, влиянием силы тяжести и жизнедеятельности организмов. Эти силы разрушают горные породы и выносят продукты разрушения с одних участков земной поверхности на другие. Внутренние силы (эндогенные); действие этих сил вызвано перемещением вещества мантии. Эти силы проявляются в процессах движения литосферы. Движения литосферы перемещают пласты горных пород, изменяют строение земной коры, а значит ее рельеф.

25.Перечислите главные особенности рельефа Казахстана.

Ответ: а) преобладают равнинно-низкогорные области, они занимают большую часть

                территории

            б) высокогорные области расположены на востоке и юго-востоке страны и  

                занимают небольшую территорию

            в) высокие и низкие горы чередуются с межгорными долинами и равнинами

 

 

 

Игра « Что такое?»

 

Учитель называет географические объекты, ученики должны назвать что это такое и показать по карте.

1. Мугоджары( ответ - низкогорная область, продолжение Уральских гор).

2.Предуральское ( ответ- плато).

3.Прикаспийская  ( ответ- низменность).

4.Карагие (  ответ- впадина – 132м).

5.Сарыарка (  ответ- низкогорная область).

6.Алтая (  ответ- горная область на востоке страны).

7.Туранская (  ответ- низменность).

8. Тянь- Шань ( ответ- горная страна на юго-востоке).

9.Устюрт (  ответ- плато).

10.Тарбагатай ( ответ- горная система , расположена между Зайсанской и Алакольской котловинами).

11.Западно- Сибирская ( ответ- низменность простирается узкой полосой от Уральских гор до Алтая).

12.Жунгарский Алатау ( ответ- горная страна между Балхаш- Алакольским межгорными равнинами и долиной реки Или).

13. Мангистауские ( ответ- низкогорная область, расположена на Мангистуском полуострове Каспийского моря).

14. Бетпакдала ( ответ- плато, расположено между рекой Сарысу на западе и озером Балхаш на востоке, Сарыаркой на севере и рекой Чу на юге).

15. Хан- Тенгри ( ответ-  высшая точка  Тянь-Шаня ,ее высота 6995м над уровнем моря).

 

На прошлом уроке вы выполняли практическую работу, где установили связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Продолжите мое предложение.

1.Полезные ископаемые…( ответ- все горные породы и минералы, которые добываются из недр земли и используются человеком).

2. На какие группы по составу и особенностям использования различают полезные ископаемые?

Ответ:  По составу и особенностям использования полезные ископаемые различают горючие, металлические и неметаллические( нерудные).

 

 

Игра « Третий лишний».

 

1

Учитель показывает на полном картоне  три  полезных ископаемых, ученики должны их назвать и сказать ,какое полезное ископаемое лишнее и почему.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

5

6

4













































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ответы на игровой этап.

№1. карточка- бурый уголь, каменный уголь, цементное сырье ( лишний знак цементное сырье, относится к группе нерудных полезных ископаемых).

№2. карточка- бурый уголь, природный газ, золото ( знак золото лишний, так как входит в группу рудных полезных ископаемых).

№3. карточка- медь, природный газ, железная руда ( природный газ, к группе горючих полезных ископаемых , он лишний).

№4. карточка- асбест, поваренная соль, хромитовые руды ( хромитовые руды лишний , к группе рудных полезных ископаемых).

№5.карточка- хромитовые руды, марганцевые, фосфориты ( фосфориты к группе нерудных, знак лишний).

№6. карточка- фосфориты, строительные материалы, полиметаллические руды ( полиметаллические руды относят к группе рудным , поэтому этот знак лишний).

№7 карточка- марганцевые, золото, природный газ ( лишний природный газ, к группе горючих полезных ископаемых).

 

 

Занимательная география.

 

Учитель на доске цветным мелом чертит кроссворд. Мелом выделяет только слово рельеф. Затем задает вопросы классу.

 

1. Назовите самое низкое место в Казахстане.

2. Как называется раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры.

3.Назовите область прогибания.

4. Как высокогорная  область образовавшаяся в каледонское горообразование.

5. Полезное ископаемое  входящее в группу рудных.

6. Какое полезное ископаемое называют черным золотом страны.

 

 

К

А

Р

А

Г

И

Е

 

 

 

 

 

Т

Е

К

Т

О

Н

И

К

А

 

 

П

Л

И

Т

А

 

 

 

 

Т

Я

Н

Ь

-

Ш

А

Н

Ь

 

 

 

 

М

Е

Д

Ь

 

 

 

 

 

 

Н

Е

Ф

Т

Ь

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап.

 

Учитель анализирует работу учащихся на уроке, оценивает их по сигнальным карточкам. Оценка ставится по количеству набранных сигнальных карточек. Если ученик набрал зеленых карточек , то ему ставится пять, если есть и желтые карточки, то надо рассматривать работу ученика на протяжении всего урока.

 

Домашнее задание.

 

К следующему уроку повторить пройденный материал за курс География. Материки и океаны. Точнее тему « Воздушные массы», « Климатообразующие факторы», то есть параграфы 7 и 8.

 

Литература.

 

1. Бейсенова А.С. и другие  География. Материки и океаны: учебник для 7 класса, издательство Алматы « Атамура» 2003.

2. Бейсенова А, Карпеков К.  Физическая география Казахстана: учебник для 8 класса, издательство Алматы « Атамура» 2004.

3. Коринская В.А. и другие  География материков и океанов: учебник для 7 класса, издательство Москва « Просвещение» 1989.

4. Трешников и другие  Географический энциклопедический  словарь( понятия и термины), издательство Москва « Советская энциклопедия» 1988.



Похожие:

Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе iconУрок обобщения и систематизации знаний по истории в 7 классе
России хvш века, но в то же время вывести учащихся на новую ступеньку знаний путем решения поставленной на уроке проблемы: достижения...
Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе iconУрок обобщения и систематизации знаний
Обучающая повторение, обобщение и систематизация материала темы «Десятичные дроби», создание условий контроля и самоконтроля усвоения...
Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе iconУрок обобщения в 10 классе "Основы молекулярно-кинетической теории"
Образовательная: создать условия для повторения и систематизации знаний по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»
Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе iconУрок обобщения и систематизации знаний по истории в 5 классе
Знакомство с командами (4-5 человек), их названием и девизом. Объяснение учителем условий игры. Определение роли «зрителей» (ответив...
Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе iconУрок обощения и систематизации знаний
«Учиться можно только весело Что­бы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе iconТема: Повторение изученного по теме «Лексика»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по изученному материалу
Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе iconУрок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Моу «Тишанская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»
Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе iconУрок повторение изученного по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Тип урока: Урок повторения изученного материала и систематизации полученных знаний
Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе iconУрок обобщения и систематизации знаний
Применяемые образовательные технологии: технология уровневой дифференциации обучения, игровые технологии
Урок обобщений и систематизации знаний в 8 классе iconУрок обобщения и систематизации знаний. Углубленное изучение свойств квадратных уравнений
«Приветствие» (в стихотворной форме или прозой, оценивается оригинальность и настрой команды)
Разместите ссылку на наш сайт:
Уроки, сочинения


База данных защищена авторским правом ©izlov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
связаться с нами