|
Урок по русскому языку в 6-м классе. 16.01.2012г. Тема урока: "Работа над ошибками. Правописание НЕ с прилагательными" Цели урока:
Тип урока: формирование новых знаний. Оборудование: учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год; карточки. Ход урока. 1. Организация класса. 2. Анализ выборочного изложения и работа над ошибками. 3.Учёт знаний учащихся. -Упражнение 301.
Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. ( А. Блок.) Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин.) Образец разбора. Вечерние (тени) – прилагательное. I. Тени (какие?) вечерние. Н.ф.- вечерний. II. Пост.- относит.; непост. – в им.пад., мн.ч. III. Тени (какие?) вечерние. (Определение)
-^ ?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.) -Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.) -^ ( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.) -^ Сравнительная и превосходная.) - Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.) -Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.) -Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.) -Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего - либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)
Ученье без уменья (не) праздность, а труд. Пишут (не) пером, (не) польза, а беда. Мы ценим и любим а умом. Задание: проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Раскройте скобки. Объясните, чем является НЕ: приставкой или отрицательной частицей? -Как вы поняли пословицы? ( Учащиеся дают толкование пословиц.) 5. Работа по карточкам. (Устно.)
М.В.Ломоносов о поведении учащихся. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого. (Не) быть гордым и грубым. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов. (Не) хвастаться и (не) лгать. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)
-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”? ( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется). Запись в тетрадях пункта №10. -Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь.А все, что учишь, пригодится! Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием? 6. Словарный диктант. Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг. - Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это? -Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ? -Объясните лексическое значение слова невежда. -Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные. Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не. 7. Сообщение темы, целей урока. Объяснение нового материала. Запись в тетрадях и на доске. НЕ с прилагательными ^ если: - без не не употребляется (нерадивый, небрежный) Раздельно, если: - можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой) - есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый); - есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга); - прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший); - с кратким прилагательным ( не могуч). 8. Закрепление материала. Работа с учебником. Выполнение упражнений. Упражнение № 305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов. Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный? 9. Обобщение изученного. - Как пишется не с прилагательными?
^ Есть слова, они без не в глупость превращаются, Их без не тебе и мне ставить запрещается. При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится, Тут уже понятно всем: не отдельно пишется. Пишется отдельно не, если в предложении Есть противопоставление. Если слово вместе с не новым заменяется, Значит, к слову это не присоединяется. 10. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 11. Домашнее задание.§54.Упражнение №309. |
![]() | "Работа над ошибками" / Почему «государственные дети» Работа над ошибками" / Почему «государственные дети» плодят новых сирот и кто с этим борется, "Сиб фм", 1 февр. 2012г | ![]() | Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных" цели: закреплять и уточнять знания учащихся по теме План-конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных" |
![]() | Конспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема: Произношение и правописание слов с сочетаниями Средства наглядности: плакат по каллиграфии с росчерком, карточки с индивидуальными заданиями, письмо Незнайки | ![]() | Урок по русскому языку на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова». Приемы Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка |
![]() | Урок по русскому языку На тему: Правописание глаголов. Новогодние сюрпризы. 4класс. Учитель Цель: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов | ![]() | Урок по геометрии и русскому языку на тему «Четырехугольники» в 8 классе. Тема урока: Четырехугольники Интегрированный урок по геометрии и русскому языку на тему «Четырехугольники» в 8 классе |
![]() | Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Снова о мягком знаке» Разработка данного урока по русскому языку для 3 класса, ориентирована на работу по учебнику автора Соловейчик М. С.«Русский язык... | ![]() | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе Работа над ошибками. Предложение. Главные члены предложения. Способы выражения главных членов предложения |
![]() | Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных» Тип урока: открытие нового знания План конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Род имён существительных» | ![]() | Министерство образования и науки республики казахстан коммунальное государственное учреждение «неполная средняя общеобразовательная школа-интернат им. Н. К. Крупской» Тема: Развитие речи. Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения |